Научная статья на тему 'Многоуровневое образование в художественном вузе: от художника широкого профиля к художнику-педагогу'

Многоуровневое образование в художественном вузе: от художника широкого профиля к художнику-педагогу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ХУДОЖНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DEVELOPING EDUCATION / ARTIST-TEACHER / ARTIST OF WIDE PROFILE / CREATIVE SELF-REALIZATION / MULTI-LEVEL ART EDUCATION / CONTINUING ART EDUCATION / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Н.В.

В условиях повсеместного перехода к развивающему обучению в российской системе высшего художественного образования назрела необходимость введения новой квалификации художник-педагог, как составной части общей системы подготовки художника широкого профиля. Для этого в современных условиях многоуровневости образования необходимо изменить акценты, и тогда художник широкого профиля реализуется в рамках специалитета, а художник-педагог в рамках повышенного уровня того, что в рамках традиционной системы соответствует магистратуре. Если художник широкого профиля овладевает наследием прошлого, обучаясь на классических образцах, то художник-педагог это прежде всего мастер, творческая индивидуальность которого возникает через ученичество, через постепенное и поэтапное приобщение к классическому искусству, завершающееся становлением собственного художественного стиля. Художник-педагог, и в этом убеждает опыт работы Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, может стать ещё одним шагом в развитии художественного образования как многоуровневого и непрерывного системного целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL UNIVERSITY DEGREE IN ART HIGH SCHOOL: FROM THE ARTIST OF WIDE PROFILE TO THE ARTIST-TEACHER

In the context of the widespread transition to developing training in the Russian system of higher art education there is a need to introduce a new qualification artist-teacher, as an integral part of the overall system of training the artist of wide profile. To do this, in the present conditions multilevel need to change the focus and then: the artist of wide profile is realized within specialties, and the artist-educator in the framework of the increased level that corresponds to the magistracy in the traditional system. If the artist of wide profile masters the heritage of the past, learning from the classic design, the artist-teacher is primarily a master whose creative individuality arises through apprenticeships, through a gradual and phased introduction to classical art, culminating in the emergence of his own artistic style. The artist-educator, and this convinces the experience of the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka may be another step in the development of art education as a continuous multi-level and systemic whole.

Текст научной работы на тему «Многоуровневое образование в художественном вузе: от художника широкого профиля к художнику-педагогу»

НОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВУЗЕ: ОТ ХУДОЖНИКА ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ К ХУДОЖНИКУ-ПЕДАГОГУ

УДК 37.014.53 Н. В. Курбатова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

В условиях повсеместного перехода к развивающему обучению в российской системе высшего художественного образования назрела необходимость введения новой квалификации — художник-педагог, как составной части общей системы подготовки художника широкого профиля. Для этого в современных условиях многоуровневости образования необходимо изменить акценты, и тогда художник широкого профиля реализуется в рамках специалитета, а художник-педагог — в рамках повышенного уровня — того, что в рамках традиционной системы соответствует магистратуре. Если художник широкого профиля овладевает наследием прошлого, обучаясь на классических образцах, то художник-педагог — это прежде всего мастер, творческая индивидуальность которого возникает через ученичество, через постепенное и поэтапное приобщение к классическому искусству, завершающееся становлением собственного художественного стиля. Художник-педагог, и в этом убеждает опыт работы Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, может стать ещё одним шагом в развитии художественного образования как многоуровневого и непрерывного системного целого.

Ключевые слова: профессиональное становление, развивающее обучение, художник-педагог, художник широкого профиля, творческая самореализация, многоуровневое художественное образование, непрерывное художественное образование, высшая школа.

N. B. Kurbatova

Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy, Moscow Department of Culture, Akademika Vargi str., 15, 117133, Moscow, Russian Federation

MULTI-LEVEL UNIVERSITY DEGREE IN ART HIGH SCHOOL: FROM THE ARTIST OF WIDE PROFILE TO THE ARTIST-TEACHER

In the context of the widespread transition to developing training in the Russian system of higher art education there is a need to introduce a new qualification — artist-teacher, as an integral part of the overall system of training the artist of wide profile. To do this, in the present conditions multilevel need to change the focus and then: the artist of wide profile is realized within specialties, and the artist-educator — in the framework of the increased level — that corresponds to the magistracy in the traditional system. If the artist of wide profile masters the heritage of the past, learning from the classic design, the artist-teacher — is primarily a master whose creative individuality arises through apprenticeships, through a gradual and phased introduction to classical art, culminating in the emergence of his own artistic style. The artist-educator, and this convinces the experience of the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka may be another step in the development of art education as a continuous multi-level and systemic whole.

Keywords: professional development, developing education, artist-teacher, artist of wide profile, creative self-realization, multi-level art education, continuing art education, high school.

КУРБАТОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, первый проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва

KURBATOVA NATALIA VICTOROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), First Vice-Rector of the Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy

e-mail: kurbatovanv@yandex.ru © Курбатова Н. В., 2016

Вне зависимости от наших симпатий, желаний или предпочтений, образование никогда не было и, судя по всему, не будет единообразным, а всегда было, есть и будет дифференцированным и многоуровневым. Если в глубокой древности исключительность или особенность того или иного образования определялась именем учителя, затем названием университета, то в начале XXI века - целой совокупностью признаков, в числе которых будут и название учебного заведения, и фамилии педагогов, и сертификаты, допуски, награды, дипломы и т.д. В последнее время предпринимаются попытки несколько упорядочить подобную дифференциацию и ввести некие объективные показатели, указав в их числе и так называемый рейтинг специалиста.

Не вступая в полемику с подобным механистичным подходом к определению профессионализма относительно технических и естественнонаучных специальностей, усомнимся тем не менее в его обоснованности применительно к художественному образованию. Педагогика в области искусства - особая сфера деятельности, исключительное положение которой обусловлено признаваемой с глубокой древности исключительно тонкой и хрупкой духовной субстанцией, свойственной искусству. Не случайно в российском образовании даже возникло понятие «педагогика искусства», относящееся к целой сфере педагогической деятельности. Наиболее наглядно педагогика искусства раскрывает свой потенциал при преподавании изобразительного искусства в пространстве музея [6; 7], в деятельности арт-студий [5]. Поэтому применительно к художественному образованию невозможны так называемые объективные характеристики и необходимы иные показатели, в основе которых будет лежать оценка мастера. Но в этом случае необхо-

дима и такая система обучения специалистов в области художественного образования, которая обеспечивала бы подготовку тех, кто совмещал бы в своей деятельности профессиональную и педагогическую оценку будущих художников, музыкантов, танцоров, скульпторов, режиссёров, актёров и иных представителей «творческих профессий».

Применительно к художественному образованию в области изобразительного искусства целесообразно говорить о введении такой квалификации как «художник-педагог». В необходимости художника-педагога убеждает и опыт автора, работающего в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, и анализ существующих тенденций в области российского художественного образования.

Одной из определяющих тенденций развития современного российского образования является стандартизация и регламентация учебно-воспитательного процесса, распространение различных форм организации взаимодействия между образовательными учреждениями [4].

За последние пять лет появились такие основополагающие документы, определяющие развитие учреждений образования и культуры, как Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), «Концепция развития дополнительного образования» (утверждена распоряжением № 1726-р Правительства РФ от 04 сентября 2014 года), «Основы государственной культурной политики», а также концепции, программы и доктрины, определяющие цели и задачи развития учреждений образования и культуры на ближайшую перспективу. Кроме того, был опубликован и представлен для широкого обсуждения целый ряд документов, посвящённых проблемам формирования

и развития ценностных установок у детей и молодёжи, активизации воспитательной работы и т.д.

Все вышеуказанные документы свидетельствуют о происшедшем переходе к развивающему обучению во всей образовательной сфере, что предполагает отказ от традиционной знаниевой модели в пользу новой - инновационной; о возрастании значения социальной и профессиональной мобильности, о повышении статуса общей культуры как совокупности устоявшихся норм и практики организации жизнедеятельности человека и общества, об усилении внимания к воспитанию обучающихся [3; 8; 9]. Вне всякого сомнения, положительное разрешение данных тенденций в художественном образовании невозможно без активной и системной работы над повышением статуса педагога высшей школы, профессионала своего дела, а также без формирования (в области изобразительного искусства) художника-педагога, мастера, стимулирующего и направляющего творческие поиски студентов. В необходимости подобной деятельности убеждает и история развития Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

В настоящее время ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» - единственное высшее учебное заведение, где на основе авторской концепции Сергея Андрияки ведётся подготовка специалистов по специальности «Живопись». Методологическим фундаментом Академии стали традиции российской художественной школы - Императорской Академии художеств, где подготовка велась по классическим принципам и на основе древнейшего принципа постижения искусства - от мастера к ученику. Несмотря на то, что вуз существует с 2012 года, за это короткое время в Академии сложились свои традиции,

оформилась собственная художественно-педагогическая школа.

Концепция профессионального становления студентов, обучающихся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, направлена на оптимизацию подготовки художников широкого профиля и исходит из того, что сущностными составляющими профессионального становления художника широкого профиля являются: понимание профессии художника как сложной, требующей особой высококвалифицированной подготовки, имеющей большую социально-культурную значимость трудовой деятельности; высокий уровень овладения рукотворным ремеслом в разных видах изобразительного искусства; устойчивость профессиональных интересов; целостное видение конечного результата; высокий уровень творческого воображения [2]. К основным качествам личности художника широкого профиля относятся ответственность, скрупулёзность в подходе к выполнению творческого замысла, мотивация на постоянный профессиональный рост, любознательность к процессам и технологиям художественного производства, широкий культурный кругозор и общая эрудиция в области искусства, умение работать в творческой группе, развитое эстетическое отношение к окружающему миру.

Отстаивая и всячески популяризируя концепцию С. Н. Андрияки, педагогический коллектив смог добиться значительных успехов [2]. Тем не менее в процессе реализации стало очевидно и то, что эффективная система художественного образования должна выпускать не только художника широкого профиля, но и художника-педагога.

Сама природа творчества предполагает постоянное восхождение - от простого к сложному, от неизвестного к

известному, к от незнания к знанию и т.д. Всё это делает дифференциацию и стимул к творческой деятельности одними из условий образовательного процесса в художественном вузе. Поэтому художнику широкого профиля надо не только стремиться к совершенству, но и видеть перед собой более высокую профессионально значимую ступень, которой и является художник-педагог.

Художник широкого профиля возникает в рамках традиционной системы подготовки специалиста, предполагающей непрерывность в системе высшего профессионального образования. Не обязательно, чтобы специалист «широкого профиля» в области художественного образования занимался живописью.

Как нам представляется, «широта профиля» может быть рассмотрена как объективная потребность всего художественного образования, вынужденного приспосабливаться к быстро меняющимся требованиям времени, учитывать грандиозные изменения, происходящие как в области культуры, так и в смежных областях [1]. Тем не менее в своём видении ситуации мы прежде всего основываемся на анализе развития художественного образования в области изобразительной деятельности [8; 9].

Благодаря инновационной деятельности Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки по разработке, апробации и внедрению в учебный процесс новой специальности «Живопись» в высшем профессиональном образовании постепенно складывается понимание необходимости новой профессии - художника широкого профиля. Однако практика работы Академии показывает, что художник широкого профиля - одна из важнейших «ступеней» в профессиональном становлении художника. На сегодняшний день необходимо введение ещё одной - худож-

ника-педагога, представляющего собою более высокий уровень по отношению к художнику широкого профиля.

В современных условиях многоуровне-вости образования необходимо несколько изменить акценты, и тогда художник широкого профиля реализуется в рамках специалитета, а художник-педагог -в рамках повышенного уровня - того, что в рамках традиционной системы соответствует магистратуре. Как нам представляется, здесь не наблюдается никакого противоречия. В высшей школе есть и достаточно успешный опыт обучения студентов после специалитета в магистратуре. Впрочем, возможным вариантом, в том случае, если российское образование откажется от самой возможности обучения в магистратуре после специалитета, является подготовка художника-педагога на последнем году обучения художника широкого профиля.

В отличие от художника широкого профиля на первом месте у художника-педагога стоит наличие собственного художественного стиля. Если художник широкого профиля овладевает наследием прошлого, обучаясь на классических образцах, то художник-педагог - это в первую очередь мастер, творческая индивидуальность которого возникает через ученичество, через постепенное и поэтапное приобщение к классическому искусству, завершающееся становлением собственного художественного стиля.

В процессе подготовки художника широкого профиля через выставки, творческие конкурсы постепенно происходит выделение круга тех наиболее талантливых и одарённых художников, которые в дальнейшем (лучше по завершении обучения и в рамках магистратуры) продолжат обучение уже как художники-педагоги. Введение художника-педагога представляется необходимым как с точки

зрения сохранения многоуровневости художественного образования, так и его непрерывности. Ведь магистратура, а значит, и художник-педагог необязательно должны последовать сразу за специали-тетом (возможен, но не очень желателен и иной вариант, когда художник-педагог складывается на последнем курсе специ-алитета; в этом случае необходима дифференциация выпускников, допускающая, что очень небольшой части может быть присвоено две квалификации - «художник широкого профиля» и «художник-педагог»). Выпускник, художник широкого профиля получает возможность профессионально реализовать себя и лишь затем вернуться к обучению. Это ещё один из примеров функционирования непрерывного художественного образования.

Разумеется, ещё не существует профессиональных характеристик художника-педагога. Однако профессиональное сообщество может и должно выступить инициатором по их внедрению. Какими же видятся содержательные характеристики художника-педагога?

Во-первых, это профессионал, прекрасно владеющий всеми профессиональными компетенциями художника-педагога. Не коммуникабельность, а профессиональная состоятельность является важнейшим показателем художника-педагога. Во-вторых, успешность выставоч-

Примечания

1. Дуликов В. З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 1. С. 94-97.

2. Курбатова Н. В. Концептуальные основы профессионального становления художников широкого профиля в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 222-227.

3. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва : Гелиос АРВ, 2000. 228 с.

4. Поль Д. В, Сусакова О. Н. Сетевая организация образовательных учреждений: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 4. С. 175-180.

5. Томилина Е. Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий ИЗО, музыкального образования, литературных студий) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 6. С. 109-111.

ной деятельности во время обучения на художника-педагога. Для становления художника, мастера своего дела, очень важна профессиональная востребованность. Художник-педагог должен быть не только профессионалом, но и понимать особенности восприятия и оценки произведений живописи заказчиками. Художник-педагог должен быть и профессионалом, и специалистом в области психологии реальных и потенциальных заказчиков. В-третьих, и эта характеристика не является обязательной, это наличие собственных учеников, то есть тех, кто следует авторской манере работы.

Вышеуказанные характеристики художника-педагога не являются раз и навсегда данными. Они, скорее, приглашают к началу дискуссии, являя собой первое обсуждение необходимости содержательного, а затем и институционального оформления новой специальности - «художник-педагог», продолжающей идею профессионального становления художника широкого профиля и выстраивающей её в рамках многоуровневого художественного образования на основах преемственности и последовательности. От своевременного и всестороннего обсуждения во многом и зависит то, каким будет российское профессиональное художественное образование в области изобразительной деятельности.

6. Фомина Н. Н. Концепция художественно-педагогического музея. Москва : ЦХК и О, 1992. 20 с.

7. Фомина Н. Н. Изобразительное искусство и образование // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. Москва, 1998. С. 99-115.

8. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке : Аналитический обзор / Бюро ЮНЕСКО в Москве ; Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Минск, 2012. 67 с.

9. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке : Материалы аналитического отчёта ЮНЕСКО, 2014 [Электронный ресурс] // Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ : [веб http://www.mfgs-sng.org/activity/education/1645.html.

References

1. Dulikov V. Z. Kriterii sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti [Criteria of social-cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2004, No. 1, pp. 94-97.

2. Kurbatova N. B. Conceptual bases of artists' professional development at university. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 222-227.

3. Nikandrov N. D. Rossiya: sotsializatsiya i vospitanie na rubezhe tysyacheletii [Russia: socialization and education at the turn of the millennium]. Moscow, Publishing house "Gelios ARV", 2000. 228 p.

4. Pol' D. V., Susakova O. N. Setevaya organizatsiya obrazovatel'nykh uchrezhdenii: problemy i perspektivy [Network organization of educational institutions: problems and prospects]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010, No. 4, pp. 175-180.

5. Tomilina E. G. Spetsifika pedagogicheskoi deyatel'nosti art-studii (studii IZO, muzykal'nogo obrazovaniya, lit-eraturnykh studii) [Specificity of pedagogical activity of art studio (studio of arts, music education, literary studios)].

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2007, No. 6, pp. 109-111.

6. Fomina N. N. Kontseptsiya khudozhestvenno-pedagogicheskogo muzeya [Concept of artistic and pedagogical museum]. Moscow, 1992. 20 p.

7. Fomina N. N. Izobrazitel'noe iskusstvo i obrazovanie [Visual Arts and Education]. Sodruzhestvo shkoly i uchrezhdenii kul'tury v khudozhestvennom vospitanii uchashhikhsya [Commonwealth of schools and cultural institutions in the artistic education of pupils]. Moscow, 1998. Pp. 99-115.

8. Khudozhestvennoe obrazovanie v stranakh SNG: razvitie tvorcheskogo potentsiala v XXI veke: Аnaliticheskii obzor [Arts education in CIS countries: development of creativity in the XXI century: Analytical review]. Minsk, 2012. 67 p.

9. Khudozhestvennoe obrazovanie v stranakh SNG: razvitie tvorcheskogo potentsiala v XXI veke: Materialy analiticheskogo otchyota YUNESKO 2014 [Arts education in CIS countries: development of creativity in the XXI Century: Proceedings of the analytical report by UNESCO 2014]. Available at: http://www.mfgs-sng.org/activity/ education/1645.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.