Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпиталевская Галина Романовна

В статье охарактеризованы мотивы готовности будущих учителей к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов. Автор выделяет группы мотивов, играющих определенную роль в становлении будущего учителя начальной школы. Представляет соотношение всех групп мотивов будущих специалистов, которые побуждают к формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпиталевская Галина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MOTIVES OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDYING INITIAL CLASSES

The article described the motives of readiness of future teachers to the formation of communicative competence of primary school. The author identifies the groups of motives that play a role in the development of future teacher of primary school. Shows the proportion of all groups of motives of future specialists, which lead to the formation of communicative competence of younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

знаний способствуют решению современных задач дополнительного профессионального образования, в том числе:

— развитие познавательной активности и мышления слушателей;

— формирование их мотивации к исследовательскому поиску и творческому решению возникающих проблем;

— становление их социализации и профессиональной мобильности.

Однако необходимость формирования инновационной культуры по-прежнему требует внесение изменений в систему дополнительной профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.

Аннотация. В статье рассмотрены основные характеристики и особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольной образовательной организации. Модернизация системы дошкольного образования, изменения в деятельности педагогов дошкольников предполагают современные эффективные формы и нестандартные подходы к организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Нацеленность на инновационную педагогическую деятельность, непрерывное повышение профессионального педагогического мастерства, активное освоение новых функций, способствуют решению актуальных задач дошкольного образования.

Ключевые слова: инновационная культура, педагог дошкольного образования, характеристики инновационной культуры, формирование инновационной культуры, профессиональное педагогическое мастерство, эффективные формы организации образовательного процесса.

Annotation. The article describes the main characteristics and features of formation of innovative culture of the teacher of preschool educational institution. Modernization of system of preschool education, changes in activity of teachers of preschool children require advanced effective and innovative approaches to organization of educational process in system of additional professional education. Focus on innovative teaching, continuous professional pedagogical skills, active development of new features, contribute to the decision of actual problems of preschool education.

Keywords: innovation culture, teacher of preschool education, characteristics of innovative culture innovative culture, professional pedagogical skills, effective forms of organization of educational process.

Литература:

1. Долматов A.B., Долматова Л.А. Культура и эффективность психолого-педагогического взаимодействия педагогов и студентов в интерактивных формах обучения. / А.В. Долматов, Л.А. Долматова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013, Т. 19; № 2. - С. 91-97.

2. Долматова Л.А., Шарова Л.А. Инновационная культура педагога: основные характеристики и особенности формирования / Л.А. Долматова, Л.А. Шарова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014, Т. 23; № 2 - С. 107-109.

3. Задворная, М. С. Активные формы и методы обучения педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями / М. С. Задворная // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). -С.88-91.

4. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев: Материалы XII конференции ассоциации «История и компьютер», 22-24 октября 2010 г. - М.: Изд-во Московского университета, 2010. - С. 174-175.

5. Шерайзина P.M. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина P.M., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

6. Шерайзина P.M. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды / Шерайзина P.M., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А.// Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 43-51.

7. Шерайзина P.M. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина P.M. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования. Коллективная монография. - Ульяновск, 2016. С. 45-56.

8. Юсупова Э.Ф. Сущность педагогических инноваций в системе образования / Э.Ф. Юсупова // Актуальные вопросы современной педагогики: сборник материалов VI международной научной конференции. - Уфа: Лето, 2015. — С. 44-46.

УДК 371.13:373.3:316.323.73 ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования Шпиталевская Галина Романовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

Постановка проблемы. Модернизация системы подготовки будущих учителей начальных классов в высшем учебном заведении является сегодня одной из важных и актуальных проблем, включающей в себя поиск эффективных путей, обеспечение необходимых и достаточных условий для совершенствования процесса формирования будущего педагога как высококвалифицированного специалиста, способного к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов.

Цель статьи - охарактеризовать мотивы готовности будущих учителей к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов.

Изложение основного материала исследования. Основными направлениями подготовки будущего учителя является комплекс методологических, педагогических и методических проблем, направленных на

повышение уровня его профессионализма. В контексте современного социального заказа будущие учителя начальных классов должны обладать не только умениями и навыками проведения уроков, но и создавать благоприятные психолого-педагогические условия для формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Эффективность формирования коммуникативной компетентности учащихся во многом зависит от уровня подготовки самого учителя к осуществлению профессионально-коммуникативной деятельности. Коммуникативно-речевая компетентность - важная составляющая профессиональной культуры педагога, подразумевающая способность целесообразно выстраивать речевое поведение учителя в различных ситуациях профессионального общения.

Коммуникативно-речевая компетентность учителя начальных классов является одним из значимых компонентов его профессиональной компетентности, определяющая культуру взаимодействия в процессе обеспечения педагогической деятельности; как интегративное, развивающееся качество специалиста, владеющего знаниями об основах процесса педагогического общения, умениями, навыками и приемами коммуникации, рефлексии, множеством разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. В коммуникативно-речевой компетентности учителя начальных классов в числе ее составляющих элементов выделяют языковую, предметную, лингвистическую и прагматическую компетентность.

Готовность будущего учителя начальных классов к формированию коммуникативной компетентности учащихся во многом зависит от мотивации к проведению этой деятельности. В педагогике мотивация рассматривается как сложная система побуждений, которые направляют активность индивида на получение, преобразование и сохранение нового опыта. Рассмотрим более подробно различные точки зрения по определению групп мотивов в пределах обозначенной проблемы исследования.

Так, по содержанию деятельности известные ученые-психологи A.A. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. выделяют следующие группы мотивов: профессиональные, широко социальные, узко социальные, познавательные, мотивы достижения, утилитарные [1; 3]. Учет такой дифференциации способствует определению мотивации к профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов, что реализуется в процессе формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

В. В. Столин определяет внешние и внутренние группы мотивов в контексте направления к реализации деятельности, в том числе и коммуникативной, с ориентацией на достижение определенных результатов (внешняя мотивация) и сам процесс (внутренняя мотивация) [4].

В иерархии мотивов, предложенных А. Маслоу, выделение отдельных групп происходит по принципу взаимодействия, а именно: мотивы, порождаемые внутренними потребностями человека; мотивы, порождаемые социальными факторами; мотивы, возникающие в процессе взаимодействия с окружающей средой и ее субъектами [2].

Исходя из целей и задач исследования, предполагаем, что уровень готовности будущих специалистов к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов зависит от групп мотивов, которые можно сгруппировать следующим образом.

Социальные мотивы предусматривают: потребность удовлетворить социальный заказ общества, связанный с подготовкой младших школьников к общественно-полезной коммуникации; стремление создать основу для взаимодействия между личностью и обществом в широком смысле, находить адекватные способы решения проблем в сфере общения, межличностных и межгрупповых взаимодействиях; потребность в решении общественно значимых проблем коммуникативного характера, с целью осмысления и совершенствования современной системы человеческих взаимоотношений в контексте сохранения и воспроизводства общечеловеческих ценностей.

Утилитарные мотивы определяются потребностями: быть конкурентоспособными в процессе профессиональной деятельности, утвердиться среди коллег, родителей, обучающихся как значимых субъектов коммуникации; обеспечение карьерного роста и повышения служебного статуса.

Важными в процессе формирования коммуникативной компетентности младших школьников являются профессиональные мотивы, побуждающие к совершенствованию определенного вида деятельности: потребность научить обучающихся свободно общаться с учителями, родителями, сверстниками, представителями общественности; потенциально изменять образовательный процесс в рамках профессиональной деятельности; стремление к высоким результатам в профессиональной деятельности; совершенствовать уровень коммуникативной компетентности младших школьников.

С целью выявления мотивов, побуждающих будущих учителей начальных классов к повышению уровня коммуникативной компетентности, было проведено анкетирование, в ходе которого определяли соотношение всех групп мотивов в самооценке обучающимися педагогических вузов. Сравнительный анализ результатов оценивания уровня значимости мотивов будущих специалистов показал, что наименее значимыми для них оказались мотивы достижения. Немного выше находятся показатели мотивов межличностных отношений, утилитарных мотивов и мотивов саморазвития и самореализации. Высокими являются показатели уровня развития профессиональных мотивов: потребность в стремлении к высоким результатам в профессиональной деятельности, потребность совершенствовать уровень коммуникативной компетентности младших школьников, необходимость научить учащихся свободно общаться с учителями, родителями, сверстниками, свидетельствует о признании учителями необходимости решения этой проблемы. Но вместе с тем, результаты показывают, что потребность в формировании коммуникативной компетентности младших школьников среди будущих учителей начальных классов проявляется эпизодически, является недостаточно осознанной и не может обеспечивать в полном объеме оптимальность формирования определенной компетентности. Учитывая это, можно утверждать о необходимости наполнения качественного состава общеобразовательных учреждений специалистами, прошедшими специальную подготовку в указанном направлении.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование полностью подтверждает выдвинутое нами предположение о необходимости развития мотивов при подготовке будущих учителей к формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

Аннотация. В статье охарактеризованы мотивы готовности будущих учителей к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов. Автор выделяет группы мотивов, играющих определенную роль в становлении будущего учителя начальной школы. Представляет

соотношение всех групп мотивов будущих специалистов, которые побуждают к формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: мотивы, коммуникативная компетентность, будущие учителя, младшие школьники.

Annotation. The article described the motives of readiness of future teachers to the formation of communicative competence of primary school. The author identifies the groups of motives that play a role in the development of future teacher of primary school. Shows the proportion of all groups of motives of future specialists, which lead to the formation of communicative competence of younger schoolboys.

Keywords: motives, communicative competence, future teachers, younger students.

Литература:

1. Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста. - М., 1979. - С. 84-91.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Абрахам Харольд Маслоу; под общей ред. Г. А. Балла, А. Н. Киричука, Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 1999. - 424 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи / Сергей Леонидович Рубинштейн. - СПб.-М.-Х.-Мн.: Питер, 1999. - 712 с.

4. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М., 1983. - 212 с.

УДК 371

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Щупак Анастасия Геннадьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наукВезетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Креативность относится к общим способностям, поскольку она соответствует склонности человека к созданию оригинального, нового продукта в разных сферах деятельности. Данное понятие рассматривается многими психологами как одна из составляющих интелектуальной и личностной зрелости человека.

Развитие креативного мышления детей в дошкольном возрасте, является одним из основных частей формирования личности ребенка, становления психических процессов и его интеллектуализации. Эта позиция доказывает, что период дошкольного возраста становится экспериментальным периодом для реализации своего потенциала и развития будущих креативных качеств индивида.

Для того, чтобы креативность стала качеством личности и не носила только ситуативный характер, необходимы с одной стороны, систематические занятия в данном направлении, которые желательно начинать в раннем дошкольном возрасте, а с другой - создание творческой обстановки в детском саду, учреждении дополнительного образования, через вовлечение родителей и педагогов в процесс развития творческого мышления детей [2, с. 50].

Изложение основного материала исследования. По мнению Николаева Е. П., главными формами взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательно-воспитательном учреждения, обеспечивающие творческое мышление детей является:

1. Индивидуальное собеседование перед началом занятий с ребенком и родителями.

2. Совместные тематические занятия для родителей с привлечением узкоспециализированных специалистов (педагога-психолога).

3. Совместные занятия детей и родителей, или присутствие родителей на занятиях детей.

4. Система «домашних заданий», способствующих творческому мышлению всей семьи.

5. Проведение занятий в форме путешествий, сказок и других активных игровых форм.

6. Проведение в течение учебного года комплекса творческих мероприятий.

Автор утверждает, что мыслительная деятельность детей дошкольного возраста имеет исключительно наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в дошкольных учреждениях широко используются различные методы, которые успешно развивают креативность в творческой деятельности дошкольников [3, с. 73].

Обладая системой понятий, которые отражают действительные отношения и связи явлений, ребенок в дошкольном возрасте знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно дети классифицируют объекты и явления действительности, учатся анализировать и обобщать, а так же систематизировать. Так на протяжении всего дошкольного периода педагог учит детей организованной и целенаправленной творческой деятельности, формирует умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи. Это очень сложная задача, т.к. у детей часто проявляется пассивность воображения. Поэтому за все время развития креативности применяются самые разнообразные методы и приемы, активизирующие творческую деятельность:

Метод «Мозгового штурма» — поиск оптимальных творческих решений и их дальнейшая разработка, при этом на задаче сосредоточено внимание, а участников намеренно побуждают предоставлять максимальное количество оригинальных решений. Во время занятий такого рода выдвинутые решения не рассматриваются со стороны критики: участников предупреждают, что может быть несколько решений у задачи. После того как данный этап пройден, проводится анализ предложенных вариантов, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные [1, с. 479].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.