Научная статья на тему 'Методологические основы арт-педагогического сопровождения людей третьего возраста'

Методологические основы арт-педагогического сопровождения людей третьего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПЕДАГОГИКА / АРТ-ПЕДАГОГИКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГЕРОНТОПЕДАГОГИКА / ELDERLY AGE / THIRD AGE / PEOPLE OF ADVANCED AGE / AGED PEOPLE / PEDAGOGY / ART PEDAGOGY / ASSISTANCE / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / ART-PEDAGOGICAL ASSISTANCE / GERONTOPEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багайникова Аюна Ильинична

В данной статье рассматриваются методологические основы арт-педагогического сопровождения в пожилом возрасте, при которых происходит активизация способности к самообучению, поиску новых ценностно-смысловых ориентаций, оптимизация самоотношения людей пожилого возраста. Раскрывается сущность понятий пожилого возраста, арт-педагогики, арт-педагогического сопровождения. Проведен анализ работ по геронтопедагогике, арт-педагогике. Актуальность исследования заключается в том, что существует необходимость в улучшении качества жизни в пожилом возрасте, так как на сегодняшний день происходит значительный рост численности людей пожилого возраста, и, следовательно, растет необходимость в педагогическом сопровождении людей "третьего возраста". Арт-педагогическое сопровождение в пожилом возрасте представляет собой дополнительный ресурс, способствующий целенаправленному развитию личности сопровождаемого человека, посредством организации творческой деятельности и привлечения различных видов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of art pedagogical accompaniment of people of the third age

This article examines the methodological foundations of art pedagogical support in the elderly, in which there is an activation of the capacity for self-learning, the search for new value-semantic orientations, and the optimization of self-relations among the elderly. The essence of the concepts of the elderly age, art pedagogy, art-pedagogical accompaniment is revealed. The analysis of works on gerontopedagogics, art pedagogy is carried out. The relevance of the study is that there is a need to improve the quality of life in the elderly, as today there is a significant increase in the number of elderly people, and, consequently, the need for pedagogical support of people of the "third age" is growing. Art pedagogical support in old age is an additional resource that contributes to the purposeful development of the person's personality, through the organization of creative activity and the attraction of various types of art.

Текст научной работы на тему «Методологические основы арт-педагогического сопровождения людей третьего возраста»

вания по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)".

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 03.07.2016).

7. Философский словарь / под ред. М.М.Розента-ля. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с.

8. Философский энциклопедический словарь / под ред. Губского Е.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 576 с.

9. Сороковых Г.В., Чадунели М.К., Андрух А.О. Формирование и оценка уровня сформированности речевой компетенции на примере говорения // Современное непрерывное образование и инновационное развитие : сборник трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции. - Серпухов : Межрегиональное общественное учреждение "Институт инженерной физики", 2016.-С. 220-223.

METHODOLOGICAL BASIS OF ART PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF PEOPLE OF THE THIRD AGE Bagaynikova Ayuna llinichna. Postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

This article examines the methodological foundations of art pedagogical support in the elderly, in which there is an activation of the capacity for self-learning, the search for new value-semantic orientations, and the optimization of self-relations among the elderly. The essence of the concepts of the elderly age, art pedagogy, art-pedagogical accompaniment is revealed. The analysis of works on gerontopedagogics, art pedagogy is carried out. The relevance of the study is that there is a need to improve the quality of life in the elderly, as today there is a significant increase in the number of elderly people, and, consequently, the need for pedagogical support of people of the "third age " is growing. Art pedagogical support in old age is an additional resource that contributes to the purposeful development of the person's personality, through the organization of creative activity and the attraction of various types of art.

Keywords: elderly age; Third age; people of advanced age; aged people; pedagogy; art pedagogy; assistance; pedagogical assistance; art-pedagogical assistance; gerontopedagogy.

УДК 374.73 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВАК РФ 13.00.05 СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРА СТА

© Багайникова А.И., 2017 В данной статье рассматриваются методологические основы арт-педагогичес-

кого сопровождения в пожилом возрасте, при которых происходит активизация способности к самообучению, поиску новых ценностно-смысловых ориентации, оптимизация самоотношения людей пожилого возраста. Раскрывается сущностьпонятий пожилого возраста, арт-педагогики, арт-педагогического сопровождения. Проведен анализ работ по геронтопедагогике, арт-педагоги-ке. Актуальность исследования заключается в том, что существует необходимость в улучшении качества жизни в пожилом возрасте, так как на сегодняшний день происходит значительный рост численности людей пожилого возраста, и, следовательно, растет необходимость в педагогическом сопровождении людей "третьего возраста". Арт-педагогическое сопровождение в пожилом возрасте представляет собой дополнительный ресурс, способствующий целенаправленному развитию личности сопровождаемого человека, посредством организации творческой деятельности и привлечения различных видов искусства.

Ключевые слова: пожилой возраст; третий возраст; люди пожилого возраста; пожилые люди; педагогика; арт-педагогика; сопровождение; педагогическое сопровождение; арт-педагогическое сопровождение; геронтопедагогика.

БАГАИНИКОВА А юн а Ильинична,

аспирант, Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Республики Бурятия robin. k@yan dex. ru

Пожилой возраст, или "третий возраст" - это стадия жизненного цикла, связанная с уходом от сферы труда и изменением характера профессиональных занятий в силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого возраста. В жизни любого человека выход на пенсию является важным этапом, который потенциально порождает множество экзистенциальных проблем. Люди пожилого возраста при выходе на пенсию полностью меняют свой жизненный уклад, и происходит полная смена деятельности.

Согласно документу "О Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года" в период до 2025 года в

республике прогнозируется увеличение численности людей пожилого возраста с 157,3 до 205,5 тысяч человек (с 16,3% до 21,5% от общего числа населения).

Процесс старения индивидной организации человека является сложным и противоречивым, это связано с количественными изменениями, а также с качественной перестройкой биоло-гическихструктур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям и в это время развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, которые помогают сохранять его жизнедеятельность и позволяют преодолевать деструктивные проявления старения. Описанные явления являются внутренними причинами изменений, и оставшаяся энергия обращается на основную форму активности - самосохранение. Происходит сужение круга интересов, что в пожилом возрасте можно рассматривать как приспособительное явление, направленное на сбереже-ниеуменыиающихся возможностей организма и поддержание наиболее важных жизненных функций. Человека в пожилом возрасте перестает интересовать все, что не входит в пределы его субъективного мира. Внешняя причина заключается в перестройке структуры окружения - выходе на пенсию, утрате родительских функций и потери близких.

Исследователи отмечают, что в пожилом возрасте появляется чувство бесполезности, ненужности, опустошенности, неуверенности в себе и недовольства собой, которое может с течением времени преобразоваться во фрустрацию, возможна безосновательная агрессия, направленная на других и на себя в том числе. При исследовании динамики интеллекта Л.А. Рудкевич обнаружил, что на третьем десятилетии жизни интеллект начинает снижаться и уже к 70 годам этот спад достигает приблизительно 70% от первоначального уровня. По мнению Г. Айзенка и Р. Стернберга, чем ниже интеллект, тем ниже уровень творческих способностей человека, следовательно, с возрастом наблюдается также снижение способности к творчеству. Поэтому работы, направленные на педагогическое сопровождение являются актуальными и востребованными на сегодняшний день.

Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Л.М. Шипицы-на под сопровождением понимает метод, обес-

печивающий создание условий для принятия приемлемых решений в различных ситуациях субъектом развития жизненного выбора. По мнению автора, ситуации жизненного выбора являются множественными проблемными ситуациями. Разрешая их, субъект становится на путь прогрессивного или регрессивного развития. [8, с. 42]

М.И. Рожков рассматривает сопровождение как метод, который обеспечивает создание условий, которые помогут принять субъекту-оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора [10]. Сопровождение - это неизменно совместная работа сопровождающего и сопровождаемого.

Н.С. Глуханюк рассматривает сопровождение как метод, при котором создаются условия для оптимальных решений в ситуации жизненного выбора. Так, упор делается на ответственности самого субъекта развития [1 ].

В исследовании Т.Ц. Дугаровой и И.Ж. Шах-маловой акцент делают на создание педагогических условий для сопровождения процесса адаптации. Цель адаптации, по мнению авторов, заключается в приспособлении человека к социально-культурным условиям и установлении взаимодействия личности с социальным окружением [2].

Анализ психолого-педагогических работ показывает, что на сегодняшний день идет активный поиск решения проблемы педагогического сопровождения.

В исследовании М.В. Ермолаевой, утверждению принципа развития и пониманию самоопределения личности как активного, непрерывно расширяющегося процесса поспособствует решение проблемы организации и внедрения системы средств психолого-педагогического сопровождения человека в пожилом возрасте. По мнению автора, решение проблемы организации социально-психологических условий развития личности в пожилом возрасте не только посодействует ростуактивности человека в пожилом возрасте и утвердит его позицию в жизни общества, но и создаст психологические возможности для приспособления людей пожилого возраста к новой социальной ситуации, а также изменит отношение к ним в обществе [3].

С.Б. Пряхина в своем исследовании видит проблему в том, что система социальной поддержки людей пожилого возраста не устремлена на восприятие человека как субъекта своей жизни. И главная цель психолого-педагогического сопровождения заключается в обеспечении динамики самоопределения и развития идентичности людей пожилого возраста [5].

В работе С.Н. Шиловой актуальность исследования заключается в том, что недостаточно полно определены структура и содержание процесса социализации людей пожилого возраста с использованием педагогическихтехно-логий в теории и практике педагогики. Автор считает, что на данный момент существует напряженная ситуация, связанная с ростом по-у требности вуслугахстационарныхучреждений социального обслуживания пожилого населе-< ния. А также, что возрастает роль социально-X педагогической науки для решения проблемы 111 сохранения и поддержания человека в состо-янииактивногодворческогоотношения ксебе, Ьё своей жизни и деятельности с потребностью

0 пожилого населения в эффективном социаль-У ном обслуживании [9].

Исследователи выделяют методологичес-

1 кие проблемы утверждения принципа разви-Q тия, пониманию самоопределения личности L- как живого, непрерывно расширяющегося

процесса, развития идентичности людей пожилого возраста, оптимального стиля жизни и организации внедрения системы педагогического сопровождения социализации человека в пожилом возрасте. 3 Вместе с тем, существует достаточно обшир-

ный ряд исследований на тему качества жизни людей пожилого возраста в России (Л. А. Беляевой, Н. Н. Козловой, Т. 3. Козловой, Н. И. Лапина, Б. Д. Тукумцева).

Методология арт-педагогического сопровождения опирается на разработки арт-педа-гогики (Л.А. Аметова- Давыдовская, О.С. Булатова, Ж.С. Валеева, М.В. Гузева, Э.В. Зауторова, И.В. Мищерина, В.Н. Соколова, Е.В. Таранова, Н.Ю. Шумакова); на механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы (Л.С. Выготский, А.И. Граборов, О. Дек-роли, Ж. Демор, В.П. Кащенко Э.Сеген); на исследования, посвященные применению арт-терапии при обучении художественному творчеству, и в использовании воспитании школьников (Г. А. Добровольская, Л. Н. Коми-сарова, А. И. Копытин, И. Ю.Левченко, Е.А. Медведева, М. Наумбург); на определение роли искусства в нравственном воспитании, рассматриваемой через взаимосвязь искусства морали (A.A. Григорьев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, А.И. Киященко, Ю.А. Лукин, Л.Н. Столович, В.И. Толстых); на разработку воспитательного потенциала искусства (С. М. Завьялова, М.Г. Га-битов, Г. П. Максимова, В. С. Медведевских, М.А. Налбандьян и др.); на исследования по арт-терапии в педагогическом смысле (М.Е. Бруно, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению педагогического сопровождения и арт-педагогики, нами не обнаружено исследований, в которых представлены педагогическиетехнологии арт-педагоги-ческого сопровождения в пожилом возрасте.

Словосочетание "арт-педагогическое сопровождение" состоит из двух понятий - "арт-педагогика" и "сопровождение". Арт-педагоги-ка является направлением в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности осуществляется с помощью средств искусства. Арт-педагогика побуждает личность стремиться к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

По мнению исследователей, применение арт-педагогики оказывает результативное воспитательное воздействие на людей третьего возраста, так как базируется на данных современной педагогической психологии ценност-но-деятельностного типа и на проявлении ценностных ориентаций личности.

При восприятии и воспроизведении продуктов эстетической деятельности, создающих условия для здоровьесберегающего образования, психологический комфорт является положительным моментом. По мнению Е. А. Медведевой, арт-педагогика - это особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности и ее коррекция реализовываются средствами классического и народного искусства, вместе с содержанием изучаемого предметного курса [4]. Е.В. Таранова рассматривает арт-педагогику, как отрасль педагогической науки о специфике и закономерностях интегрирующего воздействия всех видов занятий искусством и пробуждаемых ими форм продуктивной активности личности на систему ее социальных связей и отношений, поведенческих стратегий [7, с. 55].

Изучив психолого-педагогическую литературу, считаем целесообразным следующее определение арт-педагогики:

"Арт-педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития средствами интегрированного влияния искусства, целью которой является помочь человеку понять общечеловеческие ценности, сконцентрированные в искусстве".

Принципы арт-педагогики базируются на традиционных классических общепедагогических принципах, принципах художественно-эстетического развития, принципах специаль-

ной подготовки, принципе образовательной рефлексии, принципе дифференцированного и индивидуального подхода, принципе гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принципе выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, учета возрастных особенностей, личностного целеполагания, креативности, продуктивного обучения.

По мнению Н.Ю. Сергеевой, арт-педагоги-ческое сопровождение - это гибкая система действий, направленная на интеграцию арт-педагогической деятельности в образовательном процессе для его успешной реализации и создание подходящих условий для становления личности [6, с. 14].

Методологическими аспектами арт-тера-певтического сопровождения будут служить учет физиологических и возрастных особенностей индивида, организация арт-педагогичес-кого сопровождения, которая только поспособствует саморазвитию, самореализации личности, активизации способности к самообучению, к поиску новых ценностно-смысловых ориентаций, оптимизации самоотношения людей пожилого возраста и проявится в рефлексивном выборе людьми пожилого возраста социально-ориентированной деятельности.

Таким образом, проанализировав различные подходы исследователей, можно говорить, чтоарт-педагогическое сопровождение в пожилом возрасте представляет собой дополнительный ресурс, способствующий целенаправленному развитию личности сопровождаемого человека, посредством организации творческой деятельности и привлечения различных видов искусства.

Примечания:

1. Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М. : Моск. соц.-пси-хол. ин-т, 2003. - 112 с.

2. Дугарова Т.Ц., Шахмалова И.Ж.Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №1 (166). - С. 57-62.

3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека : дис. ... к. псих, наук / Московский психолого-социальный институт.-М„ 2010.-507 с.

4. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерпия в специальном образовании. - М. : Академия, 2001.-248 с.

5. Пряхина С.Б. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения и развития идентичности в пожилом возрасте : дис.... к. пед. наук / Московский психолого-социальный институт. - М., 2008.- 203 с.

6. Сергеева Н.Ю. Методика арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки учителя // Вестник Чувашского государственно- ' го педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2010,- № 1. - С. 141 -149.

7. Таранова Е. В. Артпедагогика: решениепедаго-гических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства : материалы Меж-дунар. науч.-педагог. конф. - 2009. - С. 50-57.

8. Шанц Е.А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2015.

- №Б17. - С. 41-45.

9. Шилова С.Н. Педагогическое сопровождение социализации пожилых людей в стационарном учреждении : дис.... к.пед. наук / Российский государственный профессионально-педагогический университет.- Екатеринбург, 2012. - 240 с. Ю.Ястребкова К.А Социально-педагогическое сопровождение учебной деятельности и поддержка студентов среднего профессионального образования в условиях динамичного социума // Актуальные вопросы современной науки. - 2015.

- №44-1.-С. 132-142.

О си

-О Q-LQ СК Ь-X

LU О

CU

m

S

19

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES AND FUNCTIONS OF THE VIRTUAL TRAINING ENVIRONMENT MOODLE IN THE CONDITIONS OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS Bobunova Anna Sergeevna, Postgraduate student, Moscow State Pedagogical, Moscow

Article is devoted to determination of educational potential of the virtual educational environment Moodle which is the information training platform in many educational institutions worldwide. Educational opportunities of system in foreign-language training at school are analyzed. There are given the possible ways of implementation of requirements of State Federal Educational Standard of the secondary education to personal characteristics of the secondary school graduate which are the defining reference points at creation of an educational trajectory of a remote course. The definition of the functions of the virtual learning environment Moodle makes it possible to build full-fledged distance learning and upbringing courses in conditions of foreign-language education in school.

Keywords: moral and esthetic education; information and communication technologies; the virtual training environment Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.