Научная статья на тему 'Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общества'

Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОР / ACTOR / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ECONOMIC / КУЛЬТУРНЫЙ / CULTURAL / СОЦИАЛЬНЫЙ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛЫ / SOCIAL AND SYMBOLIC CAPITAL / СЕМЬЯ / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодина Анна Александровна

В статье показано, что современная социальная теория человеческого капитала, развитая в трудах П. Бурдье и других авторов, обладает значимым познавательным потенциалом, который способствует более глубокому пониманию современного человека и позволяет адекватно прогнозировать его будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper shows that the modern social theory of human capital development in the works, Bourdieu and others, has significant cognitive capacity that contributes to our understanding of modern man and more representative of predicting its future.

Текст научной работы на тему «Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общества»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь

ства, недееспособность императора Николая рост коррупции, маргинализация населения и

II и распутинщина, социальное расслоение, рост городского люмпен-пролетариата, эпиде-

органическое неприятие российским народом мия пьянства и бытовой преступности, нацио-

капиталистических отношений, деградация нализм и антисемитизм.

экономики, последствия крепостного права, Все вышеперечисленное требует серьезно-

кризис сельского хозяйства и нерешенность го рассмотрения, исторического анализа на

земельного вопроса, засилье бюрократии и основе документальной ревизии.

Примечания

1. Бердяев, Н. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. — Москва: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

— 349,[3] ^

2. Будберг, А. П. Дневник белогвардейца [Электронный ресурс] / А.П. Будберг. — Режим доступа: <http://militera.lib.ru/db/budberg/index.html>

3. Врангель, П. Н. Записки [Электронный ресурс] / П.Н. Врангель. — Режим доступа: <http://militera. lib.ru/memo/russian/vrangel1/index.html>

4. Деникин, А. И. Очерки русской смуты [Электронный ресурс] / А.И. Деникин. — Режим доступа: <http://militera.lib.ru/h/denikinl/index.html>

5. Ильин, И. А. Кризис безбожия / И.А. Ильин. — Москва: ДАРЪ, 2005.

6. Ленин, В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме / В.И. Ленин. // Полное собрание сочинений.

— Изд. 5. — Москва: Политиздат, 1981. — Т. 41. Май — ноябрь 1920 г.

ОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

А. А. Колодина

Московский государственный технологический университет «МАТИ» им. К.Э. Циолковского

В статье показано, что современная социальная теория человеческого капитала, развитая в трудах П. Бурдье и других авторов, обладает значимым познавательным потенциалом, который способствует более глубокому пониманию современного человека и позволяет адекватно прогнозировать его будущее.

Ключевые слова: актор, экономический, культурный, социальный, символический капиталы, семья.

The paper shows that the modern social theory of human capital development in the works, Bourdieu and others, has significant cognitive capacity that contributes to our understanding of modern man and more representative of predicting its future.

Key words: actor, economic, cultural, social and symbolic capital, a family.

Известный французский исследователь П. руя проблематику современного человека, Бурдье в своей работе «Социальное про- показывает, что процесс становления совре-странство и генезис классов» (4), анализи- менного человека — актора или агента дей-

84 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 84-90

ствия, может быть рассмотрен как итоговая сумма формирования его четырех основных капиталов.

Во-первых, это экономический капитал каждого человека, то есть его ресурсы, деньги, товары. Во-вторых, это культурный капитал, который включает не только уровень образования человека, но и авторитетность его дипломов и аттестатов. В-третьих, каждому человеку присущ и определенный социальный капитал, потому что каждый человек включен в определенную социальную сетку, принадлежит какому-то классу, социальной группе, имеет определенные властные и жизненные шансы. По мнению П. Бурдье, именно социальный капитал является атрибутивным признаком человека, основой всех существующих социальных отношений и структур современного общества. Наконец, для характеристики каждого человека необходимо рассматривать и его символический капитал, основу которого составляют престиж и репутация человека, его авторитет и популярность в обществе (8).

Рассмотрим эти позиции применительно к российским детям, которые осуществляют процесс первичной социализации в стране, находящейся в условиях системного кризиса, вызванного радикальной трансформацией всего общества, всех сфер социальной практики, когда все традиционные социальные институты первичной социализации — семья, система народного образования и даже среда социального окружения, то есть первичные коллективы, в которых происходит процесс овладения социальными ролями и достижимыми статусами, а вместе с тем и самостановление личности ребенка, его самоидентификация, — находятся в неустойчивом и транзитивном состоянии.

Следует сразу же подчеркнуть, что неустойчивость вступает как характерная особенность не только одной России, но и всего современного человечества, живущего в обществе риска. Отличительными чертами этого общества, как это отметил его «первооткрыватель», немецкий социолог У. Бек, является то, что все происходящие

в нем социокультурные процессы осуществляются хаотически, имеют явно выраженный нелинейный и вероятностный характер, а быстрые темпы изменений в социальных институтах и учреждениях общества, равно как изменения самой социальной структуры общества и, в особенности, разнонаправлен-ность происходящих в нем массовых процессов, делают процесс формирования каждого человека достаточно длительным и непредсказуемым (2).

Для современного общества риска характерна общая нестабильность и неравномерность развития, как в масштабах всей Земли, так и внутри регионов каждой страны, и даже внутри каждой из традиционных сфер практической деятельности современного человека — в экономике, политике, социально-бытовой и духовных сферах жизни. Эти неравномерности и общая нестабильность существенным образом влияют на первичную социализацию всех детей, особенно российских.

Прежде всего отметим тот факт, что за последнее десятилетие в России существенно сократилось общее число детей, сейчас их в стране — 27,6 млн. Это на 10 млн. меньше предыдущих периодов, имеется в виду начало перестройки, уже после распада СССР и становления Российской Федерации. Вместе с тем за эти же годы, по сравнению с предыдущими периодами, существенно выросло число детей — социальных сирот (их в стране сейчас не менее 720 тыс. по данным комиссии Государственной Думы), а также удручает высокая численность детей-инвалидов. Их насчитывается свыше 650 тысяч, что составляет не менее 1,8% от общей численности детей в стране.

Урбанизационные процессы в советский период истории шли все возрастающими темпами. Так, если сразу после Октябрьской революции 1917 года в стране горожан было не более 12%, то сегодня уже без малого 80% населения нашей страны живут в городах и в полной мере ощущают все достоинства и недостатки суперурбанизации — в области экологии, в однобоком развитии экономики,

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

ориентированной преимущественно на ВПК, в неразвитости всей социально-бытовой сферы и, особенно, в кризисном состоянии всего коммунально-жилищного хозяйства.

Социологами давно установлен тот непреложный факт, что неконтролируемый рост численности населения городов за счет внутренних и внешних мигрантов, особенно в условиях кризисного состояния общества, порождает целый ряд негативных социальных процессов: рост маргинализации населения, нестабильность семьи, усиление деви-антного и делинквентного поведения детей и подростков, существенную алкоголизацию и наркотизацию населения, вспышки социальных болезней (туберкулез, гепатит), а также высокую склонность к агрессивному поведению многих горожан, особенно характерную в условиях низкого достатка и большой, а во многих случаях и хронической безработицы.

В таких социокультурных обстоятельствах у большинства населения существенно угасает, а порой и полностью пропадает, казалось бы, «общечеловеческая» потребность и интерес к детям, о чем свидетельствуют современные эмпирические исследования (даже у самых благополучных групп населения очевидно стремление отложить рождение детей на «потом», по достижении определенного карьерного уровня). Неутешительные данные приносит общегосударственная статистика, сообщающая о браках — разводах, абортах — рождениях, возрасте рожениц, их семейном положении. Эти цифры дают очень интересный материал для социологического анализа обстоятельств, в которых происходят современные процессы воспроизводства подрастающих поколений россиян.

За последние двадцать лет существенно изменилась социальная структура российского общества, в ходе радикальных изменении экономики и под влиянием господства либеральной идеологии в стране был создан институт частной собственности, сформировались определенные рыночные отношения, реализуются принципы демократии во многих сферах социальной практики, формируются основы гражданского общества.

Все это не могло не отразиться на населении огромной страны, большая часть которой, в том числе и самая молодая и активная часть населения, в полной мере почувствовала наличие существенных деприваций, коренным образом влияющих не только на образ жизни, но и на все жизненные планы и стратегии россиян, на их собственный, неотчуждаемый человеческий капитал.

Экономический капитал каждого современного российского ребенка (если следовать терминологии П. Бурдье) весьма незначителен, хотя бы потому, что институт частной собственности в стране складывался не из традиционного наследственного капитала, в основе которого лежала жизнь и деятельность 2—3 поколений, а за счет процессов приватизации экономических богатств страны, в первую очередь монополизации природных богатств и последующей ваучеризации страны, принесшей богатства только бывшей и новейшей номенклатуре.

В результате этих процессов возникла и функционирует сравнительно небольшая группа магнатов-миллиардеров, а подавляющее большинство россиян не являются владельцами каких бы то ни было значимых ресурсов, товаров или денежных капиталов. Все прогнозы и социальные ожидания относительно роста среднего класса российского общества, который должен был стать основой нового строя, все еще не подтвердились на практике, за исключением постоянно растущей группы чиновников разного ранга, от наиболее значимых для страны — федеральных, до наиболее значимых для населения — местных и муниципальных.

Рождение ребенка в современной России определяется федеральными и местными законами, согласно которым родители единовременно получают определенную законом сумму денежного вознаграждения, а затем и постоянную (в течение определенного срока) социальную помощь. Особо следует подчеркнуть значение современного, определяемого федеральным законом «материнского капитала», который, по мысли создателей этого закона, может лечь или

в основу первоначального взноса будущей ипотеки ребенка (что весьма сомнительно при существующих ценах на жилье) или быть основанием для оплаты его будущего высшего образования, что также не менее проблематично, как и употребление этого капитала на будущую пенсию матери.

В этом смысле материнский капитал (на второго и последующих детей) является определенным символом, подчеркивающим, что современному российскому государству небезразличен каждый новорожденный россиянин, особенно, если он не единственный, а рожден в многодетной семье.

Для исследователей очевидно, что это будут или дети в религиозно настроенной семье, независимо от конфессии родителей, или, что также достаточно очевидно, дети в социально неблагополучных семьях, родители таких детей ухитряются паразитировать даже на детских пособиях.

Вторым по значимости капиталом П. Бурдье считает культурный капитал, его составляют, во-первых, образованность самого человека, ее широта и глубина, а во-вторых, что особенно важно в современном транзитивном обществе, авторитет имеющихся у человека разнообразных дипломов, аттестатов и других аналогичных сер-тификаций, удостоверяющих именно степень образованности человека. Эта же проблема интересовала и представителей критически настроенной группы философов постмодерна, которые, анализируя существование людей в современном западном обществе, обществе потребления, подчеркивали, что в мире потребления человека интересуют не сами вещи, предметы или процессы, а их определенные символы или симулякры, с помощью которых человек демонстрирует свою принадлежность к обществу потребления. Жизнь в обществе потребления заставляет человека быть на должной высоте, и обладание дипломом престижного учебного заведения как раз и выступает таким значимым символом или знаком, Это — симулякр, который с успехом может заменить реальные знания (4).

Сам термин «культурный капитал» подчеркивает тот факт, что каждому человеку с самого раннего возраста приходится адаптироваться в культуру, в тот способ упорядочения мира, его ценностей и норм, формирования человеческих отношений, которые не передаются по наследству, а воспитываются старшими поколениями у младших. Нормами культуры и стандартами поведения ребенок овладевает уже в процессе первичной социализации, сначала в семье, а затем в среде ближайшего социального окружения. В современном быстро изменяющемся мире нормами культуры определенного типа ребенок овладевает и с помощью массовых коммуникаций, в первую очередь телевидения. Вместе с тем культурологи, изучающие специфику культурных процессов, предостерегают, что при нарушении процесса преемственности культуры от поколения к поколению, культурные традиции могут быть утрачены за жизнь всего двух-трех поколений.

Культурный капитал ребенка формируется и в системе народного образования. В России она включает сеть дошкольных, школьных и разнообразных других учебных заведений от профессионально-технических училищ до университетов и академий. Приобщение к знаниям через систему народного образования может существенно повысить шансы молодого человека, впервые приходящего на рынок труда.

В трудах современных философов постмодерна, в частности такого автора, как З. Бауман, утверждается, что знание является той базисной основой, на которой вырастает не только свобода доступа к жизненным ресурсам, но и сама возможность их выбора. Именно знание, в отличие от денег, власти и влияния (жизненных ориентиров эпохи модерна), становится одним из основных источников и реального богатства, и не менее реальных конфликтов, которые возникают не только между людьми, но и между народами и государствами. Научить ребенка учиться, сформировать у него потребность в получении нового знания, потребность в самоактуализации своего творческого потенциала

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

— одна из наиболее важных задач, стоящих перед современным человечеством (1).

В современной России у старших поколений сохранилась высокая оценка знания, поэтому они из года в год, несмотря на разные привходящие негативные обстоятельства, делают все от них зависящее, чтобы дети, окончив среднюю школу, продолжали получать послесреднее образование. В настоящее время численность студентов в РФ составляет 279 человек на каждые 10 тысяч населения. Это высокая цифра, и ей можно было бы гордиться, если бы коммерциализация образования и превращение большинства вузов в сервисные учреждения, которые «обслуживают» своих клиентов, не породила бы таких негативных «социальных технологий» современного обучения, которые зачастую предполагают грубую фальсификацию образования, погоню за престижными или модными дипломами — симуля-крами, а не формирование стремлений студентов к вершинам современного знания.

Третьим капиталом П. Бурдье называет социальный капитал человека, который складывается из его принадлежности к определенному классу, какой-то группе, что во многом определяет властные и жизненные шансы каждого человека. Исследователь считает социальный капитал атрибутивным признаком человека, той стартовой площадкой, с которой начинается жизненный путь каждого человека. В современной социологии достаточно подробно рассмотрены вопросы социальных статусов и социальных ролей, показана эта проблематика в условиях существования зарытых и открытых обществ, при тоталитаризме и в странах с развитой либеральной идеологией.

В условиях современной России, которая относится не только к обществу с высокими социальными рисками, но и к переходному типу общества, где транзитивными являются не только социальные институты и учреждения, но и сама социальная структура общества, все его социальные сети, именно социальный капитал человека значит существенно больше, чем в странах развитой либе-

ральной демократии. Социальный капитал современного россиянина зависит от социальной, этнической, региональной и даже конфессиональной принадлежности человека, а также от типа и формы семьи, которая особенно значима для первичной социализации ребенка.

Характерными особенностями российской семьи в последние три десятилетия являются ее нестабильность и малодетность в условиях сравнительно низкого достатка, потому что, по данным официальной статистики, треть населения страны имеет низкие заработки, обусловленные не только малопроизводительным трудом на устаревшей технике и с использованием трудозатратных технологий, но также еще и тем, что «налицо безумный перекос между уровнем оплаты труда и уровнем прибыли», — отмечает профессор Института экономики РАН Л. Ржаницына. Она подчеркивает, что дешевый труд не способствует экономическому прогрессу, инновациям, а следовательно, и продвижению страны вперед (7).

Низкий достаток и высокая занятость старших поколений характерны для большинства современных семей, и практически все семьи в современной России, по мнению специалистов, независимо от того, к какому типу семьи они принадлежат (социально здоровая, проблемная, кризисная, асоциальная, аморальная, антисоциальная или криминальная), — все они нуждаются в длительном сопровождении и поддержке со стороны самых разных ведомств и организаций, призванных бороться с социальным сиротством (7). Многочисленные исследования, проводимые в разных регионах страны и посвященные проблемам детства и социального сиротства, делают один и тот же вывод: единственно значимой естественной средой для полноценного воспитания ребенка, гражданина, личности является семья, то есть биологическая родная семья и семейное окружение. Поэтому главная забота государства, гражданского общества и организаций защиты материнства, отцовства и детства — сохранение родной семьи для ребенка. Эта

повседневная и зачастую низкоэффективная, но не «компанейская» работа должна быть направлена на укрепление и стимулирование социально благополучной семьи, а не на репрессивные меры, нередко принимаемые не в меру ретивыми чиновниками, которые в погоне за «хорошими показателями» бездумно разрушают нестабильные семьи.

Исследователи отечественной семьи неоднократно отмечали, что в современной мало-детной российской семье зачастую формируются такие теперь уже достаточно типичные социальные характеристики многих и многих современных молодых людей, как завышенная самооценка, склонность к эгоизму и индивидуализму, очевидно и иждивенчество единственного, а потому горячо любимого ребенка.

Воспитание современных детей осложняется еще и потому, что в условиях очень больших городов, в которых живет более трети населения страны, семья особенно нестабильна, не меньше половины городских детей воспитывается в неполных семьях. Именно большие города и мегаполисы дают наибольший процент девиантного и делинк-вентного поведения, в них возрастают малолетние алкоголики и наркоманы, попрошайки и жулики — все те, кто, не успев вырасти, уже опускается на социальное дно.

У нас в стране сейчас официально насчитывается более трех миллионов наркоманов, 70% из которых — дети и молодежь. По данным экспертов, если раньше наркотики пробовали в первый раз подростки в возрасте 17 лет, то сейчас наркоманами становятся уже двенадцатилетние дети. Не лучше показатели алкогольной зависимости. В стране насчитывается 66 тысяч детей-алкоголиков, и это только по данным официальной статистики (8).

Сегодня девушка, часто не подготовленная к будущему материнству, родив ребен-

ка, легко расстается с ним, поэтому число «отказных детей», особенно в больших городах, практически не снижается, свидетельствуя о том, что в обществе разрастаются невиданные ранее «ценности» — антиматеринство и детофобия. Эти достаточно очевидные новые настроения общества дополняются и подкрепляются числом легальных и нелегальных абортов и растущей малочисленностью детей в современной городской семье.

Характерно, что весьма серьезные изменения происходят и в самих женщинах современной России. Они детерминированы современными политическими, экономическими и социокультурными обстоятельствами.

Несмотря на то, что половина семей, где есть дети, живет в очевидных минимальных финансово-экономических условиях, у современных детей формируется сознание под влиянием замечательных социальных иллюзий, которые не устают фабриковать средства массовой коммуникации, утверждающие ценности общества потребления. Главный потребитель этой виртуальной реальности — ребенок, подросток в погоне за этими иллюзиями нередко покидает семью и становится неотъемлемой частью того социального сиротства, которое убедительно доказывает несовершенство и конфликтность существующих социальных отношений в стране.

Очевидная либеризация стандартов поведения и господство аномии в современной городской среде при непрекращающемся восхвалении прелестей общества потребления не могут не сформировать новый социокультурный тип, мало чем напоминающий менталитет традиционного русского человека, представителя того державообразующе-го этноса, который всегда умел и трудиться, и жить в тесном контакте с другими народами России.

Примечания

1. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. — Москва, 1996.

2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. — Москва, 2000.

3. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург, 2000.

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^

4. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. — Москва, 1994.

5. Гореславская, Н. Б. Женщина во власти / Н.Б. Гореславская. — Москва, 2008.

6. Осипова, И. И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления / И.И. Осипова. — Нижний Новгород, 2009.

7. Ржаницына, Л. Как изменилась наша жизнь за 10 лет? / Л. Ржаницына // Российская газета. — 2011. — № 289. — 23 декабря. — С. 22.

8. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас — Нсб., 1995.

X ИСТОРИИ РУССКО-ФРАНЦУЗСКОГО

КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

А. С. Буца н

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье выявлены основные этапы развития и становления культурных связей между Россией и Францией на протяжении десяти веков. Так как диалог имеет большую протяженность во времени, он дает широкое представление о культуре двух стран и хорошо отражает преимущество каждой из сторон в области культуры и межкультурных коммуникаций.

Ключевые слова: историко-культурные связи, диалог культур, франко-русский союз, «Русские сезоны».

In article the main stages of formation and development of cultural ties between Russia and France throughout 10 centuries are revealed. The dialog has a great length of time; therefore it gives a wide presentation about the culture of the two countries in particular and clearly reflects the benefits of each of the parties in the field of culture and intercultural communication.

Key words: historical and cultural communications, dialogue of cultures, Franco-Russian union, "Russian seasons".

В исторической перспективе русско -французский культурный диалог охватывает множество столетий. Отметим особо значимые вехи в истории этого диалога, сыгравшие важную роль для обеих стран.

К начальному периоду истории взаимоотношений двух стран можно отнести пребывание во Франции Анны Ярославны, ставшей женой французского короля Генриха I.

С этого момента, с 1054 года, начинается история культурного диалога двух стран, двух народов. Проделав долгий путь из Киева в Париж, Анна привезла с собой драгоценные дары королю, среди которых было

Остромирово Евангелие. Эту книгу ждала необычайная судьба. Именно на ней давали присягу при церемонии возведения на престол в Реймсе последующие короли Франции. Анна стала матерью короля Филиппа и прародительницей всех будущих французских королей династии Капетингов.

С петровских времен Франция неизменно являлась одним из важнейших европейских партнеров России, а русско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире. «В XVI веке во Франции появляются сведения о Московии, основанные на записках французских купцов,

9O 1997-OSO3 БEСТНИK МГУKИ б (SO) ноябрь-декабрь 2O12 9O-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.