Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

Статья посвящена исследованию такого социально-личностного феномена, как коммуникативная компетентность учителя начальных классов. Данный феномен рассматривается с различных точек зрения и выделяется в структуре иных компетенций современного учителя младших школьников. Выявляется сущность, специфика и условия формирования коммуникативной компетентности учителя, а также описываются некоторые аспекты проявления такой компетентности в условиях современной начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION COMPETENCE OF PRIMARY TEACHER: ESSENCE, SPECIFICITY, CONDITIONS OF FORMATION

The article is devoted to the study of such a social and personal phenomenon as the communicative competence of a primary school teacher. This phenomenon is considered from various points of view and stands out in the structure of other competencies of a modern teacher of primary schoolchildren. The essence, specificity and conditions for the formation of the teacher's communicative competence are revealed, and some aspects of the manifestation of such competence in the conditions of a modern primary school are described.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ»

Keywords: unique scientific installations, information resources, educational potential, methods of teaching physics.

Литература:

1. Аджиев A.X., Абшаев M.T., Абшаев А.М. и др. Динамика грозовой активности конвективных облаков при их естественном развитии и при активных воздействиях / Доклады Всероссийской конференции по физике облаков и активным воздействиям на гидрометеорологические процессы: сборник научных трудов. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 214-225. URL: http://vgistikhiya.ru/images/kart/doc/Rd/2DokladiKonf.pdf

2. Машуков И.Х., Аджиева А.А., Шаповалов В.А. Влияние локальных погодных явлений на изменение напряженности электрического поля атмосферы / Доклады Всероссийской конференции по физике облаков и активным воздействиям на гидрометеорологические процессы: сборник научных трудов. Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 257-274. URL: http://vgistikhiya.ru/images/kart/doc/Rd/2DokladiKonf.pdf

3. Научно-технологическая структура Российской Федерации. Каталог уникальных научных установок: [Электронный pecypcl. URL: https://ckp-rf.ru/ /usu/ (дата обращения: 20.11.2020).

4. Научно-образовательный центр НЕВОД: [Электронный ресурс]. URL: http://www.nevod.mephi.ru/ru (дата обращения 18.11.20)

5. Стенд SURA. Многоцелевой стенд для исследования околоземного и космического пространства: [Электронный ресурс]. URL: https://ckp-rf.ru/ /usu (дата обращения: 20.11.2020).

6. Уникальная научная установка «Российская национальная наземная сеть станций космических лучей»: [Электронный ресурс]. URL: http://cr.izmiran.ru/dbs_unu.html (дата обращения: 20.11.2020).

7. УНУ «Имитационно-натурный гидроакустический комплекс»: [Электронный ресурс]. URL: http://inep.sfedu.ru/unu_ingak/(flaTa обращения: 20.10.2020).

УДК 371

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: СУЩНОСТЬ,

СПЕЦИФИКА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Школа - важный этап развития каждого социально активного человека. В ней проявляются первые коммуникативные, творческие, учебные успехи детей. Она готовит их к дальнейшим ступеням обучения, к реальной жизни, осуществлению творческой и профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося социума. Именно поэтому на школьное образование возлагаются большие надежды со стороны законодательства и общества. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс в соответствии с важнейшими требованиями, предъявляемые к образовательной деятельности, а также принимать всецелое участие в процессе воспитания подрастающего поколения. В связи с этим в современной педагогической науке отмечается особый интерес, возникший вокруг личностно-ориентированного подхода, направленного на актуализацию роли ученика в образовательном процессе. Он сегодня становится стержнем образовательно-воспитательной деятельности и главным стимулирующим фактором в развитии профессиональной компетентности педагога. В связи с этим учитель должен соответствовать требованиям и выполнять задачи, поставленные передним системой современного образования.

Важным элементом сформированности учительского профессионализма является коммуникативная компетентность, которая особенно важна в случае с начальным образованием. Современный учитель должен понимать, что произошла качественная перемена во взаимоотношениях с учениками, поскольку теперь они являются полноправными участниками образовательного процесса, а значит, в какой-то степени становятся партнерами учителя по организации и оптимизации образовательно-воспитательной деятельности. Сегодня мало предоставлять знания и обучать умениям практического характера, важно предоставить ученику условия для его самостоятельного развития и для формирования у него важнейших социально-психологических качеств, необходимых ему для дальнейшего саморазвития. Учитель работает с учеником в сотрудничестве, в партнерстве, осуществляя совместную работу в ходе овладения знаниями и решения тех или иных задач. Именно поэтому коммуникативная компетентность играет важнейшую роль в системе остальных компетентностей учителя [2].

Изложение основного материала исследования. Профессионализм учителя состоит не только в применении им наиболее эффективных способов передачи и воспроизведения информации, учебного материала, но и в возможности наладить непрерывный контакт с учениками, а также передать им важные социально-психологические знания, позволяющие им в дальнейшем взаимодействовать с окружающим миром. Коммуникативные задачи он должен решать на сознательном уровне, опираться не на интуицию, а на знания, что значительно осложняет процесс его подготовки к осуществлению профессиональной педагогической деятельности, особенно в условиях начальной школы.

Под компетентностью принято понимать систему знаний и компетенций общего и специального порядка, которые включают в свой состав профессиональное отношение к педагогической деятельности и к ее предмету. Компетенция же - это способность педагога применять свои знания и умения в наиболее подходящие моменты образовательно-воспитательной деятельности. Исходя из этого, коммуникативная компетентность состоит в четко сформированной системе знаний и навыков практического характера у педагога в отношении осуществления коммуникативной деятельности, построения коммуникативных связей и индивидуальных маршрутов, в соответствии с которыми возможно максимально эффективное развитие младших школьников [1].

Коммуникативная компетентность состоит из множества и множества элементов, которые соответствуют знаниям и умениям в коммуникативном плане. Так, многие следователи, считают, что

существует перечень специальных коммуникативных умений, обязательных для современного учителя начальной школы. К ним принято относить:

- умение педагога понимать и познавать других членов общества, а также правильно воспринимать и оценивать ситуации, происходящие во время межличностной коммуникации, умение общаться и понимать собеседника. Такие умения позволяют педагогу налаживать коммуникативные взаимосвязь с учениками и говорить с ними на одном языке, что значительно оптимизирует процесс передачи им учебного материала;

- умения критического характера, заключающиеся в выставлении и определении объективной критической оценки собеседника и всех субъектов социокультурного пространства как индивидов, умение правильно идентифицировать первое впечатление о собеседнике. Иными словами, такой ряд умений позволяет критически оценивать не только весь образ личности, с которым налаживается коммуникация, но и выявлять отдельные особенности индивида, его мотивы и намерения, понимать и раскрывать значение его мимики, жестов, других невербальных видов общения, что позволяет современному учителю начальных классов анализировать психологическое состояние учеников;

- умения внутриличностного характера, которые состоят в познании учителем собственной личности, оценки собственных знаний и способностей, понимание природы собственных действий, умение оценивать себя со стороны. Такие умения несколько объективизируют картину мира и представления учителя о самом себе, что позволяет ему максимально приблизиться к идеалу, существующим в глазах учеников;

- умение грамотно оценивать и контролировать ситуацию межличностной коммуникации, которая характеризуется наблюдением и выбором в существующей обстановке наиболее информативных и концептуальных признаков, а также стимулирует правильное восприятие и оценку возникшей ситуации.

Иными словами, современный учитель начальной школы должен уметь не только оценивать и рассматривать психическое и социально-психологическое состояние учеников, но и анализировать среду, в рамках которых они взаимодействуют, а также собственную личность, проводить комплексный анализ и объективную оценку сложившимся ситуациям. Ему важно направить свою коммуникативную деятельность на организацию и совершенствование благоприятного климата внутри коллектива детей, а также сформировать правильное представление у них о взрослых, об учителях и авторитетах [2].

Выводы. Коммуникативная компетентность современного учителя может приобретаться различными путями. По нашему мнению, это должно происходить комплексно и объективно. Учитель должен не просто знать язык общения, обладать определенным опытом межличностного общения и построения коммуникативных каналов. Ему важно обладать социо-нормативным опытом в области народной культуры, знать основы этнопедагогики, которые подразумевают определенные традиционно коммуникативные паттерны, которым необходимо следовать для развития народной культуры и личности ребенка. Мы не говорим об общепонятных и общепринятых элементах, стимулирующих развитие коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности, по типу эрудиции, понимания и знания научных методов обучения общению и так далее. Это подразумевается само собой, поскольку учитель - пример гармоничного развития личности ребенка. Все вышеуказанные источники формируют такой комплекс знаний и умений педагога, который способен оказывать активное влияние на коммуникативную ситуацию в целом, регулировать её, создавать для обучающихся коммуникативные направления, в соответствии с которыми возможна реализация личностно-ориентированного подхода.

Аннотация. Статья посвящена исследованию такого социально-личностного феномена, как коммуникативная компетентность учителя начальных классов. Данный феномен рассматривается с различных точек зрения и выделяется в структуре иных компетенций современного учителя младших школьников. Выявляется сущность, специфика и условия формирования коммуникативной компетентности учителя, а также описываются некоторые аспекты проявления такой компетентности в условиях современной начальной школы.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность учителя, коммуникативные способности личности, коммуникативный потенциал педагога, учитель начальных классов, младший школьный возраст, сущность и специфика коммуникативной компетентности.

Annotation. The article is devoted to the study of such a social and personal phenomenon as the communicative competence of a primary school teacher. This phenomenon is considered from various points of view and stands out in the structure of other competencies of a modern teacher of primary schoolchildren. The essence, specificity and conditions for the formation of the teacher's communicative competence are revealed, and some aspects of the manifestation of such competence in the conditions of a modern primary school are described.

Keywords: communicative competence of a teacher, communicative abilities of a person, communicative potential of a teacher, primary school teacher, primary school age, essence and specificity of communicative competence.

Литература:

1. Абдуллаева, Д.P. Роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования / Д.Р. Абдуллаева // Достижения науки и образования. -2018. -№ 15 (37).

2. Карпова, М.А. Специфика коммуникативной компетентности учителя начальных классов / М.А. Карпова // Гаудеамус. -2016,- № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.