Тьюторство в современной ретроспективе*
Т.В. Тимохина,
доцент кафедры педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»,
кандидат педагогических наук, г. Орехово-Зуево
В статье раскрыты исторические аспекты и современные особенности развития тьютор-ства на различных ступенях образования. Рассмотрены направления исторической трансформации тьюторской деятельности, её цели, задачи, функции. Охарактеризованы законодательные основы развития тьюторской деятельности в России и Московской области. Представлен широкий спектр обязанностей, которые может выполнять тьютор в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены возможные формы и перспективы развития тью-торского сопровождения. Сделан вывод о существующей объективной потребности в развитии тьюторства в учреждениях различных ступеней образования.
• тьютор • инвалид • ограниченные возможности здоровья • инклюзивное образование • выс-
шее образование
* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова). Сетевая площадка по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» — ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, руководитель — Т.В. Тимо-хина, к.п.н., доцент.
Актуальность изучения вопросов, связанных с развитием тьюторства в современном образовании, не вызывает сомнений. Современные гуманистические подходы диктуют необходимость обеспечения доступного и качественного обучения, воспитания и развития для лиц с ОВЗ и инвалидностью с учётом их особых адаптивных потребностей. Одним из решений данного вопроса является развитие тьюторского сопровождения. Разработка теоретико-методологических основ, моделей и технологий тьюторской деятельности как направления, разрабатываемые современной педагогической наукой и практикой, стоят достаточно остро.
Тьюторское сопровождение в современной интерпретации осуществляется на основе гуманистических идей формирования равного отношения ко всем обучающимся. Для его развития на всех уровнях образования необходимо создание специальных условий для подготовки к тьюторской деятельности. В связи с вышеизложенным логично изучение тьюторства в историческом и современном контекстах.
Различные вопросы тьюторства и развития тьюторской деятельности в рамках своих научных исследований изучали О.И. Акимова, Р.А. Арсланова, Е.В. Балагина, О.В. Бушмина, Е.И. Ко-быща, Т.М. Ковалёва, Г.М. Коджас-пирова, Т.В. Максимченко, Г.У. Ма-тушанский, С.Ю. Попова, И.Г. Сан-никова, С.Ф. Сироткин, Н.М. Уварова и др. [1, 2, 3, 5, 6, 8, 12, 13].
Первоначально, в контексте исторического развития, тьютор не был призван выполнить функции в современном объёме. Он рассматривался как наставник, призванный помочь студенту определить направленность образовательного маршрута. Деятельность тьютора обычно строилась в следующих направлениях: обучение, кураторство, моральное наставничество.
Н. Калинина отмечает: «Тьюторами становились, как правило, земляки — в средневековых университетах существовало деление студентов по нациям (французы, норманны, пикардийцы, немцы), а также старшекурсники, растолковывавшие лекции новичкам. Для тех из них, кто после окончания университета сам собирался стать профессором и учить студентов, это была ещё и своеобразная практика» [5]. В функции тьютора входили: подготовка тьюторанта к сдаче экзаменов, ведение собственной научной деятельности.
Современный вектор развития образования представляет тьюторство в глобальном смысле как образовательную парадигму взаимоотношений в рамках «тьютор» — «тьюторант» [6, 9]. В более узком направлении деятельность тьютора характеризуется работой с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами [1, 10, 12].
Рассматривая тьюторство как одну из составляющих современного образо-
вательного процесса в вузе, Р.А. Арсла-нова, О.В. Бушмина, Г.У. Матушанский [2] отмечают накопленный богатый опыт работы тьютора в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. «Практика складывается таким образом, что тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника — сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия» [2, с. 89].
Первоначально в университетах к тьюторам не предъявлялись специальные требования. Многие авторы [2, 5, 12] указывали на возможность осуществления тьюторской деятельности преподавателями, студентами старших курсов. В настоящее время подавляющее большинство авторов [1, 2, 3, 13] отмечают, что далеко не каждый может выполнять функции сопровождающего для лиц с ОВЗ или инвалида. Это должен быть подготовленный к работе с данной нозологией человек, знающий специфику построения образовательной деятельности. Среди требований, предъявляемых к личности тьютора в настоящее время, встречается высокий уровень толерантности, знание основ коррекционной педагогики и инклюзивного образования, развитые коммуникативные навыки.
В контексте исторического развития прошли определённую трансформацию и задачи, которые ставились перед тьюторским сопровождением. Первоначально тьютор помогает тью-торанту адаптироваться в микросоциуме образовательного учреждения лишь в узких направлениях. Исторически развиваясь, перед тьютором возникают другие, более сложные задачи: подготовка условий для образования, педагогическое сопровождение, взаимодействие с семьёй, организация общения
с детьми, педагогами, специалистами, правовая поддержка и пр.
Формальными основаниями для развития тьюторской деятельности в России и Московской области можно считать [9]:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3;
— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638) [4];
— Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 — 2020 гг.;
— Государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 — 2018 годы (2017 — 2025 гг.). Постановление правительства Московской области от 09.08.2016 № 575/28 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы»);
— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [7].
Претерпевая в последнее десятилетие серьёзную трансформацию в законодательном плане, профессия «тьютор» включена в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников с 2008 года. Два года спустя она была указана в Едином квалификационном справочнике должностей.
В январе 2017 года, с принятием Профессионального стандарта тьютора [7], обновились, уточнились и расширились действия, осуществляемые тьютором: организация образовательной среды и осуществление педагогического сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов и проектов, организационно-методическое обеспечение сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью и пр.
Инициация тьюторского сопровождения на всех ступенях образовательной системы стала одним из инновационных личностно ориентированных методов взаимодействия с различными категориями обучающихся, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это не только дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К категориям трудно адаптируемых детей, с которыми целесообразно в определённый период работать тьютору, относятся: дети беженцев и вынужденных переселенцев, этнические меньшинства, девиантные и трудновоспитуемые подростки, дети с повышенной возбудимостью, одарённые дети и пр.
Должность тьютора в Российской Федерации официально представлена в числе должностей работников общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Согласно справочнику, в должностные обязанности тьютора входят различные виды деятельности по организации персонального сопровождения, распределению оценке имеющиеся ресурсов, оказанию помощи в трудных ситуациях, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования и др.
Изучение научной литературы и собственный многолетний опыт дают основания констатировать, что работой с детьми с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях различного уровня занимаются: преподаватели, учителя различных специальностей,
мастера, методисты, социальные педагоги, психологи, педагоги. Однако многоплановость тьюторского сопровождения требует специальной подготовки и наличия профессионалов, имеющих достаточный теоретический и практический опыт.
Подготовку к тьюторской деятельности можно осуществлять на базе педагогических специальностей в форматах учреждений среднего профессионального и высшего образования, магистерских программ, повышения квалификации, дистанционного обучения. В зависимости от целей и задач учреждения высшего образования и потребностей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью направления деятельности тьютора могут варьироваться.
Тьюторская подготовка в рамках социально-педагогических структур вуза может варьироваться в зависимости от целей и задач, специфики, регионального компонента вуза. В качестве основных задач могут рассматриваться:
— разработка новых элементов содержания образования в области тьюторской деятельности;
— разработка модели тьюторского сопровождения различных категорий лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
— разработка и апробация новых педагогических технологий;
— разработка и апробация учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— разработка примерных основных образовательных программ для образовательных организаций, осуществляющих тьюторскую деятельность;
— подготовка тьютора в сфере профессионального образования, обеспечивающая формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
— современные методики подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров в области тьюторской деятельности.
В качестве исследовательской деятельности можно использовать следующие
направления:
— разработка новых элементов содержания образования в области тью-торской деятельности;
— разработка модели тьюторского сопровождения различных категорий лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
— разработка и апробация новых педагогических технологий;
— разработка и апробация учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— разработка примерных основных образовательных программ для образовательных организаций, осуществляющих тьюторскую деятельность;
— подготовка тьютора в сфере профессионального образования, обеспечивающая формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
— современные методики подготовки, профессиональной переподготовки
и (или) повышения квалификации кадров в области тьюторской деятельности.
К основным методам деятельности в вузе можно отнести педагогический эксперимент, наблюдение, анализ. Присутствует ряд взаимосвязанных теоретических и прикладных методов, позволяющих внедрение и развитие системы профессиональной подготовки тьюторов с использованием рефлексии.
Н.М. Уварова, Т.В. Максимченко [9], рассматривая обязанности тьютора, отмечают определённое новообразование в учреждении, возможность участия тьютора в различных направлениях обучающей, воспитывающей и развивающей работы. В зависимости от потребностей в его обязанности может входить:
— тьюторское сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью по всем направлениям образовательной деятельности;
— сопровождение и направление самостоятельной учебной деятельности особого ребёнка при освоении образовательной программы;
— осуществление физического сопровождения, психологической поддержки;
— координация и коррекция поведения других обучающихся в вопросах общения;
— обеспечение координации деятельности педагогов;
— профориентационная работа, консультирование и педагогическое сопровождение адаптации;
— развитие мотивации с целью осознания значимости педагогической профессии;
— обеспечение адаптации к условиям обучения в образовательной организации;
— создание условий для успешного прохождения практики;
— помощь в написании и подготовке защиты выпускной квалификационной работы [9].
Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [6] в своём исследовании отмечают, что в процессе сопровождения тьютор создаёт специальные условия и предлагает методы для выявления, реализации и осмысления обучающимися своего познавательного интереса, где студент выполняет задачу по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором.
В настоящее время в педагогических трудах можно вычленить различные перспективы подготовки тьюторов. Одной из них является дистанционное обучение. И.Г. Санникова, рассматривая тьюторство в подготовке специалиста малокомплектной школы (МКШ), отмечает: «Тьютора дистанционного образования МКШ должны отличать углублённое знакомство с компьютерными технологиями и возможностями их применения при изучении дисциплин соответствующего направления (профиля подготовки); специальные психолого-педагогические знания, связанные с использованием современных дистанционных образовательных технологий и технических средств обучения; обладание теоретическими и практическими знаниями в области управления педагогическими системами; углублённые психологические знания и практические умения для работы в МКШ и одновременной работы с детьми разных возрастов» [8, с. 104].
Положительно в учреждениях высшего, среднего профессионального и об-
щего образования зарекомендовали себя технологии, соответствующие природе и содержанию тьюторского сопровождения. Среди них можно выделить: портфолио, технологии консультирования. Тьюторское сопровождение как технология сопровождения самостоятельной образовательной позволяет каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью развиться исходя из своих индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, условий социализации в конкретной образовательной организации.
Одним из условий развития подготовки тьютора в современной образовательной среде является наличие в организации достаточной материально-технической базы, соответствующей действующим санитарно-техническим и методическим нормами. Она включает аудитории, оснащённые учебной и методической литературой, материалами для контроля знаний обучающихся, техническими средствами обучения, необходимыми для различных нозоло-гий обучаемых.
В подготовке тьюторов на базе вуза можно эффективно использовать следующие формы тьюторского сопровождения: индивидуальная тьюторская беседа, групповая тьюторская консультация, тьюториал, образовательное событие.
Индивидуальная тьюторская беседа широко используется как при подготовке тьютора, так и в период начала практической деятельности. Она предполагает разговор тьютора и его воспитанника наедине. Данная форма взаимодействия может осуществляться с использованием различных средств коммуникации.
Групповая тьюторская консультация предполагает взаимодействие тьютора и группы студентов. Она обеспечи-
вает эффективную деятельность при объяснении новых методов, приёмов, способов взаимодействия, а так же при трансляции опыта деятельности.
В тьюторской деятельности хорошо зарекомендовал себя тьюториал. Это учебный тьюторский семинар, который предполагает широкую практическую деятельность. Обучение осуществляется в группах, оно направлено на осмысление специфики тьюторской деятельности и развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
Среди прочих форм подготовки к тью-торству следует выделить образовательное событие, которое направлено, прежде всего, на развитие коммуникативных навыков. Группа представляет способ инициирования образовательной активности учащихся. Обучающиеся включаются в разные формы создания и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности.
В условиях динамично развивающейся педагогической науки и практики необходимо создавать и развивать технологии тьюторской деятельности. Переход образовательных отношений из «обучающий» — «обучаемый» в рамки взаимодействия «тьютор» — «тьюторант» предполагает личностно ориентированное и индивидуализированное обучение.
Е.В. Балагина [3] отмечает, что подбор избыточного спектра образовательных ресурсов должен производиться на основании социального заказа, анализа потребностей и интересов целевых групп и с учётом тематики и целевой установки мероприятия. В организации среды инклюзивного учреждения автор выделяет следующую специфику. Социально-образовательная среда заполняется ресурсами, позволяющими не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы на практических площадках. Для прове-
дения мероприятия разрабатывается навигатор, благодаря которому проектируется собственный маршрут участия. Существует возможность изменения образовательного маршрута и внесения предложений. Пространство мероприятия включает места для «случайных» встреч и обсуждений.
О.И. Акимова, рассматривая развитие тьюторства в инклюзивном образовании, отмечает перспективы развития данного вида деятельности: « В идеале и в скором будущем «тьютор» станет в ряд с воспитателем, учителем, педагогом» [1, с. 44]. Бесспорно, данная направленность проявит себя не только в инклюзивном образовании, но и в других его аспектах.
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести данную должность в штатное расписание учреждения среднего профессионального образования и оплачивать его работу из бюджетных средств. Федеральный государственный образовательный стандарт указывает, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения [6, 10].
Отмечая пути развития данного направления педагогической деятельности, следует отметить, что необходимо рассмотрение вопроса по развитию подготовки к тьюторской деятельности на уровне бакалавриата и магистратуры. Несмотря на сложность и многогранность компетенций, которыми должен обладать тьютор, необходимости постоянной рефлексии и разработки новых путей; в развитии данного направления существует объективная потребность не только в учреждениях высшего образования, но и на всех его ступенях.
Литература
1. Акимова О.И. Тьюторство в инклюзивном образовании: региональный компонент [Текст] / О.И. Акимова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 2 (65). — С. 43—46.
2. Арсланова Р.А Тьюторство как составляющая современного образовательного процесса в вузе [Текст] / Р.А. Арсланова, О.В. Бушмина, Г.У. Матушанский // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2011. — № 1 (8). — С. 88—94.
3. Балагина Е.В. Тьюторство: самоопределение в контексте современности [Текст] / Е.В. Благинина, С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2011. — 164 с.
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req = doc&base = LAW&n = 116278&rnd = 290511.74069522&dst = 100077&fld=134#0. (Дата обращения: 25.03.2018).
5. Калинина Н. Тьютор: история термина // Исторический журнал [Электронный ресурс]http://history-illustrated.ru/ article_8694.html
6. Ковалёва Т.М. Профессия «Тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. — М.: МПГУ, 2012. — 216 с.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71495630/ (Дата обращения: 15.03.2018).
8. Санникова И.Г. Тьюторство как ведущая модель подготовки специалиста малокомплектной школы [Текст] / И.Г. Сан-
никова // Вестник ТГПУ. — 2010. — Выпуск 11 (101). — С. 104—105.
9. Тимохина Т.В. Нормативно-правовые аспекты инновационной тьюторской деятельности [Текст] / Т.В. Тимохина // Право и образование. — 2017. — № 11. — С. 32—36.
10. Тимохина Т.В. Развитие инклюзивного образования в Московской области [Текст] / Т.В. Тимохина // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. Орехово-Зуево: Редакционно-издатель-ский отдел ГГТУ, 2017, с. 548—553.
11. Тимохина Т.В. Реализация педагогического потенциала студенческого добровольчества в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Т.В. Тимохина, О.В. Филатова // Образование и общество. — 2015. — Т. 4. № 93. — С. 72—74.
12. Тьюторство как новая профессия в России: Материалы Круглого стола с международным участием / Редакторы Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. — 2016. — 318 с.
13. Уварова Н.М. Контекст деятельности тьютора. Зачем колледжу нужен тьютор? [Текст] / Н.М. Уварова, Т.В. Максим-ченко // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 1. — С. 47—52.