Научная статья на тему 'Концептуальные основы профессионального становления художников широкого профиля в вузе'

Концептуальные основы профессионального становления художников широкого профиля в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ХУДОЖНИК / КОНЦЕПЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PAINTER / CONCEPT / VALUE ORIENTATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY / TEACHING STRATEGY / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются основные концептуальные положения профессионального становления художников широкого профиля в высших учебных заведениях. на примере деятельности Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки описаны стадии профессионального становления и определены факторы педагогического потенциала профессионального становления студентов. С учётом современных изменений в образовании и культуре представлена педагогическая стратегия, которая реализует в практике научные положения концепции преподавания искусства Сергея Андрияки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF ARTISTS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT AT UNIVERSITY

The article discusses the main conceptual provisions of professional development of artists of wide profile in higher education. On example of activities of the Academy of Painting and Fine Arts of S. Andriaka are described the stages of professional development and are defined the factors of pedagogical potential of professional development of students. With regard to modern changes in education and culture is presented a pedagogical strategy, which implements in practice the scientific concepts of art teaching of S. Andriaka. The article discusses the main conceptual provisions of professional development of artists of wide profile in higher education. On example of activities of the Academy of Painting and Fine Arts of S. Andriaka are described the stages of professional development and are defined the factors of pedagogical potential of professional development of students. With regard to modern changes in education and culture is presented a pedagogical strategy, which implements in practice the scientific concepts of art teaching of S. Andriaka.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы профессионального становления художников широкого профиля в вузе»

6. Салихова А. Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Международной заочной научной конференции (Пермь, апрель 2011 года). Т. 1 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Пермь, 2011. С. 66—68.

7. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Москва : Академия, 2008. 269 с.

8. Lewin К. Frontiers in group dynamics. New York: Harper & Row, 1947. 153 p.

References

1. Arkhangelsky G. A. Formula vremeni: taim-menedzhment na Outlook 2013 [Time formula: time-management on Outlook 2013]. 8nd edition. Moscow, Publishing house "Mann, Ivanov, Ferber", 2014. 221 p.

2. Zharkov A. D., Chizhikov V. M., ed. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' [Cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture, 1998. 461 p.

3. Mikhaylova E. N. Praxeological Approach in the Research Activity of Teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Series of issue "Pedagogy". 2006, issue 10 (61), pp. 25—27 (in Russian).

4. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti [Psychology of development of the competitive personality]. 2nd edition. Moscow, Voronezh, Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute, Publishing house "MODEK", 2003. 400 p.

5. Podpovetnaya Yu. V. Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoi kul'tury prepodavatelya vuza. Diss. dok. ped. nauk [concept of development of scientific and methodical culture of the teacher of higher education institution. Dr. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2012. 400 p.

6. Salikhova L. F. organizatsionno-metodicheskoe obespechenie proektirovaniya soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov v regional'nykh usloviyakh [Organizational and methodical ensuring design of the content of professional development of pedagogical shots in regional conditions]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii (Perm', aprel' 2011 goda). Tom 1 [Problems and prospects of a development of education: materials of the International correspondence scientific conference (Perm, April, 2011). Vol. 1]. Perm, 2011. Pp. 66—68.

7. Tretyakova T. N. Animatsionnaya deyatel'nost' v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Animation activity in welfare service and tourism]. Moscow, Publishing house "Academia", 2008. 269 p.

8. Lewin К. Frontiers in group dynamics. New York: Harper & Row, 1947. 153 p.

ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ УДК 37.014.53 Н. В. Курбатова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

В статье рассматриваются основные концептуальные положения профессионального становления художников широкого профиля в высших учебных заведениях. На примере деятельности Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки описаны стадии профессионального становления и определены факторы педагогического потенциала профессионального становления студентов. С учётом современных изменений в образовании и культуре представлена педагогическая стратегия, которая реализует в практике научные положения концепции преподавания искусства Сергея Андрияки.

Ключевые слова: профессиональное становление, художник, концепция, ценностные ориентации, образовательная среда, университет, педагогическая стратегия, самореализация.

КУРБАТОБА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, первый проректор Академии ак-222 варели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва

KURBATOVA NATALIA VICTOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), First Vice-Rector of the Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy

e-mail: [email protected] © Курбатова Н. В., 2015

^ Образование в сфере культуры

N. B. Kurbatova

Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy, Moscow Department of Culture, Akademika Vargi str., 15, 117133, Moscow, Russian Federation

CONCEPTUAL BASES OF ARTISTS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT AT UNIVERSITY

The article discusses the main conceptual provisions of professional development of artists of wide profile in higher education. On example of activities of the Academy of Painting and Fine Arts of S. Andriaka are described the stages of professional development and are defined the factors of pedagogical potential of professional development of students. With regard to modern changes in education and culture is presented a pedagogical strategy, which implements in practice the scientific concepts of art teaching of S. Andriaka. The article discusses the main conceptual provisions of professional development of artists of wide profile in higher education. On example of activities of the Academy of Painting and Fine Arts of S. Andriaka are described the stages of professional development and are defined the factors of pedagogical potential of professional development of students. With regard to modern changes in education and culture is presented a pedagogical strategy, which implements in practice the scientific concepts of art teaching of S. Andriaka. Keywords: professional development, painter, concept, value orientation, educational environment, university, teaching strategy, self-realization.

2010-е годы стали знаковыми для развития российского образования и культуры, как с точки зрения содержания художественной деятельности, так и с позиций государственно-правовых форм регламентации всей сферы культуры и образования. За короткий отрезок времени появилось несколько основополагающих документов, определяющих развитие учреждений образования и культуры. Прежде всего это Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), «Концепция развития дополнительного образования» (утверждена распоряжением № 1726-р Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.), «Основы государственной культурной политики», а также концепции, программы и доктрины, определяющие цели и задачи развития учреждений образования и культуры на ближайшую перспективу («Национальная доктрина образования в Российской Федерации» до 2025 года», «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы» и др.). Кроме того, был опубликован и представлен для широкого обсуждения целый ряд документов, посвящённых проблемам формирования и развития ценностных установок у детей

и молодёжи, активизации воспитательной работы и т.д.

следует отметить, что все вышеуказанные процессы сопровождались также значительными изменениями в содержании образовательной деятельности учреждений высшего образования, которые были вызваны активным использованием инноваций в процессе педагогической деятельности, а также многократным возрастанием скорости протекания информационных процессов, что не только способствовало модернизации образования и культуры, стремительному распространению инноваций в педагогической среде, но и наложило свой отпечаток на их содержание.

В современных государственных документах обосновывается осуществление глубоких изменений в содержании образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», охватывающей период до 2025 года, «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы» и других документах раскрыты цели модернизации российского образования, подчёркнута её направленность на создание условий для раскрытия природного потенциала человека.

Модернизация современного высшего образования в сфере культуры и искусства ха-

рактеризуется такими чертами, как адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, проектирование новых образовательных структур [5].

К инновационным процессам в высшем образовании относятся:

1. Интенсификация учебного процесса за счёт увеличения нагрузки на самостоятельную работу студентов.

2. Усиление роли индивидуализированного подхода к преподаванию.

3. Разработка и внедрение новых методик и педагогических технологий повышения качества образования.

Это определяет многоаспектные задачи психолого-педагогической науки, связанные с выработкой новой образовательной парадигмы, включающей в себя как освоение традиционных духовных ценностей [4], так и активизацию способностей личности к самоактуализации в информационном обществе. Образование в этом случае становится частью общего культурного пространства, что предполагает активизацию познавательной самостоятельности личности, развитие ценностного отношения к окружающему миру, понимание значимости готовности к будущей профессиональной деятельности [2].

Таким образом, одним из критериев качества образования современного выпускника вуза в сфере культуры и искусства является уровень его готовности к успешной и полноценной самореализации в профессиональной деятельности [1].

В этом контексте возрастает внимание учёных к изучению проблемы профессионального становления личности, влияния на этот процесс освоения разных видов искусства, а также культурно-образовательной и материальной среды вуза.

В ходе многолетнего эксперимента была разработана концепция профессионального становления студентов, обучающихся в вузе сферы культуры и искусства, направленная прежде всего на оптимизацию подготовки художников широкого профиля [6]. Концепция прошла практическую апробацию

в ряде вузов, но в полной мере была реализована в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, единственном учебном заведении в России, где ведётся подготовка по специальности «Живопись».

Концепция базируется на положении о том, что сущностными составляющими профессионального становления художника широкого профиля являются:

• понимание профессии художника как сложной, требующей особой высококвалифицированной подготовки, имеющей большую социально-культурную значимость трудовой деятельности;

• высокий уровень овладения рукотворным ремеслом в разных видах изобразительного искусства;

• устойчивость профессиональных интересов;

• целостное видение конечного результата;

• высокий уровень творческого воображения.

Другим значимым положением концепции является положение о том, что к основным качествам личности художника широкого профиля относятся:

• ответственность;

• скрупулёзность в подходе к выполнению творческого замысла;

• мотивация на постоянный профессиональный рост;

• любознательность к процессам и технологиям художественного производства;

• широкий культурный кругозор и общая эрудиция в области искусства;

• умение работать в творческой группе;

• развитое эстетическое отношение к окружающему миру.

Огромное значение для реализации концепции имеет наличие системы непрерывного дополнительного образования, благодаря которой происходит раннее профессиональное самоопределение будущих студентов Академии, определяются важнейшие содержательные направления их индивидуальной траектории профессионального становления и развития. При всём новаторстве существующей в Акаде-

^ образование в сфере культуры

мии системы непрерывного образования следует отметить, что в своих основополагающих позициях она вполне отвечает существующим тенденциям в современном образовании[3]. Основные научно-методологические позиции концепции звучат следующим образом:

1) актуализация у студентов нравственных и эстетических идеалов, воспитание устойчивых ценностных ориентаций, мотивов на постоянное личностное и профессиональное совершенствование являются важнейшими теоретико-методологическими основаниями профессионального становления художника широкого профиля;

2) освоение способов профессионального самоопределения и готовности к успешной самореализации в современном обществе неразрывно связано с развитием стремления к сохранению и продолжению культурных и художественных традиций отечественного образования;

3) принципами профессионального становления художника широкого профиля в вузе являются:

• фундаментальность содержания обучения;

• спектральность подготовки;

• ценностно-ориентированный характер общения и творческой деятельности;

4) важнейшими компонентами профессионального становления художника широкого профиля являются:

• создание спектра образовательных сред;

• интеграция традиционных и инновационных подходов к профессиональной подготовке художников;

• осуществление постоянного мониторинга качества образования.

Разработанная концепция позволяет создать эффективную педагогическую стратегию внедрения выделенных положений в практику работы вуза.

Стратегию составляют взаимодействующие и взаимодополняющие компоненты: во-первых, диверсификация, что подразумевает создание спектра образовательных сред (материально-эстетическая среда, коммуни-

кативная среда профессионального общения с Мастерами, культурно-развивающая среда, здоровьесберегающая среда); во-вторых, это интеграция традиционных и инновационных подходов к профессиональной подготовке художников; в-третьих, осуществление постоянного мониторинга качества образования через разработанную критериально-диагностическую систему и подготовку личного портфолио студента.

Также важно отметить, что педагогическая стратегия должна осуществляться в непрерывном процессе художественного образования, что обеспечивает глубокое погружение обучающихся в образовательные среды вуза и является важнейшим условием профессионального становления художника широкого профиля.

Стратегия направляет процесс профессионального становления художников широкого профиля на выполнения ряда функций. Это — проектировочная (проектирование и моделирование творческого замысла / проекта и т.д.); коммуникативная (умение создать условия для продуктивного общения); профессионально-творческая (в процессе обучения студент становится Мастером в разных видах изобразительного искусства); общераз-вивающая (овладение знаниями в сфере культура и искусства).

Наиболее значима среди них — профессионально-творческая функция, обеспечивающая высокий уровень профессиональной компетентности художника широкого профиля.

Каким образом данная стратегия реализуется в образовательном пространстве вуза культуры и искусства?

В первую очередь это происходит за счёт активного внедрения ряда педагогических направлений. Назовём некоторые из них:

• организация учебной деятельности студентов в специализированных мастерских с высококачественными художественными материалами;

• составление учебного расписания с учётом возможностей светового дня; проведение различных видов художественных практик

(музейной, выставочной, копийной, пленэрной, архитектурной и мастер-классов ведущих художников) как неотъемлемой части образовательного процесса;

• осуществление творческой рефлексии в ходе курсовых просмотров;

• индивидуализация обучения на основе живого общения с крупнейшими художниками-практиками;

• постоянное общение с подлинниками изобразительного искусства в музее при вузе;

• создание фонда учебно-творческих работ;

• активная отчётная выставочная деятельность.

Кроме того, разработано многоплановое дидактическое обеспечение реализации компонентов педагогической стратегии, включающее: 1) модели создания спектра образовательных сред; 2) технологии интеграции традиционных и инновационных подходов к профессиональной подготовке художников; 3) критериально-диагностическую систему оценки качества образования, включающую систему критериев как для творческих работ в каждом виде изобразительного искусства, так и общие критерии и уровни профессионального становления художника широкого профиля.

Важно подчеркнуть, что критериями высокого уровня профессионального становления художника широкого профиля являются: высокий уровень ответственности в ходе выполнения творческого замысла; профессиональная готовность к адекватному и скрупулёзному воплощению художественного образа; высокий уровень осознания ценности сохранения и продолжения традиций художественного образования; мотивация на постоянный профессиональный рост; уровень коммуникативных умений, необходимых для работы в творческой группе.

При этом основой воплощения творческого замысла во всех видах изобразительного искусства является рукотворное создание рисунка.

Реализация педагогической стратегии про-

фессионального становления осуществляется на основе чётких представлений о влиянии пространственно-временного континуума образования. Педагогическое наблюдение позволяет заключить, что вхождение в профессию художника широкого профиля предполагает несколько этапов: погружение в материально-эстетическую образовательную среду вуза с целью ознакомления с будущей профессией, что даёт абитуриенту право устойчивого осознанного выбора (занятия в форме «самостоятельного путешествия по мастерским» и др.); акцентуация на тех направлениях художественной деятельности, которые вызвали наибольший интерес у абитуриента (проведение цикла «пробных уроков» и др.); закрепление сделанного профессионального выбора (обучение по краткосрочной программе учебных курсов).

При этом существуют и особые стадии профессионального становления художника широкого профиля в вузе: мотивация на профессиональный рост и укрепление устойчивого профессионального интереса; овладение профессиональными навыками на основе рационального использования светового дня; обогащение профессионального опыта в условиях различных практик; профессиональный конструктивный диалог в различных формах (курсовые просмотры, педагогические гостиные и др.); освоение различных видов декоративно-прикладного искусства с помощью крупнейших мастеров в выбранной области; приобщение к реальной практике выполнения художественного заказа; создание творческой работы, отражающей конечный результат обучения в вузе. На всех стадиях осуществляется глубокое погружение в образовательные среды вуза: материально-эстетическую, коммуникативную, культурно-развивающую, здоровьесберегающую.

таким образом, педагогический потенциал профессионального становления художников широкого профиля обусловлен рядом факторов:

• оптимизацией высшего профессионального художественного образования;

^ образование в сфере культуры Ы111 1 1

• стимулированием будущих художников к осмыслению традиций художественного образования с целью их сохранения и продолжения;

• личностным развитием эстетического отношения к миру и стремления к его преображению;

• общекультурной подготовкой студентов: для создания высокохудожественного произведения художнику широкого профиля необходимо обладать не только профессиональным мастерством, но и широкими знаниями в различных областях науки и искусства;

• расширением возможностей для самореа-

Примечания

1. Анисимов П. Ф, Байденко В. И. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. Ч. 2. Разд. 2.5. // Труды Исследовательского центра. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. C. 150—159.

2. Анцыферова А. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. Б. А. Бодрова. Москва : Ин-т психологии АН СССР, 1991. C. 21—40.

3. Берникова О. В. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально-полноценной личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). C. 176—182.

4. Бойко А. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 78—83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. № 25 (313).

6. Курбатова Н. В. Педагог-художник: проблемы профессиональной подготовки // Инициативы XXI века. 2012. № 3. C. 34—38.

References

1. Anisimov P. F., Baidenko V. I. Novoe kachestvo vysshego obrazovaniya v sovremennoi Rossii. Konceptual'no-programmnyi podkhod. Chast' 2. Razdel 2.5. [New quality of higher education in today's Russia. Conceptually, the program approach. Part 2. Section 2.5]. Trudy Issledovatel'skogo tsentra [Proceedings of the Research Center]. Moscow, Research center of problems of quality of trains, 1995. Pp. 150—159.

2. Antsyferova L. I. Razvitie lichnosti spetsialista kak sub"ekta svoei professional'noi zhizni [The development of the individual as a subject specialist of his professional life]. Psikhologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professional [Psychological research issues of identity formation professional]. Moscow, Publishing house of Institute of psychology Academy of the Academy of Sciences of the USSR, 1991. Pp. 21—40.

3. Bernikova O. V. Additional education as a condition of professional self-determination and the formation of socially — integrated personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 176—182. (in Russian)

4. Boiko L. I. Transformatsiya funktsii vysshego obrazovaniya i sotsial'nye pozitsii studenchestva [Transformation of functions of higher education and social position of students]. Sociological Studies. 2002, No. 3, pp. 78—83.

5. Vysshee professional'noe obrazovanie i kadrovaya politika v sovremennoi Rossii [Higher vocational education and personnel policy in modern Russia]. Analiticheskii vestnik Soveta Federatsii FS RF [Analitical bulletin of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation]. 2006, No. 25 (313).

6. Kurbatova N. V. Pedagog-khudozhnik: problemy professional'noi podgotovki [The teacher-artist training challenges of the XXI century]. Initsiativy XXI veka [Initiatives of the XXI century]. 2012, No. 3, pp. 34—38.

лизации личности на основе овладения различными видами изобразительного искусства.

Построение образовательного процесса, направленного на профессиональное становление художников широкого профиля в высшей школе, на основе авторской концепции С. Н. Андрияки, с учётом современных изменений, происходящих в образовании и культуре, может быть успешным, как с точки зрения успеваемости самих студентов, так и с позиции их эффективного трудоустройства по специальности, залогом чего и является их профессиональное становление как художников широкого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.