УДК 371.13
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0070 ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 3244-8863 AuthorlD: 579596 ResearcherlD: AAD-5388-2019 ORCID: 0000-0002-6691-5778 ScopusID: 57210164762
ФИЛИППОВА Оксана Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии детства
SPIN: 8427-4907 AuthorID: 270042 ResearcherID: B-2133-2019 ORCID: 0000-0002-1792-2736 ScopusID: 57207686816
БАТЕНОВА Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии детства
SPIN: 4320-8255
ORCID: 0000-0001-6404-6997
ПРОХОРОВА Анастасия Александровна, студент магистратуры «Психология
и педагогика развития детей дошкольного возраста» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей и, как правило, не происходит практической реализации целенаправленной работы в сфере эмоционально-нравственного развития дошкольников. Следовательно, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к эмоционально-нравственному развитию подрастающего поколения. Появившиеся в науке относительно новые понятия «эмоционально-нравственное воспитание (ЭНВ)» и «эмоционально-нравственное развитие (ЭНР)» (О.В. Гирфановой, В.В. Заболтиной, Н.А. Корниенко и др.) способны оптимизировать традиционное нравственное воспитание и развитие. В период дошкольного детства (сензитивный 5-6 лет) закладывается фундамент эмоционально-нравственного развития: нравственное сознание (знания норм и ценностей); эмоциональная оценка (нравственные эмоции и чувства); внутренняя позиция ребенка (нравственная саморегуляция и поведение). В этой триаде (знания - чувства - поведение) именно эмоциональная составляющая является центральным связующим звеном. В данной работе конкретизировано понятие «эмоционально-нравственное развитие» (ЭНР). Эмоционально-нравственное развитие - педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры - культуры мировосприятия, самовыражения. В статье актуализируется проблема профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в области развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Роль взрослого как сопровождающего, очень важна и ответственна. От воспитательного воздействия взрослых, от того, какие качества будут сформированы зависит будущее ребенка как эмпатийной или неэмпатийной личности. Проведенное исследование направлено на попытку решения важных проблем профессионального образования.
Ключевые слова: эмоционально-нравственное развитие, психолого-педагогические условия, эмоциогенная среда, рефлексия, метод сказкотерапии, эмпатия, эмоциональный опыт, профессиональная компетентность педагога, культурологический подход, полисубъектный (диалогический) подход, психотерапевтический подход, принципы развития эмоционально-нравственной культуры.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND MORAL CULTURE IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN
© The Author(s) 2021
FILIPPOVA Oksana Gennadievna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department
of pedagogy and psychology of childhood BATENOVA Yulia Valerievna, candidate of psychology sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology of childhood PROKHOROVA Anastasia Aleksandrovna, master's student "Psychology and pedagogy of the development of rreschool children" South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. In modern society, priority is given to the cognitive development of children and, as a rule, there is no practical implementation of purposeful work in the field of emotional and moral development of preschoolers. Consequently, the integral, harmonious development of the personality is disturbed. Obviously, in the modern social and cultural environment, a purposeful approach to the emotional and moral development of the younger generation is required. The emergence in science of relatively new concepts of "emotional and moral education (ENV)" and the associated "emotional and moral development (ENR)" (OV Girfanova, VV Zaboltina, NA Kornienko, etc.) is able to find ways to optimize traditional moral education and development. These categories are associated with the actualization of the child's need for empathy and are based on a closer connection between the emotional and cognitive components. In the period of preschool childhood (sensitive 5-6 years), the foundation of emotional and moral development is laid: moral consciousness (knowledge of norms and values); emotional assessment (moral emotions and feelings); internal position of the child (moral self-regulation and behavior). This work concretizes the concept of "emotional and moral development" (EMD). Emotional and moral development is a pedagogically controlled process that is inextricably linked with the personal development of children in general, their socialization, the introduction into the world of culture - the culture of world perception, self-expression. The article actualizes the problem of professional competence of future teachers of preschool educational organizations in the field of ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 269
FILIPPOVA Oksana Gennadievna and others THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
development of emotional and moral culture in older preschool children. The adult's role as an escort is very important and responsible. The future of the child as an empathic personality or non-empathic personality depends on the educational influence of adults, on what qualities will be formed. The conducted research is aimed at an attempt to solve important problems of vocational education.
Keywords: emotional and moral development, psychological and pedagogical conditions, emotiogenic environment, reflection, method of fairy tale therapy, empathy, emotional experience, professional competence of a teacher, culturological approach, polysubject (dialogical) approach, psychotherapeutic approach, principles of development of emotional and moral culture.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В наши дни, когда ребенок в буквальном смысле находится «во власти» средств массовой информации, диктующих ему весьма развязный и агрессивный тип поведения, когда у детей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме, когда умножается детская агрессивность, конфликтность, то очевидно, что проблема эмоционально-нравственного развития становится все более актуальной.
Необходимость научного рассмотрения проблемы подготовки будущих воспитателей к развитию эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста определяется и рядом противоречий:
- между потребностью общества в гуманистически направленной, культурной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и проявлениями детской агрессивности, конфликтности части современных дошкольников;
- между доминирующим значением эмоционально-нравственного развития для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий;
- между требованием практики к созданию психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей, и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы в ДОО.
Образовательная деятельность в сфере дошкольного образования, регламентированная в Профессиональном стандарте педагога [1], одним из трудовых действий, необходимых знаний и умений предполагает проектирование воспитателем ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Содержание ФГОС ДО (1.6. п.6) гласит [2], что одним из важнейших принципов дошкольного образования является «формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время в психолого-педагогической науке существует большое количество исследований, посвящённых эмоционально-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.). Учёные подчеркивали необходимость развития эмоциональной сферы, развития чувств как движущей силы нравственного развития личности.
Появившиеся в науке относительно новые понятия «эмоционально-нравственное воспитание (ЭНВ)» и «эмоционально-нравственное развитие (ЭНР)» способны оптимизировать традиционное нравственное воспитание и развитие [3]. Затруднения проявляются в том, что часть исследователей (Н.А. Корниенко [4], О.В. Гирфанова [5], В.В. Заболтина [6] и др.) в качестве номинаций используют новые понятия - ЭНВ и ЭНР. В то
время как другие авторы (Р.С. Буре, Э.И. Кякинен и др.) продолжают оперировать традиционными терминами, закладывая современное содержание. Вследствие этого происходит путаница среди педагогов-практиков.
Современное понимание эмоционально-нравственного воспитания и развития раскрывается в работах О.В. Гирфановой, В.В. Заболтиной, Н.А. Корниенко и др. Исследователи говорят об актуализации у ребёнка потребности к сочувствию.
Гирфанова О.В. рассматривает «эмоционально-нравственное развитие личности», как спонтанный и педагогически организованный процесс, основанный на осознаваемых переживаниях жизненных впечатлений и личного опыта отношений, связанных с выполнением ребёнком моральных норм [5].
Н.А. Корниенко понимает процесс «эмоционально-нравственного развития личности» как осмысление и принятие личностью нравственных норм, осуществление моральной самооценки, превращение нравственных качеств личности во внутренний регулятор поведения
[4].
Вслед за данными исследователями мы понимает процесс «эмоционально-нравственного развития личности» как педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры -культуры мировосприятия, самовыражения.
Обосновывается актуальность исследования.
От воспитательного воздействия взрослых, от того, какие качества будут сформированы зависит будущее ребенка как эмпатийной личности - слушающей другого, понимающей его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствующей, или неэмпатийной личности - эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми. Следовательно, роль взрослого как сопровождающего, очень важна и ответственна. Задача взрослого - создать психолого-педагогические условия, чтобы адаптация детей к социальному миру состоялась и прошла благополучно.
Профессиональная подготовка будущих воспитателей строится с ориентацией на возрастные особенности детей и неразрывно связана с ценностями дошкольного возраста [7, с.50; 8; 9]. Дошкольный возраст - это период становления личности, интенсивного формирования основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь и эмоциональный опыт ребенка многократно обогащаются и расширяются [10, с.2], появляются способности к рефлексии и децентрации, закладывается фундамент эмоционально-нравственного развития: нравственное сознание (знания норм и ценностей); эмоциональная оценка (нравственные эмоции и чувства); внутренняя позиция ребенка (нравственная саморегуляция и поведение).
Анализ существующей практики организации эмоционально-нравственного развития детей в образовательных организациях свидетельствуют об отсутствии целостной системы эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, необходима целенаправленная подготовка будущих воспитателей, развитие их профессиональной компетентности, готовности обеспечивать педагогическую поддержку, ориентируясь на субъективные основы личности, самоформирование личного нравственного обра-
за ребенка.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Научно обосновать теоретико-методологическую основу (подходы и принципы) эмоционально-нравственного развития дошкольников. Обосновать и раскрыть содержательно-методическое обеспечение для образовательного процесса в ДОО по реализации психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Постановка задания. Описать технологию, содействующую становлению эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Обобщив мнения педагогов и психологов в области дошкольного образования, мы пришли к выводу, что необходима эффективная психолого-педагогическая стратегия, или теоретико-методическая основа решения проблемы исследования по эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. В качестве этой стратегии нами избрана совокупность теоретико-методологических подходов на разных уровням методологии и система принципов:
Культурологический подход (О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Б. Крылова) обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Дети воспитываются в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, нормы и ценности.
- Принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов;
- Принцип эмпатийности (Ю.М. Гордеев, М.Г. Маркина, А.Н. Моисеева, И.М. Насенкова, А.Н. Наси-фуллина, Т.В. Романова и др.).
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.
- Принцип природосообразности (П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и др.);
- Принцип субъектности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Ю.П. Зинченко и др.).
Психотерапевтический подход (В.М. Букатов, Н.П. Капустин, В.П. Кащенко, Л.Д. Лебедева, Т.А. Стефа-новская). Предполагает применение в воспитании и самовоспитании умений и навыков детей в рефлексии собственного опыта, обновление методик психотерапии с учетом современной социокультурной ситуации. К ним относятся: арттерапия в многообразии своих проявлений (музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама и др.), сказкотерапия, цветотерапия, песочная терапия и другие.
- Принцип учета ведущих видов деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- Принцип рефлексивности (В.К. Елисеев, А.В. Карпов, Л.П. Качалова, И.И. Левина, В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий и др.).
Обеспечение практической реализации процесса эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста включает специальные психолого-педагогические условия реализации педагогической деятельности в ДОО:
1. Создание благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, ориентирующей детей на взаимодействие со сверстниками.
2. Проведение комплекса психологических игр и
упражнений «Я чувствую», направленного на осознание (рефлексию) своего эмоционального состояния.
3. Организация занятий, используя метод сказкотера-пии, направленных на развитие эмоционального опыта.
Таким образом, мы проанализировали научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и теоретически выдвинули психолого-педагогические условия, благоприятствующие эмоционально-нравственному развитию старших дошкольников.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опытно-экспериментальная работа проводилась для практического подтверждения достоверности разработанного содержательно-методического обеспечения для образовательного процесса в ДОО по реализации психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. Данная работа проводилась будущими воспитателями во время прохождения педагогической практики под научным руководством группового руководителя в сетевых детских садах г. Челябинска.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Первый (констатирующий) этап позволил студентам определить актуальный уровень развитости эмоционально-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. На данном этапе эксперимента мы подобрали диагностические методики (методика «Волшебная страна чувств» Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов; проективная методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой; методика «Сюжетные картинки» Р.М. Калинина, а также наблюдение), определили критерии и показатели.
На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем в структуре уровня эмоционально-нравственной культуры, следующие содержательные компоненты, представляющие собой параметрально-критериальные характеристики:
1. Эмоции социальные (понимание эмоций, эмоциональная отзывчивость);
2. Произвольность эмоций;
3. Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы);
4. Нравственная саморегуляция.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития эмоционально-нравственной культуры у старшего дошкольника: низкий, средний и высокий. Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав.
Результаты нашего исследования показали, что у 13% детей высокий уровень, который характеризуется хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью, у 30% детей средний уровень эмоционально-нравственного развития, у большинства детей 57% выявлен низкий уровень развитости эмоционально-нравственной культуры. При низком уровне дети равнодушно или неадекватно реагируют на неудачи других, не проявляя заботу, сочувствие, сострадание к окружающим; в некомфортных ситуациях не сдержаны, могут быть агрессивными, вспыльчивыми; поведение неустойчиво, ситуативно, нетактичны, невежливы.
Второй (формирующий) этап, являющийся практической частью исследования, был направлен на внедрение и реализацию будущими педагогами специально создаваемых психолого-педагогических условий с целью эмоционально-нравственного развития детей стар-
FILIPPOVA Oksana Gennadievna and others THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
шего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Реализуя первое психолого-педагогическое условие
- создание благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, ориентирующей детей на взаимодействие со сверстниками, студенты совместно с педагогами группы обеспечивали индивидуальную комфортность, психологическую защищенность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка и взрослого.
Для реализации второго психолого-педагогического условия нами был разработан комплекс психологических игр и упражнений «Я ЧУВСТВУЮ», направленный на осознание (рефлексию) своего эмоционального состояния. Дошкольников учили осознавать свое эмоциональное состояние, снижать психоэмоциональное напряжение. У детей развивали умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Реализуя третье психолого-педагогическое условие -организация занятий, используя метод сказкотерапии, направленных на развитие эмоционального опыта, мы сделали подборку художественных сказок для детей данной возрастной группы. Работа по сказкотерапии проводилась с детьми систематично. Организовывалось особое прочтение сказок - эмпатийное прочтение.Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств» [11, с.53]. Также использовались специальные приёмы
- приём «нравственной лесенки» и прием цветотехники.
Сказкотерапия - эффективное средство, развивающее эмпатию у детей старшего дошкольного возраста, поскольку она даёт возможность эмоциональному включению ребёнка в сказку и является одним из самых действенных помощников в развитии эмоционально-нравственной культуры у дошкольников [12,13].
Комплексная сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта, развитие самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями [14, с.8].
Третий (контрольный этап) практической части исследования позволил проанализировать эффективность созданных психолого-педагогических условий в образовательной среде ДОО и оценить динамику произошедших изменений в уровне развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также обобщить и оформить результаты исследования.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Проанализировав и обобщив итоги контрольного среза уровня развитости эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы видим следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Сравнительный анализ эффективности психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая рисунок, мы видим, что уменьшилось
количество детей с низким уровнем на 22%, в то время как количество детей с высоким и средним уровнями увеличилось на 4% и 18% каждый соответственно. Это доказывает эффективность проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, повторное диагностирование подтвердило, что разработанное содержательно-методическое обеспечение для образовательного процесса в ДОО по реализации психолого-педагогических условий повышает уровень развитости эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем в вопросах эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Среди актуальных проблем, требующих дальнейшей разработки, обозначим следующие: развитие компетентности педагогов в вопросах развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста, сопровождения родителей детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (Приказ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
3. Тимошенко, Т.В. Современные проблемы определения подходов к эмоционально-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста / Т.В. Тимошенко // Казанский педагогический журнал. — 2018. - №1. - С.133-136.
4. Корниенко, Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 /Н.А. Корниенко. — Новосибирск: Сиб. кадровый центр, 1992. — 208 с.
5. Гирфанова, О.В. Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 21.04.06 / О.В. Гирфанова. — Киров, 2006.
— 245 с.
6. Заболтина, В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 13.12.07 /В.В. Заболтина. — Москва, 2007. — 166 с.
7. Ежкова Н.С. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций с ориентацией на развитие эмоциональной культуры / Н.С. Ежкова // Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого. — 2017.
- №4. — С. 50-54.
8. Ежкова Н.С. Культура учителя как педагогическая проблема /Ежкова Н.С., Егорова С.Ю. //Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2016. - № 4. — С. 37-40.
9. Ежкова Н.С. Эмоциональная культура воспитателя: взгляд на проблему [Текст] = The Emotional Culture of the Teacher: Look at the Problem /Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2018. - № 9. - С. 80-83.
10. Курганова Е.А. Развитие эмоциональной отзывчивости к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Курганова // Актуальные вопросы психологии. - 2016. - № 10. - С. 1-6.
11. Миронова Н.А. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.... Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 53-60.
12. Филиппова О.Г., Прохорова А.А. Эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе сказко-терапии // Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, исследования [Текст]: сборник научно-методических статей / под редакцией О.Г. Филипповой. — Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. — 180 с.
13. Филиппова, О.Г. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О.Г. Филиппова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 8. — С. 86-91.
14. Зинкевич—Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич—Евстигнеева. — 3—е изд., перераб. и доп. — СПб.; М.: Речь, 2018. — 320 с.
15. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства: монография / под науч. ред. О. Г. Филипповой. — Челябинск: Изд. центр «Титул», 2018. — 340 с.
16. Потменская Е.В. Возможности сказкотерапии в формировании эмоциональной культуры студента-педагога / Потменская Е.В., Мычко Е.И. //Перспективы науки. - 2019. - № 5 (116). - С. 163-164.
_17. Сычёва М.В. Эмпатия как профессионально значимое каче-
ство современного учителя / Сычёва М.В., Борисов А.В. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3-1. - С. 61-63.
Статья публикуется при поддержке гранта МК-20-04-14/9 от 14.04.2020 Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева «Конкурс на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров».
Статья поступила в редакцию 27.08.2020
Статья принята к публикации 27.02.2021