УДК 378.1
Сергеева Наталья Юрьевна Natalia Sergeyeva
теоретические основы арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя
theoretical basics of art and pedagogical support of future teacher training
Рассматриваются теоретические основы арт-пе-дагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя, включающие принципы арт-педагогической деятельности, модель арт-педагогического сопровождения, критерии результативности её реализации
Ключевые слова: арт-педагогика, арт-педаго-гическое сопровождение, подготовка учителя
This article discusses the theoretical basics of art and pedagogical support of future teacher training, which the author defines as a set of pedagogical actions to implement the plans and professional goals through the arts. There are fundamental principles of art and educational activities that integrate art and pedagogy in the educational process. The article contains the model, principles, efficiency criteria of art and pedagogical sup-port of future teacher training
Key words: art-pedagogics, art and pedagogical support, teacher training
По материалам исследования в рамках научно-исследовательского проекта «Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя», финансируемого РГНФ (проект № 08-06-00051а).
Успешность реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагогов. Новой школе требуется новый учитель, умеющий слушать, слышать и понимать современных детей, способный целостно воспринимать педагогическую реальность и быть готовым к открытому созидательному диалогу со всеми участниками образовательного процесса. Вместе с тем, анализ материалов исследований, связанных с подготовкой будущих учителей в педагогических вузах страны (Е.И. Исаев, С.В.
Кутняк, А.А. Орлов, И.М. Туревский, И.Л. Федотенко и др. [3; С. 4]), обнаруживает ряд тревожных тенденций. Прежде всего, это проблема низкой мотивации к будущей профессии, отсутствие интереса к дисциплинам педагогического профиля, пассивность студентов на занятиях. Информационная и теоретическая перенасыщенность содержания образования, в частности, дисциплины «Педагогика», академический характер взаимодействия в системе «преподаватель — студент» не обеспечивают должного осмысления феномена детства, феномена становления человека, не раскрывают ценностных оснований педагогической деятельности. Сама система подготовки будущего учителя нуждается в преобразовании, в усилении творческой составляющей образовательного процесса, увеличении возможностей для профессионально-личностного самовыражения и самореализа-
ции студентов в соответствии с сущностью педагогической профессии.
Эффективным средством решения обозначенных проблем может стать искусство с его ведущей функцией «очеловечивания» (М.С. Каган [1]) и способностью всесторонне влиять на сложноорганизованную телесно-душевно-духовную природу человека.
Подготовка учителя, включающая формирование профессиональной позиции специалиста, безусловно, не может ограничиваться использованием сугубо рационально-логических форм освоения содержания педагогического образования. Теоретические знания, предлагаемые студентам, далеко не всегда способны обеспечить сопереживание глубоким духовным процессам становления человека, эмоциональную причастность к жизненной проблематике учащихся, вызвать личностное отношение к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим комплексное исследование возможностей привлечения потенциала искусства к процессу профессиональной подготовки будущего учителя становится актуальной задачей педагогической науки. В качестве серьёзной предпосылки её решения на инновационном уровне можно рассматривать интенсивное развитие нового научного направления, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства к решению многообразных педагогических задач, названного арт-педагогикой (Л.А. Аметова-Давыдовская, О.С. Булатова, Ж.С. Валеева, М.В. Гузева, Э.В. Зауторова, И.В. Мищерина, В.Н. Соколова, Е.В. Таранова,
Н.Ю. Шумакова). Междисциплинарный, практикоориентированный характер арт-педагогики, объединяющей потенциал искусства, педагогики, психологии, в полной мере отражает тенденцию к интеграции знаний, свойственную современной гуманитарной науке, что может стать продуктивным в деле модернизации подготовки специалистов для социально-педагогической сферы (учителей, воспитателей, социальных педагогов и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что вопрос системного привлечения различных видов искусства для создания благоприятных условий профессиональной подготовки будущего учителя на сегодняшний день остаётся малоизученным. Одним из вариантов такого применения возможностей искусства, по нашим представлениям, может стать арт-педагогическое сопровождение, позволяющее целенаправленно и органично модернизировать образовательный процесс педагогического вуза, обогащая его в ценностно-смысловом, эмоциональном, коммуникативном и деятельностном отношениях. Исследовательское внимание к сопровождению как педагогическому феномену продиктовано его гуманитарной сущностью, гибкостью, ненасильственным характером, комплементарностью по отношению к образовательному процессу, способностью непосредственно соотноситься с потребностями и интересами его участников.
Анализ существующих в отечественной науке подходов к организации педагогического образования (профессиографический, функционально-ролевой, контекстный, компетентностный, культурологический, субъектный, индивидуально-креативный) позволил сделать вывод о том, что арт-педа-гогическое сопровождение достаточно органично вписывается в русло любого подхода, содержательно и процессуально обогащая, дополняя сложившиеся приоритеты на уровне ценностей, смыслов, эмоционально-субъективированных переживаний.
Соотнесение объективных педагогических возможностей искусства с задачами профессиональной подготовки учителя позволило выявить и обосновать функции арт-педагогического сопровождения:
1) функция гуманитаризации профессиональной подготовки учителя обусловлена возможностью с помощью искусства вносить гуманитарные ориентиры в процесс подготовки будущего учителя на уровне содержания той или иной предметной области; качества педагогического вза-
имодействия участников образовательного процесса; организации образовательной среды, адекватной гуманитарной природе педагогического процесса;
2) функция оптимизации профессиональной подготовки учителя выражается в способности арт-педагогического сопровождения обновлять и оптимизировать традиционные формы подготовки учителя за счёт персонализации учебного содержания, обогащения образовательного процесса современным культурным контекстом, обеспечения психофизиологической комфортности обучения, мотивационной, эмоциональной включенности студентов;
3) функция обеспечения индивидуально-личностного развития и творческой самореализации участников образовательного процесса раскрывает арт-педагогическое сопровождение как ресурс активизации творческих сил его участников, стимулирования личностного роста, укрепления веры в профессионально-личностные возможности у будущих учителей.
В рамках построения теоретико-методологических основ арт-педагогического сопровождения подготовки учителя продуктивным является использование ряда взаимодополняющих подходов, а именно:
— системно-целостного (целостность человека и целостность влияния на него искусства);
— синергетического (открытость, нелинейность системы арт-педагогическо-го сопровождения, высокая степень внутреннего разнообразия, многовариантность структурирования, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного способов мышления в познании действительности);
— герменевтического (прояснение смысла реалий профессии через проникновение в сущность изучаемых явлений);
— аксиологического (внимание к ценностям педагогической профессии);
— экзистенционального (поиск личностного смысла учебного содержания, эмоционально-личностная насыщенность занятий);
— проектного (системное моделирование и проектирование арт-педагогичес-кого сопровождения).
Анализ и обобщение ключевых гуманитарных позиций, представленных на уровне различных отечественных концепций профессионально-педагогической компетентности, позволяют выделить содержательно-смысловые доминанты подготовки учителя, на создание и поддержку которых может быть направлено арт-педагогическое сопровождение:
— формирование личностно ориентированных, гуманитарных профессиональных установок;
— осознание множественности мира и необходимости целостного восприятия педагогической реальности;
— профессионально-ценностное самоопределение участников образовательного процесса;
— осмысление педагогической теории и практики через понимание сущности явлений;
— развитие у студентов профессионально значимых общепедагогических умений;
— приобретение опыта гуманного педагогического взаимодействия;
— освоение студентами основ арт-педа-гогической деятельности.
Если научные подходы стратегически определяют построение всей линии арт-педагогического сопровождения в целом, то для регулирования практической деятельности преподавателя по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства требуется выделение специфических принципов. Под принципами арт-педагогической деятельности понимаются общие руководящие положения, регулятивы её осуществления, обеспечивающие арт-педагогическую природу взаимодействия участников образовательного процесса. Ключевыми среди них являются:
— принцип интеграции педагогического и художественного потенциала в деятельности преподавателя;
— принцип художественно-образного предъявления педагогического содержания;
— принцип спонтанности самовыражения средствами искусства;
— принцип творческого события участников образовательного процесса;
— принцип единства сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в арт-педагогическом взаимодействии;
— принцип свободы интерпретаций художественной продукции в рамках арт-пе-дагогического взаимодействия;
— принцип созвучия профессиональных действий педагога арт-педагогическо-му дискурсу занятия [5].
Научно-педагогическое представление о последовательности и содержании системы действий преподавателя, разворачивающихся в пространстве педагогического вуза и направленных на создание благоприятных условий подготовки учителя средствами искусства, можно представить в виде теоретической модели арт-педагоги-ческого сопровождения профессиональной подготовки учителя. В её структуру входят связанные между собой компоненты, циклично повторяющиеся в процессе обучения в логике выявленных этапов арт-педагоги-ческого сопровождения. Содержание действий преподавателя в рамках каждого компонента модели предполагает:
— целевой компонент (прогнозирование идеального результата деятельности по арт-педагогическому сопровождению подготовки учителя);
— поисково-диагностический компонент (анализ условий педагогического взаимодействия с точки зрения его реальных участников, содержания учебных программ по определённой дисциплине, ресурсов образовательного учреждения; осуществление поиска оптимальных арт-педагогичес-ких средств);
— содержательный компонент (планирование и составление программ аудиторных и внеаудиторных форм арт-пе-дагогического сопровождения с учётом выделенных в концепции содержательносмысловых доминант);
— организационный компонент (обес-
печение вариативных организационных форм реализации арт-педагогического сопровождения, выбор их целесообразного и оптимального сочетания);
— технологический компонент (грамотное выстраивание последовательности методов в сочетании с целесообразным структурированием арт-педагогического занятия; отбор и соотнесение арт-педаго-гических средств, форм взаимодействия, позиций участников, технологических приёмов с задачами арт-педагогического сопровождения);
— деятельностно-ориентировочный компонент (реализация различных форм арт-педагогического взаимодействия, организация обратной связи с участниками и своевременной корректировки содержания работы);
— оценочно-результативный компонент (осуществление оценки качества реализации арт-педагогического сопровождения по критериям и показателям его результативности).
Этапы арт-педагогического сопровождения определяются в соответствии с учебным планом конкретной дисциплины с учётом выделенных содержательно-смысловых доминант арт-педагогического сопровождения. Покажем логику введения арт-педагогических средств и форм работы в заданную структуру профессиональной подготовки учителя на примере цикла педагогических дисциплин.
На первом этапе (1-2 семестры) с помощью средств искусства осуществляется своеобразное «погружение» студентов в мир человека и сущность профессии учителя как созидание Человека в человеке. В связи с этим данный этап метафорически назван «арт-педагогическое погружение».
На втором этапе (3-5 семестры) средства искусства используются, главным образом, для оптимизации освоения педагогической теории и прояснения смысла ведущих понятий («воспитание», «обучение», «развитие», «педагогическое взаимодействие» и др.), для осмысления истоков многообразия педагогической реальности,
динамики жизненных ценностей в ретроспективе, актуальных проблем современности, с которыми предстоит столкнуться педагогу. Поскольку содержательные акценты второго этапа арт-педагогического сопровождения связаны с разъяснением сущности педагогических явлений, он назван «арт-педагогическое разъяснение».
Третий этап (6-7 семестры) арт-пе-дагогического сопровождения включает теоретическое и практическое овладение студентами инструментарием арт-педагоги-ческой деятельности, отсюда его название «арт-педагогический тренинг». В рамках внеаудиторных факультативных занятий или в ходе реализации спецкурсов студенты изучают основы арт-педагогики.
Четвёртый этап (8-9 семестры) арт-педагогического сопровождения приходится на время осуществления педагогической практики по учебному плану специалите-та подготовки учителя в вузе. В ходе этого этапа студенты имеют возможность реализовывать собственные замыслы арт-педа-гогических занятий, привлекать средства искусства для решения задач обучения, воспитания, поддержки школьников. Данный этап получил название «арт-педагогический креатив».
Предметом выпускной квалификационной работы может стать исследование, посвященное арт-педагогике, в связи с этим заключительный пятый этап (10 семестр) арт-педагогического сопровождения условно был назван «арт-педагогичес-кое исследование».
Критериями и показателями результативности арт-педагогического сопровождения выступают:
— гуманитаризация профессиональной подготовки в цикле педагогических дисциплин (приоритет человеческого начала над узкопредметной направленностью занятия; ценностно-смысловое качество освоения педагогического содержания; диалоговый уровень взаимодействия; профессионально-личностная значимость занятий);
— оптимизация педагогического взаимодействия (познавательный интерес к
предметам психолого-педагогического цикла и сфере человекознания; психофизиологическая и психологическая комфортность обучения; включенность участников в ход занятия; позитивная эмоциональная атмосфера в группе);
— индивидуально-личностное развитие и творческая самореализация при освоении дисциплин педагогического цикла (активность творческого самовыражения; расширение репертуара ролевых возможностей в ходе занятия; пробуждение профессионального интереса к себе, к другому человеку и к педагогической деятельности; личностный рост участников).
Целесообразность и результативность введения арт-педагогического сопровождения в систему вузовской подготовки учителя определяется рядом условий. Ключевым при этом является качество профессионально-педагогической позиции преподавателя, осуществляющего арт-педагогическое сопровождение. Специалисты определяют профессиональную педагогическую позицию как устойчивую систему отношений к педагогической действительности, являющейся источником активности педагога и определяющей его поведение (И.А. Колесникова, Е.В. Титова [2; С. 181]).
Сравнение арт-педагогической деятельности различных специалистов позволяет утверждать, что определяющим условием результативности арт-педагогического сопровождения является наличие у преподавателя гуманитарной профессиональной позиции, которая проявляется в его готовности строить арт-педагогический процесс на основе диалога, креативности, рефлексии, событийности. Аксиоматическими нормами арт-педагогической деятельности становятся признание ценностно-смыслового равенства участников арт-педагогического процесса; принятие факта множественности вариантов прочтения художественного текста, вариативности видения мира; профессиональное стремление понять Другого, проявить толерантность и внимание к любой точке зрения; уважение субъектных прав участников; умение работать в ситуа-
циях неопределенности (специфика искусства).
Важнейшим условием введения в образовательный процесс вуза системы арт-педагогического сопровождения является личная положительная мотивация преподавателя на использование средств искусства в собственной деятельности в сочетании с пониманием закономерностей и механизмов интеграции педагогики и искусства, логики развития арт-педагогического процесса.
При всей инновационности и результативности арт-педагогического сопровождения данный подход не является единственной возможностью достижения результативной подготовки будущего учителя. Поэтому побуждением к применению арт-педагоги-ческих средств для преподавателя должно стать личностное осознание преимуществ привлечения потенциала искусства для решения актуальных задач профессиональной подготовки будущего учителя.
Литература
1. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 414 с.
2. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
3. Кутняк С.В. Студент педагогического вуза: отношение к профессиональной карьере // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 8. — С. 81-84.
4. Орлов А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза // Педагогика. — 2004. — № 3. — С. 53-60.
5. Сергеева Н.Ю. О принципах арт-педагогической деятельности // Вестник университета РАО. - 2008. - № 4. - С. 87-89.
Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author
Сергеева Н.Ю., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, докторантка, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева пв ergeeva@mail.ru
N. Sergeyeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer, Doctoral Candidate, Chuvash State Pedagogical University
Научные интересы: арт-педагогика, арт-педаго-гическая деятельность, арт-педагогическое сопровождение образовательного процесса, подготовка учителя
Areasof expertise: art-pedagogics, art and pedagogical activity, art and pedagogical support, teacher training