ЕХНОАОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ коммуникативной КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
УДК [351.858:379.8]:001.8 А. В. Грановская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются технологические подходы к развитию коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений инновационными методами, основанными на групповой динамике.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, руководители самодеятельных творческих объединений, коучинг, групповая динамика, фасилитация, профессиональная компетенция.
A. V. Granovskaya
Moscow State University of Culture and Arts
TECHNOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF AMATEUR ARTISTIC ASSOCIATIONS
The article considers the technological approaches to the development of communicative competence of Amateur artistic associations innovative methods based on group dynamics.
Keywords: communicative competence, heads of Amateur artistic associations, coaching, group dynamics, facilitation, and professional competence.
В настоящее время интенсивность информационных потоков, появление новых технологий и, в соответствии с этим, сложность задач, предъявляемых обществом к специалисту социально-культурной деятельности, выдвигают необходимость обеспечения ключевых компетенций специалиста культуры. Поэтому развитие профессиональных знаний посредством формирования компетенций позволяет руководителям самодеятельных творческих объединений успешно
социализироваться для эффективного взаимодействия с обществом.
В деятельности самодеятельного коллектива существуют различные виды контактов и группового общения, которые проявляются в различных речевых процессах, таких как диспут, дискуссия, диалог, устный журнал, тематический вечер и т.д., которые должны носить острый полемический характер и способствовать развитию альтернативного мышления.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 143-146
143
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
Художествен но-педагогической работе руководителей самодеятельных творческих объединений свойственны определённые профессиональные особенности, предполагающие профессиональные компетенции, основной из которых является коммуникативная компетентность. Руководителям самодеятельных творческих объединений необходимо уметь организовать работу так, чтобы участник коллектива мог в полной мере реализовать свои творческие способности. Поэтому педагогическая деятельность этих руководителей является совместным творчеством, осуществляемым в свободное время, и носит безвозмездный характер, что выдвигает на первый план личностные и коммуникативные качества педагога, способные вызвать творческую увлечённость и заинтересованность.
Определение коммуникативной компетентности специалиста многоаспектно, оно представляет собой владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построения обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать её специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности. Таким образом, коммуникативная компетентность — это основа профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы, в частности руководителей самодеятельных творческих объединений. Многие исследователи в области социально-культурной деятельности обращают внимание на то, что во взаимодействии людей коммуникация выступает как его специфическая форма общения [8, с. 9].
Г. Н. Ковалева, исследуя в своей диссертации структуру коммуникации применительно к специалистам культуры, определяет её как «организаторскую и представительскую функции (синтез информации, подбор лексики, способность говорить интересно и доходчиво)» [6, с. 27].
Руководителям самодеятельных объединений в современных социально-культурных условиях необходимо развивать коммуникативную компетентность, как неотъемлемую часть их профессиональной деятельности. В этом контексте представляется убедительным высказывание А. Д. Жаркова о том, что «в глобальной перспективе современная культура в целом развивается в двух взаимодополняющих направлениях: интеграции, с одной стороны, и диверсификации — с другой. И тут и там новая техника коммуникации играет ведущую роль» [2, с. 53].
Руководитель художественного коллектива, плохо владеющий коммуникативными навыками, не способен создать такого настроя в коллективе, поэтому в современной социокультурной среде должны меняться в связи с требованиями времени профессиональный идеал специалиста культуры. «Гуманистическая направленность деятельности специалиста культуры — специалиста библиотечно-информационной деятельности, менеджера и педагога социально-культурной сферы и др. — нового века вполне может остаться утопией, если в недрах её методологического обоснования не сформируются предпосылки обновлённого понимания профессионального идеала, адекватного изменениям не столько профессиональной деятельности, сколько трансформациям всего контекста современной культуры, формирующимся основам информационного общества» [9].
Такой угол зрения открывает новые задачи социально-культурной деятельности как системы обеспечения творческой самостоятельности личности, что, по сути, становится универсальной технологией успеха для любой сферы жизни — здоровья, семьи,
профессии. В связи с этим возрождение ценностей культуры как категории целостной жизни приобретает глобальное значение и становится плацдармом инноваций, принципиально нового подхода в профессиональном развитии руководителей самодеятельных творческих объединений.
Популярной инновационной формой повышения квалификации без отрыва от производства является метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы, который получил название коучинг.
Особенно активно об этом методе в нашей стране заговорили после первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году. Тогда понятие «коучинг» вызвало массу вопросов. На сегодняшний день и само слово органично вписалось в рынок, и сам процесс становится необходимым для достижения успеха в любой профессиональной деятельности.
«Коучинг (от англ. coach — репетитор, инструктор, тренер) — это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Он позволяет раскрыть потенциал личности» [5, с. 112].
В процессе развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений методы коучинга (техника анализа проблемы и ресурсов для её решения, развивающие дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, навыки публичного выступления и др.) позволяют усиливать и развивать компетенции специалиста, обеспечивают развитие и обучение профессиональным умениям. Коучинг — методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Она больше помогает личности обучаться, нежели учит. Это метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия. Неотъемлемой частью профессионального коучинга является процесс фасилитации, основанный на разви-
тии групповой динамики.
Термин «фасилитация» произошёл от английского глагола 1:о £ас11И;а1е и переводиться как «способствовать», «облегчать», «содействовать».
В 1897 году американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором доказал эффективность действий в условиях группы, по сравнению с индивидуальными действиями, выполняемыми в одиночку. Эффект, связанный с усилением доминантных реакций в присутствии других, был назван эффектом групповой фасилитации, необходимым для улучшения положительной групповой динамики.
В психологии существуют множество подходов к определению динамики. Её определяют как развитие, подвижность каких-либо процессов [1], либо как силу, изменяющую какое-либо явление под влиянием действующих на него факторов [3].
Проанализировав данные подходы, мы можем рассматривать динамику как подвижность каких-либо процессов под влиянием действующих на них сил.
Группу лее многие исследователи определяют как ограниченную в размерах общность людей, выделяемую из социального целого на основе определённых признаков, которыми являются цели, общие интересы, устремления, функции [4].
Английский исследователь М.Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений группы и малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от подчёркиваемых разными авторами моментов групповой жизни:
1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнёров и группы в целом;
2) с точки зрения мотивации членов группы; 3) с точки зрения групповых целей; 4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы; 5) с точки зрения взаимозависимости и 6) взаимодействия членов группы [7, с. 318].
Резюмируя вышеизложенное, молено трактовать групповую динамику как подвиж-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
ность мотивационных, целевых и организационных процессов в зависимости от взаимосвязи и взаимодействия общности людей, выделяемой из социального целого в результате сил, действующих внутри этой общности (группы).
Одной из важнейших проблем, которую решает групповая динамика, является коммуникация. Общение внутри группы, которым и является фасилитация, влияет на её структуру и при помощи физической близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения и распределения информации могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на её сплочённости и возможности совместных действий. Это должен учитывать фасилитатор в процессе коучинга при управлении деятельностью группы.
Принципиальное отличие коучинга от традиционных тренингов состоит в том, что фасилитатор инициирует процесс сотрудничества и взаимообучения, используя виды деятельности, позволяющие группе самообучаться (дискуссии, «мозговые штурмы», конференции и т.д.) и направляет её к дости-
жению поставленных целей.
Таким образом, использование коучинга в процессе обучения значительно улучшает восприятие, запоминание, повышает интерес. Использование данной методики позволяет многократно повысить эффект от обучения на курсах и тренингах. Руководители самодеятельных творческих объединений, прошедшие коучинг-обучение, легче адаптируют полученные знания к специфике своей работы, начинают более активно и эффективно применять полученные знания на практике.
Технология коучинга — это процесс, в котором группа при помощи фасилитатора сама выбирает и формулирует для себя комплекс обучающих целей, мотивированных современной социокультурной ситуацией, получает знания, необходимые для развития новых навыков и нужное отношение к процессу обучения, необходимое для достижения этих целей. Это открывает совершенно новую перспективу фундаментальных изменений стиля и культуры общения в развитии профессиональных качеств руководителей самодеятельных творческих объединений.
Примечания
1. Дудьев В. П. Психомоторика [Электронный ресурс] : словарь-справочник : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва : МГУК, 1997.
3. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. Москва, 2012.
4. Зеленский В. Словарь аналитической психологии / под ред. М. Ю. Кондратьева ; ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. Москва : ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
5. Карташова А. Коучинг. Москва : Психологический центр «На Волхонке», 2009.
6. Ковалева Г. Н. формирование коммуникативной компетентности у студентов вузов культуры и искусств в процессе интегрированного обучения риторике и этикету : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Москва, 2006.
7. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы : [учебное пособие для вузов]. Москва : Аспект Пресс, 2001.
8. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры : учебное пособие. Москва : Владос, 2011.
9. Ярошенко Н. Н. феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44).