Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / COMPLEX FAIRY TALE THERAPY / ART PEDAGOGY / ACCOMPANIMENT / QUEST TECHNOLOGY / CREATIVE PERSONALITY / STUDENTS / PROJECTIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Угринчук Ольга Николаевна

В статье рассматривается актуальность педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в процессе развития творческой индивидуальности студентов педагогических специальнотстей. Раскрыты основные понятия, описаны методики и технологии Комплексной Сказкотерапии, а также представлены основные данные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Угринчук Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INTEGRATED FAIRY-TALE THERAPY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article examines the relevance of the pedagogical potential of complex fairy tale therapy in the development of students' creative individuality. The basic concepts are revealed, the methods and technologies of complex fairy tale therapy are described, and the main research data are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

взаимопонимания между собеседниками. Среди видов монолога можно выделить следующие: описание, повествование, рассуждение и перевод.

Процесс обучения говорению (диалогической и монологической речи) должен рассматриваться как компонент игровой деятельности, избегая прямой постановки задачи [6, с. 71].

Организация занятий по иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях должна проходить как специфическая игровая деятельность, в основе которой различные виды игр: настольно-печатные, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные, театрализованные, с игрушками. В процессе игры детям предлагаются речевые образцы, многократное повторение которых обеспечивает выполнение вариативно-ситуативного упражнения в говорении. Однако, использование игры требует от педагога умения предвидеть:

- захотят ли дети играть в предложенную игру и что необходимо сделать для того, чтобы им захотелось это сделать;

- какими приёмами в сюжет игры будет введен новый фонетический и речевой материал, будет совершаться его освоение, тренировка и употребление;

- какие навыки и умения необходимо будет отработать;

- какие упражнения и в какой последовательности уместно включить в игру для формирования умений и навыков;

- возникнет ли перед детьми необходимость прилагать мыслительные усилия, как не свести занятия лишь до репродуктивной имитации;

- будет ли соблюдено условие систематичности использования игры и игровых упражнений.

Выводы. Формирование иноязычных речевых навыков в раннем возрасте представляет собой

непрерывный, целенаправленный процесс, обусловленный обстоятельством общения. Эффективность реализации этого процесса обусловлена выбором подходящих форм, методов, средств, содержания обучения с целью формирования успешной молодежи. Методически верно организованный процесс обучения иностранному языку детей дошкольного возраста может стать хорошей базой для эффективного освоения иностранного языка детьми в средних общеобразовательных учреждениях.

Литература:

1. Бодрова Е.В. Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3-7 лет) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovopolagayuschie-printsipy-sovremennyh-metodov-osvoeniya-angliyskogo-yazyka-detmi-doshkolnogo-vozrasta-3-7-let (дата обращения: 03.10.2020).

2. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Теория и методика развития речи дошкольников. Обучение двуязычных детей. М., 2019. 208 с.

3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку. М., 1998. 310 с.

4. Сазонова И.Н., Коненко Е.А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. 2016. №13. С. 846-849. - URL: https://moluch.ru/archive/117/32196/ (дата обращения: 03.10.2020).

5. Harmer J. Essential Teacher Knowledge. Pearson Education Limited, 2012. 288 р.

6. Penny Ur. A course in Language Teaching. Cambridge University Press. 2012. 325 р.

Педагогика

УДК 37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); аспирант Угринчук Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в процессе развития творческой индивидуальности студентов педагогических специальнотстей. Раскрыты основные понятия, описаны методики и технологии Комплексной Сказкотерапии, а также представлены основные данные исследования.

Ключевые слова: комплексная сказкотерапия, проективные методики; арт-педагогика; сопровождение; квест-технология; творческая индивидуальность; студенты.

Annotation. The article examines the relevance of the pedagogical potential of complex fairy tale therapy in the development of students' creative individuality. The basic concepts are revealed, the methods and technologies of complex fairy tale therapy are described, and the main research data are presented.

Keywords: complex fairy tale therapy, projective techniques; art pedagogy; accompaniment; quest technology; creative personality; students.

Введение. Модернизация, социально-экономические преобразования и реформы, происходящие в российской системе образования, существенно изменили взгляд на проблему развития творческой индивидуальности. Все более приоритетным становится активное формирование новых социально-культурных ценностей и идеалов, в которых актуализируется проблема развития индивидуальности человека, его самовыражения, творческой самореализации. В настоящее время студент - будущий педагог становится постоянно развивающимся субъектом образовательной деятельности, основной задачей которого является - в полной мере реализовывать свой внутренний потенциал, проявлять интеллектуальную и творческую инициативу, вносить индивидуальное, новое и креативное в педагогическую действительность.

В современном образовательном пространстве постоянно увеличиваются обоснованные требования к качеству подготовки будущих педагогов. Особое внимание обращается на готовность педагогов работать в

постоянно изменяющейся образовательной среде, в ситуации многозадачности и вариативности образовательных программ. Значимым в профессиональной подготовке школьных педагогов и педагогов дошкольного образования является формирование у них умений работать в команде, создавать новые методические и творческие продукты.

В современном обществе значительно возрастает значимость становления и развития творческой индивидуальности особенно в педагогическом вузе, так как от степени сформированности творческой индивидуальности будущих педагогов зависит их способность создавать условия для развития творческой индивидуальности будущих воспитанников и учеников.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года подчеркивается, что формирование, развитие и поддержка творческих способностей и талантов детей и молодежи является приоритетным направлением в общественно-образовательной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования определено, что будущие педагоги должны быть способны к самостоятельности в определении круга задач в рамках поставленной цели и подборе оптимальных способов их решения; осуществлении социального взаимодействия, реализации своей роли в команде; выстраивании траектории саморазвития.

Процесс развития творческой индивидуальности педагогов педагогических специальностей исследован С.А. Гильмановым, В.И. Горовой, И.Е. Вид, О.А. Донской, М.Н. Туляковой, Е.Б. Шехтман и др.[3; 4; 11]

Однако, как отмечает ряд исследователей (А.В. Батаршев, Е.Б. Шехтман и др.), развитие творчества будущего педагога происходит глубоко индивидуально и требует разработки и реализации соответствующих программ, основанных на индивидуально-личностном продуктивном взаимодействии субъектов образовательного процесса [2; 3; 8; 9; 11].

Анализ результатов проведенного нами исследования позволил выявить следующие противоречия между:

- высокой потребностью современного общества в педагоге, способном к творческому самовыражению, креативности в разработке, реализации индивидуальных образовательных практик, стремлении к самореализации и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий, обеспечивающих развивающее сопровождение творческого потенциала студентов;

- возрастанием потребности студента - будущего педагога в проявлении творческой индивидуальности и недостаточной разработанностью индивидуально-личностных программ развития в образовательном процессе [10].

Необходимость решения указанных противоречий подчеркивает значимость проблемы развития творчества и индивидуальности будущих педагогов.

Одним из способов минимизации обозначенных проблем может стать, на наш взгдяд, реализация педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.) не только в целях психодиагностики, но и с целью активизации ресурсов и потенциала личности, развития ее креативности, улучшения внутренней природы и выхода на жизненное творчество.

Изложение основного материала статьи. Анализируя отечественный и зарубежный опыт использования психолого-педагогических технологий в процессе профессионального и личностного становления и развития студентов педагогических специальностей, мы заметили особый научный интерес к различным технологиям психотерапевтического характера (А.Ю. Сметанина, Н.Ю. Сергеева и др.) [6; 7]. С точки зрения гуманной педагогики различные аспекты психотерапевтических технологий отражены в трудах Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и др. Великие педагоги сказке определяли особое место в образовательном процессе, считая ее использование важной и значимой составляющей каждого педагога.

Образовательный потенциал сказки, по мнению И.Я. Яковлева, наиболее ярко проявляется в нравственном воспитании через этические, метафорические беседы с учениками. Любовь детей к сказкам К.Д. Ушинский объяснял тем, что они созвучны свойствам детской психологии. В.А. Сухомлинский указывал на особое место в процессе образования сказке. По его мнению, сказка способствует не только разумному, но и чувственному познанию мира, развитию эмоционального интеллекта, которому уделяется особое внимание в современном обществе.

Для нас особо значимо то, что Василий Александрович подчеркивал важность создания особых условий для развития творческой индивидуальности, организовал совместно со своими воспитанниками особое пространство - «Комнату Сказки», которое помогало детям чувствовать себя в комфортном и уютном мире сказочных образов.

Используя в практике идеи В.А. Сухомлинского, мы убедились в том, что сказки помогают усовершенствовать процесс образования оригинальными и эффективными средствами всестороннего творческого развития детей.

Однако, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - автора метода Комплексной сказкотерапии, потенциал сказки не ограничивается только работой с детьми. Сказку, как считает автор, можно успешно использовать и в образовании взрослых, в том числе студентов педагогических специальностей [5]. Связано это с тем, что сказки обращены к чистому и восприимчивому творческому началу каждого человека, к воспитанию внутреннего ребенка как к «проводнику творческой энергии».

Так, в нашем исследовании мы рассмотрели педагогический потенциал Комплексной сказкотерапии в развитии творческой индивидуальности студентов - будущих педагогов, поэтому «терапию» в составе понятия «Комплексная сказкотерапия» мы будем рассматривать скорее как «социально-педагогическое врачевание» личности, а не сугубо психологическое «лечение». Соответственно, педагогическое направление в использовании Комплексной сказкотерапии будет связано с выполнением профилактических и коррекционных функций, и будет иметь в большей степени паллиативный, нежели лечебный характер.

Автор Комплексной сказкотерапии определяет ее как воспитательную систему в целом, обращая особое внимание на то, что она является природосообразной, и органичной человеческому восприятию, при этом формирует и поддерживает ценностную систему человека.

Для нашего исследования значимо, что Комплексная сказкотерапия - это «система развития эмоционального интеллекта, способствующая развитию самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями» [5].

Вслед за О.И. Каяшевой мы определяем Комплексную сказкотерапию как метод, в основе которого лежит использование метафоричности и архетипичностиразличных видов сказок в целях развития творческой индивидуальности и других качеств личности, а также проективной психодиагностики, психокоррекции и психотерапии [7].

С нашей точки зрения особо значимо то, что главным средством психоло-педагогического воздействия в Комплексной сказкотерапии является метафора, которая задействует не только фантазию и воображение, но и чувствительную и интеллектуальную сферы. Мы согласны с высказываниями Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И.В. Вачкова, которые подчеркивали, что точно подобранная метафора, как особая форма мышления, способна активизировать «отклик в душе слушателя». С помощью метафоры удается сконцентрировать и уместить словесные объяснения в яркий, точный и конкретный образ [1; 5].

В результате исследования нами были выделены следующие этапы развития творческой индивидуальности студента - будущего педагога:

- диагностический, включающий проективную сказкотерапевтическую диагностику (например, «Карта «Внутренней страны», «Спонтанная сказка»);

- включение студентов в личностно ориентированную образовательную деятельность, разработанную с учетом результатов диагностики;

- адаптация индивидуального стиля творчества к внешним условиям (сочинение, рассказывание, разыгрывание и другие формы работы со сказкой (лепка, рисунок, символические действия), сказкотерапевтические техники:«Сокровищница жизненных сил», «Создание мира», «Волшебные краски» и др.);

- творческое самовыражение студента (самостоятельность в выборе темы, содержания и условий реализации собственного образовательного проекта);

- презентация проекта в контексте Комплексной сказкотерапии;

- выступление на мероприятии.

Взгляд на Комплексную сказкотерапию как на воспитательную систему, имеющую огромный психолого-педагогический потенциал, предполагает общие закономерности работы со сказочным содержанием: осознанность, многовариантность и связь с реальностью [5].

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что сказка является универсальном средством для детей и взрослых, побуждающим их к позитивному изменению окружающего мира, творческому и созидательному преобразованию. Для студентов - будущих педагоговэто особенно важно, так как способствует развитию их креативности, формированию творческой позиции. Исследование показало, что сказкотворчество, как элемент Комплексной сказкотерапии, развивает творческое воображение, индивидуальность и креативность обучающегося, позволяет преподносить информацию коллегам и ученикам недидактично и ненавязчиво.

Изучая индивидуальность человека, мы пришли к выводу, что в процессе развития творческой индивидуальности студентов, используя педагогический потенциал Комплексной Сказкотерапии, у субъектов образовательного процесса активизируются творческое мышление, творческий подход к делу, проявляются лидерские качества, целеустремленность и гармоничность, креативность, свобода и ответственность, сила воли, постоянное саморазвитие, позитивная Я-концепция, высокий уровень творческой самореализации, творческое воображение и др.

Опираясь на исследования ряда ученых (С.А. Гильманов, В.И. Горовая, и др.), мы пришли к выводу, что выделенный выше ряд свойств, в совокупности свидетельствуют о наличии творческой индивидуальности человека [3; 4].

Особенно значимыми для нашего исследования являются определения Ж.В. Вагановой и В.И. Горовой, которые подчеркивают важность развития творческой индивидуальности как особой характеристики личности, обладающей силой воли, творческими направленностью, мотивацией, способностями, которые позволяют выступать личности самостоятельным субъектом творческой деятельности [4].

Таким образом, под «творческой индивидуальностью» в нашем исследовании мы будем понимать «интегративную характеристику постоянно развивающейся личности, представляющую собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых, предметно-практических, экзистенциальных и саморегулятивных качеств, позволяющих личности выступать самостоятельным субъектом творческой деятельности»[10, с. 314].

Соответственно, под «развитием творческой индивидуальности» мы будем понимать процесс формирования и становления творческой индивидуальности студента средствами педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии.

Для оценки результативности своей практической деятельности мы выделили три критерия: когнитивный (интеллектуальная сфера психики), деятельностный (волевая, предметно-практическая и мотивационная сфера психики) и отношенческий (эмоциональная, экзистенциональная и саморегулятивнаясфера психики).

Научные исследования А.В. Крюковой, А.Ю. Сметаниной, Е.Б. Шехтман и других, а также выделенные нами критерии развития творческой индивидуальности легли в основу построения типологии уровней развития творческой индивидуальности студентов - будущих педагогов [7].

Диагностика творческой самореализации студентов позволила выделить нам следующие уровни: высокий, средний и низкий.

Диагностика проводилась с помощью сказкотерапевтических проективных методик: «Карта Внутренней страны» и «Спонтанная сказка» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, также были использованы методы наблюдения, самоанализа и тестирования (Дж. Брунер) [5].

Методика «Спонтанная сказка» представляет собой краткую импровизационную сказку, которую студент рассказывает от лица любого выбранного им предмета, принадлежащего ему [6]. Согласно ряду исследователей (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Фролов, Т.М. Грабенко и другие) [4; 5], сказка является носителем информации о личности автора, то есть сам выбор предмета и те характеристики, о которых говорит студент в ходе своего спонтанного сказкотворчества, являются характеристиками личности самого студента. Кроме этого, данная методика отражает уровень способности к импровизации студента и умению творчески мыслить в предложенных обстоятельствах. В рамках данной диагностики мы предприняли

попытку «расшифровать» импровизационные сказки студентов с целью выстраивания личностно-ориентированного сказкотерапевтического сопровождения.

Таким образом, в процессе знакомства, мы ненавязчиво провели диагностику интересов и особенностей студентов - будущих педагогов.

Следующей проективной методикой, использованной в нашем исследовании, была методика, разработанная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - «Карта внутренней страны» [6].

Методика «Карта внутренней страны» состоит из особой предыстории и непосредственно рисования, сопровождаемого руководством педагога-сказкотерапевта.

Далее студентам были предложены следующие инструменты для создания карты: белая бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Ход рисования карты сопровождался музыкой и сказочной инструкцией педагога-сказкотерапевта, предполагающего создание особой сказкотерапевтической среды, в которой проявляется творческая индивидуальность как педагога, так и студентов.

Комплексная оценка результатов самодиагностики творческой индивидуальности студентов - будущих педагогов позволила выявить дальнейшие оптимальные пути ее развития.

Таким образом, 45% студентов имеют склонность к генерации новых творческих идей, опираясь на традиции, 30% - в процессе творческой самореализации ориентированы в будущее, 25% - через реализацию творческих планов приходят к внутреннему равновесию; 85% - развивают свою творческую индивидуальность благодаря новым знаниям, а 15% - благодаря накопленной внутренней уверенности.

Итоги диагностики позволили сформулировать следующие недостатки в развитии творческой индивидуальности студентов. К ним отнесены следующие:

- низкий уровень творческой индивидуальности у 54% из числа опрошенных, у 46% из общего числа опрошенных уровень развития являлся средним, высокий уровень - отмечен не был;

- высокий уровень развития креативности у студентов-участников эксперимента - не был представлен.

В результате социологического опроса мы выяснили, что недостаточно развитые способы индивидуально-личностного обучения и применение классических методов преподнесения материала являются, по мнению студентов педагогических специальностей, причиной низкого развития творческой индивидуальности.

Для раскрытия и развития творческой индивидуальности каждого студента - будущего педагога нами был разработан лекционно-практический курс «Лаборатории Творчества». На каждом занятии курса использовались сказкотерапевтические упражнения и задания, которые позволяли не только актуализировать внимание студентов на ресурсах и потенциале личности каждого из них, но и проводить ненавязчивую диагностику развития творческой индивидуальности и своевременно предлагать мягкую коррекцию в данном развитии, оказывать необходимую помощь и поддержку, направлять студентов и показывать многообразие путей решения задач.

Так, студентам предлагалось помимо общего домашнего задания, выполнить индивидуальное домашнее задание: подобрать музыку, посмотреть фильм или мультфильм, прочитать сказку, подобрать картины, нарисовать рисунок и т.д. Таким образом, работа в «Лаборатории Творчества» становилась для студентов личностно-ориентированной, а в последствие и личностно значимой.

Кроме этого каждое занятие имело особую сказкотерапевтическую структуру (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) и представляло собой последовательность этапов: «ритуал входа», повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, «ритуал выхода» [6].

Так, на одном из занятий студентам было предложено посадить семена цветов в землю, предварительно наделив их особым смыслом.

«Какие общечеловеческие ценности вы бы хотели взрастить в себе и в своих будущих учениках?» Студенты с воодушевлением подошли к этому заданию и в качестве общечеловеческих ценностей, которые нужно воспитывать в себе и своих воспитанниках, называли следующие: любовь к труду и к природе, сотрудничество, ответственность, честность, терпимость, свобода, счастье, простота, вера, уважение, единство и др.. семенам, а земля - благоприятная для них почва, будет особым духом нашей команды.

После обсуждения семена полили водой - символом творческой индивидуальности.

Данный «ритуал» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) получил положительный отклик со стороны студентов - будущих педагогов, а названные ценности, общее обсуждение и дальнейшая забота о растущих цветах - стали крепкой опорой для реализации дальнейшей эффективной командной работы.

На последнем занятии студенты посадили свои цветы на клумбе в центре города, ведь именно там, в исторической театре города, в Детском музейном центре будущие педагоги представляли впервые свои образовательные творческие проекты в рамках международной акции.

Исследование показало, что символическая посадка семян, наполненная личностно-значимым смыслом способствует формированию командного духа, единению, вдохновению.

Таким образом, студенты с самого начала эксперимента, были объединены общегрупповой значимой целью - «взрастить» в себе общечеловеческие ценности, благодаря развитию и проявлению своей творческой индивидуальности.

Итогом обучения на курсе «Лаборатории Творчества» стала программа «Сны Менделеева», разработанная студентами - педагогами, которая была представлена в рамках международной акции «Ночь музеев 2019», а также в конкурсе «Доброволец России».

Вторичная диагностика студентов, которая проходила на последнем занятии курса «Лаборатория Творчества» показала, что когнитивный критерий творческой индивидуальности студентов возрос на 90%, показатели деятельностного критерия увеличились на 85%, отношенческого критерия - на 73%.

Таким образом, мы пришли к выводу, что разработанный нами лекционно-практический курс «Лаборатория Творчества» с применением педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии развивают уровень творческой индивидуальности, а разработанная нами модель является эффективной, о чем свидетельствует сокращение низкого уровня развития творческой индивидуальности с 54% до 0%, а также в результате вторичной диагностики появляется высокий уровень креативности у 46% будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность использования педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в развитии творческой индивидуальности студентов педагогических специальностей.

Однако, несмотря на то, что общая проблема становления творческой индивидуальности освещена в научной литературе, но, на наш взгляд, методв и методики использования Комплексной Сказкотерапии недостаточно систематизированы для развитиятворческой индивидуальности студентов педагогических специальностей.

Проведенное нами исследование позволило обосновать и экспериментально апробировать авторские творческие идеи, а также обозначить круг актуальных вопросов, связанных с использованием педагогического педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в формировании и развитии творческой индивидуальности студентов педагогических специальностей, которая является важнейшей стороной профессионально-личностной подготовки будущего педагога[10].

Важнейшим фактором повышения эффективности развития творческой индивидуальности студента -будущего педагога выступают средства педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии, которую вслед за Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и О.И. Каяшевой мы определяем как природосообразный психолого-педагогический метод, в основе которого лежит использование метафоричности и архетипичности различных видов сказок в целях развития творческой индивидуальности и других качеств личности, а также проективной психодиагностики, психокоррекции и психотерапии [10]. Творческая индивидуальность в нашем исследовании представлена как результат образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, которые реализуются благодаря использованию технологий и методик Комплексной Сказкотерапии.

Проведенное исследование доказывает, что педагогический потенциал Комплексной Сказкотерапии способствует развитию творческой индивидуальности будущих педагогов при создании особой психолого-педагогической среды, согласующейся с принципами Комплексной Сказкотерапии и активно использующей сказкотерапевтические техники и методики.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вачков В.И. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

2. Везетиу Е.В. Проблема готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. с. 31-34.

3. Гильманов, С.А., Видт, И.Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала./ С.А. Гильманов, И.Е. Видт-Тюмень: ТОИПКПК, ТРНЦ СО РАО, -1995. - 16 с.

4. Горовая, В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. / В.И. Голровая - СПб., - 1995. - 355 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Фролов, Д.Ф., Грабенко, Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, -2004. - 304 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО «Речь», - 2000. - 310 с.

7. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Самара, 2012.

8. Макаренко Ю.В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг // Педагогический вестник. 2020. № 14. с. 67-68.

9. Пономарёва Е.Ю. Психологические факторы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов // Педагогический вестник. 2020. № 12. с. 40-42.

10. Сергеева, Н.Ю. Из опыта арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Ю. Сергеева // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 3. - С. 112-126.

11. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования: дис.... кандидата пед. наук / А.Ю. Сметанина - Великий Новгород, -2008. - 201 с.

12. Угринчук, О.Н. Арт-педагогическое сопровождение развития творческой индивидуальности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций / Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин, О.Н. Угринчук, // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. с. 312-316

13. Шехтман, Е.Б. Организация педагогической деятельности методиста по развитию творческой индивидуальности воспитателей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Шехтман - Великий Новгород, - 2011. - 23 с.

Педагогика

УДК 378.016

доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета начального, дошкольного и специального образования Щербаков Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доктор филологических наук, профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Щербакова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается значение непрерывной образовательной практики в профессиональном воспитании студента педагогического вуза. Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению воспитательных возможностей педагогической практики. Проводится сравнительный анализ профессионально-личностных характеристик (мотивации, профессиональной направленности, рефлексии) у студентов первого и четвертого курса. Раскрывается опыт профессионального воспитания студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.