Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES / VOLUNTEERING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

В статье раскрывается педагогический смысл волонтерства в профессиональной деятельности социального педагога; выделены и обоснованы педагогические условия, позволяющие формировать готовность будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE AVAILABILITY OF SOCIAL PEDAGOGUES TO BE TO ORGANIZE HIGH-SCHOOL CHILDREN’S VOLUNTEERING

The article is concerned with the pedagogical aspects of volunteering within a social pedagogue’s professional activities. Pedagogical conditions allowing to form the availability of students social pedagogues to be to organize high-school children’s volunteering are homed in and grounded.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Е.В. Богданова

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ12

Ключевые слова: волонтерская деятельность, профессиональная готовность, социально-педагогическая деятельность

Аннотация: В статье раскрывается педагогический смысл волонтерства в профессиональной деятельности социального педагога; выделены и обоснованы педагогические условия, позволяющие формировать готовность будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников.

На протяжении более чем двадцатилетнего существования социальной педагогики в России система подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности активно развивается и в настоящее время приобрело многоуровневый характер: специалитет, прикладной и академический бакалавриат, магистратура. Социально-педагогической практикой востребованы специалисты, готовые к самостоятельному выбору; занимающие активную жизненную и профессиональную позицию; способные на собственные, независимые от внешних факторов оценки и, что не менее важно, обладающие опытом организации социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность сама по себе многообразна и реализуется в профессиональной и общественной формах (последняя представлена разными видами волонтерской деятельности). Волонтерству как средству решения социально-педагогических проблем посвящены исследовательские отечественные (В.Г. Бочарова, В.А. Кудинов, Р.М. Куличенко, Н.С. Морова, Н.Ю. Слабжанин, И.И. Фришман) и зарубежные (Р. Корнюэлль, С. Кенни, Т. Ливальд) исследования.

В социальном аспекте (Л.К. Иванова, О.В. Решетников, А.В. Хухлин, Е.И. Холстова) волонтерская деятельность представлена с позиций нескольких подходов (социетального, экономического, трудового, религиозного и др.), позволяющих рассматривать ее как такое проявление личной позиции человека, когда он часть собственных ресурсов (сил, времени, эмоций и др.) добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом [1]. Однако в таком общем понимании волонтерской деятельности отсутствует компонент профессионализма: ею может заниматься любой человек, имеющий желание и элементарные навыки. Сущность же волонтерской деятельности в педагогическом смысле принципиально иная. Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л.Е. Никитина, Н.И. Никитина, Т.А. Ромм, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, М.В. Шакурова) позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников - это и составляет современное содержание социального воспитания [3; 10].

Характеризуя добровольные организации, А.В. Мудрик подчеркивает, что значение и роль той или иной организации в жизни конкретного человека зависит от степени вовлеченности человека в ее деятельность и от меры референтности ее по отношению к нему. Добровольные организации как факторы социализации А.В. Мудрик относит к двум измерениям: фактору относительно социально контролируемой социализации и фактору стихийной социализации [6].

В первом качестве добровольные организации представляют собой социальный или социально-педагогический проект, являющийся продуктом специальной организаторской работы, развивающей социальный опыт ее участников, содействующей в решении возрастных задач социализации, создающей условия для позитивного раскрытия и реализации

12Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке научных школ, проект НШ-2486.2014.6 «Развитие педагогического профессионализма в меняющейся системе социального воспитания»

йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика оеразоаанип

волонтеров, способствующей усвоению социальных норм и знаний, а также овладению технологиями, приемами и формами организации волонтерской деятельности [7].

Во втором качестве добровольная организация, согласно А.В. Мудрику, выступает как общность, в которую человек включается по желанию и имеет возможность выйти из нее, что и определяет роль этой организации для социализации ее членов. Опираясь на данный подход и характеризуя волонтерскую деятельность, мы будем подразумевать в основном деятельность организаций, представляющих социальный или социально-педагогический проект. Чтобы волонтерская деятельность представляла собой такой специально организованный проект, необходимы специалисты для его разработки и реализации. Так, организаторами волонтерской деятельности детей и подростков могут выступать классный руководитель, педагог-организатор, руководитель общественной организации и социальный педагог. Согласно методическому письму Министерства образования РФ «О социально-педагогической работе с детьми», организационно-коммуникативная функция педагога предусматривает «привлечение добровольных помощников из числа детей, молодежи и взрослого населения микросоциума для решения социально-педагогических задач» [5].

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300 «Социальная педагогика», в содержании дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» отдельная дидактическая единица - «Социальный педагог как социальный менеджер», в рамках которой представлена волонтерская деятельность как система работы социального педагога в микросоциуме.

Ученые, авторы учебно-методических пособий «Методика и технологии работы социального педагога» (М.В. Шакурова, М.А. Галагузова, Н.И. Никитина), рассматривают волонтерскую деятельность как деятельность педагога по социальному воспитанию обучающихся. В частности, М.В. Шакурова в главе «Социально-педагогическая деятельность как социальное управление» [11] определяет систему работы с волонтерами педагога как «воспитательное средство по включению добровольных помощников в социально ценную деятельность» [12]; а Н.И. Никитина изучает волонтерство с двух позиций: как целенаправленное систематическое привлечение педагогом к полезной и социально-значимой деятельности добровольных помощников из числа детей и взрослых, и как участие самого педагога в качестве волонтера в различных акциях [8].

Таким образом, волонтерская деятельность в педагогическом аспекте рассматривается как целенаправленный процесс по организации деятельности, позволяющей формировать ценностные ориентации школьников, обогащать их социальный опыт и содействовать решению возрастных задач ее участников. Организация подобной деятельности предъявляет особые требования к ее руководителям по разработке и реализации волонтерских проектов; подготовке и обучению волонтеров; организации взаимодействия с организациями и общественностью при осуществлении волонтерской деятельности. Именно организационная составляющая волонтерской деятельности последних лет нашла свое отражение в работах С.В. Алещенок, А.В. Купцовой, Н.И. Никитиной, И.Н. Руклинской, И.Ю. Слабжанина, и других ученых, где представлены технологические и методические аспекты ее организации.

Вышеизложенное позволяет рассматривать волонтерскую деятельность социального педагога как целенаправленное систематическое привлечение к полезной и социально-значимой работе добровольных помощников из числа детей и взрослых в инициативных группах благотворительного характера. Таким образом, волонтерство в работе социального педагога может быть рассмотрено как особый вид профессиональной социально-педагогической деятельности, отражающей сущность организационно-управленческой стратегии.

Изучению проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов посвящены работы многих отечественных исследователей - Ю.Н. Галагузова, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Т.В. Лодкина, Л.Е. Никитина, М.Ф. Черкасова и др. В исследовании Л.Е. Никитиной указывается на недостаток профессиональной подготовки - изоляцию от новых направлений (и опыта) в сфере социально-педагогической работы с населением [9], что, по мнению автора, может решаться с помощью практико-ориентированного обучения и включения студентов в волонтерскую деятельность. В исследовании Р.А. Литвак, посвященном выявлению педагогических основ деятельности детских общественных объединений, содержится разработка программы по подготовке социального педагога в рамках специализации «Руководитель детского общественного объединения», в том числе и волонтерского объединения школьников [4]. На базе анализа подходов В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, И.А. Зимней, Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина в понимании готовности студентов к выполнению профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что готовность - это структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности включает в себя осознание значимости и ценности социально-педагогической деятельности в современном обществе; систему ценностей, определяющих альтруистическую направленность личности, которая выражается черезосоз-нанность выбора студентом будущей профессии, и ориентация на профессиональную социально-педагогическую деятельностью в государственной, коммерческой или общественной сферах; устойчивый интерес к профессиональной деятельности, творческий подход к решению профессиональных задач, пополнение профессиональных знаний на основе использования оригинальных устных, печатных и электронных источников; субъект-субъектная направленность общения в общей профессиональной направленности; положительная мотивация на участие в волонтерской деятельности в вузе и организацию такой деятельности.

Когнитивно-деятельностный компонент готовности будущего социального педагога к организации волонтерской деятельности включает в себя систему научных представлений о социальной инфраструктуре, государственном, коммерческом и общественном секторах, позволяющих комплексно решать социально-педагогические проблемы, а также умений организовать, координировать и направлять добровольческую деятельность детей, молодежи и взрослых, владеть технологиями поиска, отбора, подготовки стимулирования волонтеров.

Рефлексивный компонент готовности будущего социального педагога к волонтерской деятельности отражает способность специалиста к профессиональной самооценке и самоконтролю, показателями, которых выступают: адекватность общей и профессиональной самооценок; анализ информацию с разных точек зрения, выделение в ней главного, структурирование, оценка и общественно-профессиональная экспертиза; активизация собственных личностных ресурсов, способствующие саморазвитию и самореализации, способность нести ответственность за качество своей профессиональной деятельности.

Очевидно, что уровень сформированности готовности будущего социального педагога к организации волонтерской деятельности школьников может быть различным. Для уточнения признаков каждого уровня исследуемой готовности, обобщенные свойства каждого уровня готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности нами определялись с помощью монографических характеристик с опорой на определенные ранее показатели.

Студенты критического уровня готовности характеризуются отсутствием профессиональной социально-педагогической направленности личности и наличием негативных установок на участие в волонтерской деятельности. Они имеют поверхностные и неструктурированные знания о соци-

практика овраэооанип

альной инфраструктуре и технологиях волонтерской деятельности, никогда не принимали участия в волонтерских акция и программах в период довузовского обучения.

Студенты достаточного уровня готовности характеризуются наличием профессиональной социально-педагогической направленности; склонны связывать свое профессиональное будущее с деятельностью в сфере «человек - человек»; они также имеют положительную мотивацию на участие в волонтерской деятельности, так как она позволяет получить опыт организаторской деятельности и установить партнерские отношения с представителями различных государственных и общественных организаций. Такие студенты имеют разовый опыт участия в волонтерских акция и проектах в период довузовского обучения; в процессе участия в подобных проектах имели опыт взаимодействия с потенциальными партнерами в рамках выполнения определенных заданий со стороны руководства. Они обладают устойчивыми и системными знаниями о социальной инфраструктуре и технологиях социальной деятельности; у них развиты умения получения и систематизации информации, однако уровень проектировочных, диагностико-оценочных и коммуникативных умений в ситуациях, требующих решения возникающих проблем, незначителен. Студенты данной группы характеризуются высокой, но адекватной общей самооценкой профессиональной деятельности, высоким уровнем адаптивности.

Студентов оптимального уровня готовности характеризует устойчивая система разнообразных ценностей, определяющая альтруистическую направленность личности в профессиональной социально-педагогической деятельности. Они связывают свое профессиональное будущее с педагогической деятельностью; мотивированы на участие в волонтерской деятельности; имеют опыт участия в волонтерских акциях и деятельности детских общественных организаций; способны разработать проект и программу работы волонтеров. Структурированные междисциплинарные и прочные научные знания в сфере социально-педагогической деятельности реализуются через высокий уровень обобщенности различных умений. Для них характерна высокая, но адекватная самооценка профессиональной деятельности, высокий уровень самоконтроля и активности в различных профессиональных ситуациях.

С целью изучения готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие три группы студентов Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета»: одна контрольная и две экспериментальные. В соответствии с целью эксперимента, в первой экспериментальной группе (ЭГ-1) применялся весь комплекс педагогических условий формирования субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности. Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) применялись не все выделенные педагогические условия. В обучение студентов контрольной группы (КГ) не было внесено никаких изменений ни содержательного, ни технологического плана.

Для определения отношения студентов к волонтерской деятельности использовался метод опроса, была разработана анкета из двадцати вопросов, касающихся определения ценностных приоритетов в профессиональной деятельности; информированности о волонтерской деятельности; опыта участия в подобной деятельности; отношения к волонтерской деятельности и готовности участия в ней. Анкетирование показало, что 43 % опрошенных признают необходимость создания волонтерских отрядов и волонтерской деятельности в целом; 42 % готовы принять непосредственное участие в волонтерской работе; 15% еще в полной мере не определились по этому вопросу и оценивают свое желание работать в качестве волонтеров как «возможное». Согласно результатам, заинтересованность студентов в волонтерской деятельности обусловлена тем, что они рассматривают ее как перспективу дальнейшего трудоустройства (66 %); возможность приобретения профессиональных умений и навыков (39 %); как возможность собрать материал для курсовой и выпускной квалификационной работ (59 %); как возможность самореализации (13 %).

Таким образом, анкетирование не выявило различий в отношении к профессиональной деятельности в целом и к волонтерской деятельности в частности в экспериментальных и контроль-

ной группах; оно показало одинаковый уровень заинтересованности и готовности к участию в такой деятельности.

Для успешной подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности (как разновидности профессиональной социально-педагогической деятельности) обоснован и апробирован комплекс педагогических условий. Первое педагогическое условие связано с содержанием волонтерской деятельности, актуализирующей задействованные в ней личностные ресурсы, что обеспечивает освоение студентами социальных и профессиональных ценностей, стимулирует готовность к проявлению личной инициативы. Реализация этого условия базировалась на участии студентов в выездном адаптационном сборе первого курса «Листпед», направленном на содействие профессиональному самоопределению будущих специалистов, адаптации к ценностно-смысловому и образовательному пространству института, а также разработке и внедрению педагогического проекта «Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов I курса ИИГСО НГПУ».

Осмысление ценностей социально-профессиональной деятельности связано с реализацией ее содержания, поэтому студентам предлагалось выступить волонтерами социальных акций различной направленности: благотворительных (сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома), творческих (хорошего настроения «Просто так», улыбок «Оранжевое настроение»), информационно-просветительских (популяризация семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фотовыставки знакомства с приемными семьями «Ау, родители»), организационных (сопровождение участников молодежных Дельфийских игр, Международного молодежного инновационного форума «Интерра»), обучающих («Домашняя кухня» для воспитанников детского дома), экологических («Спасение Инюшенского бора»). Вариативность содержания позволяет студентам сделать выбор и сферы волонтерской деятельности, и меры личного участия в ней, принятия на себя определенных обязательств. Включение студентов в волонтерскую деятельность дает возможность прочувствовать важность и ценность служения обществу, проявить субъектную профессиональную позицию, развивать личностные качества, изменить отношение к себе и окружающим людям, к социокультурному окружению в целом. Перечисленные изменения подтверждаются диагностическими данными о приращении мотивационно-ценностного компонента готовности студентов: ЭГ-1 - 49 и 49 %, ЭГ-2 - 62 и 11 % соответственно.

Для фиксации волонтерской деятельности и отношения к ней использовался «Блокнот волонтера». Анализ информации, представленной в нем, показал: волонтерская деятельность интересна студентам и положительно эмоционально окрашена; вызывает желание продолжать деятельность в тех же учреждениях в качестве волонтеров, помогла более полно раскрыть себя, ощутить ответственность за результаты дела. Значимый результат опытно-экспериментальной работы - создание студенческого «Волонтерского клуба» как формы «обучения в действии» волонтеров-студентов, дающего возможность проявлять инициативу и самостоятельность в делах; нести ответственность за результат осуществляемой социально значимой деятельности; прочувствовать положительные эмоции от сопричастности к общественной жизни, ощутить себя ее полноценными и равноправными участниками.

Реализация второго педагогического условия формирования готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников связана с актуализацией потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности, что в большей степени направлено на развитие когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов готовности. В учебной деятельности это проявлялось посредством углубления содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана и дополнения его специальными курсами. Так, в учебный план экспериментальных групп были добавлены спецкурсы: «Теория и методика волонтерской деятельности», «Педагогическое проектирование», практикум «Технология социального проектирования». Решение задач данного

практика овраэооанип

этапа показало необходимость дополнения содержания педагогической практики путем расширения сферы волонтерской деятельности для приобретения опыта участия и организации таковой [2]. В рамках научно-исследовательской деятельности осуществлялась презентация студенческих исследований в номинации «Исследовательский проект» открытых студенческих педагогических чтений (из первой экспериментальной группы 30 %, а из второй 18 % студентов выбрали разные аспекты волонтерской деятельности для исследования).

Во внеучебной деятельности актуализация потенциала волонтерской деятельности связана с обогащением ее содержания общественно полезным смыслом. Так появились групповые и курсовые студенческие проекты «Мой факультет» и «Путевка на факультет», направленные на активизацию волонтерской деятельности внутри ИИГСО; вертикальные студенческие проекты «Волонтер года», «День зачетки», «Последняя большая перемена», направленные на активизацию волонтерской деятельности в НГПУ в целом; инновационный студенческий проект «Исследовательский педагогический форум учащихся, студентов и аспирантов», направленный на активизацию волонтерской деятельности за пределами данного вуза. Расширению пространства волонтерской деятельности и повышению социальной значимости этой деятельности способствовало и участие студентов в общественно-профессиональной экспертизе городского конкурса социальных проектов «Мой город».

Интеграция образовательного процесса и волонтерской деятельности позволила сформировать у студентов систему теоретических, методических и технологических знаний, позволяющих им выступать организаторами волонтерской деятельности как внутри вуза, так и за его пределами. Результаты диагностики позволили зафиксировать приращение когнитивно-деятельностного компонента готовности: ЭГ-1 - 63 и 36 %, ЭГ-2 - 64 и 24 % соответственно.

Организация волонтерской деятельности студентов на основе технологий социального проектирования являлась третьим педагогическим условием. Реализация данного условия состоит в разработке и конструировании проекта, конечный результат которого предстает в виде нового продукта, решения социальной или иной проблемы. Данное условие позволило использовать проектный метод в организации волонтерской деятельности в его различных типах: учебные, партнерские и автопроекты. Учебные проекты использовались нами при освоении учебных дисциплин («Социальная карта города Новосибирска», «Портфель социального педагога» и др.) и прохождении социально-педагогической практики как проектной. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствовали партнерские проекты «Лидер: формат 21», «Волонтерский привал», «Территория здоровья», «Сибирская земля» и др. Условиями их успешности стали «сопереживание» студентами миссии организации-партнера; готовность партнерских организаций к приему студентов-волонтеров; качество и адекватность предлагаемой ими общественно полезной работы; сложившаяся система работы с волонтерами. Результаты участия студентов в партнерских проектах - закрепление шефства над проектом и продолжение волонтерской деятельности (ЭГ-1 - 22 %, ЭГ-2 - 9 %), самостоятельное руководство деятельностью детских объединений волонтерской направленности (ЭГ-1 - 16 %, ЭГ-2 - 5 %). Третий тип проектов - автопроект «Портфель педагога» - как инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда; как рефлексия собственной учебной и профессиональной деятельности. Реализация педагогического условия позволила выявить позитивную динамику, связанную с выбором проблемы для проектирования, целевой аудитории проекта, предмета проектирования и способа решения выбранной социальной проблемы. К концу эксперимента количество разработанных и реализованных проектов составило: ЭГ-1 - 83 % и ЭГ-2 - 54 %.

Реализация условий на базе ИИГСО НГПУ привела к позитивным результатам в формировании готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников. Для диагностики произошедших личностных изменений у студентов в экспериментальных и контрольной группах были использованы: наблюдение посредством

пеппгогнчесмий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(53), 2014 5В

специально разработанных матриц; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); метод независимых характеристик; анализ документации. В результате получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Результаты наблюдения за личностными проявлениями студентов в ходе осуществления волонтерской^_

Уровень Констатирующий этап Формирующий этап

ЭГ № 1 ЭГ № 2 КГ ЭГ № 1 ЭГ № 2 КГ

% % % % % %

Оптимальный 16,2 8.3 8,4 36.4 18.8 8,6

Допустимый 47,2 51.4 47,3 55.3 59.2 54,9

Критический 36,6 40.3 44,3 5.3 22.0 36,5

Итого 100 100 100 100 100 100

Количественные данные позволяют утверждать, что в экспериментальных группах произошли значительные изменения на поведенческом уровне, которые могут быть зафиксированы с помощью наблюдения.

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы повторно проведено анкетирование и модернизирован опросник для проведения констатирующего этапа. В результате проведенного опроса мы пришли к следующим выводам.

В качестве факторов, препятствующих включению будущих социальных педагогов в волонтерскую деятельность, студенты называли объективные условия и процессы, не зависящие от волонтеров: недостаток свободного времени (45 %); финансовые сложности (40 %); работа (13 %); отдаленность места жительства (5 %). Второй по значимости фактор, препятствующий волонтерской деятельности, - психологические особенности и поведение некоторых подопечных (40 % ответивших). Только 12 % студентов ничего не препятствует занятию волонтерской деятельностью.

По мнению студентов, позитивных факторов оказалось гораздо больше, чем негативных. На первое место они поставили возможность удовлетворять духовные и социальные потребности, среди которых особенно значимы возможность помогать другим (60 %); проявление чувств нужности, полезности усилий, занятости (36 %); повышение самооценки, возможность самореализоваться (7 %); отвлечение от личных проблем (4 %); удовлетворение культурных потребностей (4 %). На втором месте среди содействующих факторов указывалась возможность реализации личных и профессиональных качеств: общительность, сочувствие, сострадание, любовь к людям, терпение (62 %); умение слушать, находить подход (40 %); знание условий жизни подопечных, их нужд, забот (9 %); появление возможности находить нужную информацию по важным вопросам (20 %); умение войти в положение подопечного, понимание его жизненной ситуации (16 %). На третьем месте - моральная поддержка и отношение к волонтерам самих подопечных: общение с ними приносит удовлетворение (50 %); 20 % отмечают благотворное влияние на себя их благодарности, признательности, отзывчивости, откровенности и доброжелательности; 8 % опрошенных черпают дополнительные знания благодаря общению с «подопечными подопечных»; 10 % волонтеров испытывают чувство исполненного долга.

йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика овраэооанип

Таким образом, можно назвать преимущества волонтерской работы с точки зрения студентов - будущих социальных педагогов: возможность получить практический опыт, работая волонтером в социальных проектах; приобрести навыки непосредственной работы с детьми; участвовать в тренингах, обучающих семинарах; иметь возможность профессионального роста в организации; знакомиться с интересными людьми; расширять круг знаний и совершенствовать умения в различных сферах деятельности. Полученные результаты показывают, что разработанный нами комплекс педагогических условий и технология подготовки будущих социальных педагогов эффективны для формирования готовности требуемого уровня.

1. Богданова, Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1-2. - С. 219-222.

2. Богданова, Е.В., Киселева, Е.В. Методика организации и проведения учебных и производственных практик : учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки 050400.62 психолого-педагогическое образование, профиль психология и социальная педагогика [Текст] / Е.В.Богданова, Е.В.Киселева - Новосибирск : Изд-во ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2013 - 136 с.

3. Богданова, Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Богданова [Текст] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. - № 1. - С. 185-189.

4. Литвак, Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях [Текст] / Р.А.Литвак. - Челябинск,1996. - 138с.

5. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 11.02.2000 № 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях».

6. Мудрик, А.В. Социализация человека : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Мудрик. -М. : издат. центр «Академия», 2004. - С. 208.

7. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 320 с.

8. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Н.И. Никитина- М. 2004 -360 с.

9. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики [Текст] : моногр. / Л.Е. Никитина. - Ярославль : изд-во ДИА-Пресс, 2001. - 275 с.

10. Ромм, Т.А. Социальное воспитание - ресурс развития социальности в человевке [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 11-15.

11. Шакурова, М. В. Методика и технология деятельности социального педагога [Текст] / М.В.Шакурова. - М. : Академия, 2007. - 272 с.

12. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.В.Шакурова. - М. : издат. центр «Академия», 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.