ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Baker, A. Scale Development for Enlistment Motivation Measures Todd / A. Baker ; 5001 Eisenhower Avenue, Alexandria, Virginia 22333—5600 Office, Deputy Chief of Staff for Personnel Department of the Army.
— 2009. — July.
2. Department of Defense Press Release. — No. 089—06, February 2, 2006. [Electronic resource]. — URL: http://www.defenselink.mil/contracts/contract.aspx?contractid=3186.
3. Department of Defense, Budget FY 2009 [Electronic resource]. — URL: http://www.whitehouse.gov/omb/ budget/fy2009/defense.html; McDuffee, A. Dollar-Driven Recruiting / Allen McDuffee // The Nation. — 2008.
— May 16. — [Electronic resource]. — URL: <http://www.thenation.com/doc/20080602/mcduffee/print>.
4. Reuven, G. The Motivation for Serving in the IDF / Gal, Reuven // Mirror of Time / Strategic Assessment.
— 1999. — December. — Vol. 2, No. 3.
5. Reuven, G. Portrait of the Israeli Soldier. Contributors / Gal, Reuven ; Greenwood Press. Place of Publication. — Westport, CT. Publication, 1986. — P. 58.
6. Qiao Taiyang. Military Motivation / Qiao Taiyang // The Chinese Way [Electronic resource]. — URL: http://blogs.hbr.org/frontline-leadership/2010/11/military-motivation-the-chines.html <http://blogs.hbr.org/ frontline -leadership/2010/11/military-motivation-the-chines.html >
В статье рассматривается проблема культуры речи участников любительских коллективов через призму аксиологического подхода, актуального для современной культурологии. Автор озабочен деформацией литературного языка и речи, характерной, по его мнению, для сегодняшней культурной ситуации.
Ключевые слова: аксиология, ценность, культура речи, язык.
In article the problem of the standard of speech of participants of amateur collectives investigated through a prism of the axiology approach actual for modern cultural science is considered. The author is anxious with deformation of the literary language and speech, characteristic, in his opinion, for a today's cultural situation.
Key words: axiology, cultural value, standard of speech, language.
КСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
О. П. Каледин
Московский государственный университет культуры и искусств
126
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 126-130
Аксиологический подход к развитию культуры речи является инновационным, так как затрагивает проблемный и сложный пласт в системе образования: через призму ценностей формируются картина мира индивида, его установки и жизненные позиции; ценности играют ведущую роль в развитии интеллекта, в воспитании общей культуры человека, его вкуса. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» (6). Ценности предстают одним из самых сложных структурных компонентов, так как в рамках господствующих идеологий меняются отношение к ним и их оценка. Совокупности ценностей складываются в ценностные ориентации индивида — способность нравственного сознания в любой ситуации направлять поступки, действия и мысли на реализацию определенных целей. И в этом случае стоит заметить, что в рамках организации работы творческих любительских коллективов определение значения культуры речи и ее развития у их участников с аксиологической точки зрения выступает научной проблемой, так как сейчас наблюдается активная динамика развития языковых систем, а также непрерывная смена ценностных ориентаций в социокультурной среде на микро— и макроуровнях.
В настоящее время актуальна проблема не только состояния современной культуры в общем, но и уровня знания русского языка, владения им не иностранцев, а его непосредственных носителей.
«Необходимо отметить общий процесс снижения уровня речевой культуры общества, который еще не остановлен. Лингвисты уже десять лет бьют тревогу по поводу опасных тенденций расшатывания языковых норм. Тревогой о состоянии и судьбе русского языка пронизаны высказывания многих известных деятелей культуры и науки нашего общества. Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, академик Е.П. Челышев и многие другие высказывались о необхо-
^ Социально-культурная деятельность
димости сохранить в чистоте национальное достояние — русский язык, существование и совершенствование которого является непременным условием существования нации» (3).
Для эффективного решения данной проблемы необходимо проанализировать структуру культуры речи на современном этапе развития общества, ее нормативы и принципы формирования. Но прежде следует рассмотреть то общее состояние российской современной культуры, в контексте которого происходят изменения структуры языка, способов освоения культуры речи и ее трансляции. Из-за постоянных социокультурных изменений происходит смена мышления и представлений человека о мире и реальности, в которой он существует, трансформируются языковые системы, которые не являются статичными и реагируют на изменения социокультурной среды; меняется язык, обнаруживая общий уровень культуры человека, его интеллекта, владения речевой культурой на конкретном этапе существования. «Жажда нового коренится в самой потребности человека к познанию, и почему-то это новое становится таковым в глазах людей, если при этом изобретается и новый язык, вводятся неожиданные, нетипичные для привычного восприятия термины и образы. Современный мир — это мир культурного многоязычия (а также и профессионального многоязычия, и персонального многоязычия)» (1).
Анализируя тенденции и востребованные культурные образы можно сформировать более полное представление о духовном состоянии общества, его творческом потенциале, сложить представление о культуре и стиле поведения, а следовательно, речи. Понятие культуры речи тесно связано с языком; язык используется как средство мышления, выраженное в форме слов, своей смысловой стороной он тесно связан с действительностью и ее отражением в сознании человека, то есть в структуре языка содержится мыслеформирующая функция. С помощью
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
когнитивной (гносеологической) функции язык становится средством познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей и т.д.).
Рассматривая язык как социальное явление, можно заметить, что влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества. Это влияние возрастает по мере развития культуры, государства, экономики, науки, техники и производства. «Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики» (3). Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы, науки, экономики. Влияние общества на язык обратно пропорционально влиянию языка на общество, так как язык участвует в различных областях жизнедеятельности людей. «Огромное значение имеет здесь воспитание, которое получил человек, в частности семейное, уровень его образования, эрудиция, умение логически мыслить и анализировать» (2). Важную роль в формировании языка играет среда: семейная, образовательная, профессиональная, общественная, молодежная и другие, каждая из которых по-разному влияет на речевую культуру индивида, обогащает и трансформирует ее. В каждой сфере деятельности отлажены свои принципы осуществления коммуникации и трансляции культурных текстов, базирующиеся на разных ценностных ориен-тациях и их трактовке; следовательно, в каждой среде существует своя лексика — общепринятая культура речи (профессиональная, деловая или же молодежно-сленговая).
Аксиологический подход к развитию речи участников любительских коллективов является научной проблемой, так как первичное освоение языка, овладение им, закладывание
и формирование основ происходит в семье, затем активно развивается в школьные годы, когда подросток включен в систему интенсивного образования с существующими методиками по формированию личности и культуры индивида. Напротив, участник любительского коллектива включается в группу с уже сформированным мировоззрением, с четкими жизненными позициями, ценностными ориентациями и личными представлениями о долженствовании. Находясь в таком контексте, необходимо разрабатывать новые методики по обогащению духовной сферы через призму текстов культуры, благодаря которым будет происходить подъем уровня литературного языка членов творческого коллектива, что потребует от его участников не только самостоятельной работы, интеллектуального труда, но и специальной подготовки, а также развития интереса к познавательной деятельности.
В ситуации ценностно-нормативной неопределенности важным аспектом в творческой работе любительских коллективов является правильный подбор материала, с которым предстоит работать коллективу. В классической художественной литературе хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. В ней содержатся архетипы, которые актуальны и сегодня. Культурные тексты содержат в себе традиционные представления, тем самым обогащают духовную сферу человека, его лексику, развивают эстетический вкус, помогают раскрыть творческий потенциал индивида. Литературный язык таких текстов насыщен аллегориями, метафорами, что развивает не только культуру речи, но и интеллект, воображение.
В современной культуре на фоне стремительно меняющихся идеологий, установок и ценностей наблюдается изменение в отношении к традициям, верованиям, культурным установкам, трансформируются жизненные позиции, стили и формы, сформировалась тенденция отказа от рефлексии в пользу потребления готовых стандартов. «Сейчас сила ускорения иная. Возросший
темп жизни, возросшая скорость широких научных, технических и социальных изменений влияют на жизнь индивида» (5). Общество потребления стремится не к созданию образов, основанных на традициях, а к упрощению, хаосу, провозглашая потребности и их удовлетворение новой ценностью. Нынешнее социокультурное пространство заполнено симулякрами: «Симулякр, — как его характеризует Н.Б. Маньковская, — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность» (4, т. 2, с. 211). В связи с такими переменами упрощается и язык. В лексику современного человека непрерывно вторгаются иностранные слова, потоки просторечия, жаргонизмов, вульгаризмов, искусственных языков, используемых в определенных кругах и сообществах; возрастает общий уровень безграмотности, происходит проникновение неформальной, ненормативной лексики в печатную продукцию и кино, что способствует засорению литературного языка.
Подобное положение усугубляется из-за рыночного типа отношений, сложившегося в современной России. Изменение принципов функционирования таких важных социальных институтов, как наука и образование, приводит во многих профессиональных сферах к снижению уровня компетентности и востребованности специалистов. На фоне подобных событий необходим системный подход к разработке доступных для всех образовательных учебных программ, актуализирующих и поддерживающих традиционность народной культуры, культуру речи, ведь они являются основой российского самосознания; при реализации этих программ важно отказаться от поверхностного знания, возвышая роль рефлексии, отречься от пустых симулякров, подчеркивая значимость высокого искусства, роль культуры речи.
«Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содер-
^ Социально-культурная деятельность
жание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней» (Цицерон). В связи с этим целью школьных методик должна стать обученность и воспитанность ученика, но часто упускается системный подход к воспитанию целостной личности, формированию ее духовной сферы. Возрастают фрагментированность или даже отсутствие междисциплинарного подхода в обучении. Поэтому хорошим подспорьем являются творческие любительские коллективы, целью которых является воспитание зрелой личности, способной к глубокой саморефлексии. Для более эффективной реализации перечисленных задач необходимо учитывать смену типа личности современного человека, его экзистенциальные потребности и проблемы. Современная картина мира складывается таким образом, что культура находится на рубеже: отказавшись от старого типа культуры, мы еще не сформировали новый, он только намечается. Поэтому очень важно выбрать правильные ориентиры для нахождения нового пути развития и разрешения ряда возникших проблем, в том числе связанных с культурой речи и ее развитием, рассмотреть актуальные способы внедрения программ культурной политики в связи с изменениями в структуре общества.
«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш», — говорил В.И. Даль. В связи с этим необходимо на государственном уровне поощрять организацию большего количества творческих любительских коллективов, делая акцент на их созидательной для культуры деятельности. Создание интересных и правильных методик, учитывающих специфику механизмов мышления и психики индивида, будет служить надежным подспорьем для развития духовной сферы участников творческих коллективов, раскрытия их потенциала и творческих возможностей, будет формировать культурную речевую среду, а также создавать ценностные ориентиры общества в целом.
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Герасимова, И. А. Теория и практика аргументации / И. А. Герасимова. — М.: ИФ РАН, 2001.
2. Зарецкая, Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. — М.: Дело, 2002.
3. Колтунова, М. В. Нормы. Риторика. Этикет / М. В. Колтунова. — М.: Экономика, 2000.
4. Культурология ХХ век. Энциклопедия : в 2 т. — СПб.: Университетская книга, 1998.
5. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М., 1999.
6. Тугаринов, В. П. Красота как ценность / В. П. Тугаринов. — М.: ФН (НДВШ), 1963.
ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
И. А. Прилепский
Московский государственный университет культуры и искусств
Востребованность танцевальных психокоррекционных программ в фитнес-клубах очень велика. Занятия танцами в досуговых учреждениях помогают найти способы выражения своего внутреннего мира и ассимилировать этот опыт для повышения качества своей повседневной жизни. Танцевальную терапию используют в целях установления, поддержания, развития и коррекции межличностных отношений, восстановления отношений в семье.
Ключевые слова: досуговая деятельность, социокультурная деятельность, танцевально-двигательная терапия (ТДТ), двигательная активность и здоровье, психиатрия.
Demand for the dance of psycho-corrective programs in fitness clubs is very high. Dance classes in leisure facilities to help find ways of expressing their inner world and assimilate this experience to improve the quality of their everyday life. Dance/movement therapy is used for the purpose of establishing, maintaining, development and correction of interpersonal relations, the restoration of relations in the family. Key words: spare time activity, sociocultural activity, fitness technologies, dance/movement therapy (DMT), physical activity and health, psychiatry.
Формы проведения досуга меняются, следуя моде, изменению уровня жизни, смене потребностей и нормативных требований. Среди современных и модных форм проведения досуга всё большее место занимают фитнес-клубы. Внутри фитнес-клубов наибольшей популярностью пользуются различные танцевальные программы. За рубежом также наметилась четкая тенденция по расширению сети небольших клубов, студий персональных тренировок по самым разным танцевальным направлениям. Это закономерно.
Танец — это первый вид искусства, освоенный человечеством. Люди использовали раз-
130
личные телодвижения в качестве средств коммуникации задолго до возникновения членораздельной речи. Первобытный танец был способом выживания, общения, служил гармонизации жизни человека. Ведь «когда первобытный человек научился рисовать, он уже давно умел хорошо танцевать» (6).
Огромное значение имеет создание специфической атмосферы сочетания музыки с движениями. Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние, близкое к эйфории. За счет движений можно научиться использовать скрытые возможности тела, открыть доступ к мощной энергии творчества,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 130-134