Научная статья на тему 'Развитие культурно-образовательного процесса в современных условиях становления российского общества'

Развитие культурно-образовательного процесса в современных условиях становления российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION BY SPEECH / КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / CULTURE OF THE SOCIETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГУМАНИЗМ / HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скворцов Константин Викторович

В статье рассматривается роль образования на современном этапе развития России, ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Культура рассматривается как социальный институт с постоянно растущими возможностями совершенствования общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скворцов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the importance of the education in the condition of modern development of Russia, its transition to democratic and constitutional state, to market economy, with the necessary of overcoming danger of backwardness of the country from the world tendencies of economic and social development is regarded. Culture is regarded as a social institute with constantly growing needs for perfection of the state.

Текст научной работы на тему «Развитие культурно-образовательного процесса в современных условиях становления российского общества»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

v /РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

К. В. Скворцов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается роль образования на современном этапе развития России, ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Культура рассматривается как социальный институт с постоянно растущими возможностями совершенствования общества.

Ключевые слова: социализация, речевая коммуникация, культура общества, образование, гуманизм.

In the article the importance of the education in the condition of modern development of Russia, its transition to democratic and constitutional state, to market economy, with the necessary of overcoming danger of backwardness of the country from the world tendencies of economic and social development is regarded. Culture is regarded as a social institute with constantly growing needs for perfection of the state. foy words: socialization, communication by speech, culture of the society, education, humanism.

Сегодня образование является важнейшим фактором достижения нового качества экономики и уровня развития общества в связи с усилением влияния человеческого капитала на становление демократического гражданского общества. И российская система образования должна стать способной конкурировать с системами образования передовых стран. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее совершенствования как демократического и правового государства, укрепления рыночной экономики, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Главные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральном законе «О высшем и профессиональном послевузовском образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

На настоящем этапе своего становления страна должна разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество. Предприятия, организации и, прежде

192 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 192-195

всего, граждане — все должны быть заинтересованы в качественном образовании.

В первую очередь образование — это средство трансляции культуры в пространстве и времени, и именно образование является залогом поступательного развития российской культуры. В системе образования (в целом) существуют как области, непосредственно связанные с распространением культуры, — социально-культурная деятельность, искусство, так и сферы, своей качественной спецификой поддерживающие различные аспекты социальной инфраструктуры, то есть — также способствующие функционированию целостного культурно-образовательного процесса.

Единство культурно-образовательного процесса обусловлено естественными нормами социального поведения людей. Данное объективное явление лежит в основе социальных отношений, в которых получили отражение производительные силы,, производственные отношения, характер среды обитания, история государственности, уровень межличностных отношений, нравы и традиции. Но, самое главное, единство культуры и образования вытекает из самой сущности процесса роста и развития каждого человека, его воспитания и приобщения к социальным нормам.

В процессе своего личностного развития человек социализируется, становится функциональной частью общества. Первоначальное соприкосновение малолетнего ребенка с окружающей жизнью происходит в рамках механизма «индивид — индивид». Активность ребенка как будущего члена общества зависит от матери, от её подготовки к воспитанию представителя нового поколения.

Расширение спектра поведенческих реакций растущего человека естественным образом обращает его к простейшим формам социализации. Воспитательное воздействие матери становится источником и началом приобщения человека к социально-культурным процессам, усложняющимся по мере роста и расширения областей деятель-

^ Образование в сфере культуры

ности ребенка. Микросреда развивает речевой коммуникационный потенциал ребенка, происходит накопление жестов, слов, форм отношений — всё это уже превращается в факторы дальнейшей социализации. Забота матери становится начальным этапом приобщения человека к культуре общества. Материнство, как считают многие исследователи (1; 3; 5), представляет собой категорию социально-культурного характера.

Можно выявить характерные черты социально-организационного аспекта культурно-образовательного процесса, демонстрирующие закономерные тенденции. Выделяя данный аспект для анализа и практической исследовательской деятельности, необходимо отметить, что единство культуры и образования — это естественный организационный дуализм, отражающий гуманистические черты современного общества. Культура и образование столь же близки, как и неповторимы в раскрытии своей значимости для обеспечения позитивной социальной динамики.

Культура является фактором совершенствования общества. Роль культуры как источника развития общества тесно соприкасается с важнейшими механизмами социализации, выступающими в трех аспектах — социально-психологическом, естественно-культурном и социально-культурном.

Социально-психологический аспект связан со становлением самосознания растущих людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. Отметим, на этапах детства, юности и молодости проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками — учителя, школьные психологи и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

свою жизнь, им требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с детьми, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Культурный модус личности, культурная позиция человека затрагивает самые глубинные, интимные слои и ориентации человека, пронизывает, проницает его собой, тем самым организуя и направляя его душевную и интеллектуальную жизнь. С возрастом это становится особенно явственно и ощутимо, культурная позиция человека все полнее определяет его облик. Эта позиция может быть охарактеризована как разной степени интенсивности культурная герметичность и нигилизм, закрытость индивидуальной жизни, отстраненность и недоверие ко всем формам информации, имеющим удаленный от сферы личной достижимости источник. К самым крайним проявлениям позиции относятся формы культурной агрессии, раздражение, которое испытывает человек такого типа при соприкосновении с новой информацией или культурной ценностью, что вырастает в импульс к уничтожению травмирующего источника.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации детей и молодежи в современном российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы соци-

альной адаптации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем, она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Здесь следует иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, сделать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека поставить перед собой новые цели, поменять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои молодежи. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь — нарастание разочарованности в перспективах, распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Эти проблемы и должно решать культуро-ориентированное образование.

Однако проблема формирования педагогических основ культурной адаптации детей и молодежи в российском обществе сравнительно недавно стала изучаться в отечественной психолого-педагогической науке. Несмотря на сравнительно непродолжительный период исследования данного феномена, в психолого-педагогической и культурологической литературе уже вырисовываются отдельные подходы, благодаря которым можно выделить ключевые

характеристики, раскрывающие суть данного явления и помогающие строить его модель. По нашему мнению, современный культурно-образовательный процесс должен базироваться на фундаментальном принципе гуманизма.

Гуманизм российской культуры должен стать критерием целесообразности и согласования многообразных интересов различных социальных и национальных слоев нашего общества. Формирование толераци-онного процесса должно стать стратегией развития российской культуры, её практическим содержанием в совершенствовании межнациональных отношений.

В связи с возрастанием значения межнационального диалога мир отечественной культуры приобрел отличительные духовные качества: сближение многочисленных этических культур и формирование межнационального способа общения на основе богатства русского языка и искусства. Культура титульной нации в единстве с культурным

^ Образование в сфере культуры

богатством национальных меньшинств вбирает в себя общие силы для выполнения исторической миссии безграничного созидания, преодоления устаревающих способов противостояния культур и народов. Формирование идеалов Доброты и Красоты, созданных русской культурой, обогатилось величайшими общечеловеческими ценностями, способными устранять разрушительные агрессивные тенденции современного мира.

Единство культуры и образования в истории России сформировало силу национально-патриотического пространства, в котором должны пропагандироваться как нравственные ценности, так и способы обогащения цивилизационного наследия наших народов.

Культурно-образовательный процесс в современной России — сложная система, связанная с переплетением многочисленных проблем, которые, тем не менее, могут считаться источником прогресса и средством защиты устоев культурной жизни.

Примечания

1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности : сб. статей / отв. ред. Е.И. Григорьева. — Тамбов, 2005. — 154 с.

2. Ананьев, Ю. В. Культура как интегратор социума / Ю. В. Ананьев. — Нижний Новгород, 1996. — 132

с.

3. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики / А. И. Арнольдов. — Москва: МГУКИ, 1999.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. — Москва, 2010.

5. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник [для вузов] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — Санкт-Петербург: Питер, 2001.

6. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков. — Москва: МГУКИ, 2007. — 480 с.

7. Культурно-досуговая деятельность : учебник / [под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова]. — Москва: МГУК, 1998. — 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.