.....
I I I ■ M I I I I
106 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^ Примечания
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.; Т. 2. - 288 с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 544 с.
3. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч. - М., 1984. - Т. 4.
4. Кон, И. С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 314 с.
5. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ
А. Н. Малышева
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
В статье раскрывается понятие культура здоровья и безопасного образа жизни как цивилизованный, гуманистический образ жизни, подчеркивается, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида. В статье указывается на необходимость создания своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства в образовательных и социально-культурных учреждениях.
Ключевые слова: культура здоровья, молодежь, безопасный образ жизни.
In article the concept culture of health and a safe way of life as the civilized, humanistic way of life, is underlined reveals that health is integral from a cultural way of life and is not end in itself, and an organic component of development and perfection as societies, and the separate individual. In article it is underlined necessity of creation original educational space for recovery of one's health in educational and welfare establishments.
Keywords: culture of health, youth, safe image of life.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах. Очень часто многие
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
6 (44) ноябрь-декабрь 2011 106-109
специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую, при этом забывая о социально-психологических и духовно-нравственных составляющих понятия. Для формирования культуры здоровья достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемо-
.....
ш
Социально-культурная деятельность 107
сти на тот или инои момент, а критерии социального здоровья изучались недостаточно. Как следствие, это привело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие, в то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья молодежи необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов.
Действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа с молодежью по формированию устойчивого мнения о необходимости культивирования здоровья, гармонично развитого - и физически, и духовно - человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни (3).
Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества (2). Главной проблемой молодежи стала неподготовленность к новым условиям жизни. Среди основных жизненных ценностей у российской молодежи здоровье и здоровый образ жизни как ценность занимают девятое место, в то время как у их американских сверстников, например, - первое место. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все что угодно, лишь бы «убить
время». И как итог - бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню. К этому стоит также добавить тот факт, что, несмотря на разнообразие законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья подростков и молодежи, имеет место декларативность законов, которая не позволяет создавать действенных подзаконных актов.
Также нечетко прописаны и вопросы ответственности должностных лиц за здоровье учащейся молодежи и молодых специалистов, начавших свою трудовую деятельность на предприятиях. Таким образом, задачей вузов и ссузов является полноценная подготовка молодого человека к самостоятельной жизни. И мотивация молодежи к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - это закладка фундамента благополучия следующих поколений.
Сейчас, как никогда, важно говорить о влиянии социокультурной среды на здоровье молодежи, о ее возможностях организовать качественно свободное от учебы и работы время без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни молодежи (5).
Образовательный процесс вузов должен способствовать успешному формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающая организация образовательного, социально-воспитательного процесса и пространственно-предметная среда, созданная в образовательном учреждении, должна стать для педагогического коллектива приоритетным и значимым направле-
.....
ш
108 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
нием деятельности. Культура здорового и безопасного образа жизни - многоплановый процесс ежедневной жизни человека в семье и образовательном учреждении, необходимое условие бесконфликтного вхождения молодежи в «мир взрослых» и средство успешной личностной самореализации.
Стратегия формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового и безопасного образа жизни -необходимый и обязательный компонент здо-ровьетворящей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здо-ровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, культуру научного труда (3), эффективной физкультурно-оздоровительной работы. Научная обоснованность, последовательность и социокультурная адекватность, информационная безопасность и практическая целесообразность являются обязательными условиями формирования ценности культуры здоровья и безопасного здорового образа жизни.
Личность - явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности: сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе.
Сегодня под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психи-
ческого, но и нравственного здоровья, к тому же, такой образ жизни должен реализо-вываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Выделяются три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (3).
Есть и другое определение «здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни » (4).
Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры здоровья», мы исходили из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура», «культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни» (1).
И.Х. Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную характеристику личности, включающую в себя здоровьесберегающие мотиваци-онно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья (4). Воспитание культуры здоровья молодежи можно рассматривать как процесс создания социально-педагогических и социально-культурных условий, обеспечивающих формирование личности как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 109
написано много, как и достаточно много осуществлено в этой области. Однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не в полной мере. И одним из этих аспектов является влияние социокультурной среды вуза на формирование культуры здоровья молодежи, поскольку молодые люди формируются и развиваются под влиянием тех культурных ценностей, которые сложились в их среде (5; 7; 8). Исходя из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием, мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологи-ческую и другие.
Таким образом, культура здоровья и безопасного образа жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Культура здоровья и безопасного образа жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности молодых людей в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья (8). Тем самым культура здоровья и безопасного образа жизни связана с личностно-мотивационным вопло-
щением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей.
Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства в образовательных и социально-культурных учреждениях. Именно эта идея должна стать центральной при реализации задач формирования у молодежи культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.
Примечания
1. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О.И. Карпухин // СОЦИС. - 2000. - № 3.
2. Никольский, Д. Социология молодежи / Д. Никольский. - М.: Феникс, 2002.
3. Овчаренко, Л. М. Биоэкономика здорового образа жизни / Л.М. Овчаренко. - М.: Астрель, 2003.
4. Проблемы социализации молодежи: [реферативный сборник]. - М.: Юнита, 2001.
5. Раковская, О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская.
- М.: Наука, 1999.
6. Сикевич, З. В. Молодежная культура: «за» и «против» / З.В. Сикевич. - СПб.: Питер, 1999.
7. Хачанян, Г. И. Основы здорового образа жизни / Г.И. Хачанян. - М.: Астрель, 2005.
8. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образа жизни / Б.Н. Чумаков // Педагогическое общество России.
- М., 2004.