Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / COMPLEX FAIRYTALE THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угринчук Ольга Николаевна

В данной статье проводится анализ актуальности проблемы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается как важнейшая часть системы образования и предполагает личностно-ориентированный подход к ребенку, основываясь на сотрудничестве и сотворчестве педагогов и учеников, что является необходимым условием создания благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта детей. В качестве примера представлен опыт учреждения дополнительного образования «Клуб Добрых Сказочников» Великого Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угринчук Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION: THE ACTUALITY OF THE PROBLEM

This article analyzes the relevance of the problem of development of the emotional intelligence of preschool children in an additional education institution. Additional education is considered as the most important part of the education system and implies a student-centered approach to the child, based on cooperation and co-creation of teachers and students, which is a prerequisite for creating favorable conditions for the development of children's emotional intelligence. As an example, the experience of the institution of additional education “The Club of Good Fairy-tale-tellers” of Veliky Novgorod is presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ»

конференции (28-30 марта 2013г., г.Пермь) / под общ.ред. А. Л. Коеолаповой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь: ПГГПУ, 2012. - С. 172-175.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - UR [Электронный ресурс] - режим доступа: :М1р://минобрнауки.рф/документы/5930

5. Пьянин, В. С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьюторов в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В. С. Пьянин. - Москва, 2010. - 177 с.

6. Романова, Е. А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования / Е. А. Романова // Международный научно-исследовательский журнал International Research Journal. Педагогические науки. -2017. - № 4 (58). - Часть 3. - Апрель. - С. 53-55.

УДК: 37.03

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

магистрант Угринчук Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (Великий Новгород)

Постановка проблемы. На современном этапе развития нашего государства характерны значительные преобразования в различных областях общественной жизни. Правовое общество предъявляет к своим гражданам высокие требования относительно их образованности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, соответственно высокие требования предъявляются и к уровню всех ступеней современного образования.

Согласно указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в сфере образования необходимо создать условия для воспитания целостной, гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [13].

Изложение основного материала исследования. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» одним из направлений гармоничного развития и становления важных личностных характеристик учащихся помимо основной образовательной деятельности является способность понимать, выражать и анализировать не только свои мысли и эмоциональные переживания, но и эмоции окружающих, способность достигать взаимопонимания при общении с другими людьми, выстраивать с ними позитивные взаимоотношения, не нарушать их прав, а также способность решать поставленные задачи, успешно достигая своих целей [14].

Феноменом, интегрирующим данные характеристики, является эмоциональный интеллект (Р. Бар-Он, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Гоулман, Д.В. Люсин, П. Сэловей, Г.В. Юсупова, Э.Л. Носенко и др.).

По мнению ряда психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, O.A. Путилова и др.) в формировании эмоционального интеллекта наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст, так как в это время происходит наиболее интенсивный этап развития личности. По мнению авторов, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, сформированный в дошкольном возрасте, может способствовать физическому, нравственному, психическому и социальному благополучию ребенка в будущем.

Таким образом, для развития целостной, гармонически развитой личности ребенка необходимо в нем развивать не только интеллектуальный и физический аспекты, которым уделяется наибольшее внимание в современном образовании, но и эмоциональный интеллект.

Как показывают исследования (А.О. Прохоров, A.B. Карпов и др.), недостаточное развитие эмоционального интеллекта, способно вызвать такие внутриличностные и межличностные проблемы и конфликты, как непринятие себя и других, неумение грамотно управлять своими эмоциями, трудности во взаимоотношениях, неумение работать в команде, негативизм, расизм, замкнутость, тревожность и другие. Отсюда следует, что в основе развития личности дошкольника должен лежать эмоциональный интеллект. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой эмоциональный интеллект формируется у ребенка легче и быстрее при недидактичном и личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе.

Одной из важнейших частей системы образования, предполагающей личностно-ориентированный подход к ребенку, является дополнительное образование, основанное на сотрудничестве и сотворчестве педагогов и учеников.

Согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (2018-2025 г.), основное и дополнительное образование призваны осуществлять полноценное и гармоничное развитие ребенка, организовывать, соответствующую его интересам деятельность, помочь сформировать ребенку необходимые социально-психологические навыки, которые помогут ему в будущем стать успешным в его деятельности.

В настоящее время в дополнительном образовании активно развивается сказкотворческое направление, которое, на наш взгляд, является одним из ведущих в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Через сказку, со свойственными ей яркими, метафорическими образами, педагог дополнительного образования способен наиболее доступно и деликатно поговорить с ребенком о мире чувств и эмоций, помочь сформировать свою картину мира, основанную на общечеловеческих ценностях [9].

В рамках сказкотворческих занятий, которые проходят в учреждении дополнительного образования «Клуб Добрых Сказочников» в Великом Новгороде, педагоги проводят специальный курс, позволяющий поговорить с детьми на доступном метафорическом языке об эмоциях и чувствах. На занятиях активно используются сказкотерапевтические методики, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачковым, Т.М. Грабенко, но также уделяется особое внимание появляющимся в мире новым моделям развития эмоционального интеллекта. Задача педагогов «Клуба Добрых Сказочников» - объединить лучшие

разработки на данную тему и создать свою модель развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, которую можно будет предложить другим педагогам дополнительного образования для усовершенствования их работы.

На первом этапе педагоги «Клуба Добрых Сказочников» проводят диагностику, с целью выявления степени развития эмоционального интеллекта и психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста. Для проведения диагностики педагоги используют следующие методики: «Волшебная страна чувств» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «Сказка» Л. Дюсс, «Кактус» М.А. Панфиловой, «Страхи в домиках» М.А. Панфилова, «Карта внутренней страны» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Одной из наиболее доступных методик, позволяющих провести диагностику, является сказкотерапевтическая методика «Волшебная страна чувств», разработанная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [8]. Она заключается в том, что педагог читает детям сказку про чувства, затем выдает специальный бланк (рисунок 1) и предлагает с помощью цветных карандашей выполнить несколько заданий: помочь жителям Волшебной страны восстановить их домики (разукрасить разными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым, серым и черным), затем «расселить» главных героев - жителей сказки по этим домикам (подчеркнуть чувства, представленные в столбце № 2, тем цветом, который, по мнению ребенка, соответствуют им), и в заключении определить, где эти домики расположены в Волшебной стране (указать цветом на карте, напоминающей силуэт человека).

Ф. и. Дата.

Волшебная страт чувств

Домики:

О О

□ О

□ о

□ □

□ □

Га □!

Жители: Радость

Удовольствие Страх вина Обида Грусть

Карта страны

□ р

Злость

I *>

ОО

Интерес

Рисунок 1

Затем педагог проводит анализ полученных результатов, ориентируясь на психологическую расшифровку, подробно описанную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой Г81.

Изучив и проанализировав полученные результаты, педагоги «Клуба Добрых Сказочников» составляют личностно-ориентированную программу развития эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, система дополнительного образования открывает широкие возможности для внедрения инновационных педагогических инициатив. Внедрение сказкотерапевтических технологий в структуру занятий в дополнительном образовании может быть очень эффективным для развития гармоничной личности ребенка, его эмоционального интеллекта с учетом его интересов и потребностей.

Аннотация. В данной статье проводится анализ актуальности проблемы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается как важнейшая часть системы образования и предполагает личностно-ориентированный подход к ребенку, основываясь на сотрудничестве и сотворчестве педагогов и учеников, что является необходимым условием создания благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта детей. В качестве примера представлен опыт учреждения дополнительного образования «Клуб Добрых Сказочников» Великого Новгорода.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дополнительное образование, дети дошкольного возраста, Комплексная Сказкотерапия.

Annotation. This article analyzes the relevance of the problem of development of the emotional intelligence of preschool children in an additional education institution. Additional education is considered as the most important part of the education system and implies a student-centered approach to the child, based on cooperation and co-creation of teachers and students, which is a prerequisite for creating favorable conditions for the development of children's emotional intelligence. As an example, the experience of the institution of additional education "The Club of Good Fairy-tale-tellers" of Veliky Novgorod is presented.

Keywords, emotional intelligence, additional education, children of preschool age, Complex Fairytale Therapy.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии: Науч. журн. / Российская Академия образования; Трудовой коллектив редакции; Е. В. Щедрина. — М., 2006. № 3. — С. 78-86.

2. Бачков, И.В. Сказочный потенциал / И.В. Бачков // "Школьный психолог". — М., 2000., № 39. — С. 14-20.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский — М.: Смысл, Эксмо, 2005. — 512 с.

4. Горбунова Н.В. Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-1. С. 70-73

5. Донина И.А., Салха Э. Эмоциональный интеллект педагогического коллектива школы, как фактор развития его организационной культуры // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 343-348.

6. Донина И.А., Гопкина А.Н. Экспериментальное исследование процесса формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 26-30

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко — СПб, Речь, 2006. -208 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: ООО «Речь»,2000. -310 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

10. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 1.С. 23-26.

11. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. №2. С. 11-13.

12. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-2. С. 191-194

13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «Онациональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/43027/page/l (Дата обращения: 10.10.2018)

14. Федеральный государственный образовательный стандарт URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 10.10.2018)

15. Шерайзина P.M. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина P.M., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

16. Шерайзина P.M., Когут А.А., Донина И.А., Александрова Н.В., Тращенкова С.А., Зиновьева С.Д. Коммуникативная компетенция детей старшего дошкольного возраста: сущность и методы развития // Психология и педагогика кризисов саморазвития личности. Коллективная монография. Ульяновск, 2018. С. 65-77.

УДК 378

АУТЕНТИЧНЫЕ МЕТОДИКИ В КУРСЕ ДЕЛОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

доцент Федорова ТатъянаАнатолъеена Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. Основная проблематика иностранного языка для специальных целей основывается на следующих аспектах: обучаемые не являются специалистами в области иностранного языка, но занимаются профессиональной или учебной деятельностью и изучают язык, имея ограниченное количество учебных часов для достижения специальных целей. Понятие "иностранный язык для специальных целей" - это результат полувековых поисков и исследований в области преподавания и изучения иностранного языка не для общеобразовательных целей. Появившиеся в процессе этих изысканий термины "функциональный иностранный язык", " иностранный язык специальности", " иностранный язык для специальных целей" - это различные обозначения одного и того же понятия. Иностранный язык для специальных целей вырос на почве функционального языка, поставив во главу специальные цели, и языка специальности, ориентируясь на определённую аудиторию обучаемых и определённую профессиональную отрасль. При этом иностранный язык для специальных целей охватывает все ситуации по специальности и категории обучаемых в зависимости от отраслей и потребностей аудитории [4].

Целью статьи является исследование возможностей и рамок применения методик, представленных в аутентичных учебных пособиях французских издательств, в области "Делового французского языка" с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.