^ИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА УДК 37.014.53 О. Н. Брянцева
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2099»
В статье рассматриваются вопросы организации словесного творчества старшеклассников в рамках дополнительного образования. В современной ситуации, когда происходит коренной пересмотр подходов к организации образования детей и подростков и на первое место в основном образовании выходят требования к эффективности и востребованности универсальных умений и навыков, усваиваемых обучающимися в процессе образовательной деятельности, именно дополнительное образование предоставляет наибольшие возможности для творческой самореализации.
Занятия в литературно-художественных студиях позволяют не только расширить общекультурный кругозор старшеклассников, но и решить целый ряд учебных задач, что особенно актуально в условиях сокращения часов на литературу в основной школе, а также играют огромную роль в патриотическом развитии подростков. Благодаря специальному подбору произведений для обсуждения и анализа, использованию технологии культурно-досуговой деятельности достигается успешное решение учебных, воспитательных и общеразвивающих задач; и при этом занятия становятся формой отдыха для подростков, одним из способов снятия психоэмоционального напряжения.
Ключевые слова: литературно-художественное развитие, патриотическое воспитание подростков, дополнительное образование детей и подростков, литературно-художественные студии.
O. N. Bryantseva
The State Budgetary Educational Institution of the Moscow City "School No. 2099", Moscow Department of Education, 3 Radiatorskaya str., 8A, 125171, Moscow, Russian Federation
LITERARY-ARTISTIC AND PATRIOTIC DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF VERBAL CREATIVITY
The article deals with the organization of verbal creativity of senior pupils in the framework of further education. In the present situation, when there is a radical revision of approaches to the organization of education of children and adolescents, first in basic education become requirements for efficiency and relevance of universal skills, acquired by students in educational activities, just an additional education provides the greatest opportunity for creative self-realization.
Classes in literary-art studios allow not only to expand the cultural horizons of students, but also to solve a number of educational tasks, which is especially important in the conditions of reduction of hours to the literature in the basic school, and also play a huge role in the patriotic development of adolescents. Due to special selection of works for discussion and analysis, the use of technology culture and leisure activities are achieved the successful resolution of academic, educational and general developmental tasks; and in the same time the training is a relax for teens, one of the ways of relieving emotional tension.
Keywords: literary and artistic development, patriotic education of adolescents, additional education of children and adolescents, literary and art studio.
БРЯНЦЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА — директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2099», Департамент образования города Москвы 52 BRYANTSEVA OKSANA NIKOLAEVNA — Director of the State Budgetary Educational Institution of the Moscow
City "School No. 2099", Moscow Department of Education
e-mail: [email protected] © Брянцева О. Н., 2015
^ Год литературы в Российской федерации
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Дисбаланс между знаниями, потребностями и возможностями старшеклассников настолько велик, что порождает сильнейший кризис, иногда с непредсказуемыми результатами. Минимизировать негативные последствия, предупредить возможные эксцессы, направить подростковую энергию в конструктивное русло — важнейшие и сложнейшие задачи педагогического сообщества.
В результате социальных потрясений конца XX столетия, таких как распад СССР, крушение «социалистического лагеря» в Европе, кризис коммунистической идеологии, обострение национальных конфликтов, возник ценностный вакуум, характерный для широких кругов общества, и прежде всего самых юных его представителей. Многочисленные исследования социологов и психологов [3; 8] зафиксировали резкое снижение мотивации к учебной деятельности, рост социальной апатии и эгоцентризма у подростков как в россии, так и во всех государствах, возникших после распада СССР. В начале 2000-х годов в россии удалось немного улучшить ситуацию в аксиологической сфере (сложилась государственная атрибутика, произошёл некоторый всплеск интереса к духовной жизни в молодёжной среде и т.д.), и тем не менее при каждом политико-экономическом обострении ситуации в стране и в мире отмеченные негативные тенденции снова усиливаются.
Поэтому в настоящее время, спустя три десятилетия после начала горбачёвских реформ, перед российским педагогическим сообществом вновь остро стоят вопросы формирования у подростков осознанного ценностного выбора, мотивации к учебной деятельности, потребности к саморазвитию. Проводимые исследования, как профессиональными центрами (Левада-центр, ВЦИОМ и др.), так и отдельными психолого-педагогическими службами образовательных организаций, фиксируют возрастание проблем с формированием и развитием ценностно значимых качеств личности. Так, использование уже
давно ставшего классическим теста М. Роки-ча «Ценностные ориентации» (ГБОУ СОШ № 2099 г. Москвы, 2014 год) показывает значительную неудовлетворённость существующим положением дел в подростковой среде. Очевидно, требуются новые формы организации и учебного процесса, и досуга учащихся, предполагающие и активизацию их творческой активности, и формирование у них позитивных ценностей, и повышение общей мотивации к образовательной деятельности, а значит, к эффективности после окончания образовательного учреждения. Именно поэтому, как представляется, одним из наиболее перспективных путей выхода из кризисной ситуации для российских образовательных организаций является развитие дополнительного образования в филологической сфере. Для России с присущим ей литературоцен-тризмом [5] это особенно актуально.
Слово всегда имело особое значение в жизни человека. В русской культуре словесное творчество с древнейших времён являлось сферой формирования и философских идей, и подходов к воспитанию детей и молодёжи. Вся дореволюционная педагогика пронизана идеями воспитания словом. Со времён М. В. Ломоносова, и даже более ранних — Иллариона и Сильвестра, русский учитель с учениками идёт к предмету, а не с предметом — к ученикам. В этом — гуманистическая направленность и личности учителя, и всего образования. Не случайно многие русские писатели активно занимались педагогикой, а некоторые (Л. Н. Толстой) даже становились авторами собственной концепции преподавания [7].
В произведениях литературы и искусства наиболее полно, концентрированно и ярко показаны примеры нравственности и морали. И если в обычной жизни ученик не обращает на них внимания, то, воспринимая эти явления в произведениях литературы, кино, искусства, он начинает по-новому осмысливать, оценивать, переживать и относится к ним. Подлинно художественное произведение глубоко воздействует на чувства, мысли и волю
старшеклассников, на формирование и развитие их нравственных качеств.
Традиционно одной из задач нравственного воспитания является решение гуманитарных задач. Благодаря воспитанию личность приобщается к языку человеческой культуры, начинает осознавать действительность как «мир человека» и как взаимодействие людей в процессе их деятельности и в совокупности их результатов. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.
Нравственное воспитание готовит человека к субъективной деятельности, вырабатывает её психологические предпосылки. Формирование нравственности составляет глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности, среди которых способность к саморазвитию, к самосовершенствованию. И ведущую роль в нравственном и гуманистическом воспитании на протяжении многих столетий играет литература.
Советская система образования сохранила понимание искусства слова как исключительного по силе и способу воздействия на детей и молодёжь. В работах выдающихся методистов XX века М. А. Рыбниковой и В. В. Голуб-кова [1; 6], несмотря на множество принципиальных отличий между ними, утверждалась необходимость активного использования воспитательных возможностей художественной литературы.
Рубеж 80-х — 90-х годов XX века ознаменовался в России отказом от упрощённого понимания искусства в школе как воспитательного средства; в крайности доходило до полного отрицания воспитательных задач художественной литературы, которая начинала рассматриваться исключительно с позиций эстетического наслаждения. Однако постепенно сложившаяся в 1990-е годы ситуация
ценностного вакуума в подростковой среде заставила отказаться от столь радикального отрицания традиций дореволюционного и советского преподавания литературы. Ныне, в 2015 году, объявленном указом Президента Российской Федерации годом литературы, использование воспитательного потенциала искусства слова является одной из важнейших задач для всех педагогов, работающих со старшеклассниками.
Особенностью современной ситуации стал вынужденный пересмотр многих сложившихся подходов и методик преподавания литературы под влиянием процессов, происходящих в российском образовании. Прежде всего это переход от знаниевого обучения к развивающему [2], регламентация (ГИА, ЕГЭ, ФГОСы и т.д.) нового подхода к образованию. В результате принципиально изменилась роль дополнительного образования, которое стало не только подспорьем основному, но и в ряде случаев стало определять профессиональную направленность будущей сферы деятельности для старшеклассников. В современной ситуации, когда происходит коренной пересмотр подходов к организации образования детей и подростков и на первое место в основном образовании выходят требования к эффективности и востребованности универсальных умений и навыков, усваиваемых обучающимися в процессе образовательной деятельности, именно дополнительное образование предоставляет наибольшие возможности для творческой самореализации.
В связи с этим возросла актуальность организации словесного творчества старшеклассников в рамках дополнительного образования. Прежде всего речь идёт о литературно-художественных объединениях (студиях), работающих при образовательных организациях. Как правило, подобные объединения возглавляют учителя-словесники, и чаще всего их основной целью является «компенсация» учебной программы по предмету. Не оспаривая правомочность подобного подхода, тем не менее хотелось бы отметить, что в этом случае происходит невольное игнори-
^ год литературы в российской федерации
рование той досуговой функции, которую выполняет дополнительное образование.
Занятия искусством, в данном случае словесным творчеством, прежде всего должны быть средством досуга для обучающихся, только в этом случае может возникнуть внутренняя мотивация к чтению художественной литературы, что имеет колоссальное значение для развития детей и подростков. При всём том, что потребность к чтению формируется в начальной школе, для старшеклассников очень важно не утратить желания читать классическую литературу. Поэтому желательно, чтобы литературно-художественные студии для старшеклассников были бы нацелены на творческое развитие обучающихся и реализовывали бы досуговую функцию, так как «важнейшие черты технологии куль-турно-досуговой деятельности: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих её компонентов», позволяют обеспечить и целостность её восприятия, и развитие, получение удовольствия от деятельности, что особенно важно для формирования ценностей у подростков [3, с. 237].
Для старшеклассников очень важно подбирать литературу, позволяющую соединить творческое развитие с аксиологическим. Поэтому предпочтительным является соединение «списка учителя» со «списком учащихся», который основан на их собственных мировоззренческих и вкусовых предпочтениях. Например, интерес к войне и приключениям, свойственный современной молодёжи, позволяет по-новому увидеть творчество Константина Симонова, одного из самых популярных писателей 40—70-х годов XX века.
Константин Симонов — человек с очень сложной, даже по меркам того времени, судьбой. Он на протяжении нескольких десятиле-
тий был в самой гуще исторических событий. Поэтому «погружение» в его творчество — это ещё и возможность по-новому осмыслить ситуацию в СССР военных и послевоенных лет, увидеть её изнутри. И кроме того, творчество Симонова — это пример и хорошей, достойной, литературы, и гражданского служения. Личная драма писателя, мучительно переживавшего за свою деятельность в 1940-х годах, не забывавшего и не простившего себя за то, что в страшном 1941-м году он не выбрал удел простого солдата, отказавшись от должности фронтового корреспондента, была бы и интересна, и познавательна для старшеклассников. И подобных примеров, позволяющих соединить познавательность, занимательность и высокую эстетическую ценность, можно привести великое множество.
Таким образом, занятия в литературно-художественных студиях позволяют не только расширить общекультурный кругозор старшеклассников, но и решить целый ряд учебных задач, что особенно актуально в условиях сокращения часов на литературу в основной школе. Также занятия в литературно-художественных студиях играют огромную роль в патриотическом развитии подростков. Благодаря специальному подобру произведений для обсуждения и анализа, использованию технологии культурно-досуговой деятельности возможно решение учебных, воспитательных и общеразвивающих задач; и при этом занятия становятся формой отдыха для подростков, одним из способов снятия психоэмоционального напряжения. Широкое использование такой формы дополнительного образования, как литературно-художественная студия, нам представляется одним из возможных направлений для развития всего российского филологического образования.
Примечания
1. голубков в. в. Методика преподавания литературы. Москва : Учпедгиз, 1962. 495 с.
2. Давыдов в. в. Теория развивающего обучения / Российская академия образования, Психологический институт, Международная ассоциация «Развивающее обучение». Москва : Образовательно-производственный центр «ИНТОР», 1996. 542 с.
3. дубин Б. в., Зоркая н. а. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады. Москва : Новая элита, 2008. 74 с. ил., табл.
4. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.
5. кожинов в. в. Размышления об Искусстве, Литературе и Истории. Москва : Согласие, 2001. 815 с.
6. рыбникова М. а. Избранные труды / ред. коллегия : Д. Д. Благой [и др.] ; сост. В. В. Щевелев ; Академия педагогических наук РСФСР. Москва : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 611 с.
7. толстой А. н. Педагогические сочинения / [вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявой) ; АПН СССР]. Москва : Педагогика, 1989. 543 с. (Педагогическая библиотека / редкол. : М. И. Кондаков (пред.) и др.).
8. Юный читатель и книжная культура России : материалы исследования : [сборник] / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная детская библиотека ; [сост.: Е. И. Голубева, В. П. Чудинова]. Москва : РГДБ, 2003. 111 с.
References
1. Golubkov V. V. Metodika prepodavaniya literatury [Technique of teaching literature]. Moscow, State educational and pedagogical publishing house of the Ministry of Public Education of RSFSR, 1962. 495 p.
2. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of the developing training]. Moscow, Publishing house of Educational and production center "INTOR", 1996. 542 p.
3. Dubin B. V., Zorkaya N. A. Chtenie v Rossii-2008. Tendentsii i problemy [Reading in Russia-2008. Tendencies and problems]. Moscow, New Elite Publ., 2008. 74 p.
4. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2007. 480 p.
5. Kozhinov V. V. Razmyshleniya ob Iskusstve, literature i Istorii [Reflections about Art, literature and Stories]. Moscow, Soglasie Publ., 2001. 815 p.
6. Rybnikova M. A. Izbrannye trudy [Selection works]. Moscow, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1958. 611 p.
7. Tolstoy L. N. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical compositions]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1989. 543 p.
8. Golubeva E. I., Chudinova V. P., comp. Yunyi chitatel i knizhnaya kul'tura Rossii: materialy issledovaniya [Young reader and book culture of Russia: research materials]. Moscow, Publishing house of Russian State Children's Library, 2003. 111 p.