Научная статья на тему 'Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции'

Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2292
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Николай Николаевич, Киселева Елена Васильевна

В статье анализируется сущность современного вузовского воспитания. обосновывается необходимость воспитания студентов. Рассматриваются исторические традиции, описывается модель вузовского воспитания, ее характеристики и специфика, раскрываются основные требования к построению модели, функции модели: прогностическая, имитационная и проективная. Авторы рассматривают концептуальные подходы (ценностные ориентиры) к воспитанию студентов в вузе, анализируют причины проблем реализации вузовского воспитания. В статье представлены стратегические ориентиры: цели и задачи, также конкретное содержание модели воспитания в Новосибирском государственном педагогическом институте, структура воспитательной работы, представлены инновационные методы воспитательной работы, раскрываются пути их эффективной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции»

вопросы воспитания и обучения

УДК370.186

Киселев Николай Николаевич

Кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, проректор по воспитательной работе Новосибирского государственного педагогического университета, nikolai_kiselev@mail.ru, г. Новосибирск

Киселева Елена Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, elena_mig@mail.ru, Новосибирск

ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ*

Аннотация. В статье анализируется сущность современного вузовского воспитания. обосновывается необходимость воспитания студентов. Рассматриваются исторические традиции, описывается модель вузовского воспитания, ее характеристики и специфика, раскрываются основные требования к построению модели, функции модели: прогностическая, имитационная и проективная. Авторы рассматривают концептуальные подходы (ценностные ориентиры) к воспитанию студентов в вузе, анализируют причины проблем реализации вузовского воспитания. В статье представлены стратегические ориентиры: цели и задачи, также конкретное содержание модели воспитания в Новосибирском государственном педагогическом институте, структура воспитательной работы, представлены инновационные методы воспитательной работы, раскрываются пути их эффективной реализации.

Ключевые слова: вузовское воспитание, модель воспитания в вузе, структура воспитательной работы.

Kiselyov Nikolay Nikolaevich

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology of the Institute of History, Humanitarian and Social Education, Vice Rectorfor educational work of Novosibirsk State Pedagogical University, nikolai_kiselev@mail.ru, Novosibirsk

Kiseleva Elena Vasilievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, elena_mig@mail.ru, Novosibirsk

EDUCATION IN A HIGHER SCHOOL ORGANIZATION: TRADITIONS AND ACTUAL TRENDS**

Abstract. The essence of today's higher education is analyzed. The necessity to implement extracurricular work in a higher school organization is proved, its traditions are observed and its model and specific character are analyzed. The authors give a brief account of today's approaches to education in a higher school and reveal some problems and their causes. The article as well describes quite a definite education model and system of extracurricular work in NSPU.

Keywords: education in a higher school, education model in a higher school organization, system of extracurricular work.

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-06-00078а

** The investigation is supported with Grant of RHSF, project № 13-06-00078а

Теория и практика высшей школы чаще всего позиционировали идею о том, что процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. И почти всегда вопрос реальности воспитания в вузе, применительно уже к практически сформировавшимся личностям, получал различные ответы.

Н. Л. Селиванова отмечает, что возможность воспитывать студентов в вузе до сих пор вызывает дискуссии: «Многие исследователи и практики считают, что студенты, являясь по сути взрослыми людьми, не нуждаются в каком-либо воспитании. Кроме того, основной целью вуза является профессиональная подготовка студентов. Главенствование такого мнения привело в 90-е годы к свертыванию воспитательной работы в вузе» [7, с. 5].

Но в дальнейшем необходимость развития воспитательной сферы в стране в целом определила потребность актуализировать процесс воспитания, в том числе и в вузе.

Исторически сложившиеся формы воспитания в вузе реализовывались посредством комсомольской организации, в рамках которой осуществлялись основные идеологические события молодежной жизни вуза (проблемные дискуссии, просмотры и обсуждения кинофильмов, массовые акции поддержки значимых событий страны и т.д.) и посредством внеучебной творческой деятельности - конкурсы самодеятельности, театральные студии, КВН. Цели воспитательной деятельности по-прежнему опирались на гармоничное развитие личности (определенное в школьном воспитании), а именно: продолжение всестороннего развития личности в рамках вуза, и, конечно, на дальнейшее формирование активной жизненной позиции.

Массовый характер воспитательных мероприятий, акций, с одной стороны, имел положительный эффект «переживания общей судьбы», так как нельзя было не отреагировать на то, что делает вся молодежь, но с другой стороны, определенный ущерб наносился индивидуальной траектории развития личности, поскольку, если студентов не трогали разнообразные микрореволюции по всему миру или нечитающая молодежь Африки, то бесконечные профсоюзные взносы в поддержку того или другого вызывали раздражение и уж точно не воспитывали эмпа-

тию личности. Лидерами, транслирующими воспитательные идеи старшего поколения, были звездная тройка - комсорг, профорг, староста. Представительство в каждой студенческой группе лидеров значимых массовых молодежных организаций позволяло усиливать именно коллективный характер воспитания в вузе.

Современные тенденции реализации воспитания в условиях вуза во многом опираются именно на учет индивидуальной траектории личностного развития, интересов личности студента и т.п. Это позволяет расширять количество ниш для самореализации студентов.

Сегодня исследователи все больше внимания уделяют инновационным технологиям, формам воспитания в вузе [1; 2].

И конечно, нужно остановиться на характеристиках современной модели вузовского воспитания, которая обсуждается в научной литературе в настоящее время [4].

Модель воспитания может пониматься как эталон действующей (либо желаемой) модели воспитания в реальной практике. Модель воспитания может включать в себя следующие компоненты: субъекты и объекты воспитания, его концептуальные основы, целевой компонент, структуру воспитательной работы, функции и механизмы реализации.

Формируя модель воспитания, необходимо учесть следующее. Известный российский ученый Н. Н. Моисеев писал: «Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации... С помощью моделей из старых знаний могут возникать новые знания. И потому одной из важнейших задач науки является не только систематизация, кодирование известной информации и построение на этой основе системы моделей (теорий), но и создание методов теоретического анализа, т. е. раскодирования той информации, которая потенциально содержится в моделях и приводит к получению нового знания» [5, с.166]. На наш взгляд, эта идея помогает осознать простую вещь: без понимания основ систематизации компонентов модели невозможно создать действующую модель либо модель будущего, поскольку отдельные детали машины, выложенные в ряд, - еще не машина, и уж точно, она не поедет до тех пор, пока не будет создана логика по которой эти детали

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

соберутся. Следовательно, стоит анализировать как сущностные характеристики самих моделей, так и основы их формирования и анализа.

Модель в научно-исследовательских программах выполняет три основные функции: прогностическую, имитационную и проективную. Прогностическая функция основана на свойстве модели предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды. Имитацонная функция концентрирует внимание исследователя исключительно на искусственном воспроизводстве естественных свойств исследуемого объекта, что является крайне важным при сложном характере объекта и неопределенности проблемной ситуации. Проективная функция предполагает исследование возможности интродукции в исследуемый объект, явление или процесс предварительно заданных свойств, чья реализация позволит достичь позитивных результатов. Конструируя модели, исследователь реализует процедуру моделирования. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей [6].

Большое значение имеет этап оценки модели, который включает в себя следующие шаги.

1. Верификация модели (модель ведет себя так, как это было задумано исследователем).

2. Оценка адекватности (проверка соответствия модели реальной системе).

3. Проблемный анализ (формирование статистически значимых выводов на основе данных, полученных в результате экспериментов с моделью).

Среди моделей выделяют статические и динамические модели. Статические имитационные модели нацелены на выявление структуры объекта. Такой способ моделирования особенно эффективен при недостатке информации о содержании обследуемого объекта, его характерных признаках. Динамические модели позволяют делать заключения о динамических свойствах объекта, не зависящих от начальных условий (либо при изменении таковых).

Основными требованиями к построению моделей являются:

• модель должна соответствовать полноте содержания своих элементов;

• модель должна отвечать свойству абстрактности, чтобы допускать варьирование значительного числа своих переменных;

• модель должна удовлетворять требованиям и условиям, ограничивающим время решения задачи;

• построению модели должны соответствовать технические средства ее выражения;

• реализация модели должна отвечать требованиям поставленной цели и намерениям по упрощению проблемной ситуации;

• язык описания модели должен быть простым и доступным;

• желательно, чтобы в модели была заложена эмерджентность (способность к возникновению качественно нового, опережающего сегодняшнюю реальность);

• желательно, чтобы модель соответствовала современной высокой социо-культур-ной динамике.

Учитывая вышесказанное, следует проанализировать модель воспитания в вузе. Процесс организации воспитательной деятельности в ВУЗе сталкивается в первую очередь с проблемами противоречивости ценностных идеалов, ситуации социальной неопределенности развития молодежи, продолжающимся снижением престижа учительской профессии и т.п.

Кроме того, возникают еще проблемы собственно реализации воспитательной деятельности в вузе. Неэффективность реализации данного процесса обусловлена рядом причин, среди которых следует отметить:

- наличие у части преподавателей и студентов отношения к воспитательному процессу как к «второстепенному»;

- наличие выраженной неравномерности уровней развития воспитательной деятельности на различных факультетах и в институтах университета;

- недостаток механизмов стимулирования участников процесса реализации воспитательной деятельности, финансирования процесса в целом;

- отсутствие развитой системы мониторинга воспитательной деятельности;

- сниженное внимание к воспитательной деятельности в условиях общежития студентов.

Воспитательная работа в вузе рассматривается как важнейшая компонента деятельности коллективов высших учебных заведений по подготовке в первую очередь

молодых специалистов. При этом её особенностью стало рассмотрение студента не только как объекта воспитания, но и как личности, осуществляющей самовоспитание, использующей свой потенциал для решения социально значимых задач в рамках деятельности различных административных и общественных структур как внутри университета, так и вне его. Имеют отличия также инструменты воспитательного влияния, например. в вузе сегодня активно распространяются студенческо-преподавательские сообщества, постоянные выездные сборы (как обучающие, так и развивающие).

В качестве иллюстрации можно представить модель воспитательной деятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Представление воспитательного процесса с помощью модели в НГПУ включает в себя прежде всего целевой компонент и базовые основы (концептуальные подходы).

Целью воспитательной деятельности ФГБОУ ВПО НГПУ является создание эффективных условий для личностного развития и профессионального становления студента, будущего педагога. Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:

• Задачи, решение которых направленно на личностное развитие студента:

- развитие нравственных, духовных и культурных ценностей личности студента (гуманизм, гражданственность, патриотизм, общая культура);

- формирование опыта созидательного решения личных и социальных проблем (осуществление необходимого (развивающего) выбора, формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов и взаимодействия в группе, развитие личностной толерантности и т. д.);

- создание возможностей для социальной и творческой самореализации;

- приобщение студентов к здоровому образу жизни.

• Задачи, решение которых способствует профессиональному становлению студента:

- формирование профессиональной мотивации;

- содействие освоению профессиональных педагогических способностей и компетенций посредством воспитательной деятельности.

Концептуальные подходы (ценностные ориентиры) модели воспитательной деятельности ФГБОУ ВПО НГПУ.

Гуманистический подход - ориентация на личностные потребности студентов, опора на их лучшие личностные качества, решение возникающих проблем процесса образования в пользу студента, вариантность и добровольность выбора студентами степени участия в решении личных и общественных проблем.

Системный подход. Все компоненты воспитательной деятельности интегрированы и взаимосвязаны, в связи с чем оказывают системное воспитывающее влияние на профессиональное становление будущих педагогов.

Деятельностно-событийный подход означает, что процесс воспитания в ВУЗе во многом реализуется через деятельность, различные ее виды. Ожидание студентами ярких, интересных событий, происходящих в ВУЗе, развивает потребность и ценность данного сообщества. Событие рождает эффект переживания общей судьбы для всего сообщества, в силу чего оно становится значимым и оказывает воспитывающие влияние.

Ценностно-ориентационный подход, в ходе реализации которого, обозначаются и интериоризируются студентами ведущие ценностные ориентиры (личность, созидание, свобода, развитие, ответственность, гуманизм, профессиональная компетентность), характерные для гуманной личности профессионально-компетентного педагога.

Субъектами воспитания выступают государство; органы местного самоуправления; средста массовой информации; семьи и близкие студентов; профессорско-преподавательский состав; сотрудники административного аппарата (заместители декана, кураторы); органы воспитательной работы; студенческие коллективы; производственные коллективы; учреждения культуры; общественные организации.

Объектами воспитания являются студенты, студенческие коллективы.

Структура воспитательной работы отражается в следующих направлениях воспитательной работы.

Воспитательная деятельность в рамках учебного процесса - усвоение ценностно-смысловых основ учебных дисциплин (элементы содержания базовых курсов, темати-

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ка спецкурсов, развивающе-воспитывающее содержание педагогических практик и научных исследований).

Социально-развивающее направление, включающее элементы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, освоение социальной среды, предоставление студентам и формирование в студенческой среде социокультурных образцов отношений, поведения и в контексте профессионально-педагогической культуры;

Спортивно-оздоровительное, реализующее пропаганду физической культуры и здорового образа жизни; организацию физкультурных, спортивных мероприятий, объединений и коллективов;

Культурно-досуговое, включающее организацию досуговой и творческой деятельности студентов (смотры, конкурсы, выставки, праздники и т.п.), создание условий по развитию общей культуры студентов, будущих педагогов.

Научно-исследовательское, реализующее организацию научно-исследовательского творчества студентов (студенческие научные сообщества, конференции, авторские научные студенческие проекты).

Профориентационное направление

включает работу службы занятости и организацию вторичной занятости студентов, развитие мотивации к профессиональной педагогической деятельности.

Консультативно-профилактическое, предполагает организацию психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, студенческая семья, профилактика нарушений, аддикций, ВИЧ-инфекций и т. п.), социально-психологическая поддержка студентов, находящихся в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в особых образовательных услугах (консультативные центры, социально-психологическое просвещение, психолого-педагогическая коррекция, дистантные формы учебно-воспитательного процесса, индивидуальные образовательные планы).

Функции модели воспитания и механизмы ее реализации - это те характеристики, о которых следует еще размышлять, для того чтобы сказать о них обобщенно, но в контексте данной модели. Если же учесть такое

требование к построению модели, как то, что язык описания модели должен быть простым и доступным, то можно коротко сформулировать следующее: модель воспитания в вузе должна быть направлена на воспитание будущего специалиста, развитие у него личностных, социальных и профессиональных компетенций. Механизмами реализации этого могут быть воспитывающая деятельность, воспитывающие отношения, воспитывающая предметно-вещная среда и пронизывающие все воспитывающие традиции. Эффективная реализация данной модели и ее механизмов позволит в процессе воспитания показать личности студента жизненные ориентиры и перспективу, что будет стимулировать его жить далее в «режиме развития», даже при условии наличия трудностей и преград в жизнедеятельности. А. Н. Леонтьев упоминает в своих работах притчу, услышанную им на Урале от старика-конюха: «когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой» [7, с.176].

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселев Н. Н. Неформальное образование в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 93-97.

2. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С.190-196.

3. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Модель воспитания: сущностные характеристики, вузовская специфика // Вопросы воспитания. - 2013. -№ 3(16). - С. 22-26.

4. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 464 с.

5. Моисеев Н. Н. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1981. - С. 10-24.

6. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития // АН СССР. - М.: Наука, 1987. - 302 с.

7. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза как перспективная модель воспитания. // Вопросы воспитания. - 2013 -№ 3(16). - С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.