Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Угринчук Ольга Николаевна

В данной статье анализируется ряд существующих проблем, связанных с включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательно пространство, рассматриваются актуальные вопросы формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям-инвалидам, а также предлагается в качестве основной технологии по воспитанию терпимости - использование многообразия методов Комплексной Сказкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Угринчук Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX FAIRYTALE THERAPY AS A TECHNOLOGY OF FORMATION OF TOLERANT ATTITUDE TO CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN INCLUSIVE EDUCATION

This paper analyzes the existing problems related to inclusion of children with limited opportunities of health in inclusive educational space, the actual problems of formation of tolerant attitude of all participants of educational process towards children with disabilities, and is offered as a core technology to foster tolerance - use of variety of methods of Complex Fairytale Therapy.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Аннотация. В статье рассматриваются концепты «педагогическая деятельность», «преподавательская деятельность» и «деятельность преподавателя», раскрывается их общая характеристика. Предпринята попытка проанализировать их семантическое соотношение с целью дальнейшего корректного использования данных концептов в научно-исследовательском дискурсе, ориентированном на рассмотрение проблем высшего профессионального образования и педагогики высшей школы.

Ключевые слова: деятельность педагога, педагогическая деятельность, преподавательская деятельность, семантическое значение.

Annotation. This article sees concepts «pedagogical practice», «teaching practice» and «Practice of the teacher», reveals their general characteristics. An attempt was made to analyze their semantic relation with the view of further correct use of these concepts in the research discourse, directed to the see of problems of higher professional education and pedagogics of higher school.

Keywords: practice of the teacher, pedagogical practice, teaching practice, semantic meaning.

Литература:

1. Заярная И.А. Преподавательская деятельность в вузе: сущность, факторы, мотивация // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2. С. 316-319.

2. Казенов А.С., Яговдик С.С. Преподавательская деятельность. Социально-правовой аспект // Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1. С. 12-16.

3. Коломиец О.М. Структура и содержание преподавательской деятельности педагога высшей школы // Развитие личности как стратегия современной системы образования : материалы Международной научно-практической конференции 22-23 марта 2016 г. [под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой]. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - Часть 1. С. 38-43.

4. Кузнецова А.Я. Культура преподавательской деятельности в современном вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 3029-3032.

5. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Электронный ресурс. URL: https://studopedia.ru/9_49405_vvedenie.html/ Дата обращения: 12.09.2017 г.

6. Педагогика: учебное пособие / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

7. Поздеева С.И. Преподавательская деятельность как организация образовательной коммуникации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 183-190.

8. Романкова Л.И. Преподаватель высшей школы как профессия // Экономика образования. 2001. № 6. С. 27-38.

9. Шибанова Е.К. Преподаватель высшей школы: герой нашего времени // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. №2. С. 85-94.

УДК 37.034

КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

доктор педагогических наук Шерайзина Роза Моисеевна Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород);

магистрант Угринчук Ольга Николаевна Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. В настоящее время развитие инклюзивного образования и создание комфортных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательные учреждения является одной из приоритетных целей национальной образовательной политики в Российской Федерации.

Инклюзивное образование - это целая философия взглядов, результат развития гуманности, основанный на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние [1].

В России инклюзивное образование стало законодательно закрепленным институтом только после подписания и утверждения Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году.

Это нашло отражение в Федеральном законе N 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обосновывающем правовые принципы инклюзивного образования, а также в федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.), предусматривающей реализацию обеспечения доступности к необходимым объектам и услугам, а также включающей решение вопросов занятости и образования инвалидов.

Таким образом, право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплено законодательно и реализуется путем организации совместного, включенного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство:

• отсутствие/недостаточная оснащенность необходимой материально-технической базы, облегчающей образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующей комфортному пребыванию в образовательной организации;

• отсутствие у педагогов соответствующей методологической и психологической подготовки для работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях образовательного учреждения;

• недостаточная готовность общественности признавать право ребенка с ОВЗ на получение образования совместно со здоровыми сверстниками,

• неверие в положительный результат инклюзии (в том числе неверие родителей детей, имеющих ОВЗ);

• нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;

• неадекватное восприятие (агрессия, страх и т.п.) нормально развивающимися детьми сверстников, имеющих ограниченные возможности здоровья;

• неприятие детей с ОВЗ всеми участниками образовательного процесса (педагоги, дети и их родители).

Изложение основного материала исследования. Согласно данным фонда «Общественное мнение»

45% опрошенного населения считает, что дети-инвалиды должны обучаться вместе с обычными детьми, 35% считает, что они должны обучаться отдельно и 19% - затрудняется дать ответ. Однако 52% опрошенных полагают, что детям-инвалидам будет «некомфортно, плохо учиться с обычными детьми». Также большинство респондентов, считает, что и обычные дети не готовы к такому сотрудничеству из-за ряда причин [8].

В связи с этим, одной из главных задач в инклюзивном развитии любого образовательного учреждения является формирование толерантности, в первую очередь, обычных детей по отношению к детям с особыми потребностями, т.е. способности понять и принять своего одноклассника/одногруппника-инвалида таким, какой он есть, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

В.А.Петрицкий определяет толерантность как внутреннюю осознанную терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, основанную на нравственно-понимающем сопереживании, несмотря на возможную первоначально негативную оценку [6].

Причем воспитание культуры толерантности у обычно развивающихся детей по отношению к детям с ОВЗ должно осуществляться по формуле: «педагог + дети + родители», лишь тогда оно будет иметь ожидаемый результат. Связано это с тем, что мероприятия, в которых принимают участие не только дети, но и родители, помогают в доступной и понятной форме донести необходимую информацию всем членам семьи, тем самым развивая их осведомленность и повышая семейную культуру толерантности. Кроме этого заинтересованность родителей в данном вопросе служит хорошим примером воспитания у детей открытого, непредвзятого отношения к детям, имеющим ОВЗ.

На наш взгляд одной из наиболее эффективных форм совместной работы по формированию толерантного отношения учащихся и их родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании является Комплексная Сказкотерапия.

Что же такое Сказкотерапия?

С одной стороны, сказкотерапию можно определить как один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, как издревле сформированную воспитательную систему, позволяющую с помощью языка символов и образов, органичного бессознательному человека, не дидактично формировать представления об общечеловеческих ценностях. [4].

Автор метода Комплексной Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующие определения:

1. Комплексная Сказкотерапия - это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.

2. Комплексная Сказкотерапия - это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.

3. Комплексная Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями

4. Комплексная Сказкотерапия - это система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства» [3].

Почему же она называется Комплексной?

Все потому, что Комплексная Сказкотерапия не ограничивается лишь рассказыванием и интерпретацией терапевтических сказок, как можно предположить, а представляет собой комплекс занятий и включает в себя следующие компоненты:

Комплексная Сказкотерапия

/ \

Куклотерапия! '[Рисование сказок Сочинение сказок! 1 [Постановка сказок

Пальчиковые 1 Психодиагностическое рисование \ Спонтанное \ рисование Интерпретация у Сказки на песке

Теневые / куклы 1 Переписывание \ сказок 1 1 Театрализованные игры

Марионетки I Дописывание сказок/ Терапевтические 1 кукольные 1 спектакли

Сочинение новых I

Анализ сказок] [Медитации на сказку)(Имидж-терапия] [Рассказывание скзок]

Терапевтическая Форма: Статические медитации Индивидуальное: - От первого лица - От третьего лица Групповое: - Придумывание «по кругу» - Рассказывание «по кругу» известной сказки

- Библиотерапия - Решение «открытых» сказочных задач Исследование архетипов и образов Психо динамические медитации

Проведя анализ научной литературы, мы пришли к вводу, что в науке проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ является актуальной, но вопрос использования многообразия методов Комплексной Сказкотерапии в формировании толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья изучен недостаточно. Однако стоит отметить, что многие психологи и педагоги довольно часто и давно используют сказочную форму в своей работе, в том числе и в воспитании толерантности у своих учеников.

Например, Столганова Л.В. в своей книге «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности)» описывает проведение игрового занятия по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». После прочтения данной сказки, педагог предлагает детям изобразить героев данной истории: Гадкого утенка и не принимающих его жителей двора. Учащиеся по очереди представляют себя в роли главного героя и на своем опыте пытаются понять чувство отвергаемого утенка. Затем педагог и ученики рассуждают, по каким причинам жители двора высмеивают и не принимают маленького героя («Он не такой как они» и т.п.), и описывают свои переживания, полученные во время исполнения главной роли [7].

Также в учебно-методической литературе можно встретить использование в воспитательных целях сказки «Цветик-семицветик». После прочтения или просмотра которой, ребята совместно с педагогом обсуждают последнее желание девочки Жени о том, чтобы ее новый знакомый был здоров.

Довольно частое и распространенное использование сказки в воспитательном процессе многими педагогами позволяет сделать вывод об эффективности данной методики, и ее доступности для понимания детей.

На основе данного вывода и изучения всего многообразия форм работы со сказкой в Комплексной Сказкотерапии, можно предложить инновационную технологию по формированию толерантности у обычно развивающихся детей к детям, имеющим ОВЗ, которая предполагает:

1. Проведение совместных занятий для учащихся и их родителей.

2. Использование Комплексной Сказкотерапии во всем её многообразии:

- рассказывание, интерпретация и анализ сказки,

- переписывание и дописывание сказок,

- создание сказочных иллюстраций на тему толерантности,

- сочинение своих сказок о толерантности (индивидуально/ребенок+родитель),

- просмотр сказкотерапевтических фильмов о толерантности

- создание своих сказок на песке,

- разыгрывание терапевтических спектаклей,

- создание своих кукол-героев, помогающих в воспитании толерантности и т.д.

3. Проведение совместных сказкотерапевтических занятий не менее 1-2 месяцев еженедельно.

4. Проведение параллельной индивидуальной сказкотерапевтической работы с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями.

5. Начало общения - с писем друг другу.

В работе «Клуба Добрых Сказочников» нам приходилось сталкиваться с отказом родителей здоровых детей от совместного обучения с детьми, имеющими ОВЗ, ссылающихся на то, что их детям будет некомфортно. Кроме этого был неприятный опыт занятия, когда без соответствующей подготовки группы, пришел ребенок с особенностями развития.

Чтобы избежать предыдущих ошибок и создать благоприятные условия для инклюзивного обучения детей в «Клубе Добрых Сказочников», в каждый цикл занятий были включены специальные задания, упражнения, игры для ненавязчивого воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Так как одной из основных целей создания «Клуба Добрых Сказочников» является - «Вос(ь)питание детей Доброй Сказкой, основанное на общечеловеческих ценностях», то каждое наше занятие в понятной сказочной форме, мы говорили с детьми и их родителями о терпимости, о принятии, о сострадании, об отзывчивости и т.д.

Например, в цикле «Тайные шифры русских сказок» при анализе сказки «Курочка Ряба», мы пришли к выводу, что Петя-Петушок, который мог бы вылупиться из Золотого яйца, был бы не похожим на других жителей двора. Дети и родители предлагали свои варианты принятия сказочного героя, говорили о важности дружбы и поддержке.

Рассуждая о сказке «Репка», ребята пришли к выводу, что важно для общего дела проявлять смирение и терпимость друг к другу.

Так каждую сказку этого цикла мы рассматривали, в том числе, с позиции компонентов толерантности.

В следующем цикле занятий «Создай своего героя», дети и взрослые придумывали свою сказку, в которой им встретилась бабочка, которая не могла летать. Ребята предлагали свои варианты оказания помощи, проявляли отзывчивость и сострадание.

В конце каждого занятия проводилась интеграция: как ребята могут использовать полученные знания в реальной жизни, как то, что происходило в сказке, мы можем связать с реальностью. В итоге ребята сами затронули тему детей с особыми сказочными потребностями и стали приводить примеры, которые они видели в жизни, тем самым меняя не только свое, но и отношение изначально скептически настроенных родителей к совместному обучению с детьми, имеющими ОВЗ.

После проведения занятий был проведен опрос родителей: согласны ли они, что их группу будут посещать дети с ОВЗ? Все родители, посещающие занятия, ответили единогласно, что согласны.

После предварительного объявления на занятия стали приходить ребята с ОВЗ вместе со своими мамами. Дети, занимающиеся в группе, встретили ребят с энтузиазмом: предлагали им лучшие места, не торопили, когда новые сказочники медленно передвигались в «Волшебном паровозе», помогали в объяснении и т.д. У детей, в отличие от предыдущего опыта (несколько ребят присутствовали при неприятной ситуации в прошлом году), не было страха, закрытости, а также непринятия, агрессии по отношению к новым ученикам. Проигранные с помощью Комплексной Сказкотерапии на протяжении 1,5 месяцев ситуации помогли сказочникам и их родителям по-другому посмотреть на детей с особенностями развития и проявить свои лучшие качества. Ребята проявили дружелюбие, открытость, готовность к взаимодействию, отзывчивость.

Что касается детей с ОВЗ, то у них заметно, по сравнению с индивидуальными занятиями, повысилось стремление к обучению, глядя на других детей они с заинтересованностью выполняли задания, меньше отвлекались, у них улучшилось эмоциональное состояние. Их мамы, находящиеся рядом, удивлялись, что их дети с такой легкостью и желанием сочиняют, разыгрывают, рисуют свои собственные сказки, общаются со сверстниками и радуются аплодисментам.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть положительные стороны использования Комлексной Сказкотерапии (КС) для формирования толерантности по отношению к детям с ОВЗ:

- КС - экологичное и природосообразное направление практической психологии, не имеющее ограничений по возрасту, поэтому использование многообразия ее методов будет актуально не только для дошкольников и школьников, но и для студентов.

- КС - воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях.

- КС - это язык образов и символов, органичный бессознательному человека.

- Разнообразие методов КС позволяет поговорить о проблеме с разных сторон, использовать различные техники.

- Использование КС для воспитания толерантности способствует развитию детско-родительских отношений.

Однако, следует обратить внимание, что использование КС в полной мере требует соответствующей подготовки/ обучения педагога, к тому же использование некоторых инструментов (психологические песочницы, игрушки и т.д.), необходимых для полноценной работы предполагает определенные затраты.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что Комплексная Сказкотерапия может рассматриваться как инновационная технология формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, требующая определенной подготовки педагога. Причем разработка цикла занятий для детей и родителей по воспитанию толерантности средствами КС является актуальной и эффективной не только для «Клуба Добрых Сказочников», но может быть использована и в общеобразовательных учреждениях.

Аннотация. В данной статье анализируется ряд существующих проблем, связанных с включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательно пространство, рассматриваются актуальные вопросы формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям-инвалидам, а также предлагается в качестве основной технологии по воспитанию терпимости - использование многообразия методов Комплексной Сказкотерапии.

Ключевые слова: Комплексная Сказкотерапия, воспитание толерантного отношения, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Annotation. This paper analyzes the existing problems related to inclusion of children with limited opportunities of health in inclusive educational space, the actual problems of formation of tolerant attitude of all participants of educational process towards children with disabilities, and is offered as a core technology to foster tolerance - use of variety of methods of Complex Fairytale Therapy.

Keywords: Complex Fairytale Therapy, education of tolerance, children with disabilities, inclusive education.

Литература:

1. Алехина, Н.А. Инклюзивное образование: история и современность / Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — С. 33

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — С. 310

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.— СПб.: "Златоуст", 1998. — С. 352

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. — С. 208

5. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность. // Дополнительное образование. - 2006. - No 3. — С. 17-22

6. Петрицкий В.А. Толерантность — универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. — СПб., 1993. — С. 139-151

7. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М.: Педагогическое общество России, 2007.

8. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах [Электронный ресурс] / Наука и образование - Электрон. дан. - М.: Фонд «Общественное мнение» - URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (Дата обращения: 2017-11-30)

9. Хаустова В. Н., Губарева Е. Г., Гладкова Н. А. Сказкотерапия как средство развития толерантности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 6-7. URL: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11049/ (Дата обращения: 2017-11-30)

10. Шерайзина Р.М. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды / Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. — С. 43-51.

11. Шерайзина Р.М. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема/ Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования. Коллективная монография. — Ульяновск, 2016. — С. 45-56.

12. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. — Ульяновск, 2017. — С. 82-90.

УДК: 378

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

доктор педагогических наук Шерайзина Роза Моисеевна Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород);

старший преподаватель Задворная Марина Станиславовна Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В свете современных требований, заявленных в нормативно-правовых документах, современному педагогу дошкольного образования необходимо владеть не только профессиональными компетенциями, но и быть образованным, нравственным, способным к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, отличающимся мобильностью и конструктивностью [1]. Все больше внимания уделяется обеспечению доступного качественного образования, ориентированного на целостное саморазвитие личности ребенка. Разрешить эту проблему способны только творческие, высокообразованные воспитатели, готовые нетрадиционно, гибко решать профессиональные задачи в быстро меняющихся условиях современной жизни.

Модернизация системы дошкольного образования и высокая степень изменений в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) предполагают использование современных эффективных форм и нестандартных подходов к организации их обучения в системе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), нацеленные на повышение репродуктивного уровня усвоения информации обучающимися, их знаний и умений.

Потребность преподавателей ДПО в поиске новых технологий и форм развития профессионализма педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) становится актуальной педагогической задачей.

Появление новых нормативных государственных документов должно отразиться на повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов в системе ДПО, так как существующая подготовка педагогов не всегда отвечает требованиям, которые задаются федеральным государственным и профессиональным стандартами [3].

Изложение основного материала исследования. Одним из важных принципов современного ДПО является оптимальное сочетание традиционности и инновационности. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования дает возможность слушателю применять полученные сегодня знания в будущем. Современные тенденции ориентируют преподавателей ДПО на осуществление процесса образования, нацеленного на подготовку не только педагогического работника с набором профессиональных и общекультурных компетенций, соответствующих стандартам, но и думающую, творческую личность, способную внести реальный вклад в развитие общества, других людей и самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.