Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность руководителей самодеятельных творческих объединений как необходимый фактор создания социокультурной среды в современных социально-культурных условиях'

Коммуникативная компетентность руководителей самодеятельных творческих объединений как необходимый фактор создания социокультурной среды в современных социально-культурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO CULTURAL ENVIRONMENT / РУКОВОДИТЕЛИ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / HEADS OF AMATEUR CREATIVE ASSOCIATIONS / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / SOCIALLY CULTURAL CONDITIONS / РЕЧЬ / SPEECH / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грановская Антонина Васильевна

В статье исследуются различные научные подходы к природе коммуникаций в социокультурной среде и их влияние на деятельность руководителей самодеятельных творческих объединений в современных социально-культурных условиях, проводится эмпирический анализ практических ситуаций, который указывает на необходимость решения задачи оптимизации социокультурной среды в микрогруппах путем реализации творческой деятельности личности с помощью коммуникативной компетенции руководителей творческих объединений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грановская Антонина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article paradigms of communications with reference to activity of heads of amateur creative associations are considered, the empirical analysis of practical situations which specifies in necessity of the decision of a problem of optimization socio cultural environments in microgroups, by realization of creative activity of the person by means of the communicative competence of heads of creative associations is stated.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность руководителей самодеятельных творческих объединений как необходимый фактор создания социокультурной среды в современных социально-культурных условиях»

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР СОЗДАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

А. В. Грановская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье исследуются различные научные подходы к природе коммуникаций в социокультурной среде и их влияние на деятельность руководителей самодеятельных творческих объединений в современных социально-культурных условиях, проводится эмпирический анализ практических ситуаций, который указывает на необходимость решения задачи оптимизации социокультурной среды в микрогруппах путем реализации творческой деятельности личности с помощью коммуникативной компетенции руководителей творческих объединений.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социокультурная среда, руководители самодеятельных творческих объединений, социально-культурные условия, речь, коммуникации. In article paradigms of communications with reference to activity of heads of amateur creative associations are considered, the empirical analysis of practical situations which specifies in necessity of the decision of a problem of optimization socio cultural environments in microgroups, by realization of creative activity of the person by means of the communicative competence of heads of creative associations is stated. Key words: communicative competence, socio cultural environment, heads of amateur creative associations, socially cultural conditions, speech, communications.

В современном мире расширение коммуникативного пространства, переход от трансляции к внутрекоммуникации, которая разворачивается как межпоколенческая связь, необходимость выстраивания взаимодействия между существующими различными культурными проектами задает нам поле для построения современной социально-культурной среды. Коммуникативная компетенция, с нашей точки зрения, является почти ключом к решению многих проблем.

В настоящее время экзистенциальная сущность современного человека предполагает максимальное развитие творческих способностей за счет вхождения в коллективную стихию. В связи с требованиями времени проис-

ходит развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной потребностям общества в современных социокультурных условиях, и соответственно разрабатываются новые подходы к требованиям профессиональной компетенции руководителей самодеятельных творческих объединений, особенно в области коммуникаций.

Проблемой коммуникативной компетентности в социально-культурной и досуговой деятельности занимались многие исследователи, такие как В.П. Садовская, Н.К. Бакланова, Г.М. Ковалева и др. На эту проблему в своих трудах обращали внимание А.Д. Жарков, В.М.Чижиков, Л.С. Жаркова и др. Однако в данном контексте, а именно примени-

122

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 122-125

J

тельно к профессиональной деятельности руководителей самодеятельных творческих объединений, специальной литературы очень мало, и поэтому проблема требует дальнейшего изучения и освещения.

Н.Н. Ярошенко справедливо замечает, что профессиональный идеал нового поколения должен быть адекватен «трансформациям всего контекста современной культуры, формирующимся основам информационного общества» (12). Поэтому к руководителю самодеятельного творческого коллектива в современных социально-культурных условиях необходимо предъявлять особые требования в области коммуникативной компетенции, а именно:в области знаний,умений, навыков, позволяющих при помощи общения ориентироваться в коммуникативном пространстве.

Умение взаимодействовать и выстраивать задачи, решение которых необходимо для эффективного развития коллектива, с учетом культурных ценностей различных культур, популяций и опыта предыдущих поколения, умение легко устанавливать деловые и межличностные контакты — всё это необходимо для наиболее эффективной профессиональной деятельности.

Говоря о коммуникативной компетентности, надо отталкиваться от исходного понятия «коммуникация», которое в философском энциклопедическом словаре под редакцией Л.Ф. Ильичева рассматривается следующим образом: «Коммуникация (от лат. commuriicatio — сообщение, передача) — это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях» (9).

Понятие «коммуникация» неоднозначно, и ученые трактуют его по-разному. Один из основоположников социологии Ч. Кули трактует коммуникацию как механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений и который включает в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (6).

Отечественный философ М.С. Каган

^ Социально-культурная деятельность

определяет это понятие как информационную связь субъекта с объектом — человеком, животным, машиной (5).

Резюмируя вышеизложенные подходы, мы можем сказать, что коммуникация — это межличностная или массовая информационная целенаправленная взаимосвязь, включающая все мыслительные символы, все средства их передачи в пространстве и все средства их сохранения во времени.

Также многие исследователи не раз обращались к понятию «компетентность». Так, известный американский ученый Авраам Ноам Хомский представляет компетентность как реальное использование знаний (компетенций) (3).

Автор психологической концепции профессионализма А.К. Маркова определяет компетентность как наличие у человека способности и умения выполнять определённые трудовые функции (7).

Л.М. Митина объясняет компетентность как совокупность знаний, умений, навыков, способов и приёмов их реализации в деятельности, общении и развитии личности (8).

В.А. Болотов трактует это понятие как способность человека действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (1).

Из всех этих определений следует, что компетентность — это способность применения человеком знаний и опыта, необходимых для эффективного решения стандартных и нестандартных задач в определённой предметной области.

К самому же понятию коммуникативная компетентность существует ряд подходов, в которых раскрыта его сущность. Рассмотрим некоторые из них.

Н.Е. Яценко в «Толковом словаре обществоведческих терминов» трактует значение слов «коммуникативная компетентность» как подготовленность человека к культурному общению с другими (13).

А. Холлидей определяет коммуникативную компетенцию как внутреннюю готовность и способность к речевому общению (10).

Согласно Н.Н. Вересову, коммуникативная компетентность заключается в достижении коммуникативного, интерактивного и перцептивного уровней адекватности пар-

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

тнеров (2).

Опираясь на данные современной науки по вопросам коммуникации и компетентности, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа этих понятий, мы можем констатировать, что коммуникативная компетенция — это область успешной коммуникативной деятельности, подкрепляемая языковыми навыками и речевыми умениями, необходимыми для выполнения профессиональных и творческих задач; это способность выносить квалифицированные суждения, а также применять свои знания и умения в новых областях и проблемных ситуациях для решения поставленных задач.

Руководителям самодеятельных объединений в современных социально-культурных условиях необходимо развивать коммуникативную компетентность, рассматривая её в качестве неотъемлемой части профессиональной деятельности. В этом контексте представляется убедительным следующее высказывание А.Д. Жаркова: «В глобальной перспективе современная культура в целом развивается в двух взаимодополняющих направлениях: интеграции, с одной стороны, и диверсификации — с другой. И тут и там новая техника коммуникации играет ведущую роль» (4).

Объективным условием развития творческого коллектива, как справедливо замечает А.Д. Жарков, является самоопределение личности. Поэтому первоочередной задачей руководителей самодеятельных творческих объединений является формирование у участников коллектива настроя на совместное творчество и самоуправление в процессе создания качественного культурного продукта, способного достойно участвовать в различного рода фестивалях, конкурсах и других культурных мероприятиях (4).

Одним из главных условий полноценного эстетического развития личности, формирования у участников творческого коллектива художественных способностей следует рассматривать внимание к творческой деятельности, начиная с самого детства. Художественный руководитель творческого коллектива должен правильно организовать и обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие участника коллектива,

создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь коллектива интересным содержанием.

Профессиональная организация процесса групповой работы, направленной на прояснение и достижение группой поставленных целей, способствует повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Коммуникативная компетенция является неотъемлемой частью фасилитационного процесса, важнейшего в создании и развитии социокультурной среды внутри самодеятельных творческих объединений.

Содержание и достойная жизнь большого, функционального коллектива невозможна без дополнительного привлечения внебюджетных средств. Соответственно руководители таких самодеятельных объединений должны быть не только организаторами творческого процесса, но и менеджерами социально-культурного процесса, происходящего внутри коллектива. Эта мысль получила свое развитие в работах В.М. Чижикова. «"Просить денег" — это область высоких и деликатно тонких технологий, и начинать нужно с первого обращения. Уже на этом этапе фандрайзинга полезно придерживаться определенных правил, своего рода этикета общения с потенциальным донором» (11).

Эмпирический анализ практических ситуаций показал, что необходимо совершенствовать педагогические технологии формирования и развития коммуникативных способностей руководителей самодеятельных творческих объединений в условиях, приближенных к его профессиональной деятельности, и разработать комплекс программ, направленных на формирование коммуникативных навыков.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем констатировать, что, развивая коммуникативную компетентность руководителей самодеятельных творческих объединений, опираясь на синергетический подход в процессе развития и реализации творческой деятельности личности, мы будем решать одну из важных задач — задачу формирования социокультурной среды в микрогруппах.

^ Социально-культурная деятельность

Примечания

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — 318 с.

2. Вересов, Н. Н. Психология управления: учебное пособие / Н.Н. Вересов. — Изд. 3-е, испр., доп.

— М.: Моск. псих.-соц. Институт, 2006. — 24 с.

3. Гурьянова, Н. В. Современная лингвистическая концепция Н. Хомского : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Н.В. Гурьянова; [Московский гос. лингвистический ун-т]. — М., 1998.

4. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств]. / А.Д. Жарков. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

5. Каган, М. С. К истории формирования взаимодействия человеческих общностей / М.С. Каган // Сборник материалов международного симпозиума / [под редакцией В.В. Парцвания]. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С. 104—110.

6. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. — М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2001. — 328 с.

7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: [пособие для учителя] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

8. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 385 с.

9. Философский энциклопедический словарь / [гл. редакция: Л.Ф. Ильичев и др.]. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

10. Холлидей, А. Реалити-шоу / А. Холлидей. — М.: Художественная литература, 2007. — 381 с.

11. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент / В.М. Чижиков; Московский государственный университет культуры и искусств. — М., 2003. — 201 с.

12. Ярошенко, Н. Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011.

13. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. — М.; СПб., 1999.

— 568 с.

РОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О. П. Каледин

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношениях. Делается вывод, что для достижения наилучшего результата необходимы системный подход к разработкам методик, широкий взгляд на проблему и ее решение, а также междисциплинарный подход.

Ключевые слова: культура речи, учреждения дополнительного образования детей, рыночные отношения, системный подход, междисциплинарный подход.

The article deals with the problems of development of speech in institutions of further education of children in the context of market relations. It is concluded that in order to achieve the best result seems most appropriate systematic approach to the development of techniques, a broad view of the problem and its solution, and the use of inter-disciplinary approach.

Key words: speech, institutions of further education of children, market relations, systems approach, interdisciplinary approach.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 125-129 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.