Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Задворная Марина Станиславовна

В статье рассмотрены основные характеристики и особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольной образовательной организации. Модернизация системы дошкольного образования, изменения в деятельности педагогов дошкольников предполагают современные эффективные формы и нестандартные подходы к организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Нацеленность на инновационную педагогическую деятельность, непрерывное повышение профессионального педагогического мастерства, активное освоение новых функций, способствуют решению актуальных задач дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Задворная Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CHARACTERISTICS AND FEATURES OF FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article describes the main characteristics and features of formation of innovative culture of the teacher of preschool educational institution. Modernization of system of preschool education, changes in activity of teachers of preschool children require advanced effective and innovative approaches to organization of educational process in system of additional professional education. Focus on innovative teaching, continuous professional pedagogical skills, active development of new features, contribute to the decision of actual problems of preschool education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Annotation. This paper analyzes the existing problems related to inclusion of children with limited opportunities of health in inclusive educational space, the actual problems of formation of tolerant attitude of all participants of educational process towards children with disabilities, and is offered as a core technology to foster tolerance - use of variety of methods of Complex Fairytale Therapy.

Keywords: Complex Fairytale Therapy, education of tolerance, children with disabilities, inclusive education.

Литература:

1. Алехина, Н.А. Инклюзивное образование: история и современность / Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — С. 33

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — С. 310

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.— СПб.: "Златоуст", 1998. — С. 352

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. — С. 208

5. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность. // Дополнительное образование. - 2006. - No 3. — С. 17-22

6. Петрицкий В.А. Толерантность — универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. — СПб., 1993. — С. 139-151

7. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М.: Педагогическое общество России, 2007.

8. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах [Электронный ресурс] / Наука и образование - Электрон. дан. - М.: Фонд «Общественное мнение» - URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (Дата обращения: 2017-11-30)

9. Хаустова В. Н., Губарева Е. Г., Гладкова Н. А. Сказкотерапия как средство развития толерантности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 6-7. URL: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11049/ (Дата обращения: 2017-11-30)

10. Шерайзина Р.М. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды / Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. — С. 43-51.

11. Шерайзина Р.М. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема/ Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования. Коллективная монография. — Ульяновск, 2016. — С. 45-56.

12. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. — Ульяновск, 2017. — С. 82-90.

УДК: 378

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

доктор педагогических наук Шерайзина Роза Моисеевна Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород);

старший преподаватель Задворная Марина Станиславовна Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В свете современных требований, заявленных в нормативно-правовых документах, современному педагогу дошкольного образования необходимо владеть не только профессиональными компетенциями, но и быть образованным, нравственным, способным к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, отличающимся мобильностью и конструктивностью [11. Все больше внимания уделяется обеспечению доступного качественного образования, ориентированного на целостное саморазвитие личности ребенка. Разрешить эту проблему способны только творческие, высокообразованные воспитатели, готовые нетрадиционно, гибко решать профессиональные задачи в быстро меняющихся условиях современной жизни.

Модернизация системы дошкольного образования и высокая степень изменений в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) предполагают использование современных эффективных форм и нестандартных подходов к организации их обучения в системе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), нацеленные на повышение репродуктивного уровня усвоения информации обучающимися, их знаний и умений.

Потребность преподавателей ДПО в поиске новых технологий и форм развития профессионализма педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) становится актуальной педагогической задачей.

Появление новых нормативных государственных документов должно отразиться на повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов в системе ДПО, так как существующая подготовка педагогов не всегда отвечает требованиям, которые задаются федеральным государственным и профессиональным стандартами [3].

Изложение основного материала исследования. Одним из важных принципов современного ДПО является оптимальное сочетание традиционности и инновационности. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования дает возможность слушателю применять полученные сегодня знания в будущем. Современные тенденции ориентируют преподавателей ДПО на осуществление процесса образования, нацеленного на подготовку не только педагогического работника с набором профессиональных и общекультурных компетенций, соответствующих стандартам, но и думающую, творческую личность, способную внести реальный вклад в развитие общества, других людей и самого себя.

Основной фактор в этом процессе - личность педагога дошкольного образования, его инновационное поведение - это интеграция педагогического творчества, обусловленного инновационным потенциалом, способностью воспринимать, создавать и реализовывать инновации, а также осознанно изменять устаревший, а иногда и нецелесообразный опыт. Профессиональная готовность педагога ДОО к такой деятельности опирается на внутреннее активное состояние, специальную подготовку, самоопределение, образование и самообразование. Готовность педагога ДОО к инновационной деятельности опирается на трансформацию уже имеющихся у него качеств необходимых для этой деятельности.

Важным компонентом инновационной компетентности педагога дошкольника является его осведомленность об инновационных педагогических технологиях, их содержании и методике применения, а также профессионально-личностная убежденность в необходимости их применения. Инновационный потенциал педагога ДОО состоит в следующем:

— в творческой способности активизировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в образовательном процессе ДОО;

— в открытости новому;

— в готовности совершенствовать свою деятельность, наличии внутренних мотиваций, средств и методов, обеспечивающих эту готовность.

Как отмечает Э.Ф. Юсупова Э.Ф под «педагогической инновацией понимается педагогическое нововведение; прогрессивное и целенаправленное изменение, нацеленное на улучшение характеристики как отдельных частей (компонентов), так и самой образовательной системы в целом» [8].

В силу специфики инновационной деятельности она осуществляется очень часто за пределами существующего опыта и лишь частично может оцениваться, и контролироваться. Необходимо осознание того факта, что условием успешной работы педагога ДОО является навык принятия инновационного решения, готовность идти на риск, умение разрешения конфликтных ситуаций. Педагоги часто сталкиваются с тем, что попытки использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОО при их механическом перенесении приводят к потере смысла, и сути инновации и как следствие - разочарование, недоверие новому и консерватизм. Новациям педагога ДОО, несомненно, надо учить. Но не фрагментарно, а в рамках, специально организованного обучения, составляющего один из базовых элементов профессиональной культуры современного педагога дошкольника. Наиболее эффективный путь -осуществление «интегрированных инноваций», которые осуществляются на стыке опыта и новшеств. Только при таком подходе инновации станут осознанными преобразованиями, опирающимися на насущные потребности педагога, а в качестве педагогических инноваций могут выступать педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии. Их использование позволяет повысить эффективность и качество обучения в системе ДПО, а успешность и эффективность обучения слушателей зависит от уровня профессиональной и личностной культуры педагога, от созданных условий развития интеллектуальной инициативы, от навыков оптимизации уже известных форм работы со слушателями, способствующих их активности, самостоятельности и ответственности.

Сформированная инновационная культура педагога - важный компонент, способствующий значимым прогрессивным изменениям в образовательной практике. Она опирается на инициативу, навыки творческой работы и стремление к обновлению и новаторству. Творчество в широком смысле - это деятельность (практическая или теоретическая), нацеленная на получение новых результатов в материальной и духовной сферах. Творчество педагога опирается на знания и опыт других поколений и проявляется как процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов-новаторов объединяет не просто неравнодушное отношение к делу, но еще и стремление постоянного улучшения уже достигнутых результатов [2].

Инновационное отношение педагога дошкольного образования к своему делу позволяет формировать у него познавательный интерес к обучению, потребность в постоянном обновлении имеющихся знаний, навыки использования способностей и развития потенциала, умение проектировать перспективы внутреннего роста, что характеризуется как движение человека по траектории непрерывного образования. В профессиональной деятельности педагога ДОО наряду с традиционными формами формируется определенная совокупность новых функций, обусловленных требованиями времени. Происходит это, во-первых, из-за необходимости осваивать постоянно усложняющиеся знания и технологии, во-вторых, из-за быстрой изменяемости социальной среды и постоянно обновляемых социальных, в том числе и профессиональных, а также нравственно-этических требований общества к специалистам и профессиям.

Постоянное овладение новыми знаниями становится необходимым условием сохранения и повышения квалификации, что подразумевает возможность смены, расширения и приобретения новых профессиональных функций, творческое осуществление задуманного, расширение поля деятельности, рост авторитета и уважения окружающих. Что способствует проявлению новых профессионально -педагогических компетенций преподавателя, работающего в системе ДПО. Они выражены:

— в определении содержания обучения обучающихся;

— в использовании современных педагогических технологий обучения;

— в формирования открытой образовательной среды;

— в организации инновационных форм работы с обучающимися;

— в выборе способов оценки и учета достижений обучающихся.

Включение современных технических средств сопровождения образовательного процесса, развивающих технологий и интерактивных методов обучения позволяет эффективно использовать инновации, значительно повышая качество и результативность. Использование современных информационно-коммуникационных технологий как средства обучения педагогов ДОО позволит преподавателю с одной стороны учитывать цели и задачи изучаемой слушателями дисциплины, а с другой -. соотносить их с характеристиками используемых технологий. Использование информационных ресурсов, будет стимулировать не только самостоятельную познавательную деятельность обучающегося, но и способствовать совершенствованию навыков всесторонней оценки, а также взаимодействию преподавателя и слушателя сможет обеспечить непрерывность обучения, обсуждение теоретических вопросов и проектных работ слушателей повысит эффективность обучения обучающихся в системе ДПО [4].

Выводы. Таким образом, нацеленность на инновационную педагогическую деятельность, непрерывное повышение профессионального мастерства, активное освоение новых функций и использование полученных

знаний способствуют решению современных задач дополнительного профессионального образования, в том числе:

— развитие познавательной активности и мышления слушателей;

— формирование их мотивации к исследовательскому поиску и творческому решению возникающих проблем;

— становление их социализации и профессиональной мобильности.

Однако необходимость формирования инновационной культуры по-прежнему требует внесение изменений в систему дополнительной профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.

Аннотация. В статье рассмотрены основные характеристики и особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольной образовательной организации. Модернизация системы дошкольного образования, изменения в деятельности педагогов дошкольников предполагают современные эффективные формы и нестандартные подходы к организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Нацеленность на инновационную педагогическую деятельность, непрерывное повышение профессионального педагогического мастерства, активное освоение новых функций, способствуют решению актуальных задач дошкольного образования.

Ключевые слова: инновационная культура, педагог дошкольного образования, характеристики инновационной культуры, формирование инновационной культуры, профессиональное педагогическое мастерство, эффективные формы организации образовательного процесса.

Annotation. The article describes the main characteristics and features of formation of innovative culture of the teacher of preschool educational institution. Modernization of system of preschool education, changes in activity of teachers of preschool children require advanced effective and innovative approaches to organization of educational process in system of additional professional education. Focus on innovative teaching, continuous professional pedagogical skills, active development of new features, contribute to the decision of actual problems of preschool education.

Keywords: innovation culture, teacher of preschool education, characteristics of innovative culture innovative culture, professional pedagogical skills, effective forms of organization of educational process.

Литература:

1. Долматов А.В., Долматова Л.А. Культура и эффективность психолого-педагогического взаимодействия педагогов и студентов в интерактивных формах обучения. / А.В. Долматов, Л.А. Долматова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013, Т. 19; № 2. - С. 91-97.

2. Долматова Л.А., Шарова Л.А. Инновационная культура педагога: основные характеристики и особенности формирования / Л.А. Долматова, Л.А. Шарова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014, Т. 23; № 2 - С. 107-109.

3. Задворная, М. С. Активные формы и методы обучения педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями / М. С. Задворная // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). -С. 88-91.

4. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев: Материалы XII конференции ассоциации «История и компьютер», 22-24 октября 2010 г. - М.: Изд-во Московского университета, 2010. - С. 174-175.

5. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

6. Шерайзина Р.М. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды / Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А.// Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 43-51.

7. Шерайзина Р.М. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования. Коллективная монография. - Ульяновск, 2016. С. 45-56.

8. Юсупова Э.Ф. Сущность педагогических инноваций в системе образования / Э.Ф. Юсупова // Актуальные вопросы современной педагогики: сборник материалов VI международной научной конференции. - Уфа: Лето, 2015. — С. 44-46.

УДК 371.13:373.3:316.323.73 ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования Шпиталевская Галина Романовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

Постановка проблемы. Модернизация системы подготовки будущих учителей начальных классов в высшем учебном заведении является сегодня одной из важных и актуальных проблем, включающей в себя поиск эффективных путей, обеспечение необходимых и достаточных условий для совершенствования процесса формирования будущего педагога как высококвалифицированного специалиста, способного к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов.

Цель статьи - охарактеризовать мотивы готовности будущих учителей к формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов.

Изложение основного материала исследования. Основными направлениями подготовки будущего учителя является комплекс методологических, педагогических и методических проблем, направленных на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.