При этом примерно 42% этого времени отводят слушанию, 32% говорению, 15% чтению и 11% письму [3].
Следовательно, можно утверждать, что человек в повседневной жизни слушает больше, чем говорит. Исходя из этих данных, в вузе, как организационные формы обучения, сначала рассматривают лекции, а дальше уже практические занятия, самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя, различные виды практик.
Но по данным психологов, сразу после услышанного человек запоминает лишь 50%, через восемь часов - 35%, за два месяца-едва 25%. Эти 25% и называют осадочной информацией [3].
Таким образом, отметим, что обучение коллективной деятельности, формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного коллективного решения задач - действенный фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Такое обучение оказывается важной предпосылкой совершенствование процесса подготовки молодежи к труду, давая одновременно возможность успешно внедрять прогрессивные формы и методы обучения. Поэтому, разрабатывая содержание обучения, целесообразно привлекать к нему элементы, что предусматривают обучение коллективной деятельности - с учетом возрастных особенностей и специфики отдельных учебных дисциплин.
Уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижение высоких результатов в обучении и воспитании молодежи зависит, прежде всего, от того, как педагог формирует цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, который он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.
Выводы. Таким образом, реализация инновационных образовательных технологий обучения и преподавания их в высшей школе способствует улучшается не только запоминание материала, но и его идентификация, использование в повседневной жизни. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество. Формируются навыки общения и взаимодействия в коллективе, раскрываются таланты и умения быстро и эффективно решать поставленные задачи. В связи с этим, особое значение приобретает изучение, анализ, обобщение и творческое использование опыта воплощения инновационных образовательных технологий, которые обогащают педагогическую теорию и практику своим уникальным вкладом.
Литература:
1. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с.
2. Кошечко Н.В. Методика преподавания в высшей школе: Учеб. пособие. - Нижен: НДУ им. М. Гоголя, 2013. - 115 с.
3. Ермолаев Ю.В. Социальные и педагогические инновации в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9. - С. 79-79 URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25341 (дата обращения: 04.12.2019)
4. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru > article > innovatsionnye-tehnologii-obucheniya (от 03.12.2019)
Педагогика
УДК:37.017
доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, доцент Ширин Александр Глебович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); аспирант Угринчук Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность арт-педагогического сопровождения в процессе развития творческой индивидуальности будущих педагогов в вузе. Раскрыты основные понятия, описаны методики и технологии арт-педагогического сопровождения, а также представлены основные данные диагностики. Описана модель арт-педагогического сопровождения развития творческой индивидуальности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: арт-педагогика; сопровождение; технология «Комплексная сказкотерапия»; квест-технология; творческая индивидуальность; будущие педагоги; дошкольная образовательная организация.
Annotation. The article considers the relevance of art-pedagogical support in the development of creative individuality of future teachers at the University. The basic concepts are revealed, methods and technologies of art-pedagogical support are described, and also the basic data of diagnostics are presented. The model of art-pedagogical support of development of creative individuality of future teachers of preschool educational organizations is described.
Keywords: art pedagogy; support; technology "Complex fairy-tale therapy"; quest-technology; creative individuality; future teachers; preschool educational organization.
Введение. В настоящее время происходит активное формирование новых социально-культурных ценностей, основой которых являются обращение к человеческой индивидуальности, творческая самореализация и свобода самовыражения личности. В современном обществе существенно возрастает значимость творческой индивидуальности педагога, повышаются требования к его личностным и
профессиональным качествам. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" должны быть созданы особые условия для выявления, поддержки и развития творческих способностей и талантов у детей и молодежи в сфере общественно-образовательной практики, основанные на принципах справедливости, всеобщности и направленные на самоопределение и саморазвитие личности ребенка.
Однако, по мнению сторонников «теории поколений» (У. Штраус, Н. Хау, В.С. Магун и др.), студенты настоящего времени в большинстве своем относятся к поколению Z и являются более зависимыми от цифровых технологий, отличаются нетерпеливостью, сосредоточенностью, в основном, на краткосрочных целях, ориентацией на потребление.
Следовательно, возникает потребность в создании условий для развития творческого потенциала личности как антипода потребительству. Так, одним из направлений подготовки будущих педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) в учреждениях высшего образования является ориентация учебно-воспитательного процесса для развития творческих способностей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» выпускник должен быть способным к управлению своим временем, выстраиванию и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6).
То есть будущий педагог ДОО в современных условиях не может не развивать свою творческую индивидуальность для того, чтобы в будущем формировать творческую индивидуальность своих воспитанников.
Основные положения развития творческой индивидуальности будущих педагогов раскрыты в работах С.А. Гильманова, В.И. Горовой, В.В. Гордеевой, М.Н. Туляковой и др.
Однако изучение теории и практики высшего педагогического образования свидетельствует о наличии противоречий между:
- повышением требования современного общества к профессионализму педагогов ДОО и отсутствием обоснованных и апробированных подходов в научно-методическому обеспечению и сопровождению процесса профессионально-личностного становления и развития творческой индивидуальности педагога;
- потребностью практики в выпускниках вуза, способных к самоорганизации, саморазвитию и недостаточной разработанностью механизмов данного процесса.
Указанные противоречия подчеркивают значимость проблемы сопровождения становления творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО.
Эффективным средством решения обозначенных проблем может стать арт-педагогическое сопровождение (Н.Ю.Сергеева, А.Ю. Сметанина, В.П. Анисимов и др.) с его способностью всесторонне влиять на сложноорганизованную телесно-душевно-духовную природу человека.
Изложение основного материала статьи. Подготовка будущего педагога ДОО, включающая формирование профессиональной позиции специалиста, безусловно, не может ограничиваться использованием сугубо рационально-логических форм освоения содержания педагогического образования. Теоретические знания, предлагаемые студентам, далеко не всегда способны обеспечить сопереживание глубоким духовным процессам становления человека, эмоциональную причастность к жизненной проблематике учащихся, вызвать личностное отношение к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим комплексное исследование возможностей привлечения потенциала арт-педагогического сопровождения к процессу профессиональной подготовки будущего педагога ДОО становится актуальной задачей педагогической науки.
Междисциплинарный, практикоориентированный характер арт-педагогического сопровождения, объединяющей потенциал искусства, педагогики, психологии, в полной мере отражает тенденцию к интеграции знаний, свойственную современной гуманитарной науке, что может стать продуктивным в деле модернизации подготовки студентов - будущих педагогов ДОО.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что процесс арт-педагогического сопровождения будущего педагога ДОО в настоящее время остаётся малоизученным. Исследовательское внимание к сопровождению как педагогическому феномену продиктовано его гуманитарной сущностью, гибкостью, недидактичностью, комплементарностью по отношению к образовательному процессу, способностью непосредственно соотноситься с потребностями и интересами его участников.
Так, согласно Е.И. Казаковой «сопровождение» в нашем исследовании определяется как помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии воспитуемого [10].
Арт-педагогика - новое направление педагогической науки и практики, находящееся в стадии активного становления и основательно изучаемое такими исследователями как: В.П. Анисимов, А.Ю. Сметанина, Н.Ю. Сергеева, Т.Г. Неретина, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева [2; 15; 14; 17; 4].
На данный момент становление нового направления обуславливает существование разнообразных определений самого понятия «арт-педагогика», что часто приводит к подмене значения, возникновению неточностей, трансформации смысла, смешению функций различных областей научно-практической деятельности.
Разнообразие значений, вкладываемых в данное понятие, представлено четырьмя группами исследований:
К первой группе относятся исследования, в которых используется понятие «арт-педагогика» в контексте применения принципов арт-терапии в педагогическом процессе (А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева). Данная группа авторов не выделяет арт-педагогику в качестве самостоятельного направления педагогической науки и не выделяет специфику предмета арт-педагогической деятельности [11].
Ко второй группе - исследования, в которых арт-педагогика определяется как направление специальной педагогики (коррекционно-развивающей), субъектами которой являются дети с ограниченными возможностями здоровья (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко) [4].
К третьей группе - работы, в которых арт-педагогика рассматривается как инновационное, междисциплинарное, психологически обоснованное направление нравственно-эстетического воспитания детей (В.П. Анисимов, А.Ю. Сметанина, Е.В. Таранова) [3; 15; 16].
К четвертой группе - исследования, в которых полагается, что акцент на терапевтической, психологической или эстетической основах арт-педагогики необоснованно сужает природу и содержание данного феномена, привлекая внимание лишь к одной из его возможных сторон (Н.Ю. Сергеева, Т.Г. Неретина) [14; 17].
Так, согласно Н.Ю. Сергеевой в исследовании рассматривается «арт-педагогика» как особое, самостоятельное направление педагогической науки, изучающее закономерности воспитания, обучения и развития человека с помощью средств искусства. Данное определение, с нашей точки зрения, является наиболее точным.
Учитывая то, что творчество является универсальным механизмом развития личности, его уровень может служить интегративным показателем развития личности в целом. В проведенном нами исследовании, согласно П.В. Алексееву, Г.И. Иванову творчество определяется как универсально-преобразующая, целостная самодеятельность, целью которого выступает удовлетворение духовных и социальных потребностей [1; 9].
Индивидуальность согласно «Педагогике индивидуальности» О.С. Гребенюка нами определяется как интегральная психологическая характеристика человека («человеческое в человеке»), отражающая семь сфер психики:: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции [5; 6].
В контексте исследований В.И. Горовой, С.А. Гильманова, М.Н. Туляковой и др. творческая индивидуальность еще рассмотрена как интегративная характеристика постоянно развивающейся личности, проявляющаяся в творческой деятельности и характеризующаяся активностью, оригинальностью, креативностью, творческой направленностью, целеустремленностью и силой воли, а также целостностью, компетентностью и гармоничностью.
Вслед за О.С. Гребенюком, Ю.Л. Курачиновой и др. «творческая индивидуальность студента» нами рассмотрена как личностная характеристика, проявляющаяся в творчестве студента в результате образовательной деятельности, реализованной посредствам арт-педагогического сопровождения, соединяющая в себе мотивационный, интеллектуальный, предметно-практический, эмоциональный, волевой, экзистенциональный и саморегулятивный компоненты.
Для диагностики творческой самореализации студентов нами были рассмотрены следующие ее уровни: высокий, характеризующийся устойчивым интересом и самостоятельностью студента в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умениями согласовывать свои действия с коллегами в условиях коллективного выполнения творческих заданий, наличие индивидуального творческого почерка, проявление творчества в различных проблемных ситуациях; средний, проявляющийся в эпизодической инициативности, неустойчивом интересе к решению творческих задач, завышенной или заниженной самооценке, в недостаточной сформированности умений действовать согласовано с другими студентами в процессе выполнения творческих заданий; низкий, характерный для студентов, у которых отсутствуют собственные творческие инициативы, наблюдаются избегание самостоятельных решений, ориентация на образец и помощь педагога, возникают трудности в установлении межличностных отношений при создании совместных творческих продуктов, выражена заниженная самооценка.
В результате диагностики с помощью методик наблюдения, тестирования, самоанализа, а также проективных методик «Карта Внутренней страны» и «Спонтанная сказка» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, было выявлено, что самыми низкими показателями уровня развития творческой индивидуальности студентов является внесение личных оценочных суждений, относящихся к предлагаемому материалу (когнитивный критерий) - 32%, способность импровизировать (деятельностный критерий) - 38% и поиск личностно-значимых смыслов в творческой деятельности (отношенческий критерий) - 40%.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 54% из общего числа опрошенных имели низкий уровень развития творческой индивидуальности, у 46% из общего числа опрошенных уровень развития творческой на начало эксперимента являлся средним, высокого уровня развития творческой индивидуальности отмечено не было.
Обобщение результатов диагностики по методике «Тест на мышление и креативность Дж.Брунера» позволило сделать вывод, что в группе студентов преобладают люди со знаковым и образным мышлением, что является показателем личностей с гуманитарным и художественным складом ума, воспринимающих информацию через образ, метафору. Данная информация подчеркнула важность использования в процессе арт-педагогического сопровождения материала, предполагающего метафоричность и образность: сказки, притчи и т.п.
Низкий уровень креативности определен у 77% испытуемых в начале эксперимента, а высокий уровень развития креативности не был отмечен.
Анализ образовательных программ, беседы со студентами свидетельствовали о том, что основной причиной низкого уровня творческой индивидуальности являются фронтальные методы обучения и недостаточное внимание уделяется индивидуально-личностному обучению.
В рамках реализации модели нами было разработано содержание лекционно-практического курса «Лаборатория Творчества», целью которого является развитие творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО. Основная технология - арт-педагогическое сопровождение, включающее квест-технологию и технологию «Комплексная Сказкотерапия».
Курс «Лаборатория Творчества» состоял из 7 занятий и итоговой презентации продуктов творческой деятельности студентов в рамках международной акции «Ночь музеев 2019» и представлял собой симбиоз квест-технологии и технологии «Комплексная Сказкотерапия», целью которой являлась постепенная разработка собственного квеста студентами, раскрывающая их творческую индивидуальность.
Исходя из данных, полученных в ходе первичной и вторичной диагностики уровня развития творческой индивидуальности студентов, мы пришли к выводу, что в процессе занятий в «Лаборатории Творчества» наблюдаются положительные изменения в данном развитии.
Так, когнитивный критерий творческой индивидуальности студентов возрос на 90%, показатели деятельностного критерия увеличились на 85%, отношенческого критерия - на 73%.
Таким образом, сравнивая результаты первичной и вторичной диагностики, мы пришли к выводу, что занятия в «Лаборатории Творчества» развивают уровень творческой индивидуальности по трем основным критериям: когнитивному, деятельностному и отношенческому. Динамика развития также прослеживается в проективной диагностике «Карта Внутренней сраны» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) и в самоанализе студентов - будущих педагогов ДОО.
В целом полученные данные подтвердили эффективность разработанной нами модели арт-педагогического сопровождения развития творческой индивидуальности будущего педагога ДОО. Интегративным эффектом стало сокращение низкого уровня развития творческой индивидуальности с 54% до 0%, появление высокого уровня креативности как значимого компонента творческой индивидуальности, у 38% участников эксперимента и впоследствии появление высокого уровня развития творческой индивидуальности у 46% будущих педагогов ДОО.
В связи с этим можно предположить, что эффективное развитие творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО может быть достигнуто в процессе арт-педагогического сопровождения.
Сложившиеся новые социально-экономические условия в обществе, реформирование российской системы образования значительно изменили взгляд на проблему творческой индивидуальности, как субъекта деятельности, который самостоятельно ставит цели, находит средства, получает социально значимые педагогические результаты, внося при этом новое в педагогическую действительность - новое, в котором можно увидеть черты именно данной конкретной индивидуальности.
Несмотря на то, что общая проблема становления творческой индивидуальности широко освещена в научной литературе, концептуальные подходы к становлению творческой индивидуальности в процессе арт-педагогического сопровождения не нашли своего отражения в исследованиях.
Проведенное нами исследование позволило выделить наиболее актуальные вопросы, связанные с арт-педагогическим сопровождением развития творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО, обосновать и экспериментально апробировать собственные идеи в образовательной практике.
Выводы. Таким образом, арт-педагогическое сопровождение рассматривается нами как гибкая система действий преподавателя по интеграции арт-педагогической деятельности в образовательный процесс вуза, направленная на создание благоприятных условий профессиональной подготовки будущего педагога ДОО, актуализирующая внутренние ресурсы мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения студентов, обеспечивающая успешное развитие и саморазвитие личности, а также оказание помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем.
На основе рассмотрения различных взглядов исследователей на понятия «творчество», «индивидуальность», раскрыты понятия «творческая индивидуальность» и «развитие творческой индивидуальности», уточнена сущность понятия «творческая индивидуальность студентов».
Развитие творческой индивидуальности мы характеризуем как процесс необратимого, направленного и закономерного становления творческой индивидуальности человека.
Выделены основные условия организации творческой деятельности, способствующие развитию творческой индивидуальности будущего педагога ДОО: педагог - сопровождающий, партнер, сотрудник; носитель социальных образцов, которые должны быть усвоены обучающимися; диагностика личных интересов студентов; создание творческой атмосферы; мотивация в творческом развитии; формирование личностных установок к творческой деятельности; использование творческих форм и методов включения студентов в образовательную деятельность; акцент на развитие индивидуальных творческих способностей; инициирование индивидуальных творческих проявлений студентов; демонстрация результатов творческой деятельности студентов.
Разработана и раскрыта структурно-содержательная характеристика модели арт-педагогического сопровождения творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО.
Критерием сформированности развития творческой индивидуальности студента в нашем исследовании выступает уровень творческой самореализации студентов.
Разработана технология арт-педагогического сопровождения, включающая квест-технологию и технологию «Комплексная Сказкотерапия».
Квест-технология в исследовании представлена как интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.
Технология «Комплексная Сказкотерапия» в нашем исследовании определена как природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в данной технологии происходит именно на ценностном уровне.
Научно обоснована модель арт-педагогического сопровождения развития творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО, содержащая характеристику ее основных компонентов - целевого, концептуально-методологического, содержательно-технологического, результативно-оценочного.
В качестве цели выступает развитие творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО. Концептуально-методологический блок раскрывается в методологических подходах: синергетическом, экзистенциональном и принципах арт-педагогического сопровождения в развитии творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО: принципе субъективности, принципе интегративности, принципе вариативности, принципе «со-бытия» участников образовательного процесса.
Содержательно-технологический блок модели включает веб-квест технологию и технологию «КомплекснаяСказкотерапия» и содержание арт-педагогического сопровождения творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО.
Результативно-оценочный блок содержит уровни развития творческой индивидуальности студентов: высокий, средний, низкий.
Доказано, что арт-педагогическое сопровождение способствует развитию творческой индивидуальности будущих педагогов ДОО, если будет создана арт-педагогическая среда, представляющая собой
образовательное пространство, упорядоченное особым образом в соответствии с целями, задачами, принципами арт-педагогической деятельности.
Литература:
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Проспект, 2000
2. Анисимов, В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2004 год. — Выпуск 4 / В.П. Анисимов. - Тверь, 2005. - С. 250-252.
3. Анисимов, В.П. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: Монография./В.П. Анисимов, А.Ю. Сметанина - Тверь: Изд-во Твер. Гос. Ун-т, 2008.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 246 с.
5. Гребенюк, Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук / Т.Б. Гребенюк. - Ярославль, 2000. - 452 с.
6. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности [Текст]: Курс лекций. / О.С. Гребенюк. -Калининград: Изд-во КГУ, 1995. - 94 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО «Речь», - 2000. - 310 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь; М.: Сфера, - 2001. - 390 с.
9. Иванов, Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. / Г.И. Иванов - М.: Просвещение, -1994. - 206 с.
10. Казакова, Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. / Е.И. Казакова. А.П. Тряпицина - СПб.: «Петербург XXI века»: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997., с. 79
11. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб., 2002. - 366 с.
12. Сергеева, Н.Ю. Арт-студия в педагогическом вузе / Н.Ю. Сергеева // Актуальные проблемы модернизации профессионального образования: сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧФ НА МВД России, 2004. - С. 7580.
13. Сергеева, Н.Ю. В поисках собственного «Я»: ресурсы педагогической поддержки: монография / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. — 256 с.
14. Сергеева, Н.Ю. Из опыта арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Ю. Сергеева // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 3. - С. 112-126.
15. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования: дис.... кандидата пед. наук / А.Ю. Сметанина- Великий Новгород, -2008. - 201 с.
16. Таранова, Е.В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: игры, упражнения, занятия / Е.В. Таранова. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. - 95 с.
17. Неретина, Т.Г., Клевесенкова, С.В. Использование арт-педагогических технологий в коррекционной работе: учебное пособие / под общ. ред. Т. Г. Неретиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ФЛИНТА: Наука, -2013. - 276 с.
18. Шерайзина Р.М. Профессиональное образование: опыт научно - педагогической рефлексии / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович: сборник науч.трудов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2003, - 148 с.
19. Шерайзина Р.М. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович, М.В. Александрова: Монография. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2011. - 204 с.
Педагогика
УДК: 371.4
аспирант кафедры педагогики Шумило Александр Юносович
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Вятский социально-экономический институт» (г. Киров);
доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ: ПАРАДОКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. В статье указывается, что любое общество имеет минимальный набор общих ценностей (базовая социальная мораль, общая система прав, управления группами в обществе, приверженность к ценностям, предполагаемый плюралистический идеал и т.д.). Рамки общих ценностей могут быть хрупкими, если не сформирована ценность к образованию. Все виды деятельности, которые являются полезными и ценными с образовательной точки зрения, рассматриваются авторами статьи как образовательные ценности. Раскрываются методы передачи ценностного образования: прямой метод, когда ценное образование может быть передано подросткам непосредственно в классе и косвенный метод, когда в непосредственном взаимодействии учителя и учеников ценностное образование передается через существующие учебные и совместные мероприятия, а также через внеурочную деятельность. Ценность к образованию охватывает различные темы, связанные с гражданством и этикой: сопереживание, равные возможности, уважение к окружающей среде, забота о здоровье, критическое мышление. Включение подростков в деятельность по овладению и освоению этими темами, будет нивелировать парадоксы современной социокультурной ситуации.
Ключевые слова: ценность образования, подростки, источники передачи ценностного образования,. индивидуальная практика самоанализа, социокультурная ситуация.