Научная статья на тему 'Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки -инновационная модель художественного вуза'

Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки -инновационная модель художественного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ / МЕТОДИКА СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ / ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖНИКА-УНИВЕРСАЛА / МЕТОД «НАГЛЯДНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ» / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SERGEY ANDRIAKA’S TEACHING TECHNIQUES / TRAINING OF ALL-ROUND CRAFTSMAN / VISUAL METHOD OF TEACHING / PROBLEMS OF MODERN ART EDUCATION / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрияка С. Н., Фомичёва Д. В.

Статья раскрывает основные аспекты концепции нового российского художественного вуза -Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Не имеющий аналогов не только в России, но и за рубежом художественный вуз предлагает ряд оригинальных эффективных решений ключевых проблем современного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow State Academy of Fine Arts of Sergey Andriaka - innovative model of university of arts

The article provides information about the main aspects of the concept of the newly established Russian art institution of higher education: Sergey Andriaka Moscow Academy of Watercolor Painting and Fine Arts. The institution has analogue neither in Russia nor beyond its borders. The Academy offers a number of original & effective solutions to key problems of the modern art education.

Текст научной работы на тему «Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки -инновационная модель художественного вуза»

за пределы представленного здесь учебного пособия. Это первый по времени из известных ныне документов, регламентирующих криптографическую деятельность в России. Сама личность патриарха Филарета, фактического

руководителя государства, придает документу исключительное значение. Время создания документа - 8 августа 1633 года, вероятно, заслуживает достойного упоминания среди памятных дат государственных служб России.

Литература

1.РГАДА. Ф167. Оп. 1. Ед. хр. 1.

2. Попов А. Н. Прибавление к статье о дипломатической тайнописи в древней России // Записки императорского Археологического общества. - Спб., 1853. Т. 5. С. 124-129.

3. Черепнин Л. В. Русская палеография. - М., 1956. С. 396.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ -ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

С. Н. Андрияка, действительный член Российской академии художеств, народный художник России, ректор Тел.: (495) 531-55-55 (доб. 434), e-mail: andr@ultranet.ru Д. В. Фомичёва, член-корреспондент Российской академии художеств,

учёный секретарь

Тел.: (916) 099-29-20, e-mail:fomichevadar@yandex.ru, dasha_Jomicheva@hotmail.com Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

http://academy.andriaka.ru

The article provides information about the main aspects of the concept of the newly established Russian art institution of higher education: Sergey Andriaka Moscow Academy of Watercolor Painting and Fine Arts. The institution has analogue neither in Russia nor beyond its borders. The Academy offers a number of original & effective solutions to key problems of the modern art education.

Статья раскрывает основные аспекты концепции нового российского художественного вуза -Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Не имеющий аналогов не только в России, но и за рубежом художественный вуз предлагает ряд оригинальных эффективных решений ключевых проблем современного художественного образования.

Ключевые слова: концепция Московской государственной академии акварели и изящных искусств, методика Сергея Андрияки, воспитание художника-универсала, метод «наглядного преподавания», проблемы современного художественного образования, дистанционное обучение.

Keywords: Sergey Andriaka’s teaching techniques, training of all-round craftsman, visual method of teaching, problems of modern art education, e-learning.

«Узкие специалисты существовали с древнейших времен и были бедствием» [1, с.

295], - сказал Го Си, великий китайский пейзажист XI столетия. А через тысячу лет С. П.

Капица утверждал: «Истинное образование

ты получаешь, когда занимаешься многими разными областями, они взаимно обогащают друг друга» [2].

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, которая в этом году осу-

ществила свой первый набор студентов, предлагает принципиально новую, не имеющую аналогов концепцию художественного вуза. Цель Академии - воспитание высококлассных мастеров-универсалов на базе фундаментальной академической подготовки. Впервые со времён Высокого Ренессанса мы возрождаем систему образования, оснащающую каждого художника обширным арсеналом изобразительных техник. Художник-универсал - творческая личность особого калибра и уровня профессионализма. Недаром Го Си считал, что живопись узких специалистов «подобна игре на одной струне» [1, с. 285]. К сожалению, сегодня степень специализации выпускников художественных вузов такова, что живописцы не умеют делать гравюру, графики не владеют техникой масляной живописи, скульпторы не способны скомпоновать орнамент и т. д.

Другая концептуально важная уникальная особенность Академии акварели и изящных искусств заключается в общедоступности академических курсов. Обычно в любой российский вуз дальше проходной и охранников могут попасть только педагоги и студенты этого вуза. В Академии каждый посетитель получает доступ на курсы рисунка, живописи и декоративно-прикладных искусств. При этом новый вуз охватывает все возрастные группы населения - от детей младшего школьного возраста до взрослых, которые имеют возможность пройти краткосрочное обучение по различным направлениям художественной деятельности без отрыва от учёбы или работы, зачастую осуществляя некогда несбыточную детскую мечту научиться рисовать, лепить, делать мозаику и т. д. Благодаря применению дистанционных технологий курсы при Академии позволят освоить востребованные в современном мире изобразительные техники, решить важнейшие задачи организации досуга детей, работающих взрослых и пенсионеров, повышения квалификации и переквалификации россиян, проживающих не только в столице, но и в самых отдалённых регионах страны.

Программы курсов для детей младшего школьного возраста разработаны с учётом особенностей детской психологии и физио-

логии. Занятия не только позволяют выявить одарённых детей, научить их профессиональному владению основами рисунка и живописи, но, самое главное, приобщить молодое поколение к культуре.

У животных одна родина -природа. У человечества, в отличие от животных, две родины - природа и культура.

Родная культура -благоприятная среда, в которой развивается гармоничная личность и без которой человек перестает быть человеком. Академия берёт на себя важнейшую миссию приобщения к культуре не только студентов-художников, но и так называемых «широких масс населения». Мы убеждены, что это совершенно необходимо для полноценного существования культурного общества. Почему? Приведём только один пример: современные издательства часто публикуют детские книги (включая школьные учебники) с вульгарными низкопробными иллюстрациями, идя на поводу у вкусов публики, воспитанной эстетикой шопинга, шоу-бизнеса и глянцевых журналов. Продукция современных издательств зачастую развращает вкус детей (а ведь иллюстрированная книга - это мощная традиция воспитания словом и образом, первый важнейший опыт соприкосновения маленького человека с литературой и изобразительным искусством). Очевидно, что необходимо воспитывать не только культурных художников, но и культурное общество ценителей художественных произведений.

Академия акварели и изящных искусств ставит задачу возрождения высочайшего уровня классического европейского художественного образования. Мы убеждены: академическая художественная школа является великим достижением мировой культуры и подлежит сохранению, как, безусловно, подлежат сохранению классические школы балета и музыкального исполнительства.

Академическая школа рисунка и живописи - колоссальный аккумулятор опыта десятков поколений художников, подобный своеобразному «коллективному разуму», «ноосфере культуры». Впервые за время существования послереволюционной российской художественной школы педагоги Ака-

демии изучают методы и системы преподавания в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Императорском Строгановском училище, Училище барона Штиглица, штудируют колоссальный свод текстов классических русских и зарубежных трактатов и пособий по всем художественным техникам и направлениям, которые будут преподаваться в Академии акварели и изящных искусств. Благодаря развитию Интернета впервые в истории для исследователя классической художественной школы стал доступен огромный массив ценной информации, и в Академии активно осваивается этот материал.

Новый вуз не только ставит перед собой задачу взять всё лучшее из классической традиции изобразительного искусства. Наша главная цель состоит в том, чтобы истинный талант, впитав традицию, посмотрел на мир своими глазами и ощутил его красоту через собственное восприятие. Только тогда мы получим живое продолжение традиции, а не её фиктивное возрождение. Мы хотим и должны помочь каждому прийти к себе. Ведь любой человек со своим внутренним миром неповторим. Это и есть то чудо, которое скрыто в нас. Однако художник никогда не сможет произнести своё слово в культуре, если он не владеет языком изобразительного искусства. Мы должны вооружить его умением свободно высказываться, научив творчески использовать этот богатейший язык.

Важнейшая сфера деятельности Академии - работа с регионами, которая строится на принципиально новой основе. Не секрет, что студенты из регионов, поступившие в столичные художественные вузы, как правило, прилагают все усилия к тому, чтобы после получения диплома остаться жить и работать в Москве, пополняя огромную армию зачастую безработных московских художников. В результате в регионах не только падает общий уровень культуры, но и ощущается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров по всей «вертикали» художественного образования: от изостудий, художественных школ и училищ до вузов. Именно поэтому, в отличие от других московских вузов, Академия не осуществляет обучение студентов из регионов, а открывает курсы повышения квалификации для педагогов региональных учебных заведений. Академия не только подготовит педагогические

кадры для регионов, но и на постоянной основе будет оказывать им методическую и организационную помощь в осуществлении учебного процесса, что позволит существенно поднять уровень художественного образования по всей стране.

В дореволюционной России Императорская Академия художеств функционировала не только как лучший художественный вуз, но и как крупнейший в стране методический центр художественного образования. После разрушения дореволюционной системы обучения ни один из российских вузов не взял на себя эту ключевую функцию. Академия ставит перед собой задачу восполнить этот серьёзный пробел. С современными возможностями дистанционного обучения, использованием информационных технологий подобная работа может проводиться на принципиально новом, несопоставимо более высоком уровне, чем это было возможно в XIX столетии. На сегодняшний момент сотрудниками Академии уже создано большое количество цифровых версий видеоуроков. Планируется использовать все возможные формы дистанционного обучения. При этом мы полностью согласны с мнением В. Б. Моисеева: «Интернет-обучение не вместо традиционного, а вместе с ним» [3].

Дистанционные технологии - эффективное средство преодоления неравенства в доступности качественного художественного образования для жителей центральных регионов и отдалённых областей нашей страны. Российские студенты справедливо полагают, что необходимо «создание единых информационных образовательных порталов с выложенными на портале видеозаписями публичных лекций и т. п., позволяющих получать знания удалённо, не выходя из дома и учиться любому, имеющему доступ в Интернет» [4].

Но каким образом возможно за отведённые государством шесть лет воспитать из каждого студента мастера-универсала, владеющего техниками акварельной и масляной живописи, настенной росписи, иконописи, мозаики, витража, флорентийской мозаики, офорта, пастели, книжной графики, ручной мультипликации, скульптуры малых форм, керамики, лепки и моделирования фарфора, живописи по фарфору, майолики, миниатюрной эмали, основами ювелирного дела, реставрации иконописи, графики и живописи, архитектурного проектирования, дизайна

упаковки? Каким образом сделать максимально эффективным обучение детей и взрослых на краткосрочных курсах?

Очевидно, что необходимы новые сверхэффективные метод и система преподавания, отличные от тех, что применяются в других художественных вузах. В основу системы преподавания в Академии акварели и изящных искусств положен возрождённый на новом современном уровне самый эффективный метод обучения художников: так называемый «метод наглядного преподавания», основанный на совместном, одновременном выполнении всех заданий педагогом и его учениками. В 1909 году Э. К. фон Липгарт писал о преимуществах «метода наглядного преподавания, единственно хорошего... Эта система - профессор, работающий сам перед своими учениками. была оставлена совершенно» [5].

Другой концептуально важный момент в нашей системе преподавания - это обучение в процессе выполнения реальных заказов. Мы редко задумываемся о том, что именно «метод наглядного преподавания» в сочетании с работой над реальными заказами дал мировой культуре непревзойдённых мастеров Возрождения. Трудно переоценить, насколько важно для студента осознание того, что выполняемая им учебная работа не является всего лишь упражнением, задачкой, которая, скорее всего, будет вечно валяться в его личном архиве или отправится в мусорное ведро. Все курсовые и дипломные проекты студентов Академии будут работами над реальными заказами, осуществляемыми под руководством высококвалифицированных педагогов. Общепризнанное преимущество лучших европейских и американских вузов -постоянное участие студентов в практической научной работе. Как говорят сами студенты, «лучшее образование - практическое с периодическими «методическими вставками» [4]. Выполняя каждый проект, студенты получат важнейшие навыки ведения переговоров и выстраивания отношений с заказчиком, опыт совместной работы с техниками и технологами.

На краткосрочных курсах для детей и взрослых каждый ученик от начала до конца создаст полноценное произведение искусства, которое сможет украсить любой дом: живописную работу, икону, мозаичное панно, витраж, ювелирное изделие, декоративную керамическую вазу и т. д. Академия предлагает студентам и учащимся уникальное сочетание лучших традиций классической школы

с возможностью выполнять художественные произведения на самом современном оборудовании (включая станки гидроабразивной и лазерной резки для камня, фьюзинговую печь для витража и др.).

Выполняя государственные, корпоративные или частные заказы на художественные произведения, новый вуз не только решает проблему отрыва академического образования от производства, но и задачу заработка средств на собственные нужды. Одновременно решается и проблема несогласованности выпусков вузов с потребностями рынка труда. Выпускники Академии акварели и изящных искусств будут востребованы на предприятиях, производящих ювелирные изделия, фарфор и керамику, в дизайнерских студиях, строительных фирмах, иконописных мастерских, издательствах, компаниях по производству различных видов упаковки, проектных институтах, мультипликационных студиях, на мебельном производстве и т. д. Студенты в процессе учёбы ознакомятся с различными производствами и выберут наиболее интересные для себя сферы художественного творчества. (Обычно выпускники «традиционных» художественных вузов после получения диплома уходят в «никуда», тратя годы на поиск своего места в профессиональной жизни, а в итоге часто вынуждены зарабатывать на жизнь в областях, весьма далёких от художественного творчества.)

Выпускники Академии акварели и изящных искусств смогут грамотно выстроить деловые отношения с работодателями на российском и международном рынке труда, поскольку им будет преподано юридическое право для художников, авторское право и основы менеджмента в арт-бизнесе. Это позволит исключить распространённую сегодня практику заключения кабальных контрактов на немыслимых условиях (с безвозмездной передачей авторских прав и т. п.). Помимо этого, каждый студент на должном уровне изучит английский язык, который сегодня является не столько иностранным, сколько основным языком коммуникации в «глобальной деревне», главным языком Интернета.

Но как воспитать современного художника? Правильно ли предложить ему принцип: «я не верю в современное - меня интересует только вечное»? [6] Как объяснить студенту, ради чего рисует художник? Ведь живопись может быть как «богословием в красках» (икона), философией в красках (Леонардо), поэзией в красках (импрессиони-

сты), так и «истерикой в красках», «богохульством в красках» и т. д. Каких художников и как планирует воспитывать Академия? Развёрнутые ответы на эти ключевые вопросы вы найдёте в нашей следующей публикации об Академии акварели - концептуально новом, инновационном художественном вузе, который не только станет лидирующим центром фундаментального художественного

образования во всём мире. С. П. Капица утверждал: «Идейная пустота, наполняющая мир. является одной из сложнейших общекультурных проблем» [2]. Академия акварели призвана решать ключевые задачи сохранения и живого продолжения лучших традиций великой русской культуры, задачи борьбы с духовной опустошённостью современного мира.

Литература

1. Слово о живописи из Сада в горчичное зерно / Пер. с кит. Завадской Е. В. - М.: Наука, 1969.

2. Капица С. П. Я не сторонник катастрофического взгляда на жизнь // Частный корреспондент, 14 августа 2012. http://www.chaskor.ru/article/sergej_kapitsa_ya_ne_storonnik_katastroficheskogo_vzglyada_na_ zhizn_23017.

3. Моисеев В. Б. Интернет-обучение не вместо традиционного, а вместе с ним: Цитата // Открытое образование. http://www.e-ioe.ru/OO citati.html.

4. Яницкий О. Н. Высшее образование: проблемы, перспективы (размышление после дискуссии) // Блог Яницкого О. Н. // Институт социологии РАН. http://www.isras.ru/blog van 2.html.

5. Липгарт Э. К. фон. Краткий исторический обзор мер, принимавшихся в деле надзора за пенсионерами Императорской Академии художеств, пребывавшими за границею, и выполнения ими положенных художественных занятий. - СПб., 1911. С. 24.

6. Гаврилин В. А. О музыке и не только. Записи разных лет. - СПб.: Композитор, 2003. С. 185.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Международный образовательный форум «Мир на пути к smart-обществу» состоится 09-10 октября 2012 года в Москве в МВЦ «Крокус Экспо».

Впервые в России пройдет мероприятие, посвященное вопросам развития общества в направлении smart, способного реагировать на глобальные изменения в мире и соответствовать тенденциям технологической революции.

Форум проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Комитета Государственной Думы РФ по образованию, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Департамента образования г. Москвы.

Организаторами форума выступают Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийский открытый институт (ЕАОИ), Некоммерческое партнерство «Центр развития современных образовательных технологий» (НП ЦРСОТ).

Генеральный партнер форума - ОАО «РОСНАНО». Партнеры форума - Ассоциация некоммерческих образовательных организаций (АсНООР), Европейская сеть дистанционного и электронного обучения (EDEN), Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и другие российские и зарубежные образовательные учреждения, организации, компании, представляющие лучшие образцы высокотехнологичного оборудования и услуг в сфере образования. Генеральный информационный партнер - «РИА Новости».

Деловая программа Международного образовательного форума предусматривает проведение тематических семинаров, мастер-классов и круглых столов с участием ведущих экспертов; конкурсов на лучшие решения года в области инноваций в образовании в корпоративном и академическом секторах, в среднем и высшем образовании; фестиваля инновационных проектов EduTech Innovation Fest.

Информация о мероприятиях форума размещается на сайтах www.setforum.ru, www.elearnins-russia.ru,www.edu-tech.ru.

Руководитель проекта Smart E-Learning Россия Наталья Червонцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.