УДК 371.4
Давлетчин Ильдар Лукманович
Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край
ТЕОРЕТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
В статье уточняется понятие культура досуга подростков, технологично - теоретически описан процесс развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского лагеря. Представлена комплексная программа детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского детского центра «Орлёнок», как технологическая цепочка, раскрывающая содержание педагогических технологий.
Ключевые слова: культура досуга, процесс развития культуры досуга подростков, социально-культурная деятельность детского лагеря, комплексная программа детского лагеря, педагогические технологии.
Указы Президента РФ о проведении Года культуры в 2014 году, Года литературы в 2015 г, а также утверждение основ культурной политики в России подтверждают мысль о том, что культурное воспитание подрастающего поколения - необходимое условие для развития нашего государства.
Культура проведения свободного времени, организация культурного досуга подростков является актуальной задачей для педагогов страны. В системе дополнительного образования особое место занимают учреждения отдыха и оздоровления, такие как детский лагерь, которые также задают образцы досуговой деятельности и влияют на развитие культуры досуга подростков.
По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досуго-вого времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности [3].
Опираясь на психолого-педагогические исследования В.И. Андреева [1], которые ориентируют на построение целостной теоретической модели личности и целостной концепции ее развития нами сформулировано следующее определение понятия культура досуга подростка - это качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающихся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующих самореализации личности.
Сущностью детского досуга является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.
При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя ценностные ори-
ентации, ориентацию в системе досуговой деятельности, развитие культурных потребностей (саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование, общение, гедонистические потребности), направленность на самореализацию.
Критериями культуры досуга подростков выступают: культурные интересы и потребности; навыки проведения досугового времени, выражающиеся в разнообразии видов, форм досуговых занятий; ценностные ориентации; коммуникативные навыки; готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности.
Технологические основы развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности зависят от особенностей социально-культурной среды самого детского оздоровительного лагеря, встраиваются в соответствие с этой особой системой. Так у международных детских центров «Зубренок» (Беларусь), «Артек», «Орлёнок», «Океан» (Россия), «Балдаурен» (Казахстан) созданы свои уникальные традиции обычаи, ставшие ориентиром для многих педагогических коллективов детских лагерей не только постсоветского пространства, но и далеко за его пределами и позволяющие разрабатывать различные педагогические технологии развития личности.
Как отмечает Ю.А. Федотова - исследователь социокультурной среды «Орленка», созданная уникальная система раннего формирования лидеров, а также особое социокультурное пространство рассматриваются и самим педагогическим коллективом «Орленка» и всей педагогической общественностью страны как уникальное достижение и самоценность российской культуры. В настоящее время эта культурно-организационная форма поддерживается преимущественно усилиями педагогического коллектива и продолжает функционировать, но в изрядно трансформированном виде, что, в первую очередь, обусловлено глубинными изменениями в социальной сфере российского социума [5].
Мощными инструментами педагогов для воспитания подростков средствами корпоративной культуры в условиях ВДЦ «Орленок» являются легенды,
© Давлетчин И.Л., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
19
ПЕДАГОГИКА
символы, ритуалы, многие из которых передаются из года в год, из десятилетия в десятилетие. Все символы, ритуалы, легенды и мифы любой организации на сегодняшний день определены учеными как атрибуты корпоративной культуры данной организации. Легенды, традиции и законы «Орленка» уже давно распространились далеко за пределы лагеря и используются во многих детских лагерях и учреждениях дополнительного образования, школах.
При выборе воспитательных технологий значимо учитывать этапы социокультурного развития личности и принципы, на которых выстраивается данный процесс. Теоретико-технологические основания развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря включают в себя технологическую цепочку. Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» эта цепочка выглядит как «Стратегия образовательно-оздоровительной деятельности до 2020 г.», комплексные программы детских лагерей, включающие описание педагогических технологий.
В основе комплексной программы детского лагеря «Комсомольский» ведущей деятельностью заявлена социально-культурная. Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в непосредственной направленности на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Основная цель программы - развитие культуры досуга подростков. Она направлена на развитие качеств личности связанных с ценностными ори-ентациями, ориентациями в системе досуговой деятельности, развитием культурных потребностей (саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование, общение, гедонистические потребности), направленностью на самореализацию.
Логика развития содержания комплексной программы основывается на оптимизации педагогическим коллективом технологий организации отдыха, досуга и оздоровления, связанных с основными направлениями социально-культурной деятельности: культурно-творческая деятельность, коммуникативная деятельность, рекреационно-оз-доровительная деятельность, аналитическая деятельность.
Мы согласны с мнением А.А. Тимониной, что в загородных детских центрах в настоящее время идет структурная перестройка элементов воспитательной системы, совершенствование форм, методов работы с детьми, создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, индивидуальных маршрутов, удовлетворяющих самые разные интересы. Практическая деятельность в данном направлении нуждается в научно-методическом осмыслении [5].
Исходя из потребностей и интересов подростков, происходит выбор технологий реализации содержания и направлений социально-культурной деятельности. К ним относятся технология «Волна отношений», технология клубной деятельности, технология образовательных студий, технология по развитию детской инициативы, технология конкурсной программы и др.
На базе коммунарской методики И.П. Иванова, О.С. Газмана и их последователей в ВДЦ «Орлёнок» зародилась методика коллективно-творческой деятельности. Имея четкий алгоритм работы по методике - нами используется педагогическая технология работы с временным объединением детей. Основная идея - создание уникального временного объединения по педагогической стратегии: Объединения Друзей, учитывая характеристики данной группы (Творческих, талантливых, туристских; Российских; Явных друзей). Технология делает акцент на работу с аббревиатурой ОТРЯД. Основные формы работы - отрядные дела: инвариативной и вариативной частями отрядной деятельности.
Технология организации социально-культурной деятельности через создание системы детских органов соуправления в лагере. Методика и организация работы органов детского самоуправления в лагере широко изучена и рассмотрена в отечественной педагогике. Технологичность данного процесса в рамках программы обусловлена: проектированием деятельности на отрядном уровне, выбор детских органов соуправления в отряде, делегирование представителей отряда в работу органов соуправления в лагере по направлениям -организационное, физкультурно-оздоровительное, аналитическое, безопасное, экологическое. Создание образовательной программы обучения органов соуправления, выработка совместных решений и управление программой лагеря, через работу органов соуправления.
Технология организации клубной деятельности рассматривается в контексте реализации проекта смены (методика клубной деятельности М.Р. Ми-рошкиной, С.Т. Шацкого). Технология включает в себя: целевую установку на создание клубного объединения по интересам подростков для взаимного развития. Организация клубной деятельности представляет собой шесть встреч в период смены. Педагог, как руководитель клуба имеет программу деятельности клуба по интересам, основной составляющей которой является предметная деятельность вокруг общего интереса, а самое главное социально-культурная деятельность.
Технология распространения отношений в детском лагере - «Волна отношений» [2]. Суть технологии формирования отношений в лагере лежит в основе подбора кадров, обучение «погружение» кадров в необходимую систему отношений, распространение этой модели на временные детские
20
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
объединения в лагере и распространение данной модели на весь детский лагерь.
Конкурсно-игровая программа - является и методом, и формой, и средством социально-культурной деятельности. В контексте реализации комплексной программы лагеря, рассматриваем конкурсно-игровую программу как самостоятельную технологию организации СКД. Логика организации данной технологии в проекте смены: проектирование конкурсных испытаний с педагогическим коллективом, проектирование конкурсных испытаний с детскими органами соуправ-ления. Проведение презентационной кампании. Проведение заявочной кампании. Подготовка к участию и к проведению отдельных конкурсов. Конкурсная программа состоит из большого числа самостоятельных конкурсов (спортивные, туристские, творческие и интеллектуальные) и представляет собой комплекс разнообразных дел в смене, имеет свою систему стимулирования.
Таким образом, проведенный анализ позволил уточнить понятие культура досуга, описать процесс развития культура досуга подростков в социально-культурной деятельности детского лагеря. Комплексная программа детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского детского центра «Орлёнок», представляет технологическую цепочку, включающую работу с временным детским объединением, организацию социально-культурной
деятельности через вовлечение подростков в работу органов самоуправления в лагере, организацию клубов по интересам и образовательных студий, технологию конкурсно-игровой программы и технологию «Волна отношений».
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.
2. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Волна отношений в детском оздоровительном лагере // Народное образование. - 2010. - № 3 - С. 260-263.
3. Суртаев В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006. - 272 с.
4. Тимонина А.А. Ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2013. - 26 с.
5. Федотова Ю.А. Модель культурной социализации активной личности: факторы формирования и вектор трансформации (на примере ВДЦ «Орленок»): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов н/Д, 2004. - 171 с.
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляу-дис. - М: Просвещение, 2005. - 394 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
21