- поиск педагогических идей по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования дошкольников;
- модернизация технологий дошкольного образования;
- повышение уровня профессионально-педагогического мастерства воспитателей дошкольного образования и престижа педагогического труда;
- создание условий для профессиональной коммуникации, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных педагогических технологий;
- привлечение внимания органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования;
- проявление особого внимания предшкольному образованию детей, развивающихся вне учреждений дошкольного образования [5].
Выводы. Таким образом, обобщая вышеизложенное, заключим, что на современном этапе все уровни отечественной системы образования переживают процесс модернизации. Не составляет исключения и система дошкольного образования. Данный процесс направлен на повышение качества дошкольного образования детей. Основными направлениями данного процесса являются совершенствование взаимодействий между всеми субъектами процесса образования, оптимизацию результатов учебно-воспитательного работы, достижение взаимодействия и преемственности между компонентами процесса образования в ДОУ.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы модернизации системы дошкольного образования. В исследовании обоснованы основные причины и факторы, вызвавшие потребность в модернизации. В работе основное внимание отведено анализу направлений модернизации дошкольного образования и путей ее реализации.
Ключевые слова: модернизация образования, совершенствование, оптимизация, повышение качества образования, система дошкольного образования, образование и воспитание детей дошкольного возраста, образовательная политика.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of modernization of preschool education. The study justified the main reasons and factors that caused the need for modernization. In work the main attention is devoted to the analysis of the directions of modernization of preschool education and how to implement it.
Keywords: modernization of education, improvement, optimization, improvement of the quality of education, preschool education system, education and upbringing of preschool children, educational policy.
Литература:
1. Копылова Н.Г., Белоножкина Н.И. Модернизация школьного образования - дидактические аспекты // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 928-929. - URL https://moluch.ru/archive/62/9341/ (дата обращения: 29.05.2019).
2. Мигунова Е.В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2013. - № 74. - С. 40-43.
3. Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. - М.: Линка-Пресс, 2008.-224 с.
4. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 394 с.
5. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. 2009. №1. С. 8-14.
УДК 371
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Целью функционирования современной школы является реализация подготовки подрастающего поколения к жизни. Каждый обучающийся за время учебы должен получить знания, которые будут востребованы им в последующей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть реализовано путем использования технологий здоровьесберегающей педагогики Г41. В этой связи задачей высшей школы на современном этапе является реализация, наряду с другими направлениями общей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, формирования готовности к использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Изложение основного материала исследования. Здоровьесберегающие технологии, по определению исследователей О.П. Храповой и С.И. Лепёхиной, - это «система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка... совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к себе» |7, с. 1261. О.В. Ганина определяет данный термин, как «совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов» Г4, с. 7661.
Для обоснования педагогического потенциала и значимости здоровьесберегающих технологий целесообразно рассмотреть мнения практикующих учителей начальных классов. Так, по словам О.В. Ганиной, применение анализируемых нами технологий на уроках укрепляет мотивацию на изучение
предмета, помогает вызвать положительные эмоции у ребят, увидеть индивидуальность детей, способствует более успешной адаптации обучающихся в образовательном и социальном пространстве, повышает уровень общего физического состояния школьников, развития их физических навыков, двигательной активности, компетентности в вопросах здоровьесбережения \4]. В свою очередь педагоги О.П. Храпова и С.И. Лепёхина подчеркивают, что использование данных технологий позволяет ребятам более успешно адаптироваться в социальном и образовательном пространстве, раскрыть свои творческий потенциал Г71.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий в рамках учебно-воспитательного процесса высшей школе обоснована не только их безусловным дидактическим потенциалом, но и тем, что учебная деятельность часто может перегружать детей. Так, по мнению Н.С. Бедеревой, С.Н. Шилова, И.А. Игнатовой и других исследователей, «Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер» [2, с. 156]. Это обосновывает потребность обращения педагогов начальных классов к использованию здоровьесберегающих педагогических технологий, а преподавателей высшей школы, реализующих программу профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, - к формированию их готовности к применению указанных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
Конечной целью обучения будущих педагогов начального образования теоретическим и методическим основам здоровьесберегающих технологий является формирование валеологической грамотности. По определению В.Т. Лободина, данный термин трактуется как «грамотность человека в области здоровья и здорового образа жизни. Этот вид грамотности не ограничивается лишь знаниями, поскольку здоровый образ жизни - это жизнедеятельность человека на основе знаний о здоровье и условиях его сохранения и укрепления» [5, с. 261. Валеологическую грамотность педагога исследователь определяет как «минимум достаточных и необходимых знаний и умений, обеспечивающих качество профессиональной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся» [5, с. 381.
В структуре валеологической грамотности В.Т. Лободин выделяет три основных компонента:
- когнитивный;
-ценностно-мировоззренческий;
- деятельностно-практический.
По мнению ученого, развитие валеологической грамотности проходит три стадии: от элементарной к функциональной и к поведенческой грамотности [5].
Б.Н. Абдулахамидова и Н.Т. Шерматова подчеркивают, что «процесс формирования валеологической грамотности базируется на педагогических основах валеологического образования» Г1, с. 1651.
Валеологическую грамотность личности характеризует сформированность валеологического мышления, валеологического поведения, валеоготовности. Развитие валеологической грамотности способствует становлению валеологической культуры личности, что позволяет говорить о том, что процесс формирования валеологической грамотности этапный и непрерывный. В данном исследовании нас интересует период вузовского обучения будущего педагога начальных классов и процесса формирование его готовности к использованию здоровьесберегающих технологий.
Готовность студентов к использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности - это сложное интегральное состояние личности, включающее личностную составляющую, связанную с установкой на здоровый образ жизни, на сохранение и укрепление собственного здоровья, и профессиональную составляющую, которая выражается в осознании необходимости приобретения определенных знаний и умений по реализации здоровьесберегающих технологий [3].
Е.С. Панкова в системе подготовки будущих педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий выделяет следующие этапы:
1) начало формирования валеологической грамотности путем изучения «Анатомии и возрастной физиологии», «Валеологии и гигиены», «Безопасности жизнедеятельности» и т.п.;
2) изучение уровня индивидуального здоровья студентов (знакомство с диагностическими методиками);
3) развитие здоровьесберегающей компетентности студента: его готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и в рамках внеурочной деятельности;
4) реализация студентами экспериментальной работы с детьми в контексте педагогической практики;
5) разработка методических систем на основе здоровьесберегающих технологий, изложенных в дипломных работах;
6) профессиональная деятельность с применением здоровьесберегающих педагогических технологий Г61.
Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что на современном этапе обязательным компонентом
профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования должно являться валеологическое образование, целью которого является непрерывное формирование валеологической грамотности, на основе которой происходит становление валеологической культуры личности, а также готовности учителей начальных классов к использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе школы. Процесс реализации валеологического образования должен протекать поэтапно с учетом педагогических аспектов осуществления профессионального образования, а также теоретических основ валеологии.
Аннотация. В статье изучается проблема формирования готовности будущих учителей начальных классов в процессе их обучения в высшей школе к использованию здоровьесберегающих технологий в системе начального образования. В работе рассматривается сущность валеологического образования педагога, обосновывается потребность и анализируется специфика формирования валеологической грамотности и готовности педагогов начальных классов к использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, готовность, профессиональная подготовка педагогов начального образования, валеологическое образование, валеологическая грамотность, валеологическая культура.
Annotation. The article studies the problem of formation of readiness of future primary school teachers in the process of their education in higher school for the use of health-saving technologies in primary education. The article deals with the essence of valeological education of the teacher, substantiates the need and analyzes the specifics of
the formation of valeological literacy and readiness of primary school teachers to use health-saving technologies in the educational process of primary school.
Keywords: health saving technologies, readiness, training teachers for primary education, health education, health literacy, health culture.
Литература:
1. Абдулахамидова Б.Н., Шерматова H.T. Педагогические основы валеологического образования школьников // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2,- С. 163-167.
2. Бедерева Н.С., Шилов С.Н., Игнатова И.А., Покидышева Л.И. Проблема адаптации и реадаптации к школьным нагрузкам. Роль нейрометаболизма, активационных процессов головного мозга и темпераментальных характеристик // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1.
3. Божедомова С.В. Формирование готовности студентов к использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности: на примере подготовки учителей начальных классов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Тольятти, 2011. -265 с.
4. Ганина О.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 766-768. - URL https://moluch.ru/archive/102/23682/ (дата обращения: 29.05.2019).
5. Лободин В.Т. Педагогические условия формировагия валеологической грамотности в процессе образования взрослых: диссерт. ... к.п.н. 13.00.01 - общая педагогика. - СПб., 2000. -242 с.
6. Панкова Е.С. Подготовка будущего педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2016. - № 2. - С. 74-77.
7. Храпова О.П., Лепёхина С.И. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.2. - С. 126-128. - URL https://moluch.ru/archive/30/3464/ (дата обращения: 29.05.2019).
УДК: 371.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯХ
НОВГОРОДСКОГО РЕГИОНА
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
кандидат педагогических наук Алексеева Ольга Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
студент Серова Алена Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
Постановка проблемы. В настоящее время большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития личности, способной уверенно адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, успешно реализующей себя в выбранной профессии. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии является одной из важных задач школьного образования. В то же время, по данным экспертно-аналитического центра РаНХиГС только 20 % выпускников университета идут работать по специальности.
Актуальным является привлечение внимания подрастающего поколения к рабочим профессиям, которые сохранятся на рынке труда в ближайшие 20-25 лет. Об этом свидетельствует внедрение федерального проектов «Молодые профессионалы», «Билет в будущее», разработка стандартов Ворлдскиллс Россия и др. К сожалению, данные проекты охватывают учащихся вузов, СПО и основной школы. В то время, как зарубежный педагогический опыт свидетельствует о необходимости раннего профессионального самоопределения. Тем не менее в Российской Федерации, несмотря на возросший в последнее время интерес к данным вопросам, на уровне начального общего образования не сложилось успешных методик формирования представлений младших школьников о рабочих профессиях с учетом актуальной и прогнозируемой ситуации на рынке труда конкретного региона.
Изложение основного материала исследования. Возникновение интереса к вопросам профориентации молодежи в нашей стране восходит к 20-м годам XX века. Тем не менее, разработки методологии и методик урочной и внеурочной деятельности профориентационной направленности для учащихся начальной школы появились сравнительно недавно.
Профориентация, или профессиональная ориентация учащихся, по мнению В.И. Тарлавского и Е.А. Цуканова, трактуется как система взаимодействия личности и образования, способствующая развитию и соотнесению способностей, потребностей и индивидуальных особенностей личности с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению [7].
Интерес к проблеме профориентации младших школьников обусловлен выявлением учеными-педагогами трудностей в профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, недостаточными знаниями о профессиях выпускников школ, неготовность выпускников школ сделать осознанный профессиональный выбор [3]. В настоящее время в мире существует более 7 тысяч профессий, а к 2035 году могут появиться и другие. Разумеется, обширность перечня предлагаемых профессий не дает сформировать у учащихся полноценной картины возможностей для профессиональной самореализации. Подготовка к ряду новых профессий, требует раннего начала формирования необходимых компетенций учащихся.
Возникает потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы.
Многие педагоги отмечают такие важные личностные особенности младших школьников, как доверительность и открытость, послушание, любознательность и исполнительность. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств \2\. По мнению А.Д. Сазонова взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников, а