Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / DEVELOPMENT OF A TOLERANT ATTITUDE / TOLERANCE / FAIRY TALE THERAPY / PRESCHOOL CHILDREN / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Колесова Виктория Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования толерантного отношения у детей с нормой развития к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Излагается суть авторской коррекционно-развивающей программы «Мир добрых людей», в основе которой лежит метод сказкотерапии. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, позволившие установить эффективность разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Колесова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOLERANT ATTITUDE IN PRESCHOOL CHILDREN TO PEOPLE WITH PEOPLE WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES USING THE METHOD OF SKAZKOTHERAPY

This article discusses the development of a tolerant attitude in children with a normal developmental rate towards children with disabilities through the program "The World of Good People", based on fairy tale therapy in a preschool educational institution. The results of a pilot study are presented, the effectiveness of the method - fairy tale therapy and the developed program to form a tolerant attitude in children of preschool age towards children with disabilities has been established.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Психология

УДК 159. 9

доктор психологических наук, профессор, доцент Клыпа Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Петрозаводский Государственный университет» (г. Петрозаводск); студентка Колесова Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Петрозаводский Государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования толерантного отношения у детей с нормой развития к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Излагается суть авторской коррекционно-развивающей программы «Мир добрых людей», в основе которой лежит метод сказкотерапии. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, позволившие установить эффективность разработанной программы.

Ключевые слова: формирование толерантного отношения, толерантность, сказкотерапия, дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образовательное учреждение.

Annotation. This article discusses the development of a tolerant attitude in children with a normal developmental rate towards children with disabilities through the program "The World of Good People", based on fairy tale therapy in a preschool educational institution. The results of a pilot study are presented, the effectiveness of the method - fairy tale therapy and the developed program to form a tolerant attitude in children of preschool age towards children with disabilities has been established.

Keywords: development of a tolerant attitude, tolerance, fairy tale therapy, preschool children, children with disabilities, preschool educational institution.

Введение. В современном мире российское образование перешло от интеграции к инклюзии. В условиях модернизации образования разрабатываются механизмы для полноценной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Механизмы адаптивных стратегий связаны с переосмыслением государством и обществом отношения с людьми с особыми потребностями, признание их прав и предоставление равных возможностей в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Российское государство определяет «включающее образование» как некий шаг на пути достижения конечной цели -создание общества, которое позволит всем, независимо от каких-либо отличий людей между собой, участвовать в его жизни и вносить свой посильный вклад. Это привело к осознанию необходимости более широкой интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет направление развития личности в дошкольном образовательном учреждении в духе взаимопонимания, взаимопомощи, дружбы. Одной из важнейших задач педагогов - социальное развитие личности, развитие мировосприятия воспитанников, в том числе путем формирования толерантности.

Поиск эффективных технологий, позволяющих формировать толерантную культуру дошкольников, стимулировать их личностное развитие, обращает к сказке, которая уже долгое время привлекает внимание педагогов и психологов. Образы в сказках способствуют активизации воображения, которое тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями, оказывая прямое влияние на становление личности в целом, на усвоение детьми социальных норм и правил поведения. Сказкотерапия является эффективным методом формирования у детей таких качеств, как доброжелательность, терпимость, сострадание, уважение и др.

С целью формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста с нормой развития к детям с ограниченными возможностями здоровья нами была разработана и апробирована программа «Мир добрых людей» на материале сказок. Программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, социальных форм поведения, компетентности родителей и педагогов, способствовала развитию толерантного отношения детей к сверстникам с ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Существует множество взглядов на определение понятия толерантности, толерантного отношения. Проблеме формирования толерантного отношения, в том числе в дошкольном возрасте посвящены исследования А.Г. Асмолова, Н.А. Базаровой, В.В. Бойко, А.С. Сиротюк и другие. С социальной точки зрения, толерантное отношение можно рассматривать, как готовность людей давать право выбора стиля жизни и поведения, терпимо относится к чужим чувствам, обычаям, верованиям. Сиротюк А.С. [4] в своих работах рассматривает понятие «толерантность» как новообразование личности. Оно включает в себя следующие компоненты: адекватную самооценку, терпение, ответственность за свои поступки, знание своего «Я», признание других, коммуникативные навыки, самообладание, умение аргументировать свои мысли, выражать согласие и несогласие, умение анализировать свои слова и поступки.

В.В. Бойко [3] выделил коммуникативную толерантность, подразделяя ее на виды: ситуативную, типологическую, профессиональную, общую коммуникативную. Ситуативный вид представляет терпимое отношение к конкретному человеку. Типологический вид - терпимое отношение к образу группы людей. Профессиональный вид рассматривается как, терпимое отношение к группам людей. Коммуникативный вид -терпимое отношение к людям в целом.

До недавнего времени ведущей стратегией в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья было интегрированное образование. Оно предполагало создание коррекционных групп в детских садах, что вело к исключению детей с особенностями здоровья из социальной жизни детского сада и создавало барьеры общения и взаимодействия детей. Именно это и определило необходимость развития инклюзивного образования, которое подразумевает совместное обучение и воспитание детей с нормой развития и детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях модернизации российского образования были определены необходимые условия для социального развития

личности, развитие мировосприятия воспитанников, в том числе путем формирования толерантности. На сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает направление развития личности в дошкольном образовательном учреждении в духе взаимопонимания, взаимопомощи, дружбы. Одной из образовательных задач является обеспечение равных условий для всестороннего развития личности ребенка, независимо от социального статуса, физиологических или психологических особенностей.

Формирование толерантности необходимо начинать в период дошкольного детства, именно в этот период дети чувствительны к освоению социальных норм поведения, они сосредоточены на своем окружении, стремятся к общепринятым правилам. В дошкольном возрасте идет формирование морально-нравственных ценностей, мировоззренческого отношения.

Исследование по формированию толерантного отношения у детей дошкольного возраста с нормой развития к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья посредством программы «Мир добрых людей», разработанной нами на материале сказок, проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорск». В диагностике приняли участие 30 детей подготовительных групп компенсирующей направленности с нормой развития в возрасте 6-7 лет, а также родители этих детей и воспитатели групп.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1этап - подготовительный: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; подбор методов и методик с учетом возрастных особенностей детей для диагностики толерантности детей и родителей; подготовка методического материала.

2 этап - диагностический (констатирующий): исследование уровня толерантности детей и родителей по отношению к детям с ОВЗ; разработка и обоснование критериев оценки толерантности дошкольников; интерпретация и анализ результатов.

3 этап - формирующий эксперимент: разработка и апробация программы по формированию толерантного отношения дошкольников посредством сказкотерапии; информационно-просветительская работа с родителями.

4 этап - аналитический (контрольный): исследование уровня толерантности детей и родителей после проведения формирующего эксперимента; сравнительный анализ результатов исследования до и после коррекционно-развивающей работы; обобщение результатов.

Для выявления уровня сформированности толерантного отношения у детей с нормой развития к детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом возрастных особенностей, в качестве методов диагностического исследования были использованы методики, направленные на определение особенностей взаимоотношений в группе, определение уровня благополучия в группе, особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм и правил поведения: наблюдение, "Два домика" Т.Д. Марцинковская, "Неоконченные ситуации" А.М. Щетинина, Л.В. Кирс, "Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения" (по результатам наблюдения) А.М. Щетинина, Л.В. Кирс и опросный лист для родителей «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко.

Количественный анализ результатов диагностического обследования детей позволил выделить три группы испытуемых с различными уровнями толерантного отношения к детям с ОВЗ:

1 группа - дети с высоким уровнем (2 ребенка - 7%) - активно-положительное отношение (проявляют сострадание, помощь и др.);

2 группа - дети со средним уровнем (6 детей - 20%) - пассивно-положительное или безразличное отношение (отсутствует взаимодействие с детьми с ОВЗ);

3 группа - дети с низким уровнем (22 ребенка - 73%) - активно-отрицательное отношение (проявляют неприветливость, враждебность).

В ходе исследования наше предположение о том, что отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья у родителей и их детей с нормой развития совпадает, подтвердилось. Как правило, дети родителей, критикующих инклюзивное образование, активно настроенных против того, чтобы вместе с их ребенком находились дети с инвалидностью, демонстрировали отрицательное отношение к сверстникам с ОВЗ.

По результатам первичной диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей. В экспериментальную группу вошли 11 детей, имеющих низкий уровень толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, в контрольную 11 детей, также имеющих низкий уровень сформированности личностных качеств, способствующих толерантному отношению к детям с ОВЗ.

С целью повышения уровня толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья была разработана коррекционно-развивающая программа «Мир добрых людей», включающая два направления деятельности:

1) коррекционно-развивающая работа с детьми на основе материалов сказок, направленная на повышение уровня сформированности коммуникативных навыков, социальных форм поведения, формирование морально-нравственных установок, нового взгляда на себя и окружающих;

2) информационно-просветительская работа с родителями, направленная на формирование толерантного отношения к окружающим, психолого-педагогическое просвещение по проблеме формирования толерантности детей с целью дальнейшего применения полученных знаний в процессе воспитания детей.

Задачи программы: формирование представлений у детей об индивидуальных особенностях сверстников, формирование коммуникативных навыков, воспитание качеств, лежащих в основе толерантности: добродушие, сопереживание, доброжелательность, сочувствие, уважение.

В программе использовались сказки, доступные для осмысления детьми данного возраста, направленные на развитие умения понимать состояние окружающих, регулировать свое поведение, определять эмоциональное состояние других, проявлять чувство сострадания, милосердия, терпимости к другим. Каждая сказка решала определенные задачи, после прочтения проводилось обсуждение.

Программа рассчитана на 15 групповых занятий, продолжительность занятия 20-25 минут.

Групповые занятия содержит несколько этапов: приветствие, разминка, основная часть, закрепление.

Формы работы с детьми: групповые занятия, игры и упражнения, беседы, совместная деятельность с родителями, выставка рисунков.

Формы работы с родителями: информационный стенд, индивидуальное консультирование, круглый стол, совместная деятельность с детьми, рекомендации в печатном виде.

Формы работы с педагогами: семинар, открытое занятие, рекомендации в печатном виде.

С целью выявления эффективности, разработанной нами на материале сказок Программы по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, была проведена повторная диагностика детей и родителей. Сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования

Используемые методы, методики Анализ результатов на констатирующем этапе исследования Анализ результатов на контрольном этапе исследования

1. Наблюдение Преобладает пассивно- отрицательное отношение к детям с ОВЗ - 56% Преобладает пассивно-положительное отношение к детям с ОВЗ - 50%

2. методика «Два домика» Уровень благополучия в группе низкий Уровень благополучия в группе высокий

3. методика «Неоконченные ситуации" высокий уровень 18% средний уровень 36% низкий уровень 46% 55% 45% 0%

4. методика «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения» высокий уровень 10% средний уровень 45% низкий уровень 45% 36% 64% 0%

5. методика «Общая коммуникативная толерантность родителей» высокий уровень 27% средний уровень 55% низкий уровень 18% 45% 45% 10%

Таким образом, после проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми экспериментальной группы, согласно результатам повторной диагностики, изменилось отношение детей к сверстникам с ОВЗ: стало преобладать пассивно-положительное отношение к ним (50%), 36% детей стали проявлять активно-положительное отношение к сверстникам с ОВЗ, Таким образом, уровень благополучия в группе повысился: если до начала целенаправленного формирования толерантного отношения к другим детям испытуемые негативно относились к детям с ОВЗ, практически не взаимодействовали, не выбирали объектом общения, то после проведенной работы наблюдалось активное взаимодействие испытуемых с детьми ОВЗ в различных видах деятельности. У детей сформировались навыки принятия и осознания нравственных норм. Они научились оценивать поступки, опираясь на нравственные нормы и моральные принципы. Дети научились дружно играть друг с другом, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражать сочувствие и желание помочь детям с ОВЗ.

Отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ также изменилось: большая часть родителей осознала, что особые дети не несут никакой опасности для их детей, напротив, их дети получают возможность развивать такие личностные качества, как эмпатия, терпение, толерантность.

Выводы. Разработанная нами программа «Мир добрых людей» на материале сказок предполагала формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья путем развития коммуникативных качеств, социальных форм поведения, привитие морально-нравственных норм, повышение компетентности родителей и педагогов.

Итоги проведенного исследования показали, что уровень толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении повысился. Наблюдается положительная динамика.

Таким образом, можно утверждать, что данная программа эффективна, сказкотерапия является действенным методом развития таких качеств, как терпимость, доброжелательность, сострадание, уважение, лежащих в основе толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Литература:

1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. -180 с.

2. Базарова Н.А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н.А. Базарова, А.В. Никитенко, Д.В. Дурнева // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - с. 29-31.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. - М.: "Филинъ", 1996. - 472 с.

4. Сиротюк А.С. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды / А.С. Сиротюк. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 259 с.

5. Чадная Е.А. Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Е.А. Чадная // Молодой ученый. - 2018. - №51. - с. 105-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.