УДК 37.01 ИЛИ 37.013.42 ДАШУК К. В.
магистрант направления 39.04.02 - Социальная работа, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 37.01 ИЛИ 37.013.42 DASHUK C.V.
Student of magistracy 39.04.02 - Social work, Orel State
University
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
FORMATION OF TEENAGER'S VALUE ORIENTATION IN THE CONDITIONS PEDAGOGICAL
ORGANIZATION OF FREE TIME
Автор статьи прослеживает негативное влияние современных социально- политических трансформаций на становление системы ценностей подрастающего поколения. Обосновывает необходимость усиления аксиологического воспитания несовершеннолетних в условиях педагогической организации свободного времени. Выявляет условия продуктивного становления ценностных ориентаций подростков в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: подростки, ценности, ценностные ориентации, свободное время, аксиологическое воспитание, учреждения дополнительного образования.
The author of the article traces the negative impact of modern socio-political transformations on the formation of the value system of the younger generation. It justifies the need to strengthen the axiological education of minors in the conditions of the pedagogical organization offree time. Identifies the conditions for the productive formation of teenager's value orientation in the institutions of additional education.
Keywords: adolescents, values, value orientations, free time, axiological education, institutions of additional education.
В результате кардинальных квазилиберальных политических и социально-экономических метаморфоз последних трех десятилетий - разрушения основ социалистической экономики, приватизации государственной собственности, корыстной эксплуатации природных ресурсов - в России был сформирован плутократический капитализм, тип общества с асимметричным распределением экономики в пользу крупного капитала и бюрократии, признающий в качестве приоритетов материально-финансовый прогресс и формирование потребительского общества, монетарную абсолютизацию человека, культ денег и власти, эгоцентрическую концепцию качества жизни с приматом личного обогащения и индивидуальной свободы за счет отказа от принципов справедливости и солидарности, отрицания национального опыта предшествующих поколений, стремительного разобщения социальных групп и институтов, резкой имущественной дифференциации населения, обострения противоречия между трудом и капиталом. Это послужило почвой дегуманизации системы нравов, формирования ложных смыслов жизни, вытеснения общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка - аксиологического кризиса всего российского общества, радикальных изменений ценностных ориента-ций и поведенческих стандартов не только взрослых людей, но и молодежи.
Анализируя социально-педагогические последствия указанных нами тенденций, стоит вспомнить выявленную О.Н. Громовой, Н.И. Рыжовой и В.Н. Чайкой закономерность: искажение традиционных ценностей порождает
«аберрации в сознании», «болезненное восприятие окружающей действительности, рисуя в сознании картинки фантасмагорического будущего»; «дальнейшие девиации в поведении» [2].
Становится понятной ответная реакция большого числа подростков на ценностную эрозию общественного сознания - их подчас циничное, потребительское отношение к жизни, отсутствие установки на перспективу самореализации в производительном труде, уход в кибер-пространство - виртуальную реальность с особой культурой мышления и языком коммуникации; ослабление интереса к учебе в школе с ее устаревшими репродуктивными образовательными технологиями; социальная дезадаптация, рост девиаций и экстремизма. Такой человеческий капитал подрастающего поколения ставит под угрозу социально-политический прогресс, безопасность личности и общества в ближайшем будущем.
Это обстоятельство порождает необходимость усиления аксиологической направленности образования, являющегося, по сути, способом трансляции ценностей, социальных норм и жизненных смыслов. Образование должно «выстроить перед саморазвивающейся личностью тот спектр ценностей, который был бы достоин человека XXI века,... созидать у ученика не мнимые, а истинные ценности, такие как: человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина, красота» [1], благополучие детей и взрослых, милосердие, сохранение биосферы Земли, безопасность человечества.
Во многих педагогических публикациях ценности -
© Дашук К.В. © Dashuk C.V
некий высший уровень в иерархии побуждений и потребностей человека. «Ценность - это то, что значимо для человеческой жизни на Земле, что обеспечивает счастье жизни как условие жизни; ... в индивидуальном проявлении, то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого не мыслит себе собственной жизни» [6]. А «ценностные ориентации личности (франц. orientation - установка) - это разделяемые личностью общественные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов» [6]. Иными словами, понятие «ценностные ориентации» - сложная смысловая конструкция как результат осознания человеком комплекса желаемых материальных, социальных и духовных благ, необходимых нравственных норм и выбора из них наиболее важных, значимых для жизнедеятельности, с точки зрения самой личности. При этом осознавая ценности своего микросоциума и трансформируя их в ценностные ориентиры, мотивы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности. С другой стороны, система устойчивых ценностных ориентаций личности -показатель того, что можно ожидать от индивида: созидательное или деструктивное поведение.
Задумываясь о педагогическом влиянии на ценностные ориентации современных подростков, следует помнить, что подростковый возраст - это самый ответственный период становления личности, поскольку именно в это время формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Освоение системы социальных норм и формирование на этой основе собственных ценностей - важнейшая возрастная задача отрочества. Но развитие социально значимых ценностей личности обеспечивается лишь при условии, если подросток полноценно использует развивающий потенциал своего жизненного пространства, референтного социокультурного окружения, общения со сверстниками и авторитетными взрослыми.
Неслучайно еще в 1920-1930-е годы деятели народного образования нашей страны уделяли особое внимание внеучебной и внешкольной работе учащихся: клубным объединениям по интересам (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Россинский), бюджету внеучебного времени и досуга учащихся (Н.А. Бухгольц, Я.С. Перковская). В дальнейшем советские педагоги акцентировали внимание на проблеме свободного времени подростков как важной части общесоциальной культуры досуга в контексте образа жизни и индивидуального опыта самоорганизации личности. Специальным поиском путей и благоприятных организационно-педагогических условий использования свободного времени подростков были заняты такие советские педагоги, как О. А. Бутенина, В. А. Караковский, Н. И. Сметанина, С. Н. Иконникова, З. А. Петрова и др. Исследования, проведенные в 1980-е гг. Н.Ф. Масловой и О. В. Тихомировой, показали, что «специальная организация жизненного пространства для полноценного использования свободного времени детей и подростков создает необходимые предпосылки для того, чтобы процесс социального становления личности в школьные годы стал максимально продуктивным» [3].
Свободное время школьника-подростка - это время, объективно остающееся у него при вычете времени на вы-
полнение непреложных общественных обязанностей (т.е. учебных занятий) и времени, физиологически необходимого (сон, еда). При этом субъективно - это время досуга, которое подросток затрачивает по самостоятельному и сознательному выбору, чтобы удовлетворить свои потребности в самореализации, свои склонности, интересы в деятельности, общении, познании, игре и творчестве. Однако практика обнаруживает, что процесс самостоятельного использования свободного времени подростком, без целенаправленного и последовательного сотрудничества со взрослыми, происходит чаще всего стихийно, на интуитивном уровне и без творческого напряжения сил формирующейся личности. Поэтому считается, что досуг выступает фактором социального воспитания и духовно- нравственного развития подростков лишь при условии целостного и комплексного руководства свободным временем школьников со стороны семьи и образовательных учреждений.
Но современные родители, перегруженные совмещением функций профессиональной трудовой деятельности и ведения домашнего хозяйства, нередко объективно лишены сил и возможностей ежедневно организовывать или контролировать досуг своих детей. Итог - безнадзорность несовершеннолетних.
С другой стороны, общеобразовательные муниципальные учреждения в последние годы сориентировались преимущественно на передачу учащимся специальных знаний и всерьез не занимаются вопросами социальной адаптации, свертывая внеурочные занятия, отказываясь от реального самоуправления в детских общественных объединениях. Вместе с тем, «внеучебное время, организуемое воспитателями в школе, чаще всего воспринимается подростком негативно из-за того, что его стремление к самостоятельности и взрослости не учитывается старшими, считающими его «ребенком», что ведет к дисгармонии в общении. Он часто одинок в своих исканиях и нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на его сомнения. Но найдись при этом нежелательный авторитет, поразивший подростка своим «знанием» жизни, своей уверенностью, а порой и мнимой щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по дороге, ведущей к преступлению. Поэтому очень важно внимание взрослых ... к жизни и проблемам подростка, вовлечение его в положительную среду, оказание помощи в поиске увлечений» [7].
Следовательно, поиск наиболее оптимальных условий организации и использования свободного времени подростков не должен замыкаться на организации жизнедеятельности учащихся в семье и школе. Активным субъектом аксиологического влияния на подростков в свободное время могут стать учреждения дополнительного образования, интеграция которых с общеобразовательными школами сформирует в социокультурном и образовательном пространстве региона разноуровневую и целостную аксиологически-центрированную социально-педагогическую систему.
Отечественная педагогическая практика представлена разнообразными видами учреждений дополнительного образования детей: дворцами, центрами (домами), станциями, школами, клубами, студиями, детскими оздоровительно-образовательными лагерями и др. В частности, «центрами дополнительного образования детей, дворцами и домами детского творчества; станциями юных натуралистов, дет-
ского научно-технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий; детскими школами искусств, детско-юношескими спортивными школами и др.» [4]. Поливариантны и формы образовательно-воспитательной деятельности в этих учреждениях: кружковые (занятия по определенному направлению в студии, секции); массовые (вечера, диспуты, встречи с интересными людьми, конкурсы, смотры, фестивали, походы, соревнования, слеты, уроки-путешествия, «круглые столы», КВН, праздники, конференции, театрализованные представления, дискуссионные клубы, познавательные (интеллектуальные) и деловые игры, литературные и музыкальные вечера и салоны, различные выставки результатов детского творчества, соревнования, конкурсы); индивидуальные (с учетом конкретных интересов каждого учащегося, например, обучение игре на музыкальном инструменте, развитие спортивного мастерства). В системе дополнительного образования возможны следующие направления детской активности: туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность, военно-патриотические клубы и объединения, самодеятельное техническое творчество, физическая культура и спорт, эколого-биологическое и художественно-эстетическое образование.
Из этого видно, что учреждения дополнительного образования обладают довольно богатым организационно-методическим потенциалом для осуществления педагогической деятельности по аксиологическому воспитанию подростков.
С нашей точки зрения, система дополнительного образования сможет полноценно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков, если при организации их свободного времени педагоги обеспечат:
• многообразные виды деятельности, отвечающие самым разным интересам и склонностям ребёнка, вариативность образовательных программ; развитие у учащегося многомерного мышления (включая системное, творческое, критическое, рефлексивное и прогностическое мышление) и умения логически объяснить суть происходящего; формирование инновационных знаний, умений и навыков, соответствующих реальным вызовам современной социокультурной ситуации в мире;
• мотивацию личности к познанию и творчеству посредством возможности свободно выбирать не только образовательную сферу, профиль программы и время её освоения, но и педагога; участия в принятии решений (подросток может сам выбирать задачи и методы их решения, а итоговый результат деятельности напрямую зависит от варианта, выбранного ребенком);
• «ситуации успеха» каждому ребенку через соответствие предъявляемых к нему требований его возможностям и способностям (при этом недостаточно высокий уровень задач порождает скуку и апатию, что не менее деструктивно для личности, чем перегрузка);
• последовательную поддержку стремления подростка к самостоятельности и самодеятельности, целенаправленное обучение его различным приемам творческого саморазвития (включая самоактуализацию, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование) и самоорганизации деятельности;
• сотрудничество и доброжелательное общение педагогов и подростков, использование особых средств диа-
гностики прогресса ребенка в избранной им деятельности, помогающих ему увидеть перспективы своего развития и стимулирующих это развитие, не унижая достоинства личности; принципиальное признание права учащегося на пробы и ошибки в выборе вида деятельности, обеспечение ему реальной возможности поменять свои занятия в соответствии с развитием интересов.
Подросткам необходим живой пример для подражания. В силу этого руководители учреждений должны допускать к работе с детьми лишь «светлых», духовных людей, которые, по мнению А. А. Разина, обладают «сильным духом, сочетают покой со сверхчувствительностью, способны понять другого, понять сущность явлений, свободны от суеты и страха смерти, душевны, открыты для людей, любви, самосовершенствования и благородных поступков» [5]; им важны не самоутверждение, а польза ближним и дальним людям, созидание материальных и духовных ценностей. Нужно привлекать к работе в учреждения дополнительного образования высоконравственных, интеллигентных, особо талантливых людей самых разных (не только педагогических) специальностей, мастеров своего дела, которые проявляют интерес к сотворчеству с детьми. Целесообразно использовать потенциал пенсионеров, для которых труд, творчество, приоритет духовности, а не материальных ценностей, - основа жизни. Склонности к социальной включенности, солидарности, сочувствию и поддержке слабого, самодеятельности в различных областях жизни, свойственные большому числу людей пенсионного возраста, помогут им в качестве волонтеров включиться в педагогический процесс учреждений дополнительного образования и позитивно влиять на ценностные ориентации несовершеннолетних. Вместе с тем, в этом контексте возможна организация партнерства учреждений дополнительного образования детей с общественными и религиозными региональными организациями, сотрудники и члены которых могут стать наставниками подростков при выполнении совместных социальных проектов по решению актуальных территориальных проблем, при изучении богатых традиций и образцов национальной культуры, подготовке и проведении мастер-классов по народным ремеслам, фольклорных праздников и концертов.
В XXI веке образование нового качества должно функционировать на принципах коллективизма и кооперации детей разного возраста и взрослых, служить гуманным целям, создавать условия для продуктивной деятельности всеми способами поддерживая и развивая духовный потенциал личности. Целью работы учреждений дополнительного образования должны стать не формальное проведение мероприятий и победа как можно большего числа воспитанников в соревнованиях и конкурсах, пестующих и углубляющих эгоцентризм подростков, а аксиологическое становление их личности; развитие у подростков не либеральной («служение себе») или тоталитарной («служение элите») ценностной установки, а ориентации на «служение людям». Педагогам совместно с воспитанниками необходим поиск и изучение нравственных образцов духовной культуры, выработка на этой основе иерархии ценностей и норм жизни, которые формируют активную социальную позицию личности в творческой, продуктивной самореализации во благо человечества.
Библиографический список
1. ГершунскийБ.С. Философия образования для XXI века. М.: Просвещение, 2000. 438 с. С.23.
2. Громова О.Н., Рыжова Н.И., Чайка В.Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума// Преподаватель XXI века. 2014. №4. С.22
3. Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Курск, 1987. 82 с.
4. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 12.07.2001 № 1794-III ГД «О Федеральном законе "О дополнительном образовании" (проект № 97091427-2)» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901792882
5. Разин А.А. Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения // Вестник Удмуртского университета. Социология и философия. 2007. № 3. С. 171
6. Столбова Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования. Дисс... к. пед. н.: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования). Москва, 2015. 176 с.
7. Тихомирова О.В. О содержании и организации свободного времени подростков// Педагогические проблемы воспитания и развития личности: тезисы доклада. Орел, 1991. С.61-65.
References
1. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. M .: Enlightenment, 2000. 438 p.
2. Gromova ON, Ryzhova N.I., Chaika V.N. Values as a basis for the spiritual component of the professional activity of a specialist in the conditions of transformation of modern society // Teacher of the XXI century 2014. №4 Р.22
3. MaslovaN.F. Ways of rational use of time in the educational process: Textbook for the special course. Kursk, 1987. 82 p.
4. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 12.07.2001 No. 1794-III DG «On the Federal Law» On Supplementary Education «(project No. 97091427-2)» [Electronic resource] URL: http://docs.cntd.ru/document / 901792882
5. Razin A.A. Spirituality: essence, place in society, ways of achieving // Bulletin of Udmurt University. Sociology and philosophy. 2007. No. 3. P. 171
6. Stolbova E.A. The formation of the foundations of value orientations of older adolescents in a multi-subject environment of additional education. Diss ... to. Ped. n .: 13.00.02 - Theory and methods of training and education (social education in different educational areas and at all levels of the education system). Moscow, 2015. 176 p.
7. Tikhomirova O.V. On the content and organization of free time of adolescents // Pedagogical problems of education and personal development: abstracts of the report. Orel, 1991. P.61-65.