Научная статья на тему 'Непрерывное дополнительное образование в области изобразительного искусства в современных социально-культурных условиях'

Непрерывное дополнительное образование в области изобразительного искусства в современных социально-культурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБЛАСТЬ ИСКУССТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH SCHOOL / ARTS AREA / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS / LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Петровна

В статье рассматриваются вопросы организации системы непрерывного дополнительного образования детей и подростков области искусства в высшем учебном заведении. В ситуации перехода от знаниевого обучения к развивающему резко возрастает значение индивидуализации обучения. Особенно остро это проблема стоит применительно к сфере искусства, так как становление мастера процесс индивидуальный. По мнению автора, «творческие вузы» должны не просто заниматься дополнительным образованием детей и подростков, а создавать систему непрерывного дополнительного образования, охватывающую все возрастные группы от старших дошкольников до студентов. Именно вуз формирует траекторию развития данной системы, обеспечивает и индивидуализацию обучения, и успешную социализацию своих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUOUS FURTHER EDUCATION IN THE FIELD OF FINE ARTS IN THE CONTEMPORARY SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The article deals with the organization of continuous additional education of children and youth in arts area in higher education. In a situation of transition from education of knowledge to development one dramatically increases the value of individualization of learning. Particularly acute this problem is with regard to the field of art, since the establishment of the master an individual process. According to the author, "creative universities" should not just be engaged in additional education of children and adolescents, but create a system of continuous further education, covering all age groups from preschoolers to senior students. High school forms the trajectory of the development of the system, provides individualization of learning and successful socialization of its graduates.

Текст научной работы на тему «Непрерывное дополнительное образование в области изобразительного искусства в современных социально-культурных условиях»

ЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ УДК 37.014.53 Е. П. Быкова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

В статье рассматриваются вопросы организации системы непрерывного дополнительного образования детей и подростков области искусства в высшем учебном заведении. В ситуации перехода от знаниевого обучения к развивающему резко возрастает значение индивидуализации обучения. Особенно остро это проблема стоит применительно к сфере искусства, так как становление мастера — процесс индивидуальный. По мнению автора, «творческие вузы» должны не просто заниматься дополнительным образованием детей и подростков, а создавать систему непрерывного дополнительного образования, охватывающую все возрастные группы — от старших дошкольников до студентов. Именно вуз формирует траекторию развития данной системы, обеспечивает и индивидуализацию обучения, и успешную социализацию своих выпускников. Ключевые слова: высшая школа, область искусства, дополнительное образование детей и подростков, непрерывное образование.

E. P. Bykova

Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy, Moscow Department of Culture, Akademika Vargi str., 15, 117133, Moscow, Russian Federation

THE CONTINUOUS FURTHER EDUCATION

IN THE FIELD OF FINE ARTS IN THE CONTEMPORARY

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The article deals with the organization of continuous additional education of children and youth in arts area in higher education. In a situation of transition from education of knowledge to development one

— dramatically increases the value of individualization of learning. Particularly acute this problem is with regard to the field of art, since the establishment of the master — an individual process. According to the author, "creative universities" should not just be engaged in additional education of children and adolescents, but create a system of continuous further education, covering all age groups

— from preschoolers to senior students. High school forms the trajectory of the development of the system, provides individualization of learning and successful socialization of its graduates. Keywords: high school, arts area, additional education of children and teenagers, lifelong learning.

Российское образование сегодня подвергается поистине революционным преобразованиям, пересматриваются базовые основания всего образовательного процесса — на смену трансляции знаний приходит передача умений. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральные государственные образовательные

стандарты (ФГОСы) — эти нормативно-правовые документы узаконили и утвердили развивающее обучение и системно-деятельност-ный подход как основополагающие для развития всего российского образования. Повсеместное введение Фгосов в практику общего образования закрепило эти изменения, придало им практически необратимый характер.

БЫКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА — заместитель декана факультета повышения квалификации и дополнительного образования Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва

BYKOVA ELENA PETROVNA — Deputy Dean of the Faculty of advanced training and further education, Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy

e-mail: [email protected] © Быкова Е. П., 2015

Системно-деятельностный подход, основанный на идеологии развивающего обучения, предполагает и индивидуализацию обучения, и активное развитие профильного образования, что означает новые требования к преподавательскому составу, изменение отношения детей и их родителей к образовательному процессу. Общеобразовательные школы уже столкнулись с проблемой переучивания педагогических кадров, с неготовностью детей и их родителей к обучению в новых условиях. И тем не менее пройдёт всего лишь несколько лет, и выпускники школ, «обученные по-новому», придут в высшие учебные заведения. однако готовы ли вузы к принципиально «иным» абитуриентам и студентам? Или, может быть, высшей школе самой начинать создавать образовательные комплексы, таким образом готовя для себя будущих абитуриентов и студентов, а для государства и общества — специалистов?

Вопрос неоднозначный, так как нельзя лишать ребёнка права выбора, а в подобном комплексе возможности обучающегося для самоопределения будут ограничены. Родители, отдав своего ребёнка в тот или иной комплекс при вузе, по сути, определят его дальнейшую судьбу на многие годы вперёд. Поэтому очень важно найти такое решение данной проблемы, чтобы ребёнок не был ущемлён в своём выборе и в то же время мог воспользоваться преимуществами сотрудничества с высшей школой, начиная с самых первых ступеней своего личного образовательного процесса.

На сегодняшний день, 2015 год, подобную возможность предоставляет только сфера дополнительного образования. на протяжении длительного времени дополнительное образование детей рассматривалось как вторичное по отношению к основному, и не случайно как синонимичное использовалось понятие «факультативное». однако процессы, происходящие в современном российском обществе и в образовании, заставляют отказаться от подобных оценок. регламентация основного и высшего образования, увеличение отчётности, как и числа контролирующих организаций,

стремительное возрастание социальной мобильности населения, создание глобального информационного пространства — важнейшие характеристики российской действительности середины 2010-х годов. И нет ничего удивительного в том, что в подобных условиях именно дополнительное образование обеспечивает наибольшие возможности для творческого развития личности, способствует индивидуализации обучения.

Благодаря происходящим изменениям меняются и сами принципы построения всего образовательного процесса. Так, внедрение ФГОСов, активное развитие предпрофильно-го и профильного образования требуют создания больших образовательных комплексов. В роли «ядра» подобных крупных образовательных объединений могут выступать не только учреждения основного или дополнительного, но и высшего образования.

В комплексах, где «ядром» является творческий вуз, дополнительное образование начинает играть стратегическую роль, позволяя определить наиболее перспективные направления индивидуального развития детей и подростков. Кроме того, «Концепция развития дополнительного образования» (утверждена распоряжением № 1726-р Правительства РФ от 4 сентября 2014 года) позволяет вузам активно реализовывать не только предпрофиль-ное и профильное обучение, но и принимать непосредственное участие в раннем творческом развитии детей, в ряде случаев даже вводя элементы ранней профилизации. одним из результатов этого может стать формирование системы непрерывного дополнительного образования детей — подростков — молодёжи. особенно перспективно это направление для творческого вуза, где «необязательность» дополнительных занятий предоставляет идеальную возможность для отбора наиболее перспективных детей и подростков.

система углублённой специальной подготовки в той или иной области искусства сложилась ещё в СССР, когда талантливые дети отбирались и занимались в специализированных полузакрытых учебных заведениях.

Так были созданы школы-интернаты при Московской консерватории и Академии художеств. Однако они «охватывают» очень небольшое количество детей и подростков. К тому же, вольно или невольно, но дети, попавшие в подобное учреждение, по сути, лишаются возможности иного, неспециального, то есть заданного самой спецификой учреждения, выбора; в то время как специализированные студии, действующие в рамках дополнительного образования при высшем учебном заведении, и позволяют в соответствии с новыми нормативно-методическими документами готовить детей и подростков к продолжению обучения в избранной сфере художественной деятельности, и сохраняют для детей и подростков возможности для иного — не «творческого» выбора жизненного пути.

таким образом, происходящие в образовании изменения создают хорошие предпосылки для создания системы непрерывного дополнительного образования в области искусства. Однако «творческим» вузам необходимо меняться, работать в режиме развития, постоянно внося изменения в свою деятельность. Рассмотрим несколько возможных моделей организации образовательных комплексов с активно функционирующей системой дополнительного образования детей и подростков, где вуз выступает в роли структурообразующего ядра.

Первая из возможных моделей свойственна многопрофильным вузам, относящимся к сфере культуры, в которых преподавание направлено прежде всего на подготовку специалистов для учреждений (организаций) культуры. В данных учреждениях вряд ли возможно внедрить систему непрерывного дополнительного образования. Здесь на первое место выходит разностороннее развитие детей, как правило живущих рядом с вузом, информирование потенциальных абитуриентов о вузе, а также о возможностях подготовки к успешной сдаче вступительных испытаний. В этом случае дополнительное образование помогает вузу выполнять социально значимые функции [3].

Несколько иная, «вторая», модель распространена в «творческих» вузах, где студии рассматриваются как возможность подготовки к поступлению в данное учреждение. Прежде всего это хорошо известные «творческие» вузы (Строгановка, Архитектурный, Литературный и т.д.). Впрочем, данная «схема» построения образовательного процесса просматривается и во многих технических вузах. В данном случае дополнительное образование выступает как некая часть, притом весьма и весьма вторичная, по отношению к основному — высшему профессиональному образованию.

Однако возможна и иная — условно определяемая как третья — модель развития дополнительного образования в высшем учебном заведении, когда складывается система непрерывного дополнительного образования детей — подростков — молодёжи.

система непрерывного дополнительного образования детей — подростков — молодёжи в вузе возникает не спонтанно, а в результате продуманных действий всего педагогического коллектива. Её отличительные черты — модульность, открытость для всех желающих, дополнительность, а не факультативность по отношению к основному специальному образованию. Примером эффективного функционирования подобной системы является деятельность Академии акварели и изящных искусств сергея Андрияки.

сегодня Академия акварели и изящных искусств сергея Андрияки — это огромный, прекрасно оснащённый образовательный комплекс, основной задачей которого является развитие классической старинной многослойной акварельной живописи. Важнейший методологический принцип Академии — от мастера к ученику, реализуется на всех уровнях образовательного процесса, в том числе и в дополнительном образовании. Разработанная с. н. Андриякой методика обучения академическому и реалистическому тональному рисунку и многослойной акварели продолжает и развивает традиции мастеров классического искусства XVIII—XIX веков [4].

Художники-педагоги Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки опираются на богатейший опыт истории изобразительного искусства, на методические принципы системы преподавания Императорской Академии художеств и Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, а также Строгановского училища технического рисования и Московского училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. Веками выверенная академическая система обучения усиливает творческий потенциал талантливой личности, способствует развитию многогранности индивидуального восприятия мира. обучение построено на том, что искусство открыто каждому, а потому любой учащийся, любой интересующийся искусством человек может получить основы профессиональных знаний. И хотя целью Академии, единственного вуза, обучающего новой специальности «Живопись и изящные искусства», является подготовка высокопрофессионального художника-специалиста широкого профиля на базе фундаментального академического образования по рисунку и живописи и практического освоения различных техник изобразительного искусства, Академия также активно развивает дополнительное образование, как детей, так и взрослых. на сегодняшний момент, 2015 год, в объединениях дополнительного образования занимаются около 1350 слушателей разного возраста в 142 группах.

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки предлагает курсы акварельной живописи для детей, подростков и взрослых, которые рассчитаны на различные сроки обучения — от нескольких месяцев до 3—4-х лет. По окончании каждого из курсов слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельства и сертификаты установленного образца. Количество пройденных курсов определяется желанием и возможностями самого слушателя. Преемственность курсов, их модульный характер, а в результате — непрерывность системы дополнительного образования достигаются благодаря

наличию единой идеологии, в основе которой авторская программа и методическая система С. н. Андрияки. Поэтому одной из задач курса является овладение основами техники реалистической живописи и освоение профессиональных приёмов работы акварелью. Программа курсов, а также внутренняя логика построения занятий обусловлены психологическими и возрастными особенностями обучающихся. обучение проходит под руководством опытных педагогов, профессиональных художников.

Постоянное общение с профессионалами, а также потенциальными работодателями — неотъемлемая часть всего образовательного процесса в Академии, в том числе и дополнительного образования. Благодаря этому повышается престиж занятий в избранной сфере деятельности, становится значительно проще достижение социального успеха. непрерывный характер дополнительного образования достигается ещё и благодаря возможности, завершив одну программу, перейти к практической деятельности (для взрослых), затем выбрать и изучить новый модуль. Для детей непрерывность дополнительного образования заключается в возможности чередования курсов акварельной живописи и различных развивающих и познавательных программ в области искусства.

В младшей группе освоение курса акварельной живописи позволяет всем учащимся создавать красивые реалистичные живописные работы, что активизирует их интерес к окружающему миру, развивает зрительное восприятие. Каждое занятие включает в себя пояснительные беседы об изображаемых объектах (например, о цветах, о животных и т.д.) и в доступной форме знакомит учеников с работами выдающихся художников по данной тематике. таким образом расширяется кругозор обучающихся и происходит знакомство с шедеврами мирового искусства. Воспитание искусством [1; 5] неотделимо от профессионального становления, и этот опыт высшего образования может быть экстраполирован в сферу дополнительного образования детей.

Огромное — и развивающее, и воспитательное — значение для обучающихся имеет организация выставок творческих работ, позволяющая перенести опыт профессионального художественного образования в сферу дополнительного образования детей и взрослых. Выставочная деятельность — это также эффективная форма культурного досуга, а потому может быть организована на основе технологии культурно-досуговой деятельности [2]. Опыт презентации и самопрезентации оказывается очень полезным и востребованным на протяжении всей последующей творческой профессиональной деятельности.

Академия акварели и изящных искусств сергея Андрияки — это единый учебный комплекс. Здесь реализуются программы высшего профессионального, дополнительного образования; проводится переподготовка и повышение квалификации учителей и преподавателей школ, колледжей и вузов; ведётся активная просветительская и популяризаторская работа. система непрерывного дополнительного образования детей — подростков — молодёжи — взрослых обеспечивает успешное решение и профессиональных задач, и множества задач воспитательных, с учётом современной социально-культурной ситуации.

Примечания

1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. Москва : Новая Москва, 1925. 250 с.

2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.

3. Кузнецова Т. В. Взаимодействие вузов культуры и искусства с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 10—16.

4. Курбатова Н. В. Духовное становление современного ребенка в процессе освоения искусства // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 37—40.

5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. Москва : Просвещение, 1979. 192 с.

References

1. Bakushinsky А. V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie. Opyt issledovaniya na materiale prostranstvennykh iskusstv [Art creativity and education. Experience of research on material of spatial arts]. Moscow, Publishing house "New Moscow", 1925. 250 p.

2. Zharkov А. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2007. 480 p.

3. Kuznetsova Т. V. Interaction of university of culture and arts with the professional community in the face of new social and cultural realities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1, pp. 10—16. (in Russian)

4. Kurbatovа N. V. The modern child's spiritual development in the process of development of art. Pedagogiceskoe obrazovanie i nauka. 2013, No 1, pp. 37—40 (in Russian).

5. Labunskaya G. V. Izobrazitel'noe tvorchestvo detei [Graphic creativity of children]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1979. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.