Научная статья на тему 'Культура здоровья: опыт духовно-нравственного осмысления. Доклад на межгосударственном форуме государств — участников СНГ «Здоровье населения — основа процветания стран Содружества»'

Культура здоровья: опыт духовно-нравственного осмысления. Доклад на межгосударственном форуме государств — участников СНГ «Здоровье населения — основа процветания стран Содружества» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTHY LIVING / ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / HUMAN POTENTIAL / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL PREVENTION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURE / A MAN OF CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В статье представлен опыт духовно-нравственного осмысления феномена культуры здоровья, отмечается возрастание ценности здоровья в системе приоритетов общества и необходимость смены отраслевого подхода к проблеме здоровья населения на государственную политику, ориентированную на достижение системно-сбалансированного совершенства здоровья населения, понимаемое как физическое, морально-психологическое, социально-экологическое и духовно-ментальное благополучие людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of spiritual and moral understanding of the phenomenon of culture of health, there is an increase in the value of health system priorities of society and the need to change the industry approach to health for the state policy aimed at achieving a balanced system-perfect health, is the physical, moral and psychological, social, ecological and spiritual-mental well-being.

Текст научной работы на тему «Культура здоровья: опыт духовно-нравственного осмысления. Доклад на межгосударственном форуме государств — участников СНГ «Здоровье населения — основа процветания стран Содружества»»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

УЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Доклад на Межгосударственном форуме государств — участников СНГ «Здоровье населения — основа процветания стран Содружества»

Т. В. Кузнецова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье представлен опыт духовно-нравственного осмысления феномена культуры здоровья, отмечается возрастание ценности здоровья в системе приоритетов общества и необходимость смены отраслевого подхода к проблеме здоровья населения на государственную политику, ориентированную на достижение системно-сбалансированного совершенства здоровья населения, понимаемое как физическое, морально-психологическое, социально-экологическое и духовно-ментальное благополучие людей.

Ключевые слова: культура здоровья, образование, культура здорового образа жизни, человек культуры, качество жизни, социально-культурная профилактика, человеческий потенциал. The article presents the experience of spiritual and moral understanding of the phenomenon of culture of health, there is an increase in the value of health system priorities of society and the need to change the industry approach to health for the state policy aimed at achieving a balanced system-perfect health, is the physical, moral and psychological , social, ecological and spiritual-mental well-being. Keywords: culture of health, education, culture, healthy living, a man of culture, quality of life, a social prevention, human potential.

Актуальность обсуждения проблем здоровья населения как основы процветания государств — участников СНГ трудно переоценить в свете современных реалий глобализации мирового развития, когда показатели социального благосостояния определяют цивилизационный уровень стран.

За последние годы государствами — участниками СНГ, среди которых Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,

6

Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, сделаны существенные шаги в развитии здравоохранения, но они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку в концептуальном и стратегическом отношении были направлены на решение медицинских, материально-технических и экономических проблем охраны здоровья, в то время как необходима государственная политика, ориентированная не столько на решение задач здоровьесбережения населения стран — участниц СНГ, сколько на формирование культуры здоровья в целом. Особенно это актуально для молодого поколения.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 6-10

Поэтому проблемы культуры человека, культуры здоровья обсуждаются на таком значимом форуме. Поэтому эта тема так важна и интересна нам — людям, занимающимся образованием человека, образованием — не столько профессионала, сколько высокодуховной личности.

Здоровье сегодня следует рассматривать как физическое, морально-психологическое, социально-экологическое и духовно-ментальное благополучие людей.

Образование — тот социальный институт, через который передаются базовые культурные ценности и цели развития общества. У каждого общества (государства), в зависимости от его культурно-исторического этапа развития, сложилась своя система образования, а у народа, нации — система воспитания. В то же время в этих педагогических системах существуют общие черты.

Образование — это трансляция культурно оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. Социальная функция образования характеризуется подготовкой нового поколения к самостоятельной жизни; в то же время образование закладывает основы будущего общества, формируя образ жизни человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни (не только профессиональной) заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Таким образом, образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества, поскольку выполняет социально-культурные функции, способствуя формированию человека культуры и ведя к культуре образования человека.

^ Университет и общество

Образование является ускорителем:

• процесса развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• способом социализации личности;

• обеспечивает преемственность поколений, среду общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• формирует духовное в человеке и ценностно-смысловое в его мировоззрении и моральных принципах.

Взаимодействие культуры и образования должно рассматриваться:

• на уровне социума,в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин;

• в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

• в формировании поликультурного образования;

• в условиях культурно-исторического типа образовательной системы вуза;

• как система культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

• через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

• через анализ путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

• через описание и прогнозирование образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;

• через раскрытие специфики культурно-образовательной среды;

• как обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.

Что должно составить суть образования человека культуры? Что есть человек культуры? Что представляет собой этот процесс в России, каковы его глобальные задачи? Отличаются ли чем-либо понятия «культурный человек» и «человек культуры», и если

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

да, то чем? Эти вопросы требуют сегодня незамедлительного ответа.

Образование в современной России, представляя собой сложившуюся и динамично развивающуюся систему, выступает в качестве ведущего фактора общественного прогресса и развития цивилизации и, главное, ценности культуры. Сегодня культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества, и рассмотрение их системно-инновационного взаимопроникновения и сбалансированного развития является важнейшей задачей работы секции. Позвольте остановиться на проблеме формирования культуры здоровья.

Существующий в странах СНГ отраслевой подход к решению проблем здоровья населения, по существу, игнорирует мнение современных учёных о значимости ценности «культуры здоровья» человека как интегрально-многоуровневом понятии, ограничивая формирование духовно-культурно ориентированной системы здравоохранения отдельными объектными характеристиками охраны «физического здоровья» населения, оставляя «за бортом» морально-психическое и духовно-нравственное благополучие человека. В результате получается, что правильные по своей сути декларации о необходимости обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения на основе инновационных разработок пока слабо концептуально сбалансированы с развитием человеческого потенциала, его духовной и культурной составляющими.

Поэтому в контексте основной идеи, важнейших целей и задач настоящего форума я хотела бы озвучить наши принципиальные соображения об актуальных проблемах культуры здоровья населения, решение которых мы рассматриваем как духовно-фундаментальную основу и стратегический ориентир процветания, достойной жизни и свободного развития человека в государствах — участниках СНГ.

В средствах массовой информации российские политики говорят о признании пер-

востепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа России, о создании системы духовного и патриотического воспитания наших граждан.

Вместе с тем в Основном законе России (в статьях 1 —16 Конституции РФ) такие понятия, как «духовность», «нравственность» и «культура», отсутствуют полностью. В результате получается, что человек (его здоровье — в том числе), его права и свободы как высшая ценность государства, а также достойная жизнь и свободное развитие человека в России не имеют, по Конституции РФ (статья 2 и 7), духовных, нравственных и культурных атрибутов. К тому же статья 41 о праве гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь также не включает в качестве своего предмета духовное и моральное здоровье человека, ограничивая его охрану размытым определением об укреплении здоровья, о развитии физической культуры и спорта, об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Более того, разработчики проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» в своём определении культуры заменили международное словосочетание «ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и экономических» на словосочетание «отличительных признаков, ценностей, традиций и верований», «потеряв» таким образом фундаментальное понятие «духовность».

В ХХ! веке настала пора переходить от отраслевого подхода к охране здоровья к духовно-интегральному видению и пониманию культуры здоровья в глобальном контексте сохранения и укрепления духовно-нравственного основания национального суверенитета и обеспечения национальной безопасности всех стран Содружества. Культура здорового образа жизни людей должна быть признана в качестве стратегической цели существования государств —

участников СНГ, что будет означать её новое переосмысление как родового генома гражданина и общества, сохраняющего историческую преемственность, единство и целостность духовно-культурного пространства Содружества.

Для обеспечения национальной безопасности стран СНГ в сфере культуры и здравоохранения требуется существенное усиление внимания общественности и государственной власти стран СНГ к различным вариантам экспансии «массовой культуры» Запада, которые разрушают культурное самосознание граждан и духовно-культурный каркас их социумов в целом.

Комплексное и реальное повышение качества жизни населения в странах СНГ, безусловно, предполагает духовную трансформацию культурного мышления представителей всех ветвей государственной власти в Содружестве.

Разумеется, что озвученные мной соображения являются, в большей мере, постановкой актуальных проблем и вопросов культуры здоровья в странах СНГ в контексте государственной политики в сфере культуры и здравоохранения.

Как совершенно правильно зафиксировано в задачах форума, только на основе согласования позиций стран Содружества по формированию здорового образа жизни, регулярного обмена опытом в сфере пропаганды его принципов можно объединить усилия государственных, коммерческих и общественных организаций в области культуры здоровья. Это позволит не только успешно бороться с негативными социальными явлениями, как-то: злоупотребление алкоголем и табаком, немедицинское употребление наркотиков, но и вовлечь в занятия физкультурой и спортом население — и особенно молодёжь — стран СНГ, органически включить в этот процесс учреждения культуры, образования и воспитания подрастающего поколения, экологические организации, средства массовой информации и т.д.

Забота о формировании у студентов

^ Университет и общество

здорового образа жизни и неприятии вредных привычек является важной частью учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, организованной в нашем университете.

У нас накоплен богатый опыт проведения художественно-творческих, информационно-просветительских программ для молодежи, направленных на профилактику различных видов зависимостей, в том числе табакокурения.

Сегодня этот опыт востребован не только в нашей стране. Бюро ЮНЕСКО в Москве, начиная с 2008 года, поручает нашему университету разработку уникальных научных и социально-культурных проектов, ориентированных на использование ресурсов культуры в пропаганде здорового образа жизни.

Нужно отметить, что обсуждаемые сегодня проблемы в оригинальной форме были реализованы в проекте «Культура и искусство в профилактике ВИЧ и СПИДа», выполненном по целевому заказу ЮНЕСКО учеными нашего университета в 2008— 2009 годах с привлечением экспертов Республики Беларусь, Республики Молдова и других стран СНГ. По итогам проекта издан аналитический доклад, который был признан одним из лучших проектов года. Об этом было сказано в ходе встречи участников программ ЮНЕСКО в России с Генеральным директором ЮНЕСКО господином Коитиро Мацуура.

Вслед за этим проектом в 2010—2011 годах Бюро ЮНЕСКО в Москве поручило нашему университету создать открытый интернет-ресурс, демонстрирующий возможности культуры и искусства в формировании паттернов самоохранительного поведения — основы здорового образа жизни.

На большом теоретическом и эмпирическом материале было доказано, что на сегодняшний день эпидемия ВИЧ/СПИДА в странах СНГ находится на той стадии, когда ее можно остановить. Каждый человек может изменить свое поведение и снизить риск стать ВИЧ-положительным. В значительной сте-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

пени этому может и должна способствовать активизация ресурсов культуры, искусства и творчества в профилактике данных явлений.

И уже сегодня ученые нашего университета завершают еще одно крупномасштабное исследование на тему «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала XXI века», которое проводилось в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС). В рамках этого проекта еще раз подчеркнуто, что культура как универсальное средство гуманизации общества, развития в нём толерантности и взаимопонимания может способствовать предотвращению распространения вредных привычек, зависимостей и социальных эпидемий.

Мы твердо убеждены, что наш опыт может стать примером для разработки программ социально-культурной профилактики асоциального поведения и опасных зависимостей (наркомании, алкоголизма, табакокурения и др.).

Со своей стороны, как представитель головного образовательного учреждения России в сфере культуры и искусств, могу подтвердить нашу готовность активно подключиться к решению насущных проблем формирования культуры здоровья населения государств — участников СНГ. Мы могли бы, исходя из имеющегося в МГУКИ научно-образовательного и инновационного потенциала, с участием всех заинтересованных учреждений и организаций культуры и здравоохранения стран СНГ, организовать разработку междисциплинарной концепции и стратегии развития культуры здоровья на долгосрочную перспективу. В последующем их можно было бы превратить в комплексную программу гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, целевые программы отдельных государств, конкретные инновационные проекты в сфере формирования здорового образа жизни населения и культуры здоровья.

В концептуальном отношении развитие культуры здоровья должно быть связано со стратегическими ориентирами повышения качества жизни и благосостояния населения в странах СНГ. Все эти стратегические ориентиры развития культуры здоровья отражают в конечном счете комплексное развитие человеческого потенциала как безусловной общественной ценности и стратегического приоритета государственной политики в странах Содружества.

Долгосрочное развитие человеческого потенциала стран Содружества должно базироваться на системно-интегральном видении духовно-нравственных критериев и приоритетов развития культуры здоровья человека. Прагматическая проекция такого видения развития человеческого потенциала подразумевает системное согласование соответствующих приоритетов в демографической и молодёжной политике, развитии здравоохранения, физической культуре и спорте, образовании, культуре и СМИ, сбалансированном развитии рынков труда и повышении доступности жилья, развитии социальных институтов и пенсионной системы, обеспечении экологической безопасности экономики и развитии культурной экологии человека.

Своё выступление я хочу закончить словами выдающегося русского мыслителя И. Ильина, который связывал настоящую культуру с духовной сущностью человека, который «всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовёт его к совершенству ... К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему». В сущности, культура — это способности и умение «чтить себя, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на Земле». Именно подобное понимание культуры здоровья как стремления к духовному совершенству и гармонии во взаимодействии человека, общества и природы, мы и предлагаем принять за основу всем участникам форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.