УДК: 371
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ В КРЫМУ:ГГТУ - ГУРЗУФ - АРТЕК
кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно- технологическийуниверситет» (г. Орехово-Зуево)
Постановка проблемы. Система подготовки педагогов в Московской области последние годы предпринимает очевидную попытку весьма серьёзных революционных изменений. Социально -образовательные вызовы глобального, национального и регионального масштабов требуют скорейшего решения и мегапроектирования: новые школы с новыми учебными местами для школьников нуждаются в молодых педагогах с опережающим мышлением, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику современных педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Сформулированные тезисы - прямой посыл вузам, реализующим программы педагогического профиля, и весомый аргумент в пользу перезагрузки профессионального педагогического образования [1].
Изложение основного материала исследования. ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно -технологический университет» (ГГТУ) г.о. Орехово-Зуево в сложившихся реалиях осуществляет поиск новых смыслов педагогики, всё более вооружаясь новыми идеями и инновационным инструментарием для выбора собственной траектории достижения оптимальных результатов в деле подготовки нового учителя [2]. Опыт нашего университета в подготовке педагогов высокого класса уже востребован на всероссийском и международном уровнях. Поэтому новые вызовы инициируют инновационный формат профессионального общения, высокий уровень педагогических дискуссий, открытость экспертных мнений, базирующихся на мудрости опытных педагогов и учёных.
Выездная образовательная сессия Высшей школы педагогики «Учитель. Воспитатель. Наставник» состоялась в посёлке Гурзуф Республики Крым. Благодатная земля Крыма, которая помнит героев Древней Греции, византийцев, тавров, - наверное, лучшее место для научного форума, где, кажется, любой тезис, любой аргумент в дискуссии подкрепляется дыханием истории и наполняется атмосферой природного рая!
Это мероприятие - инициатива ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно - технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево), которая объединила своей идеей расширения географии и концепцией продвижения брэнда ГГТУ в российские регионы руководителей образования всех уровней: руководство Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов управления образованием Подмосковья, руководство ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», ректорат Гуманитарно- педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университета им В.И Вернадского» в г. Ялта, директоров подмосковных школ и их заместителей... Перечень был бы неполным, если бы не включал замечательных педагогов школьного и дошкольного образования, преподавателей высшей школы и др., которые тоже являются управленцами дошкольных, классных и студенческих коллективов.
У подножия знаменитой Медведь - горы собрались те, кто, участвуя в таком нестандартном формате, готов обсуждать самые актуальные тренды педагогического образования. Благодаря гостеприимству наших новых друзей из Крыма, отклику новых партнёров из Испании, давних и надёжных друзей и коллег из Татарстана, представителей муниципальных образований Московской области, благодаря поддержке Министерства образования Московской области наша Образовательная сессия собрала уникальный состав участников, сочетающих мудрость опытных управленцев, исследовательские навыки учёных, энергию и напор педагогов - практиков, молодой задор студентов и школьников педагогических классов Электростали и Клина.
Команда ГГТУ представлена весьма разнообразно. В её состав вошли учёные в сфере общей педагогики, экономики, современного и исторического образования, специалисты дошкольного образования, лауреаты конкурса «Воспитатель года Подмосковья», члены ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Преподаватели ГГТУ подготовили значительную часть докладов, провели мастер-классы, тренинги, экспертные сессии. Вместе с тем наряду с другими участниками сессии представлены ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» (заместитель директора, к.п.н. Ээльмаа Ю.В.), авторитетный российский вуз Гуманитарно - педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университета им В.И Вернадского» в г. Ялта под руководством д.п.н, проф. Глузмана A.B. и инновационные образовательные системы Подмосковья, Крыма, Татарстана, Испании.
Приветственными словами обратились к участникам мероприятия Заместитель министра образования, науки и молодёжи Республики Крым Аликин К.Б. и руководитель Гурзуфского территориального органа администрации г. Ялта Гец И.П.
Научную дискуссию Образовательной сессии открыл доклад ректора ГГТУ, доцента Юсуповой Н.Г. «Новый формат подготовки педагогов в Московской области», в котором обоснован новый концептуальный подход в подготовке педагогов - «вместо подготовки к профессии к подготовке в профессии» [3].
Гго логическим продолжением явился представленный на экспертной сессии в формате мастер - класса опыт мотивации будущих учителей - учащихся педкласса МОУ СОШ №11. Это совместный проект ГГТУ (куратор доцент ГГТУ Скударёва Г.Н.) и Управления образования Администрации г.о. Электросталь под руководством его начальника Митькиной Г.И
Данный проект «10-У - Педкласс ГГТУ», широко известный за пределами Московской области и теперь уже презентованный Крымскому педагогическому сообществу, предоставляет профессиональную возможность формирования целого ряда новых компетенций у будущих учителей, которые позволят потенциальным педагогам овладеть личностными «гибко - мягкими» свойствами и качествами, и, в конечном итоге, принять на себя ответственность за страну и её будущее [2].
Профессионально интересными и востребованными оказались проекты, направленные на формирование лидерских качеств студентов (доцент Рябцев A.B.), проекты в сфере наставничества (доцент Каменских H.A.), дошкольного образования (старший преподаватель Булавкина Г.Б.), презентация опыта проведения региональных конкурсов профессионального мастерства в Подмосковье.
Известно, что «в споре рождается истина», но ещё более показательным оказалось, что не в каждом споре, а скорее, в профессиональном общении, подкреплённом опытом реализации инновационных проектов, научных открытий, ярких решений. Всё это представлено в докладах, выступлениях, презентациях ведущих на сегодняшний день специалистов в сфере педагогического образования.
Важным событием в работе Выездной образовательной сессии Высшей школы педагогики «Учитель. Воспитатель. Наставник» стало подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно - технологический университет» с Гуманитарно - педагогической академией (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университета им В.И Вернадского» в г. Ялта. Это убедительный инструмент расширения горизонтов сотрудничества в области инновационных технологий подготовки педагогов и реализации совместных проектов двух современных ведущих гуманитарных вузов.
Дальнейший формат проведения Выездной образовательной сессии ГГТУ предполагал интеграцию в образовательное пространство Международного детского центра Артек, где в обновлённом формате проходил Международный Артекфорум - 2018 под новым названием «Столица будущего», объединив в повестке вопросы, связанные не только с развитием образования, но и социально - экономическим проектированием в целом. Ключевым для проблематики Артекфорума - 2018 становится вопрос «Поколение z: Как помочь ему в настоящем построить лучшее будущее?».
Ответы на него пытались найти представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители и педагогические работники детских лагерей, педагоги общего и дополнительного образования, работники методических служб, представители социально - ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций, лидеры общественных организаций и профессиональных объединений в сфере образования, руководители образовательных проектов, представители научного сообщества, топ - менеджеры российских компаний, ориентированных на реализацию социальных и маркетинговых программ в сфере образования.
В первый день работы Форума особый интерес у представителей ГГТУ вызвала площадка «Фантастические школы и те, кто в них обитают», модератором которой стал Председатель Всероссийского совета директоров школ Ахтам Чугалаев и площадка «Развитие инфраструктуры в школах с историей или как привлечь в школу инвестиции, чтобы стать школой завтрашнего дня», которой руководила надёжный партнёр нашего университета Каримова Диляра, директор школы №146 г. Казани.
Второй образовательный день Международного Артекфорума - 2018 наполнен мастер - классами, интерактивными сессиями от российских и иностранных спикеров, новыми знакомствами. Ребята из «10 - У» педагогического класса МОУ СОШ №11 г.о. Электросталь Московской области познакомились с Тюриной Натальей, начальником Управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня». Темами для обсуждения стали: медиапространство педагога, культура управления проектами, цифровая грамотность поколения Z, новые цифровые технологии [4].
Интересный и актуальный круглый стол «Педагог будущего» объединил актуальной темой руководителей РАО, ректоров педагогических вузов, представителей педагогической общественности, которые обсудили проблемы и перспективы подготовки нового учителя для новой школы. Конструктивное общение состоялось с директором школы «Артек», абсолютным победителем конкурса «Учитель года России -2015 Кочережко С.С.
Выводы. В заключительный день Международного Артекфорума - 2018 преподаватели ГГТУ приняли участие в подготовке и экспертном судействе интерактивной образовательной игры «Педагогические дебаты» между магистрантами - педагогами Ялты, Симферополя, Москвы, Рязани, Новосибирска. Молодые учителя из различных регионов России по достоинству оценили новый формат развития коммуникативных умений современного педагога. Отрадно, что пребывание на Форуме предполагает знакомство с коллегами из ведущих вузов России, передовых школ, авторами научных концепций, что порождает новые идеи, инициирует новые знакомства в сфере образования, а значит, определяет новый вектор профессионального развития.
Бренд ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно - технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево) и его Высшей школы педагогики «Учитель. Воспитатель. Наставник» уверенно продвигается в новые территориальные пространства и интегрирует новые смыслы современного педагогического образования. Инновационный формат выездной образовательной сессии «Учитель. Воспитатель. Наставник» - важный этап профессионально - педагогического общения, который позволит педагогическому сообществу нашей страны выйти на новый уровень решения стоящих перед ним задач.
Аннотация. В статье актуализирована проблема интеграции субъектов в поисках новых смыслов современного педагогического образования и продвижения инновационных педагогических идей в новые территориальные пространства, что инициирует новый формат профессионального общения; представлен опыт организации и проведения Выездной образовательной сессии Высшей школы педагогики «Учитель. Воспитатель. Наставник» в Крыму ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно - технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево).
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, интеграция, продвижение инноваций, новый формат профессионального общения.
Annotation. The article actualizes the problem of intégration of subjects in the search for new meanings of modem pedagogical éducation and the promotion of innovative pedagogical ideas in new territorial spaces, which initiâtes a new format of professional communication; The experience of organizing and conducting the Outing Bducational Session of the Higher School of Pedagogy "Teacher. Tutor Mentor "in the Crimea, GOU VO MO" State Humanitarian - Technological University "(G. Orekhovo-Zuyevo).
Keywords: professional pedagogical éducation, intégration, promotion of innovations, new format of professional communication.
Литература:
1. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: философский и социокультурный аспекты. Современное общественно-ориентированное образование: диалог концепций: сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции. 2015. С. 6 -24.
2. Скударёва Г.Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общественно - активной школы. Учебно - методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки
«Педагогическое образование», «Психолого - педагогическое образование», педагогов - слушателей факультета повышения квалификации / Москва, 2015.
3. Скударёва Г.Н., Осинина Т.Н. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57-1.4. 1. С. 200-209.
4. Скударёва Г.Н., Павлова О.Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа// Современные здоровьесберегающие технологии. №4. 2017. С.150-157.
УДК 37:378.147
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Лингеодидактика и зарубежная филология» Тяллееа Ирина Алексеевна
Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государстеенныйуниеерситет» (г. Севастополь)
Постановка проблемы. Развитие современного образования неразрывно связано с внедрением личностно-ориентированного обучения. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы отмечена важность создания единого целостного современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности [4], указывается значимость реализации индивидуальных траекторий обучающихся высшей школы.
Построение подобных траекторий личностного и профессионального развития студентов в вузе связано с организацией процесса сопровождения или тьюторства.
Последнее трактуется как особый вид деятельности, направленный на сопровождение образовательной деятельности обучающихся в условиях неопределенности выбора (Т.М. Ковалева и др. [2]).
Цель исследования состояла в анализе вопроса тьюторства в современном вузовском образовании: в уточнении позиции тьютора, целей и задач тьюторского сопровождения, функций и методов деятельности тьюторов, а также в оценке возможностей тьюторского сопровождения профессиональной иноязычной подготовки студентов-филологов.
Изложение основного материала исследования. Как отмечают исследователи (B.C. Пьянин, Е.А. Романова, и др.), история возникновения тьюторства связана с основанием и развитием британских университетов (Оксфордского и Кембриджского). Возникшее как система наставничества, тьюторство впоследствии приобретает особую роль в процессе обучения, тьютор выполняет не только воспитательные, но и образовательные функции. В настоящее время тьюторская система официально считается частью английской университетской системы, функционирующей параллельно с профессорской и постепенно вытесняя последнюю.
Впервые появившись в России в конце XIX века, тьюторство также было направлено на индивидуальное воспитание студентов (В. С. Пьянин [5]).
Позже интерес к вопросу тьюторского сопровождения возник 90-е годы XX в. и связан с научной школой П.Г. Щедровицкого (Е. А. Романова [6]).
В настоящее время, в связи с приоритетностью задач индивидуализации обучения, введение системы тьюторства рассматривается как важный фактор повышения качества образования. Наиболее научно и методологически разработанной является система подготовки тьюторов на кафедре индивидуализации и тьюторства МШУ.
В исследованиях Т.М. Ковалевой тьютор рассматривается как педагог, деятельность которого направлена на сопровождение разработки и реализации обучающимся своей индивидуальной образовательной программы [2, С. 75].
A.B. Горбут [1] отмечает, что тьютору в процессе педагогического сопровождения необходимо сочетать три вида деятельности: мотивационную (определение уровня мотивации на развитие познавательного интереса, приоритетов и целей), коммуникативную (связь тьютора и студента) и рефлексивную (взаимопонимание и обсуждение проблем с обучающимся).
В число функций, реализуемых тьютором в процессе педагогического сопровождения, A.B. Горбут включает:
- информационно-аналитическое сопровождение разработки траектории личностного развития;
- проектирование программ саморазвития;
- диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив студента;
- тьюторское консультирование, обсуждение, рефлексия и др. [1].
Анализируя вопрос тьюторского сопровождения в современной высшей школе, Е.А. Романова [6] выделяет сферы деятельности тьютора, связанные с дистанционным и очным образованием, отмечая организационный характер первой (способность координировать ход обучения студентов, отслеживать результаты, обеспечивать обратную связь от преподавателей, осуществлять групповые консультации, поддерживать мотивацию студентов к процессу обучения, содействовать в построении индивидуальной траектории) и фасилитативный - второй (способность выявлять потребности и цели обучающихся; содействовать им в организации собственной индивидуальной учебной программы, соответствующей их психологическим особенностям; осуществлять консультирование обучающихся; оказывать помощь в затруднительных ситуациях, содействовать раскрытию их потенциала, осуществлять работу по рефлексии).
Е.А. Романова отмечает, что тьюторская компетентность включает владение организационными навыками работы, системным и стратегическим мышлением, предполагает наличие психологической и педагогической подготовки, широких знаний в области научной специальности. Однако, анализируя ситуацию в высшей школе, Е.А. Романова отмечает, что задачи тьютора значительно упрощены в вузовской практике: как правило, позиция тьютора отождествляется с функцией репетитора, научного руководителя или куратора курса.