Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ: ПАРАДОКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ: ПАРАДОКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДРОСТКИ / ИСТОЧНИКИ ПЕРЕДАЧИ ЦЕННОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА САМОАНАЛИЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / VALUE OF EDUCATION / ADOLESCENTS / SOURCES OF TRANSMISSION OF VALUE EDUCATION / INDIVIDUAL PRACTICE OF INTROSPECTION / SOCIO-CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумило Александр Юносович, Александрова Наталья Сергеевна

В статье указывается, что любое общество имеет минимальный набор общих ценностей (базовая социальная мораль, общая система прав, управления группами в обществе, приверженность к ценностям, предполагаемый плюралистический идеал и т.д.). Рамки общих ценностей могут быть хрупкими, если не сформирована ценность к образованию. Все виды деятельности, которые являются полезными и ценными с образовательной точки зрения, рассматриваются авторами статьи как образовательные ценности. Раскрываются методы передачи ценностного образования: прямой метод, когда ценное образование может быть передано подросткам непосредственно в классе и косвенный метод, когда в непосредственном взаимодействии учителя и учеников ценностное образование передается через существующие учебные и совместные мероприятия, а также через внеурочную деятельность. Ценность к образованию охватывает различные темы, связанные с гражданством и этикой: сопереживание, равные возможности, уважение к окружающей среде, забота о здоровье, критическое мышление. Включение подростков в деятельность по овладению и освоению этими темами, будет нивелировать парадоксы современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумило Александр Юносович, Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION VALUES AT TEENAGERS: PARADOXES OF SOCIO-CULTURAL SITUATION

The article states that any society has a minimum set of common values (basic social morality, a common system of rights, management of groups in society, commitment to values, an assumed pluralistic ideal, etc.). A framework of shared values can be fragile if value to education is not formed. All types of activities that are useful and valuable from an educational point of view are considered by the authors of the article as educational values. The methods of transferring value education are disclosed: the direct method, when a valuable education can be transferred to adolescents directly in the classroom, and the indirect method, when, in the direct interaction of a teacher and students, a value education is transmitted through existing educational and joint activities, as well as through extracurricular activities. The value of education covers various topics related to citizenship and ethics: empathy, equal opportunities, respect for the environment, caring for health, critical thinking. The inclusion of adolescents in the activity of mastering and mastering these topics will level the paradoxes of the modern sociocultural situation .

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ: ПАРАДОКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ»

образовательное пространство, упорядоченное особым образом в соответствии с целями, задачами, принципами арт-педагогической деятельности.

Литература:

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Проспект, 2000

2. Анисимов, В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2004 год. — Выпуск 4 / В.П. Анисимов. - Тверь, 2005. - С. 250-252.

3. Анисимов, В.П. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: Монография./В.П. Анисимов, А.Ю. Сметанина - Тверь: Изд-во Твер. Гос. Ун-т, 2008.

4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 246 с.

5. Гребенюк, Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук / Т.Б. Гребенюк. - Ярославль, 2000. - 452 с.

6. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности [Текст]: Курс лекций. / О.С. Гребенюк. -Калининград: Изд-во КГУ, 1995. - 94 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО «Речь», - 2000. - 310 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь; М.: Сфера, - 2001. - 390 с.

9. Иванов, Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. / Г.И. Иванов - М.: Просвещение, -1994. - 206 с.

10. Казакова, Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. / Е.И. Казакова. А.П. Тряпицина - СПб.: «Петербург XXI века»: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997., с. 79

11. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб., 2002. - 366 с.

12. Сергеева, Н.Ю. Арт-студия в педагогическом вузе / Н.Ю. Сергеева // Актуальные проблемы модернизации профессионального образования: сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧФ НА МВД России, 2004. - С. 7580.

13. Сергеева, Н.Ю. В поисках собственного «Я»: ресурсы педагогической поддержки: монография / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. — 256 с.

14. Сергеева, Н.Ю. Из опыта арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Ю. Сергеева // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 3. - С. 112-126.

15. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования: дис.... кандидата пед. наук / А.Ю. Сметанина- Великий Новгород, -2008. - 201 с.

16. Таранова, Е.В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: игры, упражнения, занятия / Е.В. Таранова. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. - 95 с.

17. Неретина, Т.Г., Клевесенкова, С.В. Использование арт-педагогических технологий в коррекционной работе: учебное пособие / под общ. ред. Т. Г. Неретиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ФЛИНТА: Наука, -2013. - 276 с.

18. Шерайзина Р.М. Профессиональное образование: опыт научно - педагогической рефлексии / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович: сборник науч.трудов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2003, - 148 с.

19. Шерайзина Р.М. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович, М.В. Александрова: Монография. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2011. - 204 с.

Педагогика

УДК: 371.4

аспирант кафедры педагогики Шумило Александр Юносович

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский социально-экономический институт» (г. Киров);

доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ: ПАРАДОКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье указывается, что любое общество имеет минимальный набор общих ценностей (базовая социальная мораль, общая система прав, управления группами в обществе, приверженность к ценностям, предполагаемый плюралистический идеал и т.д.). Рамки общих ценностей могут быть хрупкими, если не сформирована ценность к образованию. Все виды деятельности, которые являются полезными и ценными с образовательной точки зрения, рассматриваются авторами статьи как образовательные ценности. Раскрываются методы передачи ценностного образования: прямой метод, когда ценное образование может быть передано подросткам непосредственно в классе и косвенный метод, когда в непосредственном взаимодействии учителя и учеников ценностное образование передается через существующие учебные и совместные мероприятия, а также через внеурочную деятельность. Ценность к образованию охватывает различные темы, связанные с гражданством и этикой: сопереживание, равные возможности, уважение к окружающей среде, забота о здоровье, критическое мышление. Включение подростков в деятельность по овладению и освоению этими темами, будет нивелировать парадоксы современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: ценность образования, подростки, источники передачи ценностного образования,. индивидуальная практика самоанализа, социокультурная ситуация.

Annotation. The article states that any society has a minimum set of common values (basic social morality, a common system of rights, management of groups in society, commitment to values, an assumed pluralistic ideal, etc.). A framework of shared values can be fragile if value to education is not formed. All types of activities that are useful and valuable from an educational point of view are considered by the authors of the article as educational values. The methods of transferring value education are disclosed: the direct method, when a valuable education can be transferred to adolescents directly in the classroom, and the indirect method, when, in the direct interaction of a teacher and students, a value education is transmitted through existing educational and joint activities, as well as through extracurricular activities. The value of education covers various topics related to citizenship and ethics: empathy, equal opportunities, respect for the environment, caring for health, critical thinking. The inclusion of adolescents in the activity of mastering and mastering these topics will level the paradoxes of the modern sociocultural situation.

Keywords: the value of education, adolescents, sources of transmission of value education, individual practice of introspection, sociocultural situation.

Введение. Ценности имеют решающее значение как для теории образования так и для практической деятельности школ. С одной стороны, учителя в школах наряду с семьей развивают ценности образования у детей и, следовательно, общества в целом. С другой стороны, школы отражают и воплощают реальные ценности общества, его отношение к образованию. Действительно, общество в целом стремится оказать влияние на закономерности своего будущего развития через образование, но ценности общества не являются единообразными или неизменными. Кроме того, средства массовой информации оказывают чаще негативное влияние на ценности личности и ценность образования, особенно на личность подростков, в частности, позиционируя развлекательный образ жизни известных людей. Под ценностями образования понимаются все виды деятельности, которые являются полезными и ценными для подростков с образовательной точки зрения.

Изложение основного материала статьи. Ценность образования в научной литературе частично изучены. Это объясняется тем, что значение ценностного образования трудно анализировать, так как оно глубоко укоренилось в мировоззрении учителей: а) они недостаточно подготовлены к размышлениям о ценностях; б) ввиду того, что учителя должны принимать много повседневных решений на уровне класса, они склонны считать, что ценность образования является моральным инстинктом.

Потребность в ценностном образовании возникла по нескольким соображениям: растущее культурное разнообразие (и, следовательно, разнообразие ценностей) во всех обществах; растущая пропасть между ценностями общества и учителей, что привело к более строгим требованиям и ответственности к уровню фиксации ценностей образования у подростков; ощутимый «моральный упадок» не только среди молодежи, но и в общественной жизни.

Ценности в плюралистическом и монокультурном обществе, конечно, разные. В монокультурном обществе предлагается единая точка зрения и четкая основа для ценностей образования. Дети воспринимают ценности и практику своего общества как объективную реальность. Однако в плюралистическом обществе такой подход невозможен, поскольку не все разделяют одни и те же ценности. Но без общих ценностей невозможно найти основу для создания социальных институтов в обществе.

Очевидно, нет общества вообще без минимального набора общих ценностей. Они могут включать, во-первых, базовую социальную мораль (в частности, уважение к справедливости и признание того, что другие группы людей имеют столько же прав как твоя группа); во-вторых, принятие общей системы прав, управления всеми группами в обществе и стремление изменить их только посредством демократических средств; и в-третьих, приверженность к ценностям, предполагаемым плюралистический идеал (в частности, терпимость в многонациональном обществе требует, чтобы всех учили не только нравственности, но и пониманию множественности ценностей). Тем не менее, минимальные рамки общих ценностей остаются очень хрупкими, что, конечно, недостаточно для поддержки общего баланса ценностей к образованию.

Задача, стоящая перед образовательными организациями заключается в том, чтобы обсуждать и разъяснять ценности. Школы должны обратить внимание на разнообразие ценностей в сообществах, привлекая к этому процессу заинтересованные стороны. Чтобы зафиксировать ценности в учебных программах, надо обоснованность уместность этих ценностей, обеспечивая согласованность всех образовательных и культурных практик. В конце концов, возникающие ценности могут быть неоднозначными и временными. Но если школы не делают усилия, чтобы сформулировать свои ценности и выработать ясность их видения, они будут не в состоянии выполнить свою задачу по формированию у подростков ценности образования и, соответственно, свои обязательства перед обществом. Важным поворотным моментом является нацеленность школы на объединение с родителями в формировании ценности образования у подростков в контексте образования на протяжении всей жизни.

В практике образовательных организаций акцент обычно делается на личных и социальных, моральных и эстетических ценностях. Другие значения часто упоминаются, но школы не включают в свою концепцию развитие ценности, связанной с образованием, которые имеют наибольшую ценность. Все те виды деятельности, которые являются полезными и ценными с образовательной точки зрения, рассматриваются как образовательные ценности.

В целом целью образования является изменение характера образования, а не просто предоставление обучающимся подросткам определенного объема знаний. Следовательно, учителю важно точно сформулировать цели и источники ценностного образования. Существует много источников, которые могут быть использованы учителем для передачи ценностного образования. Они заключаются в следующем.

Регулярные предметы школьной программы являются первым источником ценностного образования. Обычно разные предметы, такие как математика, история, гражданское право, литература и т.д. То, что мы преподаем в школе, само по себе имеет ценности. Эти предметы могут развивать ценности у подростков. Совместная учебная деятельность также развивает у подростков некоторые ценности благодаря разнообразным событиям, которые не только ограничиваются образованием и обучением, но и предоставляют подросткам возможности для самовыражения и самореализации.

Образовательная среда школы обеспечивает развитие ценности к образованию обучающихся. Личные примеры трудолюбия учителей, идеалы учителей помогают ученикам приобретать правильные жизненные ценности.

Методы передачи ценностного образования: прямой метод. Ценное образование может быть передано подросткам непосредственно в классе. С помощью этого метода учитель может объяснить, обсудить и проиллюстрировать ценности с помощью биографий и историй великих людей, морали реальных жизненных ситуаций. Косвенный метод. В этом методе возможно непосредственное взаимодействие учителя и учеников, когда ценностное образование может передаваться непосредственно через существующие учебные и совместные мероприятия, а также через внеурочную деятельность. Различные предметы обучения будут развивать такие ценности, как свободное исследование, научный характер, понимание различий, взаимозависимость людей, логическое мышление и т.д. Различные совместные внеурочные мероприятия будут развивать такие ценности, как сотрудничество, командный дух, дружеские чувства, терпимость, демократическая жизнь и т.д.

Итак, учитель современной школы может играть очень важную роль в ценностно-ориентированном образовании: идеальная личность учителя влияет на нравственное развитие учеников, соотнося ценностное образование с конкретными ситуациями, сообщая подросткам об осознанном значении образования. Однако в образовательном процессе довольно сильны каналы одностороннего воздействия и несоизмеримо слабее каналы индивидуальной практики самоанализа в доверительном равноправном диалоге со значимым педагогом (В.П. Бедерханова, И.Д. Демакова, Н.Б. Крылова).

Важность ценности образования определяется процессом обучения, посредством которого подростки понимают, интересуются и применяют на практике ценности, необходимые для жизни в обществе: справедливость, равенство, терпимость, уважение к другим, ответственность или гражданское отношение. Важность ценности образования создает привычку думать, размышлять и действовать оптимальным образом, чтобы жить с остальными людьми, которые вокруг нас, будь то семья, друзья, школа или сообщество. Сегодня демократическое общество требует навыка справляться со многими ситуациями, в которых ценности играют основополагающую роль.

Каждый образовательный акт несет в себе ценности, поэтому, если целью образования является подготовка человека к жизни, то мы должны учитывать важность формирования заботы о себе и внимания к другим. Кроме того, для обучения ценности образования мы можем предложить подросткам конкретные возможности, чтобы они могли понять и применить на практике различные позитивные социальные формы поведения.

В формировании ценности образования подростков важно обеспечить развитие ценностей, которое происходит в соответствии с эволюционным моментом ребенка. На разных этапах жизни мы не выносим суждений и не принимаем решения одинаково. Все зависит от развития некоторых познавательных способностей, которые развиваются с течением времени: ценности требуют критической способности и компетентности, чтобы судить о собственных моральных принципах.

Основными направлениями социализации ребенка являются семья и школа. И то, и другое в совокупности помогает развивать и фундаментально учить подростков ценностям. Родители с их примером и повседневной практикой могут помочь ребенку справиться с негативными влияниями повседневной практики и оптимально решать возникающие ситуации.

Школа, со своей стороны, является первым учреждением, в котором ребенок осознает, что он является частью более широкого общества, функционируя как учебная «лаборатория», в которой учится строить другое сообщество. И в семье, и в школе жизненный опыт для развития ценности образования будет иметь место.

Образовательная деятельность, которую мы рассматриваем, является двусторонним процессом, то есть образование - это не только передача знаний обучающемуся, но и создание своих знаний. Когда мы развиваем ценностяь образования, мы формируем их на практике и в реальных ситуациях, которые позволяют подростку применять в различных ситуациях то, что было изучено. Образование ценностей не может быть отнесено к конкретному предмету или ситуации, оно складывается в единое целое посредством любого опыта, который подросток приобретает в школе и за ее пределами.

Каждый опыт, которым живет человек, подвергается рефлексии в контексте ценностей. Мы понимаем, что этическое / моральное присутствует в каждом опыте, поэтому можно учить на своем примере: родители и учителя являются ценностными тренерами. Иногда мы не осознаем влияния нашего образа действий на формирование отношения к образованию обучающихся подростков. Родители и учителя обязаны создавать педагогические ситуации, в которых функционируют ценности. Можно создавать такие конкретные ситуации, как моральные дилеммы, принятие ролей, игры-симуляторы, конкретные тексты, используя то, что мы называем «открывателями дверей» («как вы думаете...?», «Что произойдет, если...?»): Приглашения к размышлениям, которые облегчают общение и помогают человеку прийти к другим выводам. Поэтому в настоящей социокультурной ситуации нужны педагоги, которые не настаивают на своей собственной интерпретации моральных принципов, а те, которые помогают подросткам развивать свои собственные навыки. Итак, в осмыслении ценности к образованию основная цель всего образования - подготовить человека к жизни, воспитывая его в ценностях.

Ценности образования, их формирование - это ответственность всех нас, а не только школ. Например, семья, университеты, бизнес и спорт - идеальные партнеры для обучения этим этическим принципам. Как традиционное образование, так и обучение ценностям имеют важное значение для развития личности, и они помогают нам определять наши цели в жизни. Но в то время как первое учит социальным, научным и гуманистическим знаниям, второе - учит быть хорошими гражданами. В отличие от традиционного образования, в ценностном образовании нет различия между тем, что происходит внутри и за пределами классной комнаты.

Ценность к образованию охватывает различные темы, связанные с гражданством и этикой.

Сопереживание. Ставя себя на место других людей как когнитивно, так и эмоционально, мы улучшаем нашу способность разрешать конфликты и понимать мнения других.

Равные возможности. Принцип того, что мы все равны, является одним из столпов демократии и, кроме того, способствует социальной интеграции и общественной жизни.

Уважение к окружающей среде. Ценности образования заставляют нас осознавать последствия наших действий на планете и прививают нам уважение к природе.

Забота о здоровье. Нам необходимо минимизировать риски для здоровья, поощряя правильное отношение и занимаясь вопросами медицинского просвещения с динамической, личной и коллективной точек зрения.

Критическое мышление. Такое мышление делает нас более аналитическими и наблюдательными, учит распознавать качественную информацию и помогает решать проблемы.

Выводы. В настоящее время существуют две различные теории о природе ценностей. Традиционное обучение охватывает объективные и универсальные этические стандарты, которые могут быть получены путем обучения и постоянной практики. Но более инновационный подход утверждает, что мораль относительна и зависит от личности, поэтому очень трудно ее преподавать на педагогическом уровне.

Наиболее распространенные стратегии в образовании ценностей включают в себя следующее: образование не означает, что нужно учить детей тому, чего они не знают, а значит учить их вести себя так, как необходимо вести себя. Цели являются самоцелью, а ценности - продуктом. Для достижения любой цели или задачи мы разрабатываем определенные методы для ее достижения, а, когда мы в состоянии достичь цели, мы называем ее ценностями. Таким образом, в сфере образования ценностями являются те результаты, которые мы фактически получаем.

В общем виде, цели ценностного образования - это понимание связи между образованием и ценностями, понимание необходимости ценностного образования; понимание цели ценностного образования в школах, определение различных источников ценностного образования, понимание разных подходов к оценке образования, планирование различного учебного опыта детей, чтобы развивать ценности между собой.

Литература:

1. Александрова Н.С., Дорофеев А.А. Повседневная культура и проблема её формирования у студентов вузов // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4(18). - С. 81-89.

2. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. - 2012. - №1. - С. 16-27.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Югова Мария Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург)

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «информационная образовательная среда», «дидактические свойства», «дидактические функции»; анализируется процесс создания и управления электронным образовательным ресурсом как средства смешанного обучения на платформе MOODLE для студентов заочной формы обучения; описываются преимущества и сложности применения ЭОР в учебном процессе.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, дидактические свойства, дидактические функции, электронный образовательный ресурс, MOODLE, иностранный язык.

Annotation. The article discusses the concepts of "information educational environment", "didactic properties", "didactic functions"; analyzes the process of creating and managing an e-learning resource as a means of blended learning on the MOODLE platform for correspondence students. The advantages and difficulties of using an ELR in the educational process are described.

Keywords: information educational environment, didactic properties, didactic functions, e-learning resource, MOODLE, foreign language.

Введение. Изменения, происходящие в системе образования в последние десятилетия: смена образовательной парадигмы, переход на двухуровневую систему образования и, как следствие, сокращение количества часов на изучение ряда учебных дисциплин, повсеместная компьютеризация и курс на цифровизацию, применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе — мотивируют задаться вопросами, которые связаны с адекватностью выбора способов организации учебного процесса и управления учебно-познавательной деятельностью студентов, выбора образовательных технологий, методов и средств обучения. Действующие федеральные государственные стандарты высшего образования отражают в своем содержании эти тенденции и ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» в п.3.4. указывает, что организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а далее в п.7.1.2 уточняется, что «Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"» [10].

Изложение основного материала статьи. Создание, внедрение и развитие информационной образовательной среды в вузе, как правило, является одним из приоритетных направлений развития университетов. Информационную образовательную среду можно рассматривать как «совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры» [8. C. 33]. Эти подходы, проявляющие себя при осуществлении информационной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.