Для обучения в магистратуре по программам, ориентированным на управление образовательными системами, технология портфолио является весьма значимой, поскольку ее реализация соответствует особенностям содержания подготовки магистров, а именно исследовательской направленности современного менеджмента в образовании. Овладение педагогическо-проектировочной деятельностью средствами порфолио проектов позволяет им быстро адаптироваться на рынке образования к меняющимся условиям, принимать гибкие и точные управленческие решения, взаимодействовать с другими субъектами управления, разрабатывать стратегию развития образовательных организаций и т. п. Портфолио отвечает интересам студента, вуза, работодателя и является отличным дополнением к документам выпускника (диплому).
1. Богданова Е. Л. Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 245. С. 65-70.
2. Родермель Т. А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект : моногр. Томск : ТМЛ-Пресс, 2012. 124 с.
3. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.
УДК 378.178
СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В статье представлены результаты психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Выявлены основные трудности процесса адаптации, особенности психического состояния и удовлетворенность различными сторонами вузовской жизни. Представлены основные направления сопровождения студентов-первокурсников в процессе их социально-психологической адаптации
Ключевые слова: адаптация, адаптация к обучению в вузе, психолого-педагогическое сопровождение, студент-первокурсник, мотивация к обучению в вузе.
Одним из условий успешной адаптации студентов 1 курса является специально организованная система психолого-педагогического сопровождения, которая предполагает создание условий для активного включения студентов уже с первого курса в учебную, научно-исследовательскую, общественно-полезную и другие виды деятельности, через которые формируется осознание призвания к избранной про-
4. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе : метод. рекомендации по созданию и использованию. Томск : Томский гос. ун-т; НОЦ «Ин-т инноваций в образовании»; Ин-т дистанционного образования, 2007. 63 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2001. 272 с.
6. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61-63.
7. Игонина Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.
8. Переверзев В. Ю., Синельников С. А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 71-73.
9. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 24 с.
10. Шипилина Л. А., Голерова С. Н. Управление качеством профессионально-педагогического образования в современном университете: методология, теория, практика : моногр. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. 308 с.
© Шипилина Л.А., Шипилина В. В., 2018
С. В. Щербаков, Я. Б. Лев, Е. Г. Ожогова S. V. Scherbakov, Ja. B. Lev, E. G. Ozhogova
SUPPORT OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST RATE TO TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article reveals the results of the psychological and pedagogical diagnostics directed on studying of features of adaptation the first year students to the studies in a higher educational institution. The basic difficulties of process of adaptation, feature of a mental condition and satisfaction are revealed by the various sides of a higher educational institution life. The basic directions of support of the first-year students during their social and psychological adaptation are shown.
Keywords: adaptation, adaptation to the studies in a higher educational institution, pedagogical support, the first-year student, motivation to the studies in a higher educational institution.
фессии [1]. Интерес к данной проблеме достаточно высок как в теоретическом аспекте (изучение факторов успешной адаптации, механизмов адаптивного процесса и др.) [2; 3], так и в практическом (поиск методов и форм, обеспечивающих успешную адаптацию студента к среде вуза и др) [3; 4; 5].
Адаптация к обучению в вузе - это процесс приспособления к образовательной среде вуза и соответствующей
системе социальных отношений, сопровождающийся изменениями в психоэмоциональной сфере и предполагающий принятие дидактических требований, установление системы коммуникативных функционально-ролевых отношений [2; 3; 4; 5; 6]. По мнению М. В. Ромм и Р. А. Заякиной, высокие адаптивные способности студента и его конструктивная адаптация являются непременным атрибутом «успешного человека» [2, с. 23].
Наиболее сложным этапом обучения в вузе считается 1 курс. Первокурсник, вчера еще бывший старшеклассник, должен следовать новым требованиям, новому ритму жизни, соответствовать социальному окружению и т. д. Успешная адаптация студента к условиям вуза предполагает: высокий уровень удовлетворенности обучением, психологическое благополучие, преобладание положительных эмоций (радость, удовлетворение, интерес), а также доминирование внутренних мотивов учения (ориентированных на процесс и результат учебно-профессиональной деятельности) и др. Если же по ряду объективных или субъективных причин процесс адаптации затруднен, студент-первокурсник переживает растерянность, эмоциональную напряженность, внутренний конфликт. На психофизиологическом уровне нарушение процесса адаптации проявляется в понижении иммунитета и возможном обострении психосоматических заболеваний. В учебной работе снижается уровень работоспособности, который часто сопровождается леностью, интеллектуальной пассивностью, пропусками занятий, без уважительной причины, нарушением дисциплины [6].
Чтобы предупредить риск негативного варианта профессионального становления, важно с первых дней создавать условия для адаптации к учебной нагрузке и учебному процессу в целом, развивать самостоятельность и самоорганизацию, а также помогать адаптироваться к новому коллективу студентов и преподавателей. Это должна быть комплексная совместная и слаженная работа руководства, всего педагогического коллектива и каждого преподавателя в отдельности [2].
В настоящее время под психолого-педагогическим сопровождением студента исследователи понимают комплексную систему специально организованных мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития на разных этапах обучения в вузе. Согдасно С. Г. Рудковой именно система психолого-педагогического сопровождения и среда вуза является основным механизмом адаптации студентов, который способствует гармоничному профессионально-личностному развитию [3].
На основе эмпирического исследования нами была предпринята попытка выявить особенности социально-психологической адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе и реализовать мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению адаптации студента. Исследование было поведено в октябре 2017 г. в Омском государственном педагогическом университете. В нем приняли участие 108 студентов 1 курса факультета начального, дошкольного и специального образования (НДиСО), обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профили подготовки: «Дошкольное образование» (20 человек), «Начальное образование» (36 человек), «Специальное (дефекто-
логическое) образование» (52 человека). Форма обучения у всех субъектов исследования очная.
Для исследования применялись следующие эмпирические методы и методики: тестирование - исследование психоэмоционального состояния студентов на этапе адаптации (методика «Тревожность студентов» - автор Е. П. Ильин [7], методика диагностики психических состояний студентов -автор А. О. Прохоров [8]). Анкетирование было направлено на изучение удовлетворенности различными сторонами вузовской жизни; опрос позволил выяснить трудности студентов на этапе адаптации; интервью было направлено на изучение мотивов поступления на факультет. Комплекс опросных методик был разработан авторским коллективом (С. В. Щербаков, Я. Б. Лев, Е. Г. Ожогова). Теоретико-методологической основой для создания комплекса опросных методик послужили концептуальные взгляды и идеи Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова А. К. Марковой, Н. А. Кре-товой и др [7; 9; 10].
Результаты исследования. В целом можно отметить высокий уровень удовлетворенности различными сторонами вузовской жизни. Высокий уровень установлен по следующим показателям: удовлетворенность содержанием учебных дисциплин - 62,0 %; организацией учебного процесса - 76,8 %; снабженностью учебно-методической литературой - 67,9 %; технической оснащенностью учебного процесса - 69,3 %; отношениями с преподавателями -78,5 %; организацией массовых мероприятий - 83,9 %.
В меньшей степени студенты удовлетворены: возможностью заниматься художественным творчеством (высокий уровень удовлетворенности установлен у 50 % респондентов); возможностью заниматься спортом (высокий уровень удовлетворенности зафиксирован у 57,1 % обследуемых); бытовыми условиями в вузе (высокий уровень удовлетворенности выявлен у 50 % обследуемых, низкий уровень у 33,9 %, затруднились с ответом 16 % испытуемых). Также выявлено, что на момент обследования студенты неудовлетворены: своими учебными успехами (высокий уровень удовлетворенности отмечается только у 30,4 %, низкий уровень удовлетворенности - у 32,1 %, затруднялись с ответом 37,5 %); условиями для полноценного досуга (установлен высокий уровень удовлетворенности только у 26,8 %, низкий уровень удовлетворенности - у 33,9 %, затруднялись с ответом 39,3 %).
При изучении трудностей студенческой жизни, с которыми студенты столкнулись в 1 семестре, было установлено, что они связаны прежде всего с недостатком свободного времени (высокий уровень выраженности у 78,6 %), у 57,1 % студентов ярко выражены трудности, связанные с перегруженностью учебными занятиями. Данные факторы определяют внутренний дискомфорт студента, его психологическое и эмоциональное напряжение. Как следствие возникает тревожная мысль о предстоящем зачете или экзамене, что наблюдается у 71 % студентов. Около 1/3 обследуемых студентов испытывают трудности с недостатком материальных средств и неумением их использовать, высокий уровень выявлен у 35,7 %.
Положительным моментом можно считать, что на факультете созданы достаточно комфортные психологические условия для преодоления трудностей адаптационного периода. Практически отсутствуют трудности, связанные с взаимоотношениями с преподавателями (высокий
уровень затруднений - 10,7 %; умеренно выражены трудности - у 30,4 % и отсутствуют трудности или незначительно выражены у 58,9 %). Недостаточный уровень довузовской подготовки отмечают только 30 % студентов. У этих студентов трудности связаны с недостаточно развитыми приемами работы с учебным материалом: неумением работать с научным текстом, анализировать большой объем информации, извлекать знания из первоисточников и т. п. Данная проблема характерна для многих вузов. Выпускник общеобразовательной школы может хорошо знать школьный предмет, успешно сдать ЕГЭ. Однако, поступив в вуз, он сталкивается с другими предметами, большим объемом информации. Кроме того, в вузах используется иная система оценки результата учебной деятельности студента, отличающаяся от традиционной школьной пятибалльной [11].
Немаловажное значение на успешность адаптации студентов к обучению в вузе оказывает мотивация, с которой студент приходит на тот или иной факультет. Результаты изучения ведущих мотивов поступления на факультет НДи-СО свидетельствуют, что у студентов преобладают внутренние мотивы, широкие социальные мотивы и мотивы общения и социального сотрудничества: интерес к профессии у студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» составил 92 %, а у студентов направления «Педагогическое образование» - 62,5 %; мотив общения и возможности найти новых друзей соответственно 75 и 82,1 %.
В меньшей степени, у студентов выражен внешний статусный мотив, связанный с нахождением перспективной, хорошей работы после окончания вуза. У дефектологов на нахождение хорошей работы в будущем расчитывают 76,9 % студентов, а у студентов профилей дошкольного и начального образования всего 50 %. Внешний мотив, связанный с поступлением в престижный вуз, выявлен только у 23 % студентов-дефектологов, а вот у студентов профилей дошкольного и начального образования он составил 41 %. Желание получить только диплом о высшем образовании (неважно где) обнаружилось у 19 % студентов. Важно отметить, что 41 % студентов профилей дошкольного и начального образования считают педагогический университет престижным вузом, но, к сожалению, 50 % студентов не видят перспектив хорошей работы после окончания вуза. С. В. Щербаков отмечает: «На выбор престижного вуза чаще всего влияет наличие или отсутствие конкуренции на рынке труда. У выпускников, получающих профессию в области дошкольного и начального образования она отсутствует полностью. Студенты старших курсов на 100% трудоустроены или имеют гарантию трудоустройства после окончания вуза. Таким образом, данные показывают, что студенты 1 курса осознанно выбрали данную профессию, внутренние мотивы преобладают над внешними» [1, с. 268].
Результаты диагностики эмоциональных переживаний позволяют отметить, что у студентов 1 курса доминирует средний уровень общей тревожности (85,4 %), низкий уровень эмоциональной нестабильности и раздражительности (64,3 %). Однако обращает на себя внимание, что 1/3 студентов испытывают повышенный уровень беспокойства и страхов (37,5 %).
По результатам оценки различных психических состояний доминируют положительные психические состояния: положи-
тельные деятельностные состояния (высокий уровень - 50 % и средний уровень - 50 %); положительные состояния общения (высокий уровень - 64,3 %, средний уровень - 33,9 %, низкий уровень - 1,8 %); состояния, связанные с положительным отношением к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): высокий уровень -76,8 %, средний уровень - 19,6 % и низкий уровень -3,6 %; положительные эмоциональные состояния (высокий уровень - 66,1 %, средний уровень - 33,9 %); положительные волевые состояния (высокий уровень - 58,9 %, средний уровень - 28,6 % и низкий уровень - 12,5 %); положительные интеллектуальные состояния (высокий уровень - 62,5 %, средний уровень - 35,7 % и низкий уровень - 1,8 %).
В оценках психофизиологического состояния доминирует средний уровень, что можно объяснить трудностями адаптационного периода (перестройкой организма, сниженным уровнем работоспособности, повышенной утомляемостью и др.).
Таким образом, анализ результатов комплексной психологической диагностики свидетельствует, что процесс адаптации к обучению у большинства (около 2/3 студентов) первокурсников к обучению в вузе проходит успешно: студенты справляются с различными трудностями вузовской жизни, удовлетворены различными сторонами вузовской жизни, комфортно себя чувствуют и в целом эмоционально благополучны.
Вместе с тем студенты не удовлетворенны своими учебными успехами и условиями для полноценного досуга; 1/3 всех студентов испытывают беспокойство, повышенный уровень тревоги и опасений. Именно эти студенты в первую очередь нуждаются в педагогической поддержке и мероприятиях по предупреждению дезадаптации.
На факультете НДиСО созданы достаточно комфортные условия для обучения и профессионального становления студентов. Работа по сопровождению проводится по трем основным направлениям: психолого-педагогическому, профессиональному и культурно-досуговому.
Кратко остановимся на основных мероприятиях.
Психолого-педагогическое направление психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе.
Кураторами групп были проведены:
1) этические беседы, посвященные основам конструктивного общения, внешнего вида студента, режимных моментов, основам педагогического этикета и т. д;
2) собрания, в рамках которых были распределены обязанности и выбраны старосты групп;
3) проведены групповые консультации, на которых кураторы групп познакомили студентов с особенностями организации образовательного процесса на факультете, их правами и обязанностями;
4) проведены семинары-практикумы и тренинговые занятия, направленные на знакомство и групповую сплоченность студентов.
Психологическое сопровождение осуществлялось в форме групповых и индивидуальных консультаций и занятий психологического кружка:
1) групповые консультации были проведены в каждой из групп, где проводилась психологическая диагностика.
Основная цель консультаций заключалась в ознакомлении в обобщенном виде с результатами психологической диагностики и ответов на волнующие студентов вопросы об их эмоционально-личностных особенностях. В ходе консультации со студентами обсуждались такие вопросы, как: «Чем отличается личностная тревожность от ситуативной?», «Как эффективно организовать свое время?», «Как справляться с социальными страхами и неуверенностью в социальных контактах?», «Какие личностные качества наиболее ценные в общении?» и др. Также были даны общие рекомендации, направленные на повышение адаптивных ресурсов студентов и профилактики тревожности;
2) заседание кружка «Психологическая гостиная» на тему «Позитивная интроспекция». Интерактивное занятие тренингового типа. Занятие было направлено на развитие аутопсихологической компетентности и формирование приемов самопознания будущих педагогов их психологической культуры, а также на формирование групповой сплоченности студентов первого курса. Занятие было проведено в интерактивном режиме с использованием приемов групповой рефлексии и элементами тренинга.
профессиональное направление сопровождения адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе. Данное направление предполагает включение студентов в квазипрофессиональную и профессиональную деятельность:
1. На факультете имеется Центр развития детей, Центр инклюзивного образования, лекотека для детей до 3-х лет.
2. Факультет НДиСО заключил договоры о сотрудничестве с образовательными организациями. На базе отдельных организаций располагаются базовые кафедры факультета НДиСО. Например, свое представительство факультет имеет в КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301» и «Адаптивная школа-интернат № 7». В названных учреждениях проводятся лекционные и семинарские занятия, педагогические практики, организуется самостоятельная работа студентов [1].
3. Для ознакомления с методиками работы в области дошкольного и начального образования с 2010 г. на факультете при кафедре педагогики и психологии детства работает центр «Содружество». Первокурсники знакомятся с различными методиками раннего развития и обучения детей дошкольного возраста.
4. Привлечение студентов 1 курса к участию во всех научных и практических мероприятиях, проводимых факультетом: ежегодной Всероссийской конференции «Детство открытое миру», ежегодной Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика», «Аукционом педагогических идей», Родительским форумом «Верны традициям, открыты инновациям» и др.
5. Включение студентов 1 курса в мероприятия клуба молодого педагога.
культурно-досуговое направление сопровождения адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе. В рамках данного направления были проведены следующие мероприятия:
1) «Посвящение в студенты»; 2) участие в праздничных мероприятиях: «День учителя», «День психолога», «Новый
год», «23 февраля», «8 марта», «День факультета»; 3) организация и проведение экскурсий: омский историко-крае-ведческий музей, музей им. М. А. Врубеля, музей воинской славы и др; 4) участие в творческих мероприятиях: «Литературный вечер», конкурс стихов, конкурс сочинений «Детство без слез», конкурс плакатов, конкурс «Лучшая педагогическая газета», конкурс «Лучшая стендовая консультация» и др; 5) кафедрой дефектологического образования организована работа дискуссионного клуба, в которую могут включиться студенты 1 курса; 6) посещение студентами 1 курса шахматного кружка, который в рамках спецкурса ведет преподаватель факультета.
Перспективу дальнейшей работы по сопровождению студентов 1 курса мы видим: во-первых, в сохранении действующих направлений (собрания, кураторские часы, работа психологического кружка и др.); во-вторых, в усилении культурно-досугового направления в работе со студентами 1 курса; 3) в-третьих, на основе результатов психологической диагностики, проведение дополнительной индивидуальной психолого-педагогической работы по повышению уровня удовлетворенности студентов различными сторонами вузовской жизни и оказание помощи в разрешении, имеющихся у них трудностей.
1. Щербаков С. В. Профессиональное самоопределение студентов первого курса педагогического университета // «Детство открытое миру : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. С. 266-269.
2. Ромм М. В., Заякина Р. А. Социальная адаптация студента: метафизика смысла // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 22-26.
3. Рудкова С. Г Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе : дис. . канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005. 176 с.
4. Жиркова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов // Наука и образование. 2008. № 2, июнь. С. 10-13.
5. Мерзлякова Д. Р., Г. З. Файзуллина Г. З. Психолого-педагогическое сопровождение студентов высших учебных заведений в процессе адаптации к обучению // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 3(18). С. 146-148.
6. Завьялова П. А., Пшеничнова И. В. Проблемы адаптации студентов-иностранцев к условиям обучения в вузе // Научный поиск. 2017. № 2(24). С. 3-5.
7. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
8. Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М. : Из-во «ПЕР СЭ», 2004. 176 с.
9. Кретова Н. А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание // Научные исследования в образовании. 2009. № 2. С. 24-27.
10. Пряжников Н С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учеб. для студентов вузов. М. : Академия, 2013. 207 с.
© Щербаков С. В., Лев Я.Б., Ожогова Е. Г., 2018