Научная статья на тему 'Проблема развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений'

Проблема развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / SPEECH / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION OF CHILDREN / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каледин Олег Петрович

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношениях. Делается вывод, что для достижения наилучшего результата необходимы системный подход к разработкам методик, широкий взгляд на проблему и ее решение, а также междисциплинарный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of development of speech in institutions of further education of children in the context of market relations. It is concluded that in order to achieve the best result seems most appropriate systematic approach to the development of techniques, a broad view of the problem and its solution, and the use of inter-disciplinary approach.

Текст научной работы на тему «Проблема развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений»

Примечания

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — 318 с.

2. Вересов, Н. Н. Психология управления: учебное пособие / Н.Н. Вересов. — Изд. 3-е, испр., доп.

— М.: Моск. псих.-соц. Институт, 2006. — 24 с.

3. Гурьянова, Н. В. Современная лингвистическая концепция Н. Хомского : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Н.В. Гурьянова; [Московский гос. лингвистический ун-т]. — М., 1998.

4. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств]. / А.Д. Жарков. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

5. Каган, М. С. К истории формирования взаимодействия человеческих общностей / М.С. Каган // Сборник материалов международного симпозиума / [под редакцией В.В. Парцвания]. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С. 104—110.

6. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. — М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2001. — 328 с.

7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: [пособие для учителя] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

8. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 385 с.

9. Философский энциклопедический словарь / [гл. редакция: Л.Ф. Ильичев и др.]. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

10. Холлидей, А. Реалити-шоу / А. Холлидей. — М.: Художественная литература, 2007. — 381 с.

11. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент / В.М. Чижиков; Московский государственный университет культуры и искусств. — М., 2003. — 201 с.

12. Ярошенко, Н. Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011.

13. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. — М.; СПб., 1999.

— 568 с.

РОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О. П. Каледин

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношениях. Делается вывод, что для достижения наилучшего результата необходимы системный подход к разработкам методик, широкий взгляд на проблему и ее решение, а также междисциплинарный подход.

Ключевые слова: культура речи, учреждения дополнительного образования детей, рыночные отношения, системный подход, междисциплинарный подход.

The article deals with the problems of development of speech in institutions of further education of children in the context of market relations. It is concluded that in order to achieve the best result seems most appropriate systematic approach to the development of techniques, a broad view of the problem and its solution, and the use of inter-disciplinary approach.

Key words: speech, institutions of further education of children, market relations, systems approach, interdisciplinary approach.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 125-129 125

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

Язык является не только важным предметом исследований ученых: лингвистов, семиотиков, философов, культурологов и многих других. Язык является национальным достоянием, выражающим менталитет народа и его психологические особенности, складывающиеся тысячелетиями, его культурный уровень и тип мышления в целом, его самобытность, но также обнаруживает общий уровень культуры конкретного человека, его интеллекта, его владение речевой культурой. Язык служит для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов, для производства текстов культуры и формируется во взаимодействии людей, сообществ. С языком тесно связано понятие речи, включающее в себя коммуникативную, конструктивную, познавательную, эмоционально-экспрессивную, идеологическую, эстетическую и аксиологическую функции.

В связи с этим выделяется значение речи как фактора духовной культуры. Рассматривая язык как инструмент мышления, важно отметить, что он своей смысловой стороной тесно связан с действительностью и ее отражением в сознании человека.

Овладение культурой речи является индивидуальным процессом, включающим в себя такие компоненты, как интеллект, эрудицию и умение пользоваться этой эрудицией, чувство и осознание собственного речевого стиля, речевой вкус, владение навыками эмоциональной интонации, невербальные элементы, дополняющие речь.

Совершенствование культуры речи — это сложный и непрерывный процесс. Он происходит на разных этапах развития и в разных сферах социальной деятельности человека. Важную роль играет среда, в которой функционирует индивид:

• семейная;

• образовательная;

• профессиональная;

• общественная (радио, телевидение, печать, Интернет);

• молодежная и подростковая субкультура.

Каждая из этих сфер по-разному влияет на речевую культуру индивида, обогащает и

трансформирует ее, но формирование основ происходит в семье, на первом этапе освоения языка, а особенно активно начинается и продолжается в школьные годы, когда подросток включается в систему интенсивного образования. Что касается образовательной системы, то возникает вопрос об эффективности предлагаемых методик по формированию личности и культуры речи индивида. Интеллектуальная элита и прогрессивная общественность все чаще говорит о кризисном состоянии современной культуры и русского языка. При анализе речи подростков выявляется высокий уровень безграмотности, более активное усвоение жаргонов, ненормативной лексики, чем литературного, правильного языка, который требует от индивида не только самостоятельной работы по его освоению и развитию, но и специальной подготовки, интеллектуального труда, а также интереса к познавательной деятельности. «Наша плодороднейшая лингвистическая нива, на которой трудились гиганты мировой литературы, на глазах зарастает чертополохом сквернословия и новояза» (1).

В России на сегодняшний день это положение только усугубляется в результате нестабильной политической ситуации и постоянных интенсивных культурных изменений. Формирование рыночного типа экономики и отношений привело к почти пятидесятипроцентному ухудшению качества жизни населения, ощущается резкая дифференциация в доходах, наблюдается разрушение очень важной социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение, что влечет за собой быструю смену ценностных ориентаций, мышления, поведения, культуры речи.

Интеллектуальная элита и прогрессивная общественность озабочены резким снижением культурного уровня, так как становится вполне очевидно, что в современной России рушатся социоструктурные и административные системы, а с ними приходят в упадок складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные позиции, стили и формы. Российское обще-

ство становится слишком стратифицированным, и эти страты существуют автономно друг от друга, вырабатывая свои ценности, устанавливая локальные ориентации и способы их трансляции; многослойность общества служит катализатором в процессе разрыва целостности общей культуры России. Рыночный тип отношений, ориентированный только на получение выгоды, способствует увеличению числа среднего и малого бизнеса, в котором заинтересовано и задействовано большое количество мигрантов. Как правило, мигранты и малообразованные граждане, число которых постоянно возрастает за счет активной социальной мобильности, формируют свою культурную среду, не желая ассимилироваться, вследствие чего изменяется язык, так как языковые системы не являются статичными и реагируют на изменения социокультурной среды. Таким образом, формируется языковая среда, не имеющая ценностной основы, а также эстетических свойств культуры речи русского языка.

Эта ситуация усугубляется с приходом демократии и появлением относительной «свободы слова», а также вследствие взаимодействия с другими культурами (в частности, культурой Америки, Европы). Российская лексикология перестала устанавливать контроль над чистотой речи. Это хорошо прослеживается на примере телевидения, которое выступало эталоном правильной русской речи, устанавливая жесткую цензуру, но на сегодняшний день меняет модель публичной речевой культуры. В телепрограммах, целевой аудиторией которых является молодежь, активно используются все большее количество иностранных слов, потоки просторечия, жаргонизмов, вульгаризмов, искусственных языков, употребляемых в определенных кругах и сообществах; вследствие этого растет пренебрежение к соблюдению культуры речи в практике общения людей как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, возрастает уровень безграмотности, происходит проникновение неформальной, ненормативной лексики в печатную продукцию и кино. «Они копиру-

ют всё тамошнее, правда, не всегда удачно, но уж нелюбовь ко всему своему брызжет у них изо всех дыр. Себя они "по-западному" называют "креативным классом" (по-русски это означает "творческим"), но их болезненная тяга к жизни по чужим лекалам выдаёт их полное несоответствие заявленным претензиям. Наше телевидение сплошь состоит из заимствованных программ, испорченных к тому же нашим языковым мусором. Если в Соединённых Штатах телеведущий может быть оштрафован до 4 млн. долларов за применение ненормативной лексики, то у нас бывший министр культуры и телевизионный завсегдатай М. Швыдкой может с пеной у рта доказывать правомерность публичного употребления мата и уголовного жаргона. Им русский язык — "до лампочки", пользуясь их же жаргоном. В теперешнем Большом театре ставят оперу "Дети Розенталя" по роману скандального писателя В. Сорокина, слушать которую нормальные люди считают неприличным» (1).

Все это способствует не только засорению литературного, правильного языка, но и его девальвации, снижению ценностного начала родной речи. Воспитываемое на подобных образцах массовой культуры подростковое поколение становится более восприимчивым и уязвимым.

В связи с этим необходимо отметить актуальность проблемы развития культуры речи у подростков в учреждениях дополнительного образования. Ведь чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию культуры речи уже в младшем школьном возрасте. Это одна из главных задач родителей и педагогов, так как на этом возрастном этапе ребенку необходим авторитет в лице взрослого человека; известно, что дети пытаются подражать взрослым, не только используя их лексику, но и копируя стиль, манеру речи. В связи с этим необходимо пересмотреть и модернизировать школьную программу, в которой целью и результатом практической работы учителя считаются обученность и воспитанность как качества личности. Для этого важны

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

педагогические новшества, инновационные виды деятельности, что особенно существенно в условиях постоянного обновления системы образования. И в этом случае учреждения дополнительного образования детей являются подспорьем для создания необходимых условий для развития культуры речи ее участников.

Не следует также забывать, что учреждения в сфере дополнительного образования различны по своей направленности и специфике. Каждое из таких учреждений пользуется своей разработанной методикой, ставит перед собой свои цели и задачи. Это могут быть музыкальные, художественные и хореографические школы, разнообразные кружки детского и юношеского творчества. Объединяющим фактором является направленность на развитие духовной сферы личности, открытие потенциала и творческих возможностей ребенка.

Благодаря такому разнообразию могут применяться различные методики и техники по развитию культуры речи у подростков. Классические методики по большей части опираются на схоластику, то есть теорию. Присутствует также воспитательный характер, который не всегда положительно влияет на ученика. В этом случае система образования не выполняет свою первостепенную задачу — подготовить специалиста с высоким уровнем профессиональной подготовки, а превращает знания в нравоучения с жестким диктатом набора старых традиций, правил и ценностей, которые могут не совпадать с современными представлениями и ценностными ориентациями, что приводит ученика к противоречиям и внутренним конфликтам. Вследствие этого теряется интерес к познавательной деятельности и наблюдается ухудшение качества восприятия учебного материала.

Современные педагогические методики, не отрицая классический вариант обучения, призывают уделять внимание сфере досуга, так как досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее различных потребностей и интересов,

для складывания субъективной аксиологической установки, выработки личной культуры речи. Свободного времени становится больше, вследствие чего оно заметно превращается в самостоятельное поле жизнедеятельности индивида, что может успешно использоваться при дополнительном образовании. Реализация творческих способностей и задатков происходит именно в сфере досуга. Решением этой задачи может стать такой вид деятельности, как игра. Потребность в игре, а главное, желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет выполнять не только компенсаторные функции, связанные с реализацией творческого потенциала ученика, но она также явится средством воспитания и обучения, в случае ее включения в педагогический процесс. Чешский педагог Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка.

Но в современных условиях рыночных отношений возникает проблема доступности дополнительного образования. Определив учреждения дополнительного образования в сферу платных услуг, государство ограничивает возможности получения необходимых навыков и умений населения, не имеющего достаточных средств на их оплату. В общеобразовательных школах из-за реформ в сфере образования резко сокращается количество учебных часов на изучение важных дисциплин, в частности — русского языка. «Реальное отношение наших управленцев к русскому языку выражается в постоянном сокращении учебных часов, отводимых в школах на его изучение. Происходит реальное одичание нации. Школы выпускают малограмотных абитуриентов, из них со временем вырастают примитивные обыватели, которых называют "офисным планктоном", и вещатели, коротающие свой век в средствах массовой информации. В результате этой политики в государственных ведомствах, таких

как Министерство иностранных дел и др., руководство вынуждено создавать курсы русского языка, чтобы худо-бедно залатать дыры в образовании чиновников» (1). А ведь учреждения дополнительного образования в сложившихся условиях служат хорошим подспорьем для компенсации нехватки часов в изучении и развитии культуры речи.

В связи с этим для достижения наилучшего результата самым адекватным видится системный подход к разработкам методик, широкий взгляд на проблему и ее решение. Необходимым и действенным окажется междисциплинарный подход в обучении; это улучшит усвоение материала, поможет в формировании личности, ее культуры, в том числе и речевой.

Именно в такой форме можно найти оптимальные методы, способы, приемы

развития, соответствующие требованиям современного социокультурного контекста. Также будет формироваться и речевая среда, ее ценностная ориентация. Будут выявляться ниши и проблемы, связанные с развитием культуры речи, четко сформулировав которые, можно прийти к инновационным и творческим решениям для их устранения, возродив и подняв культуру речи на высокий уровень, не утрачивая специфики деятельности.

Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка, формирование коммуникативной компетенции, повышение культуры разговорной речи, индивидуальный подход, учитывающий специфику механизмов мышления и психики индивида, — вот актуальные цели учреждений дополнительного образования в современной России.

Примечание

1. Леонтьев, Н. С. Судьба языка — судьба народа / Н.С. Леонтьев // Русский дом. — 2012. — Вып. 5.

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА

Г. В. Новиков

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматривается роль государственного праздника как социального и эстетико-культурного явления, социально-культурные предпосылки возникновения государственного праздника, определение государственного праздника как «первичной формы культуры». Ключевые слова: социально-культурные предпосылки, государственный праздник. In this article the role of the state holiday as social and aesthetic cultural phenomenon, welfare preconditions of emergence of the state holiday, definition of the state holiday as "primary form of culture" is considered.

Key words: welfare preconditions, state holiday.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 129-134 129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.