развитие коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений
Антонина Васильевна ГРАНОВСКАЯ,
старший преподаватель кафедры сценической речи и русского языка Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются технологические процессы развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений в учреждениях культуры.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, руководители самодеятельных творческих объединений, коучинг, фасилитация, профессиональная компетенция, социально - культурная среда.
The article considers the processes of development of communicative competence of heads of amateur art groups in cultural institutions.
Key words: communicative competence, leaders of amateur art groups, coaching, facilitation, professional competence, socio - cultural environment.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к освоению коммуникативных компетентностей руководителями учреждений культуры. В частности, в Концепции долгосрочного экономического развития России подчеркивается необходимость развития профессиональных знаний посредством формирования компетенций, позволяющих создавать в учреждениях культуры социальное пространство, необходимое для реализации творческой деятельности человека. Наиболее выраженно данная тенденция проявляется в стремлении современных специалистов к самоактуализации в речевом действии, необходимости изучения теоретических основ общения; формировании умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
Вместе с тем, в досуговой сфере россиян имеют место косноязычие, примитивизация речевой культуры, вульгаризация сленга художественно-творческой деятельности, дефицит знаний психологии профессионального общения. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась как результат образовательных стратегий перехода на систему подготовки бакалавров в области культуры.
Следует отметить, что научная категория коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы наиболее полно раскрыта в исследованиях М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, О.Ю. Мацукевич, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.В. Шарковской, Н.Н. Ярошенко и др. Существенный вклад в разработку профессионального общения как педагогического мастерства внесли Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова, Н.П. Ганыш, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г.
Казакова, Г.Н. Ковалева, З.А. Масленникова , Г.Н. Новикова, Т.В. Христидис и др.
Однако в современных условиях практика художественно-творческого процесса в досуговой сфере выявила противоречия между традиционными подходами к определению содержания, форм и методов формирования коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы и объективными потребностями качественного преобразования этого процесса в соответствии с требованиями компетентностного подхода, а также между существующей технологической системой социально-культурного менеджмента и необходимостью совершенствования коммуникативных компетенций специалистов в деятельности учреждения культуры.
В нашем понимании, специфика развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений обусловлена применением социально-культурного подхода, предполагающего: знание художественно-творческой сущности и эмоционально - чувственного характера деятельности (художественно - исполнительской, художественно-педагогической, художественно-организаторской); необходимость уметь взаимодействовать и воздействовать на коллектив, поддерживать психологический контакт, вызывая интерес к культуротворческой деятельности; умение устанавливать контакты с отдельными лицами и организациями, быть убедительным и привлекательным в общении со спонсорами, с целью создания условий для творческой самореализации личности(4).
Динамичность художественно-творческого процесса в учреждениях культуры требует от руководителей самодеятельных творческих объединений оперативной перестройки способов общения и гибкости мышления для решения конкретных ситуаций, что подразумевает владение сложными коммуникативными навыками. В данном контексте, многие исследователи в области социально-культурной деятельности обращают внимание на то, что во взаимодействии людей коммуникация выступает как его специфическая форма общения. В частности, Г.С. Ковалева, исследуя структуру коммуникаций применительно к специалистам культуры, определяет ее как «организаторскую и представительскую функции (синтез информации, подбор лексики, способность говорить интересно и доходчиво)» (2). Поэтому руководителям самодеятельных объединений в современных социально-культурных условиях необходимо развивать коммуникативную компетентность как неотъемлемую часть их профессиональной деятельности.
Умение устанавливать связи между субъектами актуализирует способность наиболее эффективно и продуктивно взаимодействовать с коллективом с целью освоения творческого пространства и реализации творческих способностей его участников. Необходимо уметь слышать всех участников коллектива, не оставаться равнодушным к их проблемам, уметь спокойно выходить из нестандартных ситуаций общения и находить для каждого именно те слова, которые помогают вступать в творческое взаимодействие. Практика свидетельствует, что именно коммуникативная компетентность руководителя творческого объединения является залогом успеха в привлечении дополнительных внебюджетных средств для развития коллектива. Это обуславливает необходимость кропотливой работы с административным ресурсом и потенциальными спонсорами: родителями, меценатами и др. Поэтому технологично организованный коммуникативный процесс способен обеспечивать всестороннее развитие всех участников
культурного процесса, создавать обстановку эмоционального благополучия, наполнения их жизни интересным содержанием.
В деятельности самодеятельного творческого объединения существуют различные виды контактов и группового общения, которые проявляются в различных речевых процессах, таких, как диспут, дискуссия, диалог, устный журнал, тематический вечер и т.д., которые должны носить острый полемический характер и способствовать развитию альтернативного мышления. В данном контексте заслуживает внимания точка зрения Н.Ф.Хилько, утверждающего, что «для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами»(3).
Безусловно, понимание природы художественно-творческой деятельности объединения и неформальности досугового общения обуславливает развитие коммуникативной гибкости и сезитивности руководителей в условиях профессиональной деятельности, поэтому необходимо оптимизировать процессы повышения квалификации в условиях менеджмента учреждения культуры и активно внедрять комплексы обучающих программ, основанных на методике коучинга и фасилитации.
Применительно к деятельности руководителей самодеятельных творческих объединений, методы должны быть направлены на достижение цели формирования высокого уровня коммуникативных способностей. Смоделированный цикл специальных упражнений должен формировать у специалистов умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке, тренировать речевой аппарат, отрабатывать технику речи, развивать навыки произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности, а также от простейших навыков общения ведут к управлению инициативой в общении.
Методы коучинга предполагают развитие техники анализа проблемы и ресурсов для ее решения, включают развивающие дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, навыки публичного выступления и др., позволяют усиливать и развивать коммуникативные компетенции специалиста. Неотъемлемой частью профессионального коучинга является процесс фасилитации, в котором группа при помощи фасилитатора сама выбирает и формулирует для себя комплекс обучающих целей, мотивированных современной социально-культурной ситуацией, получает знания, необходимые для развития новых навыков, и нужное отношение к процессу обучения, необходимое для достижения этих целей.
В общей сложности, фасилитация не призвана управлять дискуссией, однако она помогает контролировать процесс благодаря деятельности фасилитатора как нейтрального лидера, который делает процесс более легким и эффективным. «Эффективность фасилитатора зависит от его владения процессом, умения управлять группами и использовать модели, инструменты и техники получения нужного результата. Формат — это способ структурирования и организации группы для выполнения конкретной задачи. Процесс — это комбинация разных моделей и техник, которые используются, чтобы добиться выработки решения» (6, С.68).
Принципиальное отличие коучинга от традиционных тренингов состоит в том, что фасилитатор инициирует процесс сотрудничества и взаимообучения, исполь-
зуя виды деятельности, позволяющие группе самообучаться (дискуссии, брейстро-минги( мозговые штурмы), конференции и т. д.), и направляет ее к достижению поставленных целей. Деятельность фасилитатора в профессиональном коучин-ге направлена на развитие такого профессионального качества руководителей, как самомотивация, которая подчеркивает специфику развития коммуникативной компетентности вне отрыва от профессиональной деятельности.
Способность к самомотивации - профессиональное качество, подразумевающее комплекс методов и приемов, при помощи которых человек мотивирует себя на эффективное выполнение работы. Подобными навыками чаще владеют люди, которых побуждает к работе стремление максимально раскрыть свои таланты и способности. Именно самомотивацию можно назвать скорее жизненной позицией, чем управленческой характеристикой.
В основе метода лежит идея ее автора Тимоти Голви о том, что «обучаемый является не пустым сосудом, который надо наполнить, а более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Поэтому необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас»(5). Как следствие, в процессе совершенствования коммуникаций в рамках коммуникативного коучинга по повышению профессиональных компетенций руководителей самодеятельных творческих объединений ставится определенная задача, выясняется, насколько правильно участники процесса поняли ее, какие могут возникнуть затруднения при выполнении, что необходимо для выполнения, и выясняются отдельные нюансы, связанные с этой задачей.
Таким образом, технологические подходы к развитию коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений предполагают организацию в учреждении культуры постоянно действующих педагогических программ на основе методики коучинга, характеризующихся вариативностью, блочно-модульным принципом построения, оптимальной адаптацией к практической деятельности, интерактивными формами обучения (дискуссии, интервью, «мозговой штурм», ролевые игры, тренинги, беседы и др.).
Эмпирический анализ практических ситуаций показал, что социально-культурный подход к развитию коммуникативной компетенции у руководителей самодеятельных творческих объединений, основанный на инновационных технологиях коучинга и фасилитации, может решить одну из важных педагогических задач оптимизации досуговой среды в учреждениях культуры, ибо руководители самодеятельных творческих объединений, прошедшие коучинг - обучение, легче адаптируют полученные знания к специфике своей работы, начинают более активно и эффективно применять полученные знания на практике.
Думается, что эффективность развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений во многом зависит от соблюдения организационно-педагогических условий: оптимизации системы менеджмента учреждения социально-культурной сферы и включения обучающей функции развития коммуникативных компетенций у сотрудников; стимулирования личностной мотивации руководителей объединений в профессиональном росте и совершенствования коммуникативных компетенций; расширения информационного пространства учреждения культуры, развивающего диалогические формы работы с участниками культуротворческой деятельности.
Литература
1. Карташова А. Коучинг.- М.: Психологический центр «На Волхонке», 2009. - С.68.
2. Ковалева, Г.Н. Формирование коммуникативной компетентности у студентов вузов культуры и искусств в процессе интегрированного обучения риторике и этикету: дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Ковалева; МГУКИ. - М., 2006. - 213 с.
3. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи» http://www.ic.omskreg.ru/cultsib/reg/hilko.htm
4. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
5. Тимоти Голви У. Работа как внутренняя игра. Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте (W.TimothyGallwey «ThelnnerGameofWork: Focus, Learning, Pleasure, andMobilityintheWorkplace»). - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.