Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION PROCESS / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / WAYS (RULES) OF EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынина Татьяна Николаевна

В статье обосновывается актуальность воспитания студентов педагогического вуза в условиях меняющихся требований к выпускнику со стороны современного общества; рассматривается воспитание будущих педагогов в социокультурной среде вуза; приводятся трактовки данного понятия. Представлены основные направления воспитательной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) как учебно-профессиональной деятельности, в том числе адаптация первокурсников, студенческое самоуправление, деятельность педагогических отрядов, организация социально-значимых проектов. Проанализирована роль кафедр педагогики и психологии в воспитании студентов; рассмотрены эффективные формы кафедральной работы для воспитания будущих педагогов в социокультурной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION STUDENTS IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT PEDAGOGICAL UNIVERSITET

In this article substantiates topicality of education student's pedagogical university, considered students education conditions of socio-cultural environment university. Also, different interpretations of this concept. Presented basic rules education activities NSPU, analyzed of the point chair pedagogy and psychology at education process. Importance of the socio-cultural environment university for students education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Н. Добрынина

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА11

11

Ключевые слова: социокультурная среда вуза, воспитательный процесс, направления воспитательной деятельности.

Аннотация: В статье обосновывается актуальность воспитания студентов педагогического вуза в условиях меняющихся требований к выпускнику со стороны современного общества; рассматривается воспитание будущих педагогов в социокультурной среде вуза; приводятся трактовки данного понятия. Представлены основные направления воспитательной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) как учебно-профессиональной деятельности, в том числе адаптация первокурсников, студенческое самоуправление, деятельность педагогических отрядов, организация социально-значимых проектов. Проанализирована роль кафедр педагогики и психологии в воспитании студентов; рассмотрены эффективные формы кафедральной работы для воспитания будущих педагогов в социокультурной среде вуза.

Система современного высшего педагогического образования - это качественно иная образовательная ситуация, в которой актуализируются новые требования к личности педагога, его воспитанию и профессиональной подготовке. Современное студенчество характеризуется высоким уровнем стремления к самоутверждению в личностно-профессиональном плане, творческим потенциалом, активной жизненной позицией, собственными отношением к различным сторонам общественной жизни страны и социальными ориентациями. Т.А. Ромм отмечает, что требования к выпускнику высшей школы со стороны современного общества не соответствуют уровню личностного и профессионального развития [8]. Жизнь и профессиональное становление современных студентов зависят от многих факторов, в том числе воспитания. В трудах Н.Л. Селивановой, Е.В. Киселевой, Н.Н. Киселева рассмотрены дискуссионные позиции многих исследователей, связанные с пониманием необходимости воспитания студентов [5; 10].

Убеждения человека формируются в деятельности, поэтому необходимо создать условия, в которых, наряду с изучением теоретических знаний, методик и технологий обучения, выстраивалась бы такая система воспитательной работы, которая поможет студентам сформировать жизненную позицию, лидерские качества; воспитает настоящих граждан. В исследованиях Р.С. Бозиева воспитательный процесс вуза - это не только структурированная иерархия и организуемые мероприятия, но и эффективные условия для всесторонних воспитательных воздействий на личность студента, которые определяются социокультурной средой вуза [2].

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, вуз обязан выстроить социокультурную среду - систему материальных и духовных условий, в которых формируется и реализуется личность. Необходимо определить возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников, таких как социальные, профессиональные, творческие, коммуникативные. Социокультурная среда вуза способствует реализации разносторонних студенческих возможностей благодаря различным направлениям воспитательной деятельности (социально-

11 Статья подготовлена в рамках исследовательских задач гранта Президента РФ по поддержке научных школ НШ-2486.2014.6.

практика овраэооанип

развивающее, спортивно-оздоровительное, культурно-досуговое, научно-

исследовательское, профориентационное, консультативно-профилактическое) [5].

М.Г. Резниченко отмечает, что модель воспитания студентов педагогического вуза должна выстраиваться при соблюдении следующих условий: студенты должны быть активно вовлечены в педагогическую, в том числе воспитательную, деятельность в течение всей профессиональной подготовки; каждый студент должен выйти на уровень проявления своей субъектности в профессиональной деятельности [7]. Переход на ФГОС ВПО предполагает существенное изменение взаимоотношений студента и преподавателя, и задача педагога - выстроить новую практику общения в диаде «преподаватель - студент»; современный преподаватель - это мастер, наставник, эксперт, консультант или фасилитатор.

От преподавателя требуется взращивание у студентов способностей к самопознанию и саморазвитию [9], для чего основные положения психолого-педагогической поддержки студентов могут быть связаны с оказанием помощи в организации сотрудничества их с вузовским сообществом. Особую роль в решении данной задачи, в организации учебно-профессиональной деятельности студентов играет кафедра педагогики и психологии. Она выполняет образовательную, воспитательную, научно-исследовательскую и социальную функции. В работе кафедры со студентами в процессе преподавания учебных дисциплин решаются следующие задачи: воспитание с помощью содержания предмета, используемых методик, благодаря личностным качествам педагога. Воспитательные задачи кафедры решаются в процессе различных видов практики, научно-исследовательской, внеаудиторной воспитательной деятельности и свободного общения преподавателей и студентов.

Преподаватели убеждены, что организация занятий посредством интерактивного обучения способствует профессиональному росту и воспитанию будущих педагогов, создает ситуацию успеха, диалога, стимулирует самостоятельную педагогическую работу студентов [3, 6]. Они используют интерактивные формы учебных занятий, предусматривающие активное участие студентов в их подготовке и проведении. Студенты старших курсов выступают в роли организаторов занятий, внеучебных мероприятий для студентов младших курсов. Все это развивает профессиональные умения, изменяет социальный статус студента, формирует адекватную самооценку, корректирует мотивационную сферу. В итоге у студента появляется желание продолжать свою педагогическую деятельность, рождается инициатива.

В практике работы кафедры используются инновационные формы внеаудиторной работы: научно-практические студенческие конференции, педагогические олимпиады; научные доклады, участие в конференциях и грантах, печатание статей и тезисов студентов -все это связано с проблематикой исследований кафедры и влияет на личностное, и профессиональное становление будущего педагога. В исследованиях Е.В. Андриенко показано, что в условиях современного общества, основанного на конкурентных отношениях, соревновательные формы учебной деятельности приобретают особое значение - способствуют приобретению адаптивного социально-профессионального опыта деятельности в нестандартной, меняющейся ситуации [1].

Одна из актуальных проблем воспитания студентов - адаптация студентов первого курса к новым условиям. Преподаватели кафедры, выступая в роли кураторов групп первого курса, создают благоприятную психологическую атмосферу, проводят тренинги и занятия в адаптационном лагере для первокурсников. К организации жизнедеятельности и занятий в рамках адаптационного лагеря привлекаются студенты старших курсов, что ярко демонстрирует первокурсникам запрашиваемые социальные роли; показывает возможность непротиворечивого диалога профессионально-педагогической и допрофессиональной (молодежной, студенческой) субкультур. Привлечение к педагогической работе в рамках адаптационного сбора условно можно рассматривать как еще одну форму поддержки социально-ролевой адаптации студентов. В этой связи большое внимание уделяется обучающимся на втором-третьем курсах, поскольку на этом этапе наблюдается выраженный спад интереса к

обучению в вузе, критически переосмысливается профессиональный выбор, приходит осознание завершения обучения, перехода к самостоятельной профессиональной деятельности [4].

Особое воспитательное значение в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе отводится самоуправленческой деятельности студентов. Ее актуальность возрастает в связи с потребностью общества не просто в грамотных специалистах, а в инициативных профессионалах своего дела, обладающих целостным видением профессиональных проблем, творческим подходом к решению профессиональных задач, критическим мышлением, самоанализом своей педагогической деятельности, самостоятельностью принятия решений. Одно из приоритетных направлений в педагогическом университете - организация движения педагогических отрядов как показатель развитой системы самоуправления студентов. Студенческий отряд (волонтерский, педагогический) - особый коллектив, помогающий обретать профессиональные навыки в процессе работы; участвует в организации отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных центрах, круглый год взаимодействует со школами, домами-интернатами, социальными приютами.

Важная часть работы студенческих отрядов - оказание социально-педагогической помощи детям и молодежи, пропаганда здорового образа жизни. Современная молодежь, участвуя в студенческих отрядах, самореализуется, повышает уровень профессионально-педагогического мастерства, решает проблемы временной занятости и дополнительного заработка. При этом решаются сопутствующие учебно-воспитательные задачи: развитие навыков самоорганизации, становление индивидуальности студентов, патриотическое и гражданское воспитание, профориентация, получение опыта работы по направлению подготовки, формирование кадрового потенциала и др.

Современная педагогическая общественность едина в том, что главное - это воспитание личности студента - будущего учителя в условиях социокультурной среды вуза, а результатом вузовского воспитания выступает выпускник - профессионал, который объединил в себе результаты разнообразных педагогических влияний и взаимодействий [11]. В новых подходах нуждается работа с различными студенческими объединениями, реализующими социально-значимые проекты. Одним из таких проектов в педагогическом университете является, например, конкурс профессионального вожатского мастерства «Вожатый НГПУ», где соревнуются студенты-новички и студенты-профессионалы вожатской деятельности. Данное мероприятие оказывает сильное воспитательное воздействие, направленное на повышение престижа профессии педагога. В процессе подготовки студенты активно сотрудничают, пишут эссе, выполняют методическую разработку мероприятия, моделируют реальные педагогические ситуации, при этом происходит закрепление теоретических и практических навыков. Все будущие педагоги, благодаря подобному мероприятию, получают возможность прочувствовать особый вкус педагогической профессии, ощутить себя командой.

Таким образом, социокультурная среда вуза (она - важная категория образования) обеспечивает естественное усвоение студентами норм взаимоотношений, общения, организации досуга; способствует формированию мотивации к учебно-профессиональной деятельности, развитию личности и индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

1. Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм [Текст] : моногр. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2011. -

188 с.

2. Бозиев, Р.С. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 52-71.

3. Добрынина, Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования [Текст] : моногр. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2008. - 183 с.

4. Добрынина, Т.Н. Проблемы адаптации студентов первокурсников и возможные пути их решения // Развитие воспитательного пространства вуза в свете новых требований к качеству профессионального образования : сб. науч.-метод. матер. - М. : АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 98-103.

практика овраэооанип

5. Киселев, Н.Н., Киселева, Е.В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №2. - С. 28-33.

6. Кондратьева, Т.Н. Самостоятельная работа студентов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в вузе // Педагогический профессионализм в образовании: материалы IX международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Издво НГПУ, 2013. - Ч. 1. - С. 302-307.

7. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №8. - С. 29-35.

8. Ромм, Т.А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 89-93.

9. Рубцова, Л.В. Саногенное мышление [Текст]: учебно-методический комплекс. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - 205 с.

10. Селиванова, Н.Л. Воспитательное пространство вуза как перспективная модель воспитания // Вопросы воспитания. - 2013 - № 3(16). - С. 5-8.

11. Шишарина, Н.В. Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №1. - С. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.