Научная статья на тему 'Понятие «Культура досуга подростков»'

Понятие «Культура досуга подростков» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4230
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДОСУГА / КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ / CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES / CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетчин Ильдар Лукманович

В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетчин Ильдар Лукманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion “leisure activity culture of teenagers” as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children's recreation camp.

Текст научной работы на тему «Понятие «Культура досуга подростков»»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 371.8

ББК Ч420.058.58 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.01

Давлетчин Ильдар Лукманович,

начальник детского лагеря «Комсомольский» всероссийского детского центра «Орленок», аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected].

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура досуга; культура досуга подростков.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

Davletchin Ildar Lukhmanovich,

Director of Children's Camp "Komsomolsky" of the All-Russian Children's Center "Orlenok"; Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

KEY WORDS: culture of leisure activities; culture of leisure activities of teenagers.

ABSTRACT. The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion "leisure activity culture of teenagers" as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children's recreation camp.

Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений - все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

Результаты исследований Российского Фонда «Общественное мнение» в 2012 г. по проблемам организации досуга детей и подростков констатируют, что почти половина россиян (46 %) отмечают отсутствие людей или организаций в городе или селе,

занимающихся досугом детей и подростков, которые бы соответствовали всем требованиям родителей и детей; 64% респондентов определяют досуг своего ребенка как пассивный, 82 % опрошенных указывают на отсутствие системы досуга в семье; 71 % при этом утверждают, что досуг способствовал бы их саморазвитию. При этом 87 % респондентов ассоциируют развивающую досу-говую деятельность детей и подростков с учреждениями дополнительного образования [6]. Дополнительное образование как часть социокультурного пространства способствует социализации детей и подростков путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике, что оказывает непосредственное влияние на культуру досуга.

С 2010 г. правительство РФ уделяет особое внимание состоянию детского отдыха и особенно в условиях детского оздоровительного лагеря, замечая, что большими темпами закрываются детские здравницы, и уменьшается количество мест для детско-

© Давлетчин И. Л., 2015

го отдыха, детский оздоровительный лагерь остается одним из приоритетных образовательных и воспитательных пространств развития детей и подростков, где особое внимание должно уделяться формированию культуры.

Педагогическими коллективами детских оздоровительных лагерей осуществляется не просто социокультурная миссия организации развлекательного досуга детей, а их социально-нравственного, культурно-исторического направленного времяпрепровождения. То есть организации такого социокультурного пространства, в котором личность подростка нравственно и психологически окрепнет, сформируется ее готовность к развитию во всех аспектах жизнедеятельности, подросток оздоровится, приобретет социально значимые качества.

Е. В. Бондаревская утверждает, что воспитание как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества [3].

Детский лагерь как пространство досу-говой деятельности исследовали А. Ф. Воловик, В. А. Воловик [5], Б. А. Трегубов и Б. А. Титов [14] и др. Авторы М. А. Ариар-ский [2], В. Г. Бочарова [4], И. И. Фришман [15], В. С. Русанова [12] и др. рассматривали досуг применительно к подростковому и молодежному возрасту. В данных исследованиях досуг представлен как сфера деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), т. е. пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для данных возрастных групп место; существенно назад отодвигаются двор, школа,

официальные культурно-досуговые учреждения и семья [14].

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей [10].

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницы-ной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений [8].

Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [11, с. 21].

Говоря о культуре досуга, отметим, что само понятие не имеет на сегодняшний день полного научного обоснования. Культура досуга как часть культуры общества и как качество личности недостаточно изучены.

По мнению В. Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досу-гового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуго-вой деятельности [13].

Наиболее полно, на наш взгляд, дано определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н. В. Ко-тельниковой. Она считает, что это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в соци-

ально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности [7, с. 3].

И. В. Лашук и другие рассматривают культуру досуга как определенную качественную характеристику его использования, показывающую связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана: наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности; степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом; развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей); культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др. [9].

Наиболее импонирует нам рассуждение Л. Ю. Антоновой, о том, что культура досуга подростков - это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкуль-турации в социокультурной среде. Культура досуга подростков формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие культуры досуга подростков происходит при условии разносторонней поддержки государства и ее социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др. Культура досуга подростков базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей, что выступает непременным условием социализации личности на основе развития ценностных ориентаций [1].

Следует учитывать, что акцентирование внимания на ценностных ориентациях подростков в процессе формирования культуры досуга связано с: направленностью подростка на культурные ценности; формированием готовности личности ориентироваться в терминальных и инструментальных ценностях социально-культурной деятельности; готовностью подростка к активным действиям в соответствии с усвоенными социокультурными ценностями.

Следовательно, культура досуга подростка есть качество личности, определяющее его поведение и деятельность на основе ценностных интересов и способности самореализоваться в сфере досуга.

На основе данных исследований, можно сформулировать следующее определение: культура досуга подростка - это

интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга подростков является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента - ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого - информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного - умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффективного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности.

При этом степень проявленности данных функций в содержательном отношении компонента и определяет уровень развития культуры досуга подростка. Так, высокий уровень связан со следующими качествами личности: высокие потребности подростка в стремлении проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желание достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет в полном объеме знаниями и умениями в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет высокие успехи в процессе досуговой деятельности, что воплощается в конкретном результате

подростка; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуго-вой деятельности.

Ранее нами были описаны показатели каждого критерия по трем уровням, однако мы согласимся с современными исследователями, которые считают необходимым вычленение промежуточных уровней сформи-рованности компонентов. Так, мы выделяем низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни, а показателями промежуточных уровней будет приближение к среднему показателю при математическом анализе данных.

Уровень выше среднего связан со значительным стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желанием достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет достаточно большим объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет значимые успехи в процессе до-суговой деятельности, что воплощается в конкретном результате подростка; сформировано его ценностно-эмоциональное отношение к досуговой деятельности.

Средний уровень определяется при условии значительного стремления проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желания достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование), но при этом не четком понимании целей и установок объектов саморазвития; подросток владеет определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Уровень ниже среднего связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет

определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеются некоторые успехи в процессе досуговой деятельности, но они не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет ограниченным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; не сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Изменение уровня культуры досуга подростков осуществляется через применение разработанной технологической модели развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря, включающей систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность самих подростков через этапы реализации комплексной программы и педагогов, осуществляющих направления деятельности через технологии как механизмы (культурно-образовательная, культурно-творческая, коммуникативная, рекреационно-оздорови-тельная, аналитическая).

Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогического коллектива к участию в развитии культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности; активизация социально-культурной деятельности подростков в различных поликультурных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды : автореф. дис. ... канд. культурологии / Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012.

2. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/i995/sec4/07.pdf.

3. Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону : Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч. 1.

4. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Москва : Наука, 2002.

5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Москва, 1998.

6. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) / ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013.

7. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь : Ставропольский гос. ун-т, 2003. С. 19-20.

8. Куницына Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков // Глобальный научный потенциал. 2011. № 9. С. 5-7.

9. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. Т. 1. № 3 (6). С. 116-120.

10. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков : метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения. Казань : Медицина, 1995. С. 21.

12. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

13. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург : С. -Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

14. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. Санкт-Петербург, 1998.

15. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. С. 171-175.

LITERATURE

1. Antonova L. Yu. Dosugovaya kul'tura starsheklassnikov v kontekste regional'noy sotsiokul'tur-noy sredy : avtoref. dis. ... kand. kul'turologii / Nizhnevart. gos. gumanitar. un-t. Tyumen', 2012.

2. Ariarskiy M. A. Ot osoznaniya tsennostey kul'tury k razrabotke mekhanizma inkul'turatsii lich-nosti URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf.

3. Bondarevskaya E. V. Opyt razrabotki kontseptsiy vospitaniya. Rostov-na-Donu : Rostov. gos. ped. un-t, 1993. Ch. 1.

4. Bocharova V. G. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak nauchnaya kategoriya. Moskva : Nauka, 2002.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. Moskva, 1998.

6. Davletchin I. L. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v detskom lagere v usloviyakh formirovaniya kul'tury nravstvennykh otnosheniy podrostkov (teoriya, metodika, praktika) / FGBOU VDTs «Orlenok», 2013.

7. Kotel'nikova N. V. Innovatsionnye tendentsii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoy Rossii : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Stavropol' : Stavropol'skiy gos. un-t, 2003. S. 19-20.

8. Kunitsyna N. Yu. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' detskogo ozdorovitel'nogo lagerya kak faktor razvitiya kul'tury dosuga podrostkov / / Global'nyy nauchnyy potentsial. 2011. № 9. S. 5-7.

9. Lashuk I. V. Dosugovaya kul'tura: kontseptual'nye osnovaniya i empiricheskie rezul'taty // Inzhenerno-stroitel'nyy vestnik Prikaspiya. 2013. T. 1. № 3 (6). S. 116-120.

10. Litvinova S. N. Organizatsiya dosuga detey i podrostkov : metod. posobie dlya pedagogov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya i dlya roditeley. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Maksyutin N. F. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': konspekt lektsiy, opornye zanyatiya i opredeleniya. Kazan' : Meditsina, 1995. S. 21.

12. Rusanova V. S. Vospitatel'nyy potentsial tsentrov detskogo dosuga. Chelyabinsk, 2003.

13. Surtaev V. Ya. Sotsiokul'turnoe prostranstvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Sankt-Peterburg : S. -Peterb. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2006.

14. Titov B. A. Sotsial'no-kul'turnyy potentsial sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel'noe obrazovanie detey - faktor razvitiya tvorcheskoy lichnosti. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Frishman I. I. Dosug v detskom lagere kak sotsiokul'turnoe yavlenie // Narodnoe obrazovanie: zhurnal. 2013. № 3. S. 171-175.

Статью рекомендует д-р филос. наук, профессор В. В. Байлук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.