Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ-ФИЛОЛОГ / TUTOR / TUTORING / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE STUDY / HIGHER EDUCATION / STUDENT-PHILOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяллева Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия тьюторства, анализируются функции и задачи, стоящие перед тьюторами в современном вузе. Представлена роль тьютора в профессиональной иноязычной подготовке студента-филолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE STUDY OF STUDENT-PILOLOGIST

The article deals with different approaches to define the term “tutoring”. The functions and goals of tutors at modern university are analyzed. The function of tutor in professional foreign language student’s study is defined.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА»

«Педагогическое образование», «Психолого - педагогическое образование», педагогов - слушателей факультета повышения квалификации / Москва, 2015.

3. Скударёва Г.Н., Осинина Т.Н. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57-1.4. 1. С. 200-209.

4. Скударёва Г.Н., Павлова О.Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа// Современные здоровьесберегающие технологии. №4. 2017. С.150-157.

УДК 37:378.147

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Лингеодидактика и зарубежная филология» Тяллееа Ирина Алексеевна

Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государстеенныйуниеерситет» (г. Севастополь)

Постановка проблемы. Развитие современного образования неразрывно связано с внедрением личностно-ориентированного обучения. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы отмечена важность создания единого целостного современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности [4], указывается значимость реализации индивидуальных траекторий обучающихся высшей школы.

Построение подобных траекторий личностного и профессионального развития студентов в вузе связано с организацией процесса сопровождения или тьюторства.

Последнее трактуется как особый вид деятельности, направленный на сопровождение образовательной деятельности обучающихся в условиях неопределенности выбора (Т.М. Ковалева и др. [2]).

Цель исследования состояла в анализе вопроса тьюторства в современном вузовском образовании: в уточнении позиции тьютора, целей и задач тьюторского сопровождения, функций и методов деятельности тьюторов, а также в оценке возможностей тьюторского сопровождения профессиональной иноязычной подготовки студентов-филологов.

Изложение основного материала исследования. Как отмечают исследователи (B.C. Пьянин, Е.А. Романова, и др.), история возникновения тьюторства связана с основанием и развитием британских университетов (Оксфордского и Кембриджского). Возникшее как система наставничества, тьюторство впоследствии приобретает особую роль в процессе обучения, тьютор выполняет не только воспитательные, но и образовательные функции. В настоящее время тьюторская система официально считается частью английской университетской системы, функционирующей параллельно с профессорской и постепенно вытесняя последнюю.

Впервые появившись в России в конце XIX века, тьюторство также было направлено на индивидуальное воспитание студентов (В. С. Пьянин [5]).

Позже интерес к вопросу тьюторского сопровождения возник 90-е годы XX в. и связан с научной школой П.Г. Щедровицкого (Е. А. Романова [6]).

В настоящее время, в связи с приоритетностью задач индивидуализации обучения, введение системы тьюторства рассматривается как важный фактор повышения качества образования. Наиболее научно и методологически разработанной является система подготовки тьюторов на кафедре индивидуализации и тьюторства МШ У.

В исследованиях Т.М. Ковалевой тьютор рассматривается как педагог, деятельность которого направлена на сопровождение разработки и реализации обучающимся своей индивидуальной образовательной программы [2, С. 75].

A.B. Горбут [1] отмечает, что тьютору в процессе педагогического сопровождения необходимо сочетать три вида деятельности: мотивационную (определение уровня мотивации на развитие познавательного интереса, приоритетов и целей), коммуникативную (связь тьютора и студента) и рефлексивную (взаимопонимание и обсуждение проблем с обучающимся).

В число функций, реализуемых тьютором в процессе педагогического сопровождения, A.B. Горбут включает:

- информационно-аналитическое сопровождение разработки траектории личностного развития;

- проектирование программ саморазвития;

- диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив студента;

- тьюторское консультирование, обсуждение, рефлексия и др. [1].

Анализируя вопрос тьюторского сопровождения в современной высшей школе, Е.А. Романова [6] выделяет сферы деятельности тьютора, связанные с дистанционным и очным образованием, отмечая организационный характер первой (способность координировать ход обучения студентов, отслеживать результаты, обеспечивать обратную связь от преподавателей, осуществлять групповые консультации, поддерживать мотивацию студентов к процессу обучения, содействовать в построении индивидуальной траектории) и фасилитативный - второй (способность выявлять потребности и цели обучающихся; содействовать им в организации собственной индивидуальной учебной программы, соответствующей их психологическим особенностям; осуществлять консультирование обучающихся; оказывать помощь в затруднительных ситуациях, содействовать раскрытию их потенциала, осуществлять работу по рефлексии).

Е.А. Романова отмечает, что тьюторская компетентность включает владение организационными навыками работы, системным и стратегическим мышлением, предполагает наличие психологической и педагогической подготовки, широких знаний в области научной специальности. Однако, анализируя ситуацию в высшей школе, Е.А. Романова отмечает, что задачи тьютора значительно упрощены в вузовской практике: как правило, позиция тьютора отождествляется с функцией репетитора, научного руководителя или куратора курса.

Ряд ученых (Т. К. Беляева, O.A. Никишина и др.), анализируя вопрос тьюторекого сопровождения в вузе, отмечают, что в качестве тьюторов могут выступать студенты. Например, помощь студентам первых курсов в процессе их адаптации к университетскому обучению, в «освоении образовательного пространства» (включая вовлечение во внеучебную работу) могут осуществлять тьюторы-стажёры, студенты старших курсов.

В качестве академического тьютора, деятельность которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, часто выступают студенты магистратуры.

Перед тьютором-наставником, функцию которого выполняет куратор группы, стоит задача «полного сопровождения учащихся», помощь в формировании личных и профессиональных компетенций, раскрытие личностного потенциала [1].

Некоторые исследователи (Е.А Челнокова, Р.Б. Набиев и др.) выделяют в качестве приоритетной задачи тьюторства помощь в адаптации студентов к обучению в университете.

Опыт тьюторской деятельности ФГАОУ ВО «СевГУ» показал целесообразность совместного труда студентов-старшекурсников и кураторов групп в адаптационный период первокурсников. Функции куратора-наставника и академического куратора, ответственного за академическую успеваемость, как правило, выполняет куратор группы. Несомненна важность научного руководителя, функция которого состоит в научном сопровождении проведения исследования по теме квалификационной работы.

Рассмотрим профессиональную иноязычную подготовку в контексте деятельности тьютора. Основной целью деятельности тьютора-профессионала является помощь в определении и реализации траектории профессионального развития студента в контексте его иноязычной подготовки.

Если тьютор-куратор или академический тьютор лишь оценивает академические успехи обучающихся, то тьютора-профессионал в первую очередь изучает его профессиональные интересы и помогает в повышении уровня владения иностранным языком, ориентируя в сфере международной сертификации.

В качестве примера может послужить стимулирование к участию в олимпиадах, чемпионатах WorldSkills, сдачу экзаменов на международные сертификаты.

В контексте профессиональной иноязычной подготовки представляет интерес разработанная Б.А. Крузе [3] модель тьюторекого обеспечения лингвоинформационной подготовки будущих учителей иностранного языка, целью которой являлось формирование их лингвомультимедийной компетентности в сфере профессионально ориентированной межкультурной коммуникации. Описывая модель, автор указывает на принципы ее реализации, в число которых входят:

- принцип целостности тьюторекого сопровождения процессов формирования полилингвальной коммуникативной и мультимедийной компетенций;

- принцип единства применения тьюторских технологий в процессе развития и саморазвития обучающихся в контексте их лингвоинформационной подготовки;

- принцип диагностической основы использования тьюторских технологий.

Содержание профессиональной подготовки в данной модели тесно связано со знаниями мультимедийно опосредованной полилингвальной и поликультурной деятельности учителя и включает лингвомультимедийные компетенции.

Используемые тьюторские технологии объединяют на новом методологическом уровне технологии личностно-ориентированного, системно-деятельностного, когнитивного, аффективного и развивающего образования, информационно-коммуникационные технологии. Центральной технологией профессиональной лингвоинформационной подготовки Б.А. Крузе [3] называет Электронный сетевой профессиональный портфолио, в рамках которого используются технологии проблемного обучения, проектов, кейс-стади, моделирования, рефлексии и др.

По нашему мнению, тьюторское сопровождение профессиональной иноязычной подготовки студентов в современном образовательном пространстве неразрывно связано с фасилитационной деятельностью тьютора по проектированию траектории профессионально-личностного развития в электронной образовательной среде вуза. В число задач, стоящих перед тьютором в настоящее время, входят не только задачи по адаптации студентов на начальном этапе обучения, но и мониторинг формирования профессиональных компетенций, а затем и помощь в трудоустройстве выпускника вуза. Тьюторское сопровождение в процессе разработки электронного профессионального портфолио обучающихся является важной задачей, стоящей перед тьютором и требует детально разработанной методологии.

Выводы. Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим множественность взглядов на понятие тьюторства и тьюторекого сопровождения, определенные расхождения между теоретическими положениями и практической деятельностью тьютора.

В контексте современной профессиональной иноязычной подготовки студентов вузов, функции тьютора увеличиваются, появляются новые аспекты их деятельности, направленные на повышение эффективности разработки траектории профессионально-личностного развития, и требующие дальнейших исследований.

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия тьюторства, анализируются функции и задачи, стоящие перед тьюторами в современном вузе. Представлена роль тьютора в профессиональной иноязычной подготовке студента-филолога.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, профессиональная иноязычная подготовка, высшее образование, студент-филолог.

Annotation. The article deals with different approaches to define the term "tutoring". The functions and goals of tutors at modern university are analyzed. The function of tutor in professional foreign language student's study is defined.

Keywords: tutor, tutoring, professional foreign language study, higher education, student-philologist.

Литература:

1. Горбут, А. В. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности студентов туристского вуза / А. В. Горбут // Вестник РМАТ. - 2013. - № 4. - С. 117-119.

2. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров и др. - М. - Тверь: «СФК-офис», 2012-246 с.

3. Крузе, Б. А. Моделирование процесса тьюторекого обеспечения лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка / Б. А. Крузе // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической

конференции (28-30 марта 2013г., г.Пермь) / под общ.ред. А. Л. Косолаповой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь: ПГГПУ, 2012. - С. 172-175.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - UR [Электронный ресурс] - режим доступа: :М1р://минобрнауки.рф/документы/5930

5. Пьянин, В. С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьюторов в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В. С. Пьянин. - Москва, 2010. - 177 с.

6. Романова, Е. А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования / Е. А. Романова // Международный научно-исследовательский журнал International Research Journal. Педагогические науки. -2017. - № 4 (58). - Часть 3. - Апрель. - С. 53-55.

УДК: 37.03

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

магистрант Угринчук Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (Великий Новгород)

Постановка проблемы. На современном этапе развития нашего государства характерны значительные преобразования в различных областях общественной жизни. Правовое общество предъявляет к своим гражданам высокие требования относительно их образованности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, соответственно высокие требования предъявляются и к уровню всех ступеней современного образования.

Согласно указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в сфере образования необходимо создать условия для воспитания целостной, гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [13].

Изложение основного материала исследования. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» одним из направлений гармоничного развития и становления важных личностных характеристик учащихся помимо основной образовательной деятельности является способность понимать, выражать и анализировать не только свои мысли и эмоциональные переживания, но и эмоции окружающих, способность достигать взаимопонимания при общении с другими людьми, выстраивать с ними позитивные взаимоотношения, не нарушать их прав, а также способность решать поставленные задачи, успешно достигая своих целей [14].

Феноменом, интегрирующим данные характеристики, является эмоциональный интеллект (Р. Бар-Он, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Гоулман, Д.В. Люсин, П. Сэловей, Г.В. Юсупова, Э.Л. Носенко и др.).

По мнению ряда психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, O.A. Путилова и др.) в формировании эмоционального интеллекта наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст, так как в это время происходит наиболее интенсивный этап развития личности. По мнению авторов, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, сформированный в дошкольном возрасте, может способствовать физическому, нравственному, психическому и социальному благополучию ребенка в будущем.

Таким образом, для развития целостной, гармонически развитой личности ребенка необходимо в нем развивать не только интеллектуальный и физический аспекты, которым уделяется наибольшее внимание в современном образовании, но и эмоциональный интеллект.

Как показывают исследования (А.О. Прохоров, A.B. Карпов и др.), недостаточное развитие эмоционального интеллекта, способно вызвать такие внутриличностные и межличностные проблемы и конфликты, как непринятие себя и других, неумение грамотно управлять своими эмоциями, трудности во взаимоотношениях, неумение работать в команде, негативизм, расизм, замкнутость, тревожность и другие. Отсюда следует, что в основе развития личности дошкольника должен лежать эмоциональный интеллект. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой эмоциональный интеллект формируется у ребенка легче и быстрее при недидактичном и личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе.

Одной из важнейших частей системы образования, предполагающей личностно-ориентированный подход к ребенку, является дополнительное образование, основанное на сотрудничестве и сотворчестве педагогов и учеников.

Согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (2018-2025 г.), основное и дополнительное образование призваны осуществлять полноценное и гармоничное развитие ребенка, организовывать, соответствующую его интересам деятельность, помочь сформировать ребенку необходимые социально-психологические навыки, которые помогут ему в будущем стать успешным в его деятельности.

В настоящее время в дополнительном образовании активно развивается сказкотворческое направление, которое, на наш взгляд, является одним из ведущих в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Через сказку, со свойственными ей яркими, метафорическими образами, педагог дополнительного образования способен наиболее доступно и деликатно поговорить с ребенком о мире чувств и эмоций, помочь сформировать свою картину мира, основанную на общечеловеческих ценностях [9].

В рамках сказкотворческих занятий, которые проходят в учреждении дополнительного образования «Клуб Добрых Сказочников» в Великом Новгороде, педагоги проводят специальный курс, позволяющий поговорить с детьми на доступном метафорическом языке об эмоциях и чувствах. На занятиях активно используются сказкотерапевтические методики, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачковым, Т.М. Грабенко, но также уделяется особое внимание появляющимся в мире новым моделям развития эмоционального интеллекта. Задача педагогов «Клуба Добрых Сказочников» - объединить лучшие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.