Дошкольная педагогика
УДК 377
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ
К ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.В. Тимошенко
Аннотация. Статья обобщает существующие в науке три группы подходов к нравственному воспитанию и развитию. Они соотносятся с этапами появления в психо лого-педагогической литературе современных понятий «эмоционально-нравственное воспитание» и «эмоционально-нравственное развитие». Первый этап связан с разрозненным существованием в педагогике, психологии и философии задач нравственного воспитания как идей-оснований эмоционально-нравственного воспитания и развития. Второй этап характеризуется слиянием задач философии и педагогики в виде сближения идей нравственного и морального воспитания. Третий этап представляет собой современное понимание эмоционально-нравственного воспитания и развития как педагогических категорий, заключающееся в актуализации у ребёнка потребности к сочувствию и основанное на сближении задач философии, педагогики и психологии.
Ключевые слова: нравственное воспитание и развитие, моральное воспитание и развитие, эмоционально -нравственное воспитание (ЭНВ) и развитие (ЭНР).
CONTEMPORARY ISSUES DETERMINING APPROACHES
TO EMOTIONAL-MORAL DEVELOPMENT AND UPBRINGING
OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
T. Timoshenko
Abstract. The article summarizes the existing in science 3 groups of approaches to moral education and development.They correlate with the stages of the emergence in the psychological and pedagogical literature modern concepts of "emotional and moral upbringing" and "emotional and moral development." The first stage is connected with the disparate existence in pedagogy, psychology and philosophy of the goals of moral education as the basis of the ideas of emotional and moral upbringing and development. The second stage is characterized by the fusion of the tasks of philosophy and pedagogy in the form of convergence of the ideas of moral and moral education. The third stage is a modern understanding of emotional and moral education and development as pedagogical categories, consisting in the actualization of the child's need for empathy and based on the convergence of the tasks of philosophy, pedagogy and psychology.
Keywords: ethical education and development, moral education and development, emotional and moral education (EME) and development (EMD).
В настоящее время в психолого-педагогической науке существует огромное количество исследований, посвящённых нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон и др.). Однако на практике проявляется тенденция оторванности современного воспитания от нравственных ориентиров или декларирования формальной (внешней) нравственности в условиях смещения акцента на психологические проблемы личности.
Появление в науке сравнительно новых понятий «эмоционально-нравственное
воспитание (ЭНВ)» и связанного с ним «эмоционально-нравственное развитие (ЭНР)»
способно связать эти несоответствия воедино и найти пути оптимизации традиционного нравственного воспитания и развития.
Однако решение данной проблемы осложняется, во-первых, отсутствием в психолого-педагогической науке
систематического описания подходов к нравственному воспитанию и развитию, позволяющих разграничить понятия морального, нравственного и эмоционально-нравственного воспитания и развития.
Во-вторых, использованием новых понятий «эмоционально-нравственное воспитание» и «эмоционально-нравственное развитие» лишь некоторыми учёными. Так, часть исследователей (Н.А. Корниенко,
О.В. Гирфанова, В.В. Заболтина и др.) в
качестве номинаций предпочитают
использовать новые понятия - ЭНВ и ЭНР; другие же авторы (Р.С. Буре, Э.И. Кякинен и др.) продолжают оперировать традиционными терминами «нравственное воспитание» и «нравственное развитие», вкладывая в них новое содержание эмоционально-нравственного воспитания и развития [3, 4, 6, 7]. Это, в свою очередь, вносит путаницу среди педагогов-практиков и родителей, которые не видят разницы между терминами и, соответственно, в процессе нравственного воспитания
используют смешанные приёмы
педагогического и психолого-педагогического воздействия на детей.
В связи с этим нами были изучены и систематизированы существующие в науке подходы к нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. По сути они соотносятся с этапами появления в литературе новых понятий «эмоционально-нравственное воспитание» и «развитие».
Условно по основанию для классификации мы разделили подходы к нравственному воспитанию на 3 большие группы:
I). Классификация, связанная с разграничением понятий «Нравственное развитие» и «нравственное воспитание», разичающая данные категории среди философских, педагогических и психологических наук. Внутри данной группы выделяется 3 подхода к нравственному развитию [5]:
1. феноменологический - раскрывает сущность, природу и истоки возникновения нравственных категорий (В.П. Тугаринов и др.);
2. психологический - позволяет уточнить структуру нравственности, содержание её компонентов, детерминанты развития (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон и др.);
3. педагогический - ориентирован на нравственное воспитание посредством оценки обобщённых примеров (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Н.И. Нечаева и др.) [5].
II). Объединение задач философии и педагогики как основа для сближения идей морального и нравственного воспитания. Алиева Шахла Гасым кызы выделяет 5 подходов к нравственному воспитанию:
1. Нравственное воспитание как передача всему человечеству конкретных ценностей той или иной культуры. Основано на обязательных для всех людей моральных нормах,
выполняющих приспособленческие задачи общества [1].
2. Нравственное воспитание как разъяснение ценностей (Л. Ратс и др.). В отличие от передачи ценностей в данном подходе учитывается роль индивида, проходящего этапы личного выбора ценностей без учёта его мнительной стороны, делающей ценности не до конца ясными или неверными [1].
3. Нравственное воспитание как анализ ценностей (Р. Гарл) подразумевает объяснение причинно-следственных связей тех или иных поступков без навязывания правильного или неправильного выбора. Однако дети дошкольного возраста не всегда способны совершать рациональный анализ происходящего и регулировать конфликты [1].
4. Нравственное воспитание как актуализация моральных ценностей. Данный подход основан на теории морального развития ребёнка американского исследователя Л. Кольберга, которая состоит «в прохождении пути от действий, когда тебя хвалят, до действий, которые подчинены твоим внутренним принципам» [1].
5. Нравственное воспитание посредством приобщения к ценностям среды. Данный подход также основан на кольбергевской теории морального развития ребёнка. Однако в отличие от предыдущего подразумевает дополнительные условия, когда ребёнок учится важности той или иной нравственной ценности на своём личном опыте и самостоятельно осуществляет выбор. Таким образом, нравственное воспитание выступает не как результат обучения, а как результат опыта [1].
III). Классификация, основанная на сближении задач всех трёх наук (педагогики, психологии и философии). Сюда относятся эмоционально-нравственное воспитание и эмоционально-нравственное развитие.
Использование определённых приёмов внутри данных категорий позволяет отнести предложенные понятия к той или иной науке, в данном случае, педагогической.
Выделение данных групп классификаций (I-III) можно рассматривать и как исторические этапы развития нравственного сознания. Они соотносятся с этапами появления в психолого-педагогической науке понятий эмоционально-нравственное воспитание и эмоционально-нравственное развитие и связаны с обоснованием силы и характера связи эмоционального и нравственного компонентов (см. табл. 1).
Таблица. 1 - «Соотнесение групп подходов к нравственному развитию и воспитанию с этапами появления в науке понятий ЭНВ и ЭНР»_
Группы подходов к нравственному воспитанию Этапы появления понятий «эмоционально-нравственное воспитание» и «развитие»
1 группа - разграничение задач нравственного воспитания и развития в разных науках (философии, психологии, педагогике). 1 этап - основы ЭНВ и ЭНР разрозненны. Идеи: - внимание на личность ребёнка, - значимость эмоций
2 группа - объединение задач философии и педагогики как возможность сближения идей морального и нравственного воспитания как педагогических категорий. 2 этап - переходный
3 группа - объединение задач всех наук (философии, педагогики, психологии). 3 группа - современное понимание, использование понятий ЭНВ и ЭНР. Суть: актуализация потребности ребёнка в сочувствии.
Первый этап представляет собой идеи-основания современного понимания категорий «эмоционально-нравственное воспитание» и «развитие». Они существовали разрозненно в разных науках (педагогике, психологии и философии) и заключались:
- во-первых, в идеях обращения непосредственно к личности ребёнка: осознание имеющейся в человеке «начальной» природы и её модификаций посредством биологических и социальных начал (В.П. Тугаринов и др.); принятие ребёнка таким, какой он есть, вне зависимости от уровня его эмоционального и нравственного развития (Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский и др.) [2, 5, 8].
- во-вторых, в признании учёными незаменимой роли эмоций в нравственном воспитании. Так, известный психолог Л.С. Выготский называл эмоциональные проявления внутренним организатором поведения. С.Л. Рубинштейн подчёркивал их значение в возможности считывания и оценивания своего и чужого состояния. А.Н. Леонтьев предлагал рассматривать эмоции в качестве мотивов деятельности, регулирующих поведение. Советский философ В.П. Тугаринов объединял позитивные эмоции с моральными стимулами через трудовую инициативу, желание стать полезным для общества [4, 8]. Данный этап соотносится с 1 группой подходов к нравственному воспитанию и развитию (в нашем случае, с педагогическим).
Второй этап является переходным. Он связан со II группой подходов к нравственному воспитанию и развитию, когда в психолого-педагогической науке стали сближаться идеи нравственного и морального воспитания.
Третий этап представляет собой современное понимание эмоционально-нравственного воспитания и развития (О.В. Гирфанова, В.В. Заболтина, Э.И. Кякинен, Н.А. Корниенко и др.). Данные категории связаны с актуализацией у ребёнка потребности к сочувствию и основаны на более тесной связи
эмоционального и когнитивного компонентов [3, 4, 6, 7].
Другими словами, то, что было раньше, носило разрозненный характер (1 этап). Сейчас идеи разных наук сблизились, объединив в себе способы решения проблем как морального, так и нравственного воспитания (3 этап).
Задачами морального воспитания является ориентация на всеобщий закон без учёта образа «Я» ребёнка (С.Г. Якобсон и др.) [7]. Это чревато результатом формальной (видимой)
нравственности, а также появлением у дошкольника психологических проблем.
Нравственное воспитание, в свою очередь, предполагает ориентацию на себя через требования определённой группы людей или общества. Однако стирание всеобщности нравственных ориентиров в данном подходе приводит к безнравственности или свободной нравственности, существующей в настоящее время. В основе эмоционально-нравственного воспитания лежит образ «Я» ребёнка, рассматриваемый в соответствии
общепринятыми нравственными нормами.
Таким образом, все подходы к нравственному воспитанию и развитию можно разделить на 3 большие группы. Первая из них является начальным этапом образования в науках (педагогике, психологии и философии) разрозненных идей-оснований для современного понимания эмоционально-нравственного
воспитания и эмоционально-нравственного развития. Вторая соотносится с переходным периодом - соединением идей нравственного и морального воспитания. Третья непосредственно объединяет эти идеи в понятиях «эмоционально-нравственное воспитание» и «эмоционально-нравственное развитие». Связь образа «Я» ребёнка с общепринятыми нормами морали заключает в себе ещё одну проблему педагогической науки, основанную на поиске новых психолого-педагогических воздействий на личность дошкольника в процессе эмоционально-нравственного воспитания и развития.
Литература:
1. Алиева, Шахла Гасым кызы. Ценностные основания нравственного воспитания дошкольников [электронный ресурс]/ https://clck.ru/BzbGC.
2. Амонашвили, Шалва Александрович. Педагогическая симфония: [В 3 ч.] / Ш. А. Амонашвили. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1992-. - 20 см. Ч. 1. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 222 с.
3. Гирфанова, Оксана Викторовна. Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Киров, 2006. - 245 с.
4. Заболтина, Вера Витальевна. Театрализованная игра как средство эмоционально -нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Заболтина Вера Витальевна; [Место защиты: Ин-т коррек. пед. РАО]. - Москва, 2007. - 166 с.
5. Каптерев, Петр Федорович. О детской подражательности / [Соч.] П.Ф. Каптерева. - Санкт-Петербург : тип. Е. Евдокимова, 1898. - 61 с.; 24. -(Энциклопедия семейного воспитания и обучения / "Родительский кружок" при Пед. музее в.-уч. зав. в СПБ; Ред. П. Каптерев; Зав. изд. А. Альмединген; Вып. 6.
6. Корниенко, Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности / Н. А. Корниенко. - Новосибирск : Сиб. кадровый центр, 1993. - 244,[3] с.
7. Кякинен, Элла Игоревна. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2003. - 25 с.
8. Тугаринов, Василий Петрович. Философия сознания: (Соврем. вопросы) / В. П. Тугаринов. -Москва: Мысль, 1971. - 198 с.
Сведения об авторе:
Тимошенко Татьяна Владимировна (г. Москва, Россия), аспирант 2 курса Московского педагогического государственного университета (МПГУ) кафедры дошкольной дефектологии, воспитатель ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского», e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Timoshenko (Moscow, Russia), post-graduate student of 2 course at Moscow state pedagogical University (MSPU), Department of preschool defectology, caregiver, STATE "School on Vernadsky Prospekt", e-mail: [email protected]