Обучение основам
тьюторства
в современном
социально-
педагогическом
образовании
Т.В. Тимохина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, Московская область
В статье раскрыты основные методы обучения будущих социальных педагогов основам тьютор-ской деятельности. Проанализированы основные законодательные акты. Представлена модель метода обучения основам тьюторской деятельности с интерпретацией основных компонентов. Охарактеризованы различные технологии тьюторского сопровождения с позиций практического применения.
• социальный педагог • тьюторская деятельность • методы обучения • законодательный акт • технологии тьюторского сопровождения
Роль деятельности социального педагога в современных образовательных организациях трудно переоценить. Обучение профессионалов основам тьюторской деятельности является одним из актуальных направлений развития современной социальной педагогики. Ведь одним из условий реализации федеральных стандартов в условиях инклюзивного образования является тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.
Метод (от греческого methodos — путь исследования, теория, учение), в философской энциклопедии [15] определяется как «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Тьюторское сопровождение как метод обучения студентов — будущих социальных педагогов основам тьюторской деятельности в процессе профессионального социально-педагогического образования имеет образовательные и воспитательные преимущества в современной педагогической науке и практике и является одним из инновационных личностно-ориентированных методов взаимодействия с различными категориями обучающихся.
В основу тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования в Московской
области заложена идея формирования равного отношения ко всем обучающимся при создании специальных условий образовательной среды, ориентация на социальный заказ — готовность общества к восприятию лиц с ОВЗ и инвалидов, предъявляемые требования ФГОС.
В России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» в п, в
В приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. и 217-н, зарегистрированном в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11725, тьютор относится к 3-му квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала
Специальность «тьютор» была внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638)
Должностные обязанности тьютора тесно сопряжены и во многих направлениях пересекаются с социально-педагогической деятельностью. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; персональное сопровождение в образовательном пространстве; сопровождает процесс формирования личности .
Знания и умения, которыми должен обладать тьютор, сходны с кругом профессиональных знаний и умений социального педагога. Это «приоритетные
направления развития образовательной системы; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенция о правах ребёнка; основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическая этика; теория и методика воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности» .
В 2017 г. утверждён Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где в числе других специалистов представлен тьютор (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [8]). Данный документ подчеркивает схожесть специфики тьюторской и социально-педагогической деятельности.
Моделируя метод обучения студентов — будущих социальных педагогов основам тьюторской деятельности в процессе профессионального
социально-педагогического образования, мы старались учесть региональные особенности Московской области (схема 1).
Социальный заказ и современные требования ФГОС инициируют формирование целевого компонента модели. Он представлен постановкой следующих целей:
• выбор из студентов — социальных педагогов для создания единой команды тьюторов, призванных осуществить эффективное сопровождение в условиях инклюзивных образовательных организаций различных ступеней;
• обеспечение координации тьюторской деятельности;
• содействие реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов;
• организация тьюторской помощи в семье;
• реализация социальной поддержки на базе образовательного процесса;
• развитие волонтерского движения в Московской области.
Задачами в рамках ранее представленных целей являются: проведение тьюториалов (занятий-практикумов), консультирование, помощь в решении личных и академических проблем обучения и др.
Основным направлением подготовки социальных педагогов к тьюторской деятельности является сопровождение формирования основных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для тьютора.
Согласно проектам различных нормативно-правовых документов, разрабатываемых Межрегиональной тьюторской ассоциацией, основной целью деятельности
Схема 1. Модель метода обучения основам тьюторской деятельности
тьютора в образовании является «...педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП)» [2, с. 14]. Педагогическая (тьюторская) организация деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью направлена в первую очередь на реализацию индивидуальных образовательных программ, индивидуального маршрута ребёнка с ОВЗ или инвалидностью, создание собой развивающей образовательной среды и других необходимых условий для успешного обучения. Тьюторская поддержка направлена также на развитие субъектности и индивидуальности обучающихся.
Организационно-управленческий компонент подготовки социального педагога к тьюторской деятельности включает принципы и механизмы управления. На данном этапе происходит формирование системы знаний, умений и навыков тьюторской деятельности. Практическая деятельность по тьюторскому сопровождению на данном этапе контролируется педагогом и (или) опытным тьютором.
Содержательный компонент, наряду с инструментарием взаимодействия, включает:
• планирование индивидуального образовательного маршрута;
• решение разнообразных задач в партнерских взаимоотношениях;
• осуществление деятельности будущим профессионалом с использованием максимальной независимости;
• осуществление рефлексии;
• постановку новых целей профессионального роста.
Квалификационные характеристики тьютора в Едином квалификационном справочнике [3] включают в себя разнообразные требования. Тьютор должен выполнять функции координатора, организатора, помощника и пр.
В зависимости от целей и задач высшего образования и потребностей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, особенности подготовки профессионального тьютора на основе социально-педагогического образования могут варьироваться. Варианты направлений деятельности тьютора представлены Н.М. Уваровой, Т.В. Максимченко [13], которые, рассматривая обязанности, отмечают, что тьютор как новая фигура в образовательном учреждении может участвовать в различных направлениях обучающей, воспитывающей и развивающей работы с ребёнком.
Технологический компонент модели тью-торского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях социально-педагогического образования в Московской области содержит предметное, антропологическое, информационное, коммуникационное и проектировочное направления сопровождения.
Важными составляющими компонента являются: профессорско-преподавательский состав (ППС), специалисты обеспечения инклюзии (СОИ). Профессорско-преподавательский состав осуществляет преимущественно теоретическую подготовку тьюторов. Важным требованием к ППС является знание специфики инклюзивного образования и особенностей взаимодействия с детьми с ОВЗ и инвалидами различных нозологий. Специалисты обеспечения инклюзии ориентированы преимущественно на практический аспект деятельности тьюторов.
ППС и СОИ используются при обучении тьюторов и для консультационной помощи. В случае экстренной необходимости в консультировании с ними можно связаться в срочном в срочном режиме по телефону или электронной почте.
Основными технологиями в рамках подготовки социального педагога к тьютор-скому сопровождению являются следующие:
— проектной деятельности;
— консультирования;
— тренинговая;
— информационно-коммуникационные;
— активного и интерактивного обучения;
— дистанционного обучения и т.д.
Т.М. Ковалева и др. [4] отмечают, что в процессе сопровождения тьютор создает условия и предлагает методы для выявления, реализации и осмысления обучающимися своего познавательного интереса, где студент выполняет задачу по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором.
Положительно зарекомендовали себя технологии, соответствующие природе и содержанию тьюторского сопровождения. Среди них можно выделить портфо-лио и технологии консультирования.
Е.В. Кузьмина выделяет следующие формы тьюторского сопровождения в практике тьюторской деятельности.
• Индивидуальная тьюторская беседа (предполагает разговор тьютора и его воспитанника без других студентов и преподавателей).
• Групповая тьюторская консультация (предполагает взаимодействие тьютора и группы студентов).
• Тьюториал (учебный тьюторский семинар, предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей).
• Образовательное событие (способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности)» [4, с. 26].
Мониторинговый компонент призван использовать исследование результатов осуществления собственного заказа к образованию, которые послужат основой определения результативного компонента.
Данная модель формируется также на основе внеаудиторной деятельности. Социальная ориентированность профессии тьютора, необходимость работать с процессами обучения, воспитания и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии — это направления, в которых должны работать члены всего педагогического сообщества.
Интересной для применения в подготовке тьютора социально-педагогической направленности является технология «Навигатор»: тьюторское сопровождение в образовательных событиях, разработанная Е.В. Балагиной [1]. Цель технологии — развитие участников мероприятия в соответствии с личностным запросом в предметно-культурном, социальном и антропологическом векторах.
Для её эффективного использования необходимо создание образовательной среды. Сама образовательная среда должна быть задана не конкретной программой мероприятия, а различными образовательными ресурсами для проектирования индивидуальной образовательной траектории каждым участником. Е.В. Балагина [1] отмечает, что подбор избыточного спектра образовательных ресурсов должен производиться на основании социального заказа, анализа потребностей и интересов целевых групп и с учётом тематики и целевой установки мероприятия.
Для оценки результатов технологии используется ресурсная схема полного тьюторского действия, предложенная участникам в качестве входной и выходной диагностики. Примечательным
достоинством данной технологии является то, что ограничений для переноса не имеется.
Представляя алгоритм действий тьютора, Л. Крашенинникова как основные направления выделяет:
— диагностику;
— навигацию;
— масштабирование.
В данном алгоритме автор выделяет особое отношение к ребёнку с ОВЗ или инвалидностью, где тьютор мог бы свободно менять и использовать дополнительные средства, в зависимости от потребностей обучающегося.
Практика внедрения данного метода показала наличие определенных барьеров, возникающих в ряде образовательных организаций. Среди них можно выделить психологические, административные, экономические.
Критериями эффективности представленного метода могут являться: возникновение нового уровня познавательных потребностей обучающихся, возможность работать в структуре отдельных внутренних этапов модели, различные проявления креативности у обучающихся.
По нашему мнению, правильно организованная среда в представленных параметрах позитивно действует и на обучающихся с нормальным развитием, формируя необходимую инклюзивную культуру студенческой жизни. Открытость образовательной среды, безусловно, влияет на развитие инклюзии в различных образовательных организациях.
Литература
1. Балагина Е.В. Тьюторство: самоопределение в контексте современности / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2011. — 164 с.
2. Гетгафорова Л.М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Электронный ресурс: режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ praktika-realizatsii-modeli-tyutorskogo-soprovozhdeniya-v-otechestvennom-vysshem-obrazovanii
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req = doc&base = LAW&n = 116278&rnd = 290511.74069522&dst=10007 7&fld=134#0.
4. Ковалева Т.М.и др. Профессия «Тьютор». — М.: МПГУ, 2012. — 216 с.
5. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику [Текст]: учебное пособие. — М, 2013. — 226 с.
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [Электронный ресурс]: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req = doc&base = LAW& = 125537&fl d = 134&dst = 1000000001,0&rnd = 0.12264931605617102#0
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 217-н, «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования», зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11725 [Электронный ресурс]: http://base.garant. ru/193312/#ixzz50ZF2G4rD.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания»
[Электронный ресурс] http://www.garant. ги/ргс^и^Лро/рпте^ос/71495630/ (Дата обращения: 15.03.2018).
9. Справка по установлению повышающего коэффициента к нормативам затрат, отражающих особенности обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп в профессиональных образовательных организациях от 28 декабря 2016 [Электронный ресурс]^йр:// минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%.
10. Тимохина Т.В. Модель тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования Московской области [Текст] // Материалы научно-практической конференции: «Научное обеспечение практико-ориентированного сопровождения воспитания и обучения лиц с ОВЗ». — М.: АСОУ, 2017.
11. Тимохина Т.В. Нормативно-правовые аспекты инновационной тьюторской деятельности [Текст] // Право и образование. — 2017. — № 11. — С. 32-36.
12. Тимохина Т.В. Развитие инклюзивного образования в Московской области // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. — Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017, с. 548-553.
13. Тимохина Т.В. Реализация педагогического потенциала студенческого добровольчества в профессиональной подготовке специалистов [Текст] // Образование и общество. — 2015. — Т. 4. — № 93. — С. 72-74.
14. Уварова Н.М. Контекст деятельности тьютора. Зачем колледжу нужен тьютор? [Текст] // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 1. — С. 47-52.
15. Философский словарь. Энциклопедия философских терминов онлайн. [Электронный ресурс]: http://www.onlinedics.ru/ slovar/fil.html