DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-76-81
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 37.1174
Дата поступления: 20.10.2020 рецензирования: 10.11.2020 принятия: 27.11.2020
С.А. Павлова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Педагогический институт,
г. Улан-Удэ, Российская Федерация Е-шаП: [email protected]. ОКСГО: http://orcid.org/0000-0002-0320-9817.
Реализация программы валеологической службы «Центр здорового развития ребенка» в школе
Аннотация: Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - созданию в образовательных учреждениях новых валеологических направлений и служб в организации и содержании образования. Создание и становление валеологической службы в образовательных учреждениях значительно расширяет возможности непрерывного образования валеопедагогики. Современная система образования нуждается в квалифицированных специалистах, подготовленных к работе в валеологической службе, которая может подразделяться на медицинскую, психологическую, образовательную и социальную. Содержание деятельности валеологической службы может включать профилактическую, коррекционную, диагностическую, учебно-воспитательную, координационную, опытно-экспериментальную, научно-методическую, информационно-просветительскую работу. Современное образовательное учреждение обязано помочь каждому ребенку в сохранении и формировании здоровья - это приоритетная и актуальная проблема педагогики. Решить ее поможет предлагаемая программа валеологической службы «Центр здорового развития ребенка», экспериментально созданная и внедренная в работу школ г. Улан-Удэ преподавателями и студентами Педагогического института Бурятского государственного университета. Значительное внимание в материалах статьи уделяется механизмам формирования, сохранения, укрепления здоровья участников образовательного процесса. Такой аспект будет интересен педагогам высшей и общеобразовательной школ, студентам, специалистам в области валеологического образования. Ключевые слова: валеология, валеологическая служба образовательной системы, здоровьесбережение, здоровьесберегающие принципы, валеологизация образовательной среды, педагог-валеолог, валеологический анализ уроков, педагог-валеолог, модель школы здорового образа жизни, программы валеологической службы образовательного учреждения.
Цитирование. Павлова С.А. Реализация программы валеологической службы «Центр здорового развития ребенка» в школе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 76-81. БО1: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-76-81.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
© Светлана Алексеевна Павлова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Педагогический институт, 670034, Российская Федерация, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 а.
S.A. Pavlova
Banzarov Buryat State University, Pedagogical Institute, Ulan-Ude, Russian Federation, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0320-9817
Implementation of the program of valeological service Center for healthy child development» at school
Abstract: The article is devoted to an actual pedagogical problem - the creation of new valeological directions and services in the organization and content of education in educational institutions. The creation and establishment of the valeological service in educational institutions signiocantly expands the opportunities for continuing education of valeopedagogics. The modern education system needs qualioed specialists who are prepared to work in the valeological service, which can be divided into medical, psychological, educational and social. The content of the activities of the valeological service may include preventive, correctional, diagnostic, educational, coordination, experimental, scientio c and methodological, information and educational work. A modern educational institution is obliged to help every child maintain and develop health - this is a priority and urgent problem of pedagogy. The proposed program of the valeological service «Center for healthy child development», experimentally created and implemented in the work of schools in Ulan-Ude by teachers and students of the Pedagogical Institute of the Buryat State University, will help solve this problem. Considerable attention is paid to the mechanisms of formation, preservation, and health promotion of participants in the educational process. This view will be of interest to teachers of higher and secondary schools, students, and specialists in the oeld of valeological education.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 20.10.2020 Revised: 10.11.2020 Accepted: 27.11.2020
Key words: valeology, valeological service of the educational system, health preservation, health-preserving principles, valeologization of the educational environment, valeologist teacher, valeological analysis of lessons, valeologist teacher, healthy lifestyle school model, programs of valeological service of an educational institution.
Citation. Pavlova S.A. Implementation of the program of valeological service - Center for healthy child development» at school. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 76-81. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-76-81. (In Russ.)
Information on the conpict of interests: author declares no conpict of interest.
© Svetlana A. Pavlova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and Preschool Education; Banzarov Buryat State University, Pedagogical Institute, 25 а, Pushkin Street, Ulan-Ude, 670034, Russian Federation.
Введение
Значимость здоровьесбережения для современного человека высока. Сохранение индивидуального здоровья в настоящее время в условиях современной действительности приобретает большое значение. Этому необходимо учить подрастающее поколение, школа должна стать своеобразным плацдармом здоровьесбережения, в которую включены модели валеопедагогики, валеологиче-ские службы образовательных систем. Деятельность здоровьесберегающих служб поможет молодым людям формировать культуру здоровья, сохранять и укреплять свой индивидуальный потенциал здоровья в современном мире. Для этого в каждой школе должна работать валеологическая служба (Зайцев, 2001). Основная задача педагогической валеологии - создание в образовательном учреждении условий, формирующих, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся.
Эффективно она решается при наличии валео-логической службы с соответствующими условиями и программы, учитывающей половозрастные, физиологические особенности учащихся [Ковалева 2012]. Подобные здоровьесберегающие службы созданы в ряде регионов России, в отдельных городах они работают еще с советских времен, например Москва, Санкт-Петербург, Саха (Якутия) и др. Валеологические службы в разных областях и регионах работают по разным программам в зависимости от климата и местоположения того или иного региона страны (Колбанов 2001; Кучеренко 2008; Сентизова 2008).
В Республике Бурятия также проводятся работы по внедрению идеи здоровьесбережения и ва-леопедагогики в школах. Ярким примером может служить валеологическая модель «Школа Спорта и Здоровья», разработанная учителем С.Д. Мун-кожаповой в МОУ № 42 г. Улан-Удэ, где акцент был сделан на поддержание здоровья школьников и их родителей с применением спортивных и здо-ровьесберегающих педагогических технологий. В осуществлении данной программы участвовала кафедра педагогики Педагогического института Бурятского госуниверситета. Программа была нацелена на содействие развитию положительного отношения школьников к спорту; формированию у них знаний о здоровьесбережении и привитию навыков ответственного отношения к своему здоровью (профилактика вредных привычек). Она также предусматривала совместное участие и объеди-
нение деятельности педагогического коллектива и актива родителей [Медицинская профилактика... 2009; Гикаева 2014].
В программе были заложены как теоретические, так и практические механизмы ее реализации. Содержание работы школы определялось следующими направлениями: научным (изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка); прикладным (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, подготовка педагогических кадров, ориентированных на пропаганду основ валеологии, создание методических рекомендаций, учебных пособий); практическим (организационно-массовая работа с учащимися, родителями, педагогами школы в рамках реализации программы) [Галимов, Ро-галева 2010; Морозов 2015].
При всех своих положительных результатах, данное образовательное учреждение недостаточно смогло осуществить поставленные валеологи-ческие задачи. В связи с этим, учитывая опыт этой школы, необходимо было решить данную проблему (Суворова 2006; Цыбиков 2013).
Педагогическому институту Бурятского госуниверситета было предложено разработать программу и экспериментально внедрить ее в других школах Республики Бурятия. В 2018-2019 гг. преподавателями Педагогического института Бурятского государственного университета была разработана и экспериментально внедрена в школах № 17, 42 г. Улан-Удэ программа валеологической службы - «Центр здорового развития ребенка».
Цель, объект и предмет исследования
Цель исследования - разработка и реализация программы школьной валеологической службы «Центр здорового развития ребенка» в школах Республики Бурятия на примере модельных школ № 17 и 42 г. Улан-Удэ.
Объектом представленного исследования является валеологический (здоровьесберегающий) процесс в образовательных школах.
Предметом исследования стала организация помощи ребенку в формировании его индивидуального здоровья. Помочь решить данную проблему в рамках учебно-воспитательного процесса помогла программа валеологической службы [Калинина 2015; Куинджи 2001; Лисицын, Полунина 2010].
Результаты исследования
В декабре 2018 г. на базе Педагогического института Бурятского госуниверситета студентами и преподавателями была разработана программа валеологической службы «Центр здорового развития ребенка». В 2019 г. данная программа была экспериментально внедрена в школах № 17, 42 г. Улан-Удэ. В эксперименте приняли участие учащиеся начальных классов СОШ № 17, 42 г. Улан-Удэ (360-450 чел.).
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе (декабрь 2018 г. -февраль 2019 г.) была изучена научная литература и методические материалы по проблеме валео-педагогики и здоровьесбережению. Был дан анализ состояния проблемы здоровьесбережения в общеобразовательных школах г. Улан-Удэ, определены цель, объект, предмет исследования. Также были изучены нормативная, учебная, медицинская документация экспериментальных школ, опыт работы педагогов, занимающихся решением проблемы здоровьесбережения [Новикова 2015; Саулина 2017; Тармаева, Галимов 2010; Шипери 2017].
Основной этап (март - декабрь 2019 г.) - экспериментальный, включал констатирующий и формирующий эксперименты. Цель констатирующего эксперимента - проанализировать предпосылки действия здоровьесбережения через внедрение в школы валеологической программы «Центр здорового развития ребенка».
На данном этапе проводилось исследование работы в СОШ № 17 и 42 г. Улан-Удэ по обеспечению внедрения, информации и пропаганды здоро-вьесбережения в начальную школу. Применялись наблюдения, беседы, тесты и методики здоровье-сбережения Г. Л. Апанасенко, И.М. Хорькова. Было изучено мнение школьников, педагогов и родителей о проводимой валеологической работе. В результате были выявлены проблемы здоровьесбере-жения. На данном этапе исследователи совместно с педагогами школ стремились создать валеологи-ческие условия, обеспечивающие индивидуальное здоровье всех участников эксперимента [Программа валеологической службы; Общепедагогические технологии; Педагогика; Спицына, Иванова 2015].
Цель формирующего эксперимента - расширение знаний и представлений о валеологической и здравотворческой деятельности в школьной среде и у родительской общественности; разработка программы валеологической службы школы; организация и проведение мероприятий здравотворче-ской деятельности.
При разработке программы валеологической службы школы использовались материалы статистического анализа и обработки школьной документации, результаты медико-социологических исследований, методики психологических исследований, тесты Г.Л. Апанасенко, И.М. Хорькова, Ю.П. Лисицына на выявление состояния и уровня здоровья контингента школ № 17, 42 г. Улан-Удэ. В экспериментальном исследовании
применялись индивидуальные, групповые педагогические технологии. Работа проводилась по трем направлениям:
1) Взаимодействие с детьми по выявлению их интересов и мотивации к ведению здорового образа жизни (беседы, внеклассные мероприятия, кве-сты и др.);
2) Анализ здравоведческого опыта педагогов школы (наблюдение, участие в круглых столах и заседаниях методических объединений, посещение уроков и внеклассных мероприятий и др.);
3) Информационное просвещение родителей (индивидуальные беседы, консультации, лектории).
Кратко изложим стратегию внедрения и реализации модели школы «Центр здорового развития ребенка».
1. Здоровое образовательное пространство школы, направленное на формирование благоприятного физического и психологического климата всех его участников.
2. Образование в области здоровья (разработка и апробация валеологических программ в школь-нах курсах, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных, духовных, социальных аспектов здоровья).
3. Служба здоровья школы - создание школьного совета по содействию и укреплению здоровья детей и взрослых (оценка состояния здоровья ученического, педагогического, родительского коллективов, технического персонала; выявление уровня валеологической грамотности участников образовательного учреждения).
4. Физическое воспитание (привитие навыков физической культуры и спорта, развитие трудовых навыков), входящее в школьную программу по физкультуре).
5. Психологическая и социальная служба осуществляют консультационную деятельность и работу социального обеспечения.
6. Вовлечение и взаимодействие с родителями, общественностью по сохранению и улучшению здоровья школьников.
В школах были созданы благоприятные условия для работы валеологической службы, а также активно использовались ресурсы, необходимые для продвижения исследования: готовность обучающихся, персонала, родителей к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, информационные, финансовые, материально-технические ресурсы и пр.
В образовательных учреждениях был создан банк исследовательских методик контроля и оценки школьной среды. Применялись методы проведения микроисследований, мониторинг развития личности, паспорта индивидуального здоровья учащихся. Валеологическая служба работает по трем направлениям - сохранение физического, психического здоровья и социальная адаптация участников образовательного процесса.
В школе № 17 работает Дом спорта, в котором располагаются: спортивные залы, тренажерный зал, искусственный каток, бассейн, сауна, мас-
сажный кабинет, летняя спортплощадка, кабинет ЛФК, спортивные секции. Образовательный комплекс данной школы включал оздоровительное направление (работа профилактория для учащихся и педагогических работников; детский оздоровительный лагерь на озере Байкал). Валеологиче-ская служба подразделялась на медицинскую, психологическую и социальную. К работе в ней были привлечены педагоги школ, вуза, студенты и узкие специалисты различных учреждений.
Содержание валеологической службы школ № 17 и 42 состояло из следующих последовательно реализованных модулей (блоков).
1. Учебно-воспитательный блок (учебные программы с учетом валеологических, половозрастных основ; режим нагрузки учебных занятий, самостоятельной работы и отдыха учащихся и др.).
2. Диагностический блок (медико-педагогический мониторинг при поступлении детей в школу с учетом сложности программы обучения; диагностика здоровья, создание «паспорта здоровья» учащегося и др.).
3. Коррекционный и профилактический блок (мониторинг здоровья учащихся и педагогов, санитарного состояния учебного помещения; контроль пищевого рациона; современное оснащение медицинских кабинетов; медосмотры скрининги для выявления уровня здоровья участников исследования; ежегодная диспансеризация; организация пришкольного оздоровительного лагеря; кабинеты психофизиологической разгрузки; анализ и сбор статистики по результатам медосмотров и профилактических мероприятий).
4. Научно-методический и экспериментальный блок (внедрение имеющихся авторских учебно-методических программ, пособий, методик по курсу обучения валеологии; контроль за недопустимостью использования непроверенных систем и методов; обеспечение учащихся и педагогов научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии и др.).
5. Просветительский блок (СМИ, Интернет, телевидение, лекции, семинары на валеологические темы, школьная газета, уголки здоровья, телефон доверия, Дни здоровья, поведение, внешний вид участников исследования).
6. Координационный блок (формирование системы непрерывного валеологического образования; взаимодействие с ведущими педагогическими, валеологическими центрами, институтами).
Предусмотрены следующие формы работы: коррекция, диагностика, массаж, бассейн, психогимнастика, аутотренинг, лекции, семинары, уроки, кружки, дни здоровья, флешмобы, онлайн-зарядки, дневник здоровья семьи, опыт работы других школ.
Среди вариантов финансирования: гос. бюджет, самофинансирование, спонсорские возможности, средства родителей, российских и международных грантов.
В процессе исследования экспериментаторами активно внедрялись механизмы формирования, сохранения, укрепления здоровья всех участников образовательного пространства школы. Были налажены педагогическое взаимодействие и взаимо-заинтересованнность студентов, педагогов вуза, учителей, администрации школ, учащихся и родителей. Однако не все пункты, предусмотренные программой, были выполнены из-за отсутствия материальных средств в школах. Процентные показатели на момент констатации и формирования эксперимента дали положительные результаты (см. таблицу).
Уровень здоровья учащихся школ повысился примерно на 15-20 %, качество жизни детей в школе и семье выросло на 10-18 %, заинтересованность и следование законам и принципам ва-леологии и здоровьесбережения (стиль жизни) повысились примерно на 30 %.
Заключительный этап исследования (декабрь 2019 г.) - аналитический. Состоял в анализе результатов экспериментальной валеологической работы в школах.
По результатам проведенного исследования педагогические коллективы и попечительские советы школ № 17 и 42 г. Улан-Удэ приняли решение ввести в работу школы валеологическую службу, продолжить внедрение программы здоровьесбе-режения на постоянной основе, налаживать дальнейшее сотрудничество со студентами и преподавателями Педагогического института Бурятского госуниверситета.
Таблица
Результаты экспериментального исследования по внедрению модели валеологической службы в школы г. Улан-Удэ
Table
Results of an experimental study on the implementation of the valeological service model in schools in Ulan-Ude
Экспериментальные площадки Уровень здоровья, % Качество жизни детей в школе и семье, % Стиль жизни, %
Экспериментальное исследование
Констатация Формирование Констатация Формирование Констатация Формирование
1 МОУ СОШ № 17 г. Улан-Удэ 45 68 60 78 50 80
2 МОУ СОШ № 42 г. Улан-Удэ 66 80 70 80 55 95
Заинтересованность и личный пример педагогов, студентов в продвижении идей валеологии и здоровьесбережения помог внедрить разработанную программу в систему работы данных школ, суть которой - формирование, сохранение, развитие и поддержание индивидуального здоровья как необходимой составляющей общей культуры личности. Данный эксперимент помог решить проблему здоровьесбережения в рамках учебно-воспитательного процесса каждой отдельной школы.
Перспективы дальнейшего развития исследования:
- расширение направлений взаимодействия с другими школами города и республики;
- установление постоянных консультативных связей с Бурятским государственным университетом;
- трансляция, распространение и популяризация опыта работы валеологической службы школ № 17 и 42 в СМИ, интернет-сообществах, на телевидении, в публикациях и пр.
Заключение
Таким образом, в результате исследования в 2018-2019 гг. в школах № 17, 42 г. Улан-Удэ можно сделать вывод о положительных результатах внедрения разработанной студентами и преподавателями Педагогического института Бурятского госуниверситета программы валеологической службы. Созданные в этих образовательных учреждениях валеологические условия, помощь педагогов, родителей и администрации школ в организации и внедрении этой программы доказало ее эффективность и повысило уровень здоровья всех участников программы. Процент здоровья детей превысил порог сезонных заболеваний по сравнению с прошлыми годами, установилась здоровьесберегаю-щая среда в школе. В семьях стал поддерживаться здоровый образ жизни всех ее членов. Принципы валеологии и здоровьесбережения стали основополагающими для детей и легли в основу общеобразовательных программ работы школ.
В процессе реализации программы валеологи-ческой службы «Центр здорового развития ребенка» в школах было:
1) сформировано личностно-ценностное отношение к своему здоровью у детей и взрослых;
2) расширено понимание валеологической культуры учащихся, учителей, родителей;
3) диагностировано индивидуальное здоровье всех участников валеологического исследования (совместно с медицинскими специалистами);
4) внедрена модель профилактики, коррекции социальных вредных привычек;
5) осуществлена пропаганда здоровьесбереже-ния в работе экспериментальных школ.
Следовательно, можно считать реализованной ранее выдвинутую цель исследования. В экспериментальных школах были успешно созданы новые модели здоровьесбережения, осуществляющие формирование и сохранение здоровья участников исследования. Новые направления, подходы и формы работы в экспериментальных школах по-
могли исследовать состояние здоровья учащихся и педагогов, наметить пути дальнейшего развития модели школы Здоровья.
Дальнейшее распространение опыта работы валеологических служб сможет создать городскую и региональную сеть здоровьесберегающих организаций (в том числе на волонтерской основе), необходимых в настоящее время в Бурятии. Значит, можно сделать вывод, что создание системы валео-логической службы в образовательном учреждении расширяет возможности здоровьесбережения и накопления базиса валеопедагогики.
Источники фактического материала
Зайцев 2001 - Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей: учебное пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. 159 с.
Колбанов 2001 - Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения: учебное пособие. Санкт-Петербург: ДЕАН, 2001. 254 с.
Кучеренко 2008 - Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики: учебное пособие / под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З. Кучеренко. Москва: «ГЭОТАР-МЕД», 2008. 190 с.
Сентизова 2008 - Сентизова М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Сентизова; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Якутск, 2008. 21 с.
Суворова 2006 - Суворова Н.В. Послевузовская подготовка учителя к организации здоровьесберегающего обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2006. 21 с.
Цыбиков 2013 - Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.В. Цыбиков; науч. рук.: Б.Н. Найданов; науч. консультант: З.Б. Лопсонова; ФГБОУ ВПО «Бурят. гос. ун-т». Улан-Удэ, 2013. 201 с.; 31 см. Библиогр.: с. 147-161.
Библиографический список
Галимов, Рогалева 2010 - Здоровье - это здорово! (из опыта работы Бурятского государственного университета) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т; [сост.: Г.Я. Галимов, Г.И. Рогалева]. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2010. 110 с.
Гикаева 2014 - Гикаева Ю.О. Формирование валеологической позиции школьников // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 688-690. URL: https://moluch. ru/archive/65/10754.
Калинина 2015 - Калинина И.А. Здоровьесберегающее поведение учителя как основа здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschee-povedenie-uchitelya-kak-osnova-zdorovya-uchaschihsya.
Ковалева 2019 - Ковалева TA. Методическая работа в направлении здоровьесбережения // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 401-402. URL: https://moluch.ru/ archive/242/55972.
Куинджи 2001 - Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. Москва: Аспект Пресс, 2001. 139 с.
Лисицын, Полунина 2010 - Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. Ю.П. Лисицына, Н.В. Полуниной. Москва: Медицина, 2010. 398 с. URL: https://stomfaq.ru/ yu-p-lisicin-obshestvennoe-zdorovee-i-zdravoohranenie-uchebnik/37410.pdf.
Медицинская профилактика... 2009 - Медицинская профилактика. Современные технологии / Г.П. Сквирская, И.Н Ильченко, Л.Е. Сырцова [и др.]; под ред. А.И. Вялкова. Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2009. 232 с. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id= 18913171.
Морозов 2015 - Морозов В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты): монография. Москва: Флинта, 2015. 188 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/ 000199_000009_02000017142/.
Новикова 2015 - Новикова И.М. Здоровьесберегающее пространство: структура и опыт организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 129-136. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25014694.
Общепедагогические технологии - Общепедагогические технологии. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/29/ obobshchenie-opyta-raboty-po.
Педагогика - Педагогика. URL: https://otherreferats. allbest.ru/pedagogics/00141486_0.html.
Программа валеологической службы - Программа валеологической службы. URL: https://iufourok.ru/ programma-valeologicheskoy-sluzhbi-zdorove-1056297. html.
Саулина 2017 - Саулина Н.А. Комплексная здоровьесберегающая технология успешности обучения и адаптации детей в рамках проектной деятельности // Евразийский союз ученых. 2017. № 10-3 (43). С. 4-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32248815.
Спицына, Иванова 2015 - Спицына Т.А., Иванова Е.В. Методические аспекты валеологического образования // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 423-426. URL: https://moluch.ru/archive/96/21534.
Тармаева, Галимов 2010 - Тармаева Е.Р., Галимов Г.Я. Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения: монография / М-во образования и науки РБ, АОУ ГПДО «Респ. ин-т кадров управления и образования». Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2010. 166 с.
Шипери 2017 - Шипери А.М. Эффективность здоровьесберегающей технологии // Студенческая наука Подмосковью: материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых. 2017. С. 704-707. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29889903.
References
Galimov, Rogaleva 2010 - Galimov G.Ya., Rogaleva G.I. (2010) Health is great!: (from the experience of the Buryat State University). Ulan-Ude: Izd-vo Burial gos. un-ta, 110 p. (In Russ.)
Gikaeva 2014 - Gikaeva Yu.O. (2014) Formation of valeological position of schoolchildren. Molodoi uchenyi, no. 6 (65), pp. 688-690. Available at: https://moluch.ru/ archive/65/10754. (In Russ.)
Kalinina 2015 - Kalinina I.A. (2015) Information awareness of students - future technology for healthy lifestyles teachers and training in their educational activities in area of human health preservation. Hygiene and Sanitation, no. 9, pp. 18-20. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdoroviesberegayuschee-povedenie-uchitelya-kak-osnova-zdorovya-uchaschihsya. (In Russ.)
Kovaleva 2019 - Kovaleva T.A. (2019) Methodical work in the direction of health saving. Molodoi uchenyi, no. 4 (242), pp. 401-402. Available at: https://moluch.ru/ archive/242/55972/. (In Russ.)
Kuindzhi 2001 - Kuindzhi N.N. (2001) Valeology. Ways of forming the health of schoolchildren. Moscow: Aspekt Press, 139 p. (In Russ.)
Lisitsyn, Polunina 2010 - Lisitsyn Yu.P., Polunina N.V. (Eds.) (2010) Public health and healthcare. Moscow: Meditsina, 398 p. Available at: https://stomfaq.ru/yu-p-lisicin-obshestvennoe-zdorovee-i-zdravoohranenie-uchebnik/37410.pdf. (In Russ.)
Medical prevention 2009 - Vyalkov A.I., Skvirskaya G.P., IlchenkoI.N., SyrtsovaL.E. etal. (2009) Medical prevention. Modern technologies. Moscow: GEOTAR-Media, 232 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18913171. (In Russ.)
Morozov 2015 - Morozov V.O. (2015) Health saving technologies in the educational process of schools (theoretical and practical aspects): monograph. Moscow: Flinta, 188 p. Available at: https://rusneb.ru/ catalog/000199_000009_02000017142/. (In Russ.)
Novikova 2015 - Novikova I.M. (2015) Saves health space as a factor formation of representations about a healthy lifestyle in preschoolers with disabilities. The Science of Person: Humanitarian Researches, no. 4 (22), pp. 129-136. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25014694. (In Russ.)
Obshchepedagogicheskie tekhnologii - Оbshchepedagogicheskie tekhnologii. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/03/29/ obobshchenie-opyta-raboty-po. (In Russ.)
Pedagogics - Рedagogics. Available at: https://otherreferats. allbest.ru/pedagogics/00141486_0.html. (In Russ.)
Programma valeologicheskoy sluzhbi - Рrogramma valeologicheskoy sluzhbi. Available at: https://infourok.ru/ programma-valeologicheskoy-sluzhbi-zdorove-1056297. html. (In Russ.)
Saulina 2017 - Saulina N.A. (2017) Complex health-saving technology for successful training and adaptation of children within the framework of project activities. Eurasian Union of Scientists, no. 10-3 (43), pp. 4-7. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=32248815. (In Russ.)
Spitsyna, Ivanova 2015 - Spitsyna T.A. and Ivanova E.V. (2015) Methodological aspects of valeological education. Molodoi uchenyi, 2015, no. 16 (96), pp. 423-426. Available at: https://moluch.ru/archive/96/21534. (In Russ.)
Tarmaeva, Galimov 2010 - Tarmaeva E.R., Galimov G.Ya. (2010) Forming the need for a healthy lifestyle in the physical education of high school students on the basis of modular training: monograph. Ulan-Ude: Izd-vo BGSKhA, 166 p. (In Russ.)
Shiperi 2017 - Shiperi A.M. (2017) Effectiveness of health care technology. In: Student Science in the Moscow Region: proceedings of the International Scientific Conference of Young Scientists, pp. 704-707. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29889903. (In Russ.)