Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование процесса формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг'

Экспериментальное исследование процесса формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина И.А., Гопкина А.Н.

Данная статья посвящена обоснованию проблемы формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями и требованиями, предъявляемыми к дошкольным образовательным организации и к современному педагогу в рамках федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. В данной статье особое внимание уделено компонентам готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг, именно дано экспериментальное обоснование необходимости формирования теоретической подготовки педагогов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина И.А., Гопкина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование процесса формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг»

цивилизации. Разрушение этой системы образования означает разрушение фундамента образования

[3].

Анализируя различные мнения и подходы к современному образованию, можно сделать вывод, что персонализация, персонификация и индивидуализация образования есть неизбежное следствие развития современного общества, так как на первый план выдвигаются творческие, креативные способности, аналитическое мышление, высокая стрессоустойчивость человека. При этом не стоит забывать, что современное образование базируется на классических основах, которые призваны дополнять новые подходы в образовании, чтобы излишняя индивидуализация не привела к тому, что общество будет состоять из гениев, не умеющих взаимодействовать друг с другом.

По нашему мнению, образованный человек — это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить своё место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.

Список литературы

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования - М., Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.

3. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с.

УДК: 378

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К

ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Донина И. А., Гопкина А. Н., 2018 доктор педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого, г. Великий Новгород магистрант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Аннотация: данная статья посвящена обоснованию проблемы формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями и требованиями, предъявляемыми к дошкольным образовательным организации и к современному педагогу в рамках федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. В данной статье особое внимание уделено компонентам готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг, именно дано экспериментальное обоснование необходимости формирования теоретической подготовки педагогов в данной области.

Ключевые слова: продвижение, готовность, образовательная услуга, компоненты готовности.

EXPERIMENTAL RESEARCH OF PROCESS OF FORMING OF READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION TO ADVANCEMENT OF EDUCATIONAL

SERVICES

I. A. Donina, Hopkina A. N. doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, Novgorod state University named after Yaroslav the

Wise, Veliky Novgorod undergraduate, Novgorod state University named after Yaroslav the Wise

Annotation: this article is devoted to the problem of formation of readiness of teachers of preschool educational institutions for promoting educational services. The importance of this problem is caused by changes and requirements imposed to the preschool educational organization and to the modern teacher within the Federal state educational standard and the professional standard of the teacher. In this article, special attention is paid to the components of readiness of teachers of preschool educational organizations for promoting educational services, as well as the model which is necessary for their effective implementation.

Key words: promotion, readiness, educational service, components of readiness.

Изменения, происходящие в современных образовательных организациях: снижение государственного объёма финансирования, возросшие требования родителей к деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО), коснулись и системы нормативно -правовых документов образовательной организации. В связи с принятием таких документов как " Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" и " Профессиональный стандарт педагога" возникает необходимость в поиске новых путей формирования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к профессиональной деятельности. В настоящее время появляется потребность видеть современного педагога: мобильного, инициативного, способного к нестандартным трудовым действиям, ответственного и самостоятельного в принятии решения, а также готового к переменам [1].

О необходимости подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональному росту в условиях информатизации и развития новых наукоемких технологий, декларируется в содержании «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» на период до 2025 г.

Как отмечает С.А. Езопова, «современный педагог и специалист дошкольной образовательной организации вынужден решать целый ряд новых задач, которые связаны с общей политикой государства, потребностями развития общества в целом», одной из таких задач является деятельность по продвижению образовательных услуг, являющаяся частью профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации [6, с. 143].

Мы, вслед за И. А. Дониной, понимаем под продвижением образовательных услуг, деятельность образовательных организаций, направленную на информирование, убеждение и напоминание потребителям об услугах образовательной организации, в том числе дополнительных, через разнообразные методы, средства и технологии [2 с. 27; 3 с. 164; 4 с. 85; 5 с. 41].

Для успешной реализации данной деятельности необходимы квалифицированные, подготовленные кадры, обладающие готовностью к её реализации. Прежде чем говорить о понятии "готовность педагогов к продвижению образовательных услуг" необходимо рассмотреть понятие "готовность".

Согласно Е. М. Алексахиной и Е. П. Белозерцевой, готовность рассматривается как положительное отношение к будущей деятельности, устойчивые мотивы, наличие профессионально-значимых качеств личности, определенной совокупности профессиональных знаний, опыт их применения на практике. Опираясь на данное понятие, мы рассмотрели готовность к продвижению образовательных услуг как положительное отношение и сформированность необходимых теоретических и практических знаний, умений в области продвижения услуг [7, с. 128]

Готовность педагогов к продвижению образовательных услуг включает в себя систему взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно -оценочный. Поясним суть каждого из них.

Говоря о мотивационной готовности педагогов ДОО относительно деятельности по продвижению образовательных услуг, следует отметить, что данный компонент предполагает наличие у педагога свойств и качеств личности, позволяющих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в области продвижения образовательных услуг, стремиться к саморазвитию и самообразованию в данном направлении деятельности.

Следующим, не менее важным компонентом профессиональной готовности педагога, является когнитивный компонент или теоретическая подготовка. Данный компонент предполагает наличие определённых знаний в области продвижения образовательных услуг и готовность к их целенаправленному и систематическому использованию в педагогической практике [8, с. 71]. Педагоги должны иметь представления о сущности, задачах, целях продвижения; знать и владеть основными средствами и формами продвижения, знать особенности их применения на практике и т.д.

Деятельностный компонент готовности педагогов предполагает наличие умений перевести знания в область практического применения. Так говоря о продвижении образовательных услуг, педагоги должны уметь использовать в своей деятельности разнообразные средства и формы продвижения; владеть всей необходимой информацией о деятельности ДОО, его услугах и уметь конструктивно донести это до родителей; владеть современными технологиями; повышать уровень компетентности педагогов в данной деятельности.

Под рефлексивно - оценочным компонентом профессиональной деятельности педагогов мы понимаем готовность педагога к мобилизации, актуализации своих профессиональных возможностей и оценка их результатов на всех этапах деятельности.

На наш взгляд, основополагающим компонентом в процессе формирования готовности педагогов ДОО к продвижению образовательных услуг является когнитивный компонент (теоретический). Он определяет наличие знаний и представления педагогов о деятельности ДОО по продвижению образовательных услуг, эффективность которой во многом зависит от уровня её реализации.

Целью нашего исследования заключалась в выявлении уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Формой проведения исследования выступало анкетирование. Анкета включала в себя 4 блока вопросов: организационный, теоретический, мотивационный, деятельностно - рефлексивный.

Организационный блок вопросов позволял определить особенности экспериментальной группы педагогов: средний возраст коллектива, уровень образования, стаж педагогической деятельности.

Результаты данных вопросов показали, что средний возраст опрошенных составил от 26 лет и старше - 89 %. Доля молодых педагогов в возрасте до 27 - 30 лет составляет 26 %, что говорит о вероятности подготовки их к продвижению образовательных услуг, а также владением современными инновационными технологиями, в том числе ИКТ. Большинство педагогов - 79 % имеют высшее педагогическое образование, только у 11 % опрошенных уровень образование -среднее педагогическое, что позволяет сделать предположение о том, что педагоги с высшим образованием возможно изучали некоторые аспекты управленческой деятельности образовательной организации и затрагивали вопросы о продвижении образовательных услуг. Стаж работы респондентов в образовательной организации в среднем составляет 5 -15 лет.

Следующие блоки вопросов: теоретический, мотивационный, деятельностно - рефлексивный были направлены на выявление уровня готовности педагогов ДОО к реализации деятельности по продвижению образовательных услуг.

В данной статье, особое внимание мы уделим теоретическому блоку вопросов, направленному на выявление уровня теоретических знаний педагогов ДОО к продвижению образовательных услуг.

Вопросы данного блока анкеты предполагали закрытые вопросы, с целью более точного понимания педагогами их сути, но каждый вопрос содержал в себе вариант ответа "другое" с целью предоставления возможности педагогам, высказать своё мнение по какому - либо вопросу и предложить свой вариант.

Вопросы формулировались следующим образом:

1. Как вы понимаете, что такое продвижение образовательных услуг?

- информирование потребителей об услугах, с помощью разных средств, подталкивающее к их приобретению;

- мероприятия, направленные на информирование о деятельности ДОУ и его услугах, с целью воздействия на потребителей;

- рекламирование образовательных услуг.

2. Могут ли группы в социальных сетях, на ваш взгляд, являться формой продвижения образовательных услуг?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Обобщая результаты данного исследования, необходимо отметить наиболее значимые из них. Уровень понимания педагогами понятия "продвижение образовательных услуг" зависит от их возраста. Респонденты в возрасте менее 30 лет под данным понятием понимают "информирование потребителей об услугах, с помощью разных средств, подталкивающее к их приобретению" (23 %); в возрасте выше 31 года, как " мероприятия, направленные на информирование о деятельности ДОУ и его услугах, с целью воздействия на потребителей" (54 %) и как " рекламирование образовательных услуг" (13 %), а также затрудняются ответить 10 % педагогов. Полученные результаты демонстрируют недостаточный уровень понимания сути "продвижение образовательных услуг", только 23 % педагогов (молодые педагоги) понимают сущность данного понятия.

В ходе ответа на вопрос "что, на ваш взгляд является основной задачей продвижения образовательных услуг?", педагоги дали следующие ответы: информирование потребителей (родителей) о деятельности ДОУ и его услугах - 19 %; привлечение потребителей к приобретению образовательных услуг организации - 31 %; сохранение популярности образовательных услуг - 18 %; создание положительного образа организации - 32 %. Таким образом, анализ данных ответов на представленный вопрос показал, что только 31 % педагогов понимают роль деятельности по продвижению образовательных услуг.

При определении уровня владения педагогами средствами и формами продвижения были получены следующие результаты: в большей степени педагоги владеют знаниями о традиционной форме продвижения - стенде (75 %) и событиях - мероприятиях (50 %). Небольшое количество педагогов знают основные средства продвижения: реклама, PR - связи с общественностью, личные продажи (от 10 до 30 % опрошенных). Только около 40 % опрошенных педагогов считают сайт образовательной организацией и социальные сети формами продвижения. Данные показатели говорят о недостаточном владении педагогами средствами и формами продвижения образовательных услуг.

Важным результатом исследования явилось решение о проведении обучения педагогов по проблеме продвижения образовательных услуг, предполагающее формирование всех компонентов готовности, представленных выше.

Данное исследование позволило не только определить степень теоретической готовности педагогов, но и разработать план обучения для педагогов, направленный на их эффективное обучение продвижению образовательных услуг, а также выявить ряд необходимых условий для успешной реализации данной деятельности.

Список литературы

1. Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

2. Донина И.А. Проблема становления маркетинговой компетентности руководителя образовательного учреждения / И.А. Донина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2011. № 64. С. 26-28.

3. Донина И.А. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессионально-личностная характеристика / И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 164.

4. Донина И.А., Яблокова Л.В. Экспериментальное исследование готовности педагогов образовательной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 85-88.

5. Донина И.А., Яблокова Л.В. готовность педагогов дошкольной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 40-41.

6. Езопова С.А Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 201 с.

7. Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

8. Сиденко А.С. Статья. — Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 68-77.

9. Шерайзина Р.М., Донина И.А. Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 309-312.

УДК 159.96.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Мосина Т.Н., 2018 Новосибирская общеобразовательная школаМБОУ СОШ№32, учитель начальных классов, Новосибирск

Аннотация: статья посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию детей, а в частности младших школьников. На развитие агрессивности младших школьников влияют природные особенности темперамента, возбудимость и сила эмоций нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз.

Ключевые слова: агрессивное поведение, младшие школьники, озлобленность, воспитание

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Mosina T.N., 2018

Novosibirsk comprehensive school №32, primary school teacher, Novosibirsk

Аннотация: the article is devoted to the actual theme of aggression in children of primary school age. Children's aggressiveness has a specific character, and this specificity is particularly acute in adolescence and primary school age. The main approaches to the study of aggression, the distinctive features of teenage aggressiveness are considered. The analysis of classification of aggressive behavior of teenagers, factors stimulating aggression of children, and in particular younger schoolchildren is presented. The development of aggression of younger students is influenced by the natural features of temperament, excitability and strength of emotions of the nervous system, contributing to the formation of such features as temper, irritability, inability to restrain themselves. Aggression also calls for the need to protect themselves or to meet their needs in a situation where the child sees no other way out, except a fight or verbal threats.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.