Однако, несмотря на то, что общая проблема становления творческой индивидуальности освещена в научной литературе, но, на наш взгляд, методв и методики использования Комплексной Сказкотерапии недостаточно систематизированы для развитиятворческой индивидуальности студентов педагогических специальностей.
Проведенное нами исследование позволило обосновать и экспериментально апробировать авторские творческие идеи, а также обозначить круг актуальных вопросов, связанных с использованием педагогического педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в формировании и развитии творческой индивидуальности студентов педагогических специальностей, которая является важнейшей стороной профессионально-личностной подготовки будущего педагога[10].
Важнейшим фактором повышения эффективности развития творческой индивидуальности студента -будущего педагога выступают средства педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии, которую вслед за Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и О.И. Каяшевой мы определяем как природосообразный психолого-педагогический метод, в основе которого лежит использование метафоричности и архетипичности различных видов сказок в целях развития творческой индивидуальности и других качеств личности, а также проективной психодиагностики, психокоррекции и психотерапии [10]. Творческая индивидуальность в нашем исследовании представлена как результат образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, которые реализуются благодаря использованию технологий и методик Комплексной Сказкотерапии.
Проведенное исследование доказывает, что педагогический потенциал Комплексной Сказкотерапии способствует развитию творческой индивидуальности будущих педагогов при создании особой психолого-педагогической среды, согласующейся с принципами Комплексной Сказкотерапии и активно использующей сказкотерапевтические техники и методики.
Литература:
1. Вачков В.И. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
2. Везетиу Е.В. Проблема готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. с. 31-34.
3. Гильманов, С.А., Видт, И.Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала./ С.А. Гильманов, И.Е. Видт-Тюмень: ТОИПКПК, ТРНЦ СО РАО, -1995. - 16 с.
4. Горовая, В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. / В.И. Голровая - СПб., - 1995. - 355 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Фролов, Д.Ф., Грабенко, Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, -2004. - 304 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО «Речь», - 2000. - 310 с.
7. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Самара, 2012.
8. Макаренко Ю.В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг // Педагогический вестник. 2020. № 14. с. 67-68.
9. Пономарёва Е.Ю. Психологические факторы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов // Педагогический вестник. 2020. № 12. с. 40-42.
10. Сергеева, Н.Ю. Из опыта арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Ю. Сергеева // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 3. - С. 112-126.
11. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования: дис.... кандидата пед. наук / А.Ю. Сметанина - Великий Новгород, -2008. - 201 с.
12. Угринчук, О.Н. Арт-педагогическое сопровождение развития творческой индивидуальности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций / Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин, О.Н. Угринчук, // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. с. 312-316
13. Шехтман, Е.Б. Организация педагогической деятельности методиста по развитию творческой индивидуальности воспитателей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Шехтман - Великий Новгород, - 2011. - 23 с.
Педагогика
УДК 378.016
доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета начального, дошкольного и специального образования Щербаков Сергей Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доктор филологических наук, профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Щербакова Наталья Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В данной статье рассматривается значение непрерывной образовательной практики в профессиональном воспитании студента педагогического вуза. Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению воспитательных возможностей педагогической практики. Проводится сравнительный анализ профессионально-личностных характеристик (мотивации, профессиональной направленности, рефлексии) у студентов первого и четвертого курса. Раскрывается опыт профессионального воспитания студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, профессиональное образование, профессиональная среда, практическая направленность, куратор-наставник.
Anrntation. This article discusses the importance of continuous educational practice in the professional education of a student of a pedagogical University. The results of an empirical study devoted to the study of educational opportunities of pedagogical practice are presented. A comparative analysis of professional and personal characteristics-motivation, professional orientation, reflection in first-and fourth-year students is carried out. The article reveals the experience of professional education of students of a pedagogical University.
Keywords: professional education, professional education, professional environment, practical orientation, curator-mentor.
Введение. Развитие профессионально-педагогической направленности, профессиональных ценностей, педагогической мотивации и других неотъемлемых характеристик личности и деятельности педагога определяется не только наличием хорошей предметно-профессиональной подготовкой, но и эффективно реализуемой системой профессионального воспитания [2; 4; 8-10]. В общей профессиональной подготовке студента педагогического вуза, именно, профессиональное воспитание позволяет приобрести студенту, еще до начала самостоятельной трудовой деятельности, опыт переживания своих успехов и неудач, укрепиться в ценностных основаниях педагогической профессии, устранить рассогласование в системе профессиональных смыслов, убеждений и поступков, приобрести первичную профессиональную идентичность и.т.д. [2; 4; 10].
Теоретико-методологические основы проблемы профессионального воспитания студентов отражены в трудах А.В. Репринцева, Н.А. Баранова, В.И. Белов Н.Н. Дьяченко, С.Б. Елканова, М.А. Захарова, М.А. Исаева, И.А. Карпачёва, О.Ю. Макаровой, В.П. Мезинова, А.В. Спирина, В.З. Юсупова и др. [4; 10] Обобщая различные позиции исследователей по данному вопросу, профессиональное воспитание определяется нами как целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия всех структурных подразделений вуза, образовательных и общественных организаций, направленных на формирование личностных и профессиональных качеств студентов.
Большое внимание в профессиональном воспитании уделяется образовательной деятельности, стержнем которой является психолого-педагогическая, предметная и методическая подготовка. Большинство задач профессионального воспитания в процессе преподавания решается через содержание учебной дисциплины, отбор оптимальных форм, методов и средств обучения. В основе лежит практическая направленность обучения студентов [2; 3; 5]. На этапе обучения обеспечивается переход от учебно-познавательной деятельности к профессиональной. Данная позиция была раскрыта в концептуальных положениях контекстного обучения, разработанного А.А. Вербицким. В основе лежит положение о поэтапном переходе студентов от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры), к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практика, стажировка), а от неё - к реальной профессиональной деятельности [1]. Этот подход к обучению студентов в полной мере можно реализовать только в совместной деятельности с образовательными организациями. Вместе с тем, на наш взгляд, немаловажным условием профессионального воспитания студента является активное погружение студента в профессиональную среду и развитие субъектности студента, т.е. повышение его собственной активности и самостоятельности в профессиональном становлении. Повышение активности и самостоятельности осуществляется благодаря всем образовательным возможностям вуза и образовательным организациям, на базе которых осуществляется практическая подготовка студентов. Так, традиционная система подготовки будущих педагогов в основном построена на имеющимся потенциале высшего учебного заведения. В то же время в качестве подготовки будущих специалистов заинтересованы работодатели. В современной системе подготовки специалистов образовательным организациям отводится значительная роль: это место для проведения педагогических практик и других мероприятий. Но из-за эпизодичности их проведения студент в полной мере не может быть погружен в профессиональную среду. Вместе с тем, образовательные организации обладают большим воспитательным потенциалом в формировании профессиональных и личностных качеств будущего специалиста и в связи с этим необходим поиск новых подходов к взаимной заинтересованности и ответственности высшего учебного заведения и Министерства образования региона в повышении качества подготовки будущих учителей, воспитателей, дефектологов, психологов, социальных педагогов. В целом, должна быть создана система профессионального воспитания студентов с активным включением в этот процесс образовательных организаций.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения возможности профессионального воспитания студентов в процессе прохождения непрерывной педагогической практики было проведено пилотажное исследование (2018-2019 гг.), в котором приняли участие 65 человек (студенты факультета начального дошкольного и специального образования (НДиСО) Омского государственного педагогического университета). Выборка была поделена на 2 группы: 1 группа - студенты 1 курса (n= 37), 2 группа - студенты 4 курса (n= 28). Для исследования были использованы следующие методы: анализ продуктов деятельности и метод свободного опроса. В качестве анализируемых продуктов деятельности использовались: 1) отчетная документация студентов, 2) эссе на тему: «Непрерывная педагогическая практика: pro et contra». Тема была сформулирована подобным образом не случайно: студентам предлагалось осмыслить собственный педагогический опыт, оценить возможные риски и определить все проблемы, которые возникают в случае организации не эпизодической встречи со школьниками, в период организованной практики, а работу на постоянной основе в течение длительного времени с одним и тем же классом. Полученные данные были обработаны с помощью метода контент-анализа. В качестве анализируемых категорий (единиц анализа текста) выступили: 1) профессионально важные качества; 2) профессиональная направленность; 3) профессиональная рефлексия, 4) профессионально-педагогическая мотивация; 5) профессиональные ценности и установки.
Метод свободного опроса позволил нам получить дополнительную информацию о трудностях прохождения педагогической практики, полученном социальном и профессиональном опыте, личностных качествах, которые способствовали успеху или затрудняли выполнение заданий по практике, содержательной стороне профессионального мышления студента и.т.д.
Кратко остановимся на полученных результатах.
Анализ отчетной документации и эссе студентов 1 курса отличаются недостаточной глубиной рефлексивной продукции, поверхностностью разрозненными представлениями об особенностях профессии и личности педагога.
Наличие профессиональной рефлексии можно отметить у 27,0% испытуемых. Самоанализ результатов практики у этих студентов отличался многосторонним взглядам на профессиональные трудности и проблемы педагога. Ярко выраженная профессиональная направленность выявлена у 72,9% студентов-первокурсников. Профессионально-педагогическая мотивация и интерес к выбранной профессии (81,0%). В то же время выбор педагогической профессии определяется внешними факторами, и студент-первокурсник не всегда осознаёт внутреннюю, содержательную сторону будущей профессии, отсюда возникает неопределённость мотивации выбора профессии (45,9%). Отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы часто вызывает большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии (35,1%). Студенты трудно адаптируются к учебному процессу (29,7%). Недостаточное внимание со стороны преподавателей к процессу формирования учебной деятельности испытывают 24,3% студентов-первокурсников.
В результате качественного анализа содержания эссе можно отметить, что общим является романтизированный образ профессии. Трудности профессионально-педагогической деятельности осознаются недостаточно; восторженно-эмоциональные представления преобладают над реалистичными. Полученные данные вполне ожидаемы и характерны для студентов-первокурсников. На наш взгляд, именно такие идеализированные представления позволяют сохранить высокий уровень мотивации и интерес к выбранной профессии, а ценностно-смысловые профессиональные трансформации - это задача последующих этапов обучения. В качестве иллюстративных примеров можно привести следующие высказывания студентов-первокурсников:
Мне очень понравилась практика! Я убедилась, что сделала правильный выбор, когда пошла, учится в педагогический вуз.
Работа с детьми - это сложный и ответственный вид деятельности, и я очень рада, что первая практика позволила мне убедиться, что у меня для этого есть все способности.
Теперь, после первой практики, я поняла, что работа педагога очень благородная и сложная. Главное любить детей, стараться их научить большему и воспитать лучшие человеческие качества!
Я очень довольна результатами практики, очень понравилось работать с детьми, хотелось, чтобы практик было больше.
Результаты, полученные при обработке отчетной документации и эссе у студентов 4 (выпускного) курса отличались интегративностью, содержательностью, обобщенностью, критичностью и глубиной анализа профессиональных представлений. Количественные данные, по некоторым анализируемым критериям существенно выше, чем у студентов 1 курса: профессиональная рефлексия 60,7%, (что на 33,7% выше, чем у студентов 1 курса); профессионально-педагогическая мотивация и интерес к профессии у 81,4% студента, и в основе выбора профессии преобладают больше внутренние, чем внешние мотивы (призвание, альтруистическая направленность, любовь к детям); профессиональная направленность выявлена у 85,7% испытуемых.
Отдельного качественного представления требует анализ эссе, который показал преобладание положительной оценки непрерывной педагогической практики. Интересно, что во всех предложенных эссе фрагменты, посвящённые анализу рисков, возможным негативным последствиям, лаконичны, они составляют не более 5 % от написанного текста (в некоторых эссе их не оказалось вообще) и носят формальный характер. Их появление обусловлено исключительно формулировкой темы. Приведём некоторые примеры:
Студенты - те же дети, которых следует обучать, воспитывать и приводить к образу гармоничной личности. Практика в нашей учебе важна, конечно, неотрывно от теоретических знаний;
Совмещать обучение и практику нелегко, даже в силу того, что пары в вузе совпадают с уроками в школе;
Из минусов могу отметить то, что на некоторых студентов такого вида практика может повлиять в обратную сторону, необходима подготовка, наставничество, поддержка.
Гораздо обширнее, а главное, разнообразнее охарактеризованы положительные стороны идеи непрерывной практики. Судя по полученным данным, такая практика имеет для студентов несомненную ценность, прежде всего как необходимый профессиональный опыт и раскрытие своего творческого потенциала:
Только оказавшись в школе, можно понять, как осуществляется образовательный процесс на самом деле. Именно там ты сможешь понаблюдать за тем, как квалифицированные педагоги преподают; именно там ты сможешь попробовать себя в роли учителя и дать свои первые уроки; именно там ты сможешь получить непосредственный контакт с младшими школьниками; именно там ты сможешь раскрыть свой потенциал. Это поможет студенту быть увереннее и разглядеть в себе потенциал для будущей деятельности.
Студенты отмечают органическую, неразрывную связь теории и практики и сложность практической деятельности, которая требует тренинга:
Несмотря на то, что мы рассматриваем на дисциплинах множество проблемных ситуаций, когда мы приходим на практику в школу, все случается совершенно иначе. При первых практических занятиях случается множество казусов, присутствует очень сильное волнение, но со временем, когда уже «наловчишься», начинаешь понимать, что не стоит волноваться;
Практика очень даже нужна, так как многие теоретические знания требуют применения на практике, именно поэтому студентам необходимы частые выходы в школу. Студенты учатся взаимодействовать с детьми, подбирают удобные для себя методы и методики взаимодействия.
Кроме того, отмечена ведущая роль педпрактики в процессе профессионального воспитания студента, в частности, получения опыта организации индивидуального подхода, необходимого для формирования индивидуальной образовательной траектории; в 25% работ содержатся предложения по организации практики:
Проведя, несколько мероприятий, ты начинаешь чувствовать, что нравится современным школьникам больше, что наиболее полезно для них. Поэтому, я думаю, что хотя бы раз в месяц студент первого и
второго курсов должен выступать пассивным участником, на втором курсе проводить внеурочные мероприятия, а на 3-4 курсе активно участвовать и в воспитании, и в обучении. Конечно, под строгим контролем преподавателей, учителей, ответственно подготовившись.
По мнению 98 % писавших эссе студентов, именно педагогическая практика становится звеном, позволяющим студенту осознать важность теоретического обучения:
Практика работы с детьми - это невероятный опыт, огромное количество эмоций и впечатлений. Они необходимы студенту во время учебы в вузе. Потому что именно общение с ребятами может напомнить уставшему от бесконечных заданий студенту, зачем он вообще пришел в педагогический университет. Другими словами, дети могут стать своеобразными мотиваторами для дальнейшего обучения.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что студенты считают практику важнейшим элементом профессиональной подготовки.
Одной из важных задач профессионального образования студентов на факультете НДиСО ОмГПУ является создание системы профессионального воспитания. В настоящее время можно говорить о том, что на факультете сложился положительный опыт профессионального воспитания. На некоторых моментах следует остановиться и тезисно их охарактеризовать.
Мы предлагаем активное включение студентов в педагогическую деятельность начиная с 1 курса. Для этого необходимо прикрепить малую группу студентов к конкретной школе и классу. В течение всего срока обучения студенты знакомятся с основными функциями учительского труда. Происходит активное включение студента в различные виды деятельности (работа с родителями, подготовка и проведение родительских собраний, подготовка и проведение воспитательных мероприятий, участие в работе профессиональных сообществ, методических объединений, дискуссионных площадок).
По заказу образовательной организации студент осуществляет научно-исследовательскую работу, которая в дальнейшем оформляется в форме курсовой и выпускной квалификационной работы. С результатами исследования студенты могут выступать на заседании профессиональных объединений. На базе школы студенты проходят педагогическую практику, а на старших курсах могут являться резервом для работы в школе учителем, в дошкольных образовательных организациях - воспитателем и т.д.
Активное погружение студентов в профессиональную среду прежде всего позволяет определиться студенту-первокурснику с правильностью выбора будущей профессии. В дальнейшем основная задача профессионального воспитания заключается в формировании личностных, профессиональных качеств и позитивного отношения к будущей профессии. В процессе погружения в профессиональную среду у студента формируется представление о профессиональном эталоне, образ учителя.
На факультете начального, дошкольного и специального образования имеется определённый опыт погружения студентов в профессиональную среду. Важность данного направления в профессиональной подготовке студентов отмечается в статьях О.С. Кузьминой [6], Т.Ю. Четвериковой [8] и С.В. Щербакова [9]. Активное внедрение данного направления в систему подготовки студентов началось с момента создания Центра развития детей (ЦРД), на факультете в 2008 году. Центр выполняет образовательную, воспитательную, диагностическую и коррекционно-развивающую функцию для детей дошкольного возраста. Поскольку Центр расположен в здании, где обучаются студенты факультета, это позволяет проводить на его базе лабораторные и практические занятия без изменения расписания. В Центре имеется аудитория оборудованная зеркалом Гезелла, что позволяет организовать наблюдение студентов за деятельностью детей, педагогов, дефектологов не влияя на педагогический процесс. В то же время студентов активно включают в организацию и проведение воспитательных мероприятий. Дальнейшее развитие данное направление получило в 2015 году в связи с реализацией проекта «Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов и педагогических работников системы специального и инклюзивного образования» на базе «Адаптивная школа-детский сад № 301» (АШДС № 301) г. Омска. Данный проект реализовался на основе соглашения факультета НДиСО, Министерства образования Омской области и АШДС № 301, на базе которой проводятся семинарские и лекционные занятия, организуется наблюдение за деятельностью детей с ОВЗ. На базе данного учреждения студенты выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы. Реализация этого проекта демонстрирует успешность погружения студентов в профессиональную среду.
Кроме того, с 2015 года на факультете была организована работа лекотеки для детей до трёх лет, на базе которой было организовано волонтёрское движение студентов.
Основная роль в организации профессионального воспитания на факультете принадлежит кураторам-наставникам студентов с первого по выпускной курс, накоплен положительный опыт такой работы со студентами с первого по четвёртый курс, по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Основными задачами, стоящими перед кураторами-наставниками являются следующие: адаптация студентов 1 курса к обучению в вузе и знакомство с будущей профессией; погружение их с начала обучения в профессиональную среду, организация сотрудничества с образовательными организациями; осуществление консультативной помощи студентам; участие в создании культурно-образовательной среды на факультете; активное включение студентов в различные виды деятельности. Кроме того, совместно со студенческим самоуправлением кураторы участвуют в создании позитивного информационного пространства, (информация о лучших выпускниках факультета, о ветеранах педагогического труда, о достижениях студентов и др.).
В будущем планируется создание института кураторов-наставников на протяжении всего срока обучения студента в вузе и на профилях «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Кураторы на каждом этапе будут осуществлять профессиональное воспитание и сопровождение в соответствии со спецификой обучения и образовательными задачами, которые студенты решают на протяжении всего периода обучения в вузе.
Выводы. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза является неотъемлемой составляющей профессионального образования студента, которое осуществляется силами взаимодействия всех структурных подразделений вуза, образовательных и общественных организаций. Главным образом профессиональное воспитание направлено на формирование и развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов, профессиональной направленности, а также готовности к профессионально-педагогической деятельности. Большая роль в системе профессионального воспитания отводится непрерывной педагогической практике, которая обеспечивает личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Проведенное эмпирическое исследование позволяет отметить, что как для
студентов-первокурсников, так и для выпускников непрерывная педагогическая практика является важным условием овладения профессиональными умениями, развития профессиональной рефлексии, осознания важности теоретического обучения, мотивации профессионально-педагогической деятельности, проверки своих сил и способностей, осознания причин успехов и неудач, планирования профессиональной карьеры.
Литература:
1. Вербитский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. Пособие /
A.А. Вербитский / М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
2. Жукова М.В. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики / М.В. Жукова // Аллея науки. 2018. Том 5, №10 (26). С. 913-916.
3. Игрушина Е.И. Непрерывная производственная практика студентов как педагогическая система интеграционной связи вуза и производства / Е.И. Игрушина // Вестник ставропольского государственного университета. 2008. № 2. С. 16-21.
4. Исаев И.Ф. Личностно ориентированные стратегии профессионального воспитания студентов в высшей школе / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая // Педагогическое образование: вызовы XXI века Сборник научных статей IX международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО В.А. Сластёнина. - Самара: Изд-во Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. С. 175-178.
5. Корнева Л.В. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов в процессе прохождения практики в дошкольной образовательной организации / Л.В. Корнева // Успехи современной науки и образования. 2016. Том 4, №7. С. 42-45.
6. Кузьмина О.С. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном центре / О.С. Кузьмина // Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2014. С. 347-354.
7. Птицына Е.В. Особенности организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода / Е.В. Птицына, С.А. Останина // Человеческий капитал. 2017. №5 (101). С. 63-67.
8. Четверикова Т.Ю. Инклюзивное образование как педагогический феномен / Т.Ю. Четверикова // В мире научных открытий. 2014. № 11.7 (47). С. 326-331.
9. Щербаков С.В. Реализиция практико-ориентированного похода в обучении студентов педагогического вуза / С.В. Щербаков // Детство открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 8-11.
10. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития /
B.З. Юсупов // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
Педагогика
УДК 371.8
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье автор раскрывает особенности развития творческой активности младшего школьника, педагогические условия, при которых происходит развитие творческой активности, а также способы стимулирования творческих способностей младших школьников.
Ключевые слова: творческая активности, развитие, формирование, воспитание, педагогические условия.
Annotation. In the article, the author reveals the peculiarities of the development of the creative activity of younger students, the pedagogical conditions under which the development of creative activity takes place, as well as the ways of stimulating the creative abilities of younger students.
Keywords: creative activity, development, formation, education, pedagogical conditions.
Введение. Изучение психолого-педагогической литературы выявило, что в младшем школьном возрасте в формировании личности просматриваются определенные особенности детей данного возраста, которые оказывают большое влияние на развитие творческой активности.
Ребенок младшего школьного возраста имеет огромные резервы развития. Их своевременное выявление и целесообразное применение — одна из важных задач возрастной и педагогической психологии. С момента поступления ребенка в школу, под влиянием воспитания и обучения, начинается деятельность всех его сознательных процессов, которые приобретают качества, характерные взрослым, так как ученики включаются в новые для них виды деятельности и тем самым являются участниками межличностных взаимоотношений. Главными чертами познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость [3, с. 435-437].
Начиная обучение с младшими школьниками, педагогу нужно опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более сформированы, при этом не забывать о развитии других процессов. Внимание ребенка к моменту поступления в 1 класс должно быть произвольным, имеющим определённый объем, устойчивость и быструю переключаемость. Ведь известно, что в начале школьного обучения ученики сталкиваются с проблемой недостаточного внимания, поэтому учителю нужно учитывать этот немаловажный факт.
Цель статьи - рассмотреть проблему особенностей развития творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Изложение основного материала статьи. Развитие творческой активности младших школьников — важнейшая цель образования в начальных классах, так как данный процесс касается самых важных этапов