Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности как основа формирования личности будущего педагога'

Духовно-нравственные ценности как основа формирования личности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / УНИВЕРСИТЕТ / ВОЛОНТЁРСТВО / FUTURE TEACHER / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / UNIVERSITY VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

В статье актуализирована проблема формирования личности будущего педагога на основе развития духовно-нравственных ценностей; акцентирована значимость педагогического труда для общества и государства; выстроена ступенчатая система формирования духовно нравственных ценностей будущего учителя; представлен опыт ГГТУ в контексте формирования духовно-нравственных ценностей как основы формирования личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER

The article actualizes the problem of the formation of the personality of the future teacher on the basis of the development of spiritual and moral values; the importance of pedagogical work for society and the state was emphasized; a step-by-step system was built for the formation of the spiritual and moral values of the future teacher; the experience of GSTU in the context of the formation of spiritual and moral values as the basis for the formation of the personality of the future teacher is presented.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности как основа формирования личности будущего педагога»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно- технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования личности будущего педагога на основе развития духовно-нравственных ценностей; акцентирована значимость педагогического труда для общества и государства; выстроена ступенчатая система формирования духовно - нравственных ценностей будущего учителя; представлен опыт ГГТУ в контексте формирования духовно-нравственных ценностей как основы формирования личности будущего педагога.

Ключевые слова: будущий педагог, духовно-нравственные ценности, университет, волонтёрство.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of the personality of the future teacher on the basis of the development of spiritual and moral values; the importance of pedagogical work for society and the state was emphasized; a step-by-step system was built for the formation of the spiritual and moral values of the future teacher; the experience of GSTU in the context of the formation of spiritual and moral values as the basis for the formation of the personality of the future teacher is presented.

Keywords: future teacher, spiritual and moral values, university volunteering.

Введение. Важнейшей социально-культурной, морально - этической, психолого - педагогической проблемой, определяющей взаимоотношения между миром и человеком, является духовная жизнь человека, где основную роль играют те базовые духовные ценности, которые лежат в основе его существования. Как смысложизненные и смыслоопределяющие ценности, они удовлетворяют духовные потребности людей, формируют мировоззренческие позиции и основные жизненные идеалы и интересы, пронизывая деятельность человека во всех её проявлениях.

Сущностным наполнением духовно-нравственных ценностей можно считать такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося философа И. Канта, который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением...- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Изложение основного материала статьи. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «...Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [1]. Концепция акцентирует внимание на том, что «духовно-нравственное развитие и воспитание личности» осуществляется «через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение и конкретным содержанием наполняются такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений» [2].

Основной сферой, в которой формируется как человеческий, так и социальный капитал, является сфера образования, поэтому именно здесь и должны быть сфокусированы усилия общества и государства. Духовно-нравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности человека как личности.

Закономерен при этом вопрос: кто должен управлять человеческой деятельностью на этапе развития личности её индивида в условиях современной социально - культурной ситуации, которая характеризуется кризисом духовности, нравственности, наконец, кризисом личности вследствие утраты духовно -нравственных ценностей?

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны (как на подрастающее поколение, так и на их родителей), резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к социальным нормам.

Безусловно, историческая миссия формирования нового человека должна принадлежать УЧИТЕЛЮ, ПЕДАГОГУ, которому под силу утверждать в образовательном пространстве России авторитет духовности, идеалы человеколюбия.

Образование в современных условиях является открытой социально-педагогической системой, функционирующей с участием многих лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности образовательной организации в активном взаимодействии с социумом[6]. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Готовность образовательной системы к

сотрудничеству с различными социальными институтами является одной из характеристик её открытости, признаком демократичности [4].

В ежегодных посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации подчеркнуто: ... «Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Как видно, современные нравственные ориентиры, акцентируют общественную значимость педагогического труда, определяют высокие требования к личности учителя, носителю духовности по определению. Учителю еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей, как самому опытному, мудрому, высоконравственному человеку.

Именно его предназначение - в трансляции прогрессивных духовных идей и высокой морали. Нравственный облик педагога раскрывается в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся, их родителям и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в образовательном процессе[3].

Однако, современная образовательная ситуация осложняется тем, что на текущий момент в государстве пока ещё не разработаны и не приняты федеральные государственные стандарты воспитания в современных условиях. Вместе с тем, общество и государство, невзирая на перечисленные факторы, предъявляет высокие моральные требования к современному учителю.

Более того, всё чаще в рамках множества дискуссионных площадок по вопросам образования обсуждаются вопросы, связанные с компетенциями, трансформацией профессионального образования, профессиональными стандартами, подготовкой молодого поколения для будущего. В педагогическую лексику вошли такие понятия как «мягкие» или «гибкие» компетенции учителя, сущностно наполненные такими моральными и этическими конструктами, как СО-УЧАСТИЕ, СО-ТВОРЧЕСТВО, СО-ДРУЖЕСТВО, СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ И ДР.

Так каким же по сути, формам и содержанию должно стать вузовское педагогическое образование, в процессе которого осуществляется подготовка будущего педагога «сеять разумное, доброе, вечное»?

Представляется, что должна быть выстроена уровневая, ступенчатая система формирования духовно -нравственных ценностей будущего учителя, базирующаяся на триаде:

• формирование нравственного сознания;

• формирование нравственных чувств;

• формирование нравственных действий.

Абитуриенты приходят в педагогический вуз уже с определённым уровнем нравственного сознания, сформированным ещё в школе. Задача университета создать такую образовательную систему и воспитательную среду, в рамках которой своими нравственными действиями студенты смогут сформировать свои нравственные чувства, которые в перспективе и примут облик мягких педагогических компетенций [5].

В студенческом возрасте успех положительного влияния духовных ценностей на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-куратор может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Прежде всего, необходимо отметить педагогическое значение дисциплин гуманитарного цикла, которым отведена ключевая роль в развитии духовности и повышении нравственного потенциала студентов.

В изучении педагогики, психологии, философии, социологии, истории особое внимание уделяется духовной наполненности содержания учебной дисциплины, обращению к вопросам нравственности. Однако, мало передать студентам знания о духовности..

Знаниевая норма становится действенной лишь тогда, когда она входит в контекст ведущей деятельности и приобретает социально- педагогический и психологический смысл. Основным условием усвоения будущим педагогом общественно выработанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность, которая направляется соответствующими потребностями, мотивами и предполагает актуализацию у человека со-присутствия, со-действия, со-чувствия, со-переживания, со-участия. Для включения студентов в «живую» деятельность максимально используются широкие возможности учебного процесса (тренинги, практика) и внеучебной деятельности, ориентированной на разнообразные виды социальной активности.

Особую роль в воспитании духовно-нравственных ценностей у студенчества играет волонтерство в социальной сфере и приобретает особую значимость в Год волонтёрства. Волонтерство - это добровольная и безвозмездная помощь обществу и конкретному человеку, это созидательная сила, строящая здоровое сообщество; это добродеяние и милосердие. Данная деятельность требует от ее участников проявления милосердия, сострадания, бескорыстного соучастия и гуманности. Поэтому волонтерская деятельность -эффективное средство воспитания, социализации и самореализации личности студента, что очень важно для формирования профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Волонтерское движение нашего вуза имеет несколько направлений и форм деятельности: Центр волонтерского движения «Социальная инициатива», экологический отряд «Студенческий лес», агитбригады, педагогические отряды.

Центр волонтерства и добровольчества ГГТУ совместно с кураторами групп осуществляют работу студентов по следующим направлениям:

- кураторские часы, открытые беседы с представителями духовенства г.о. Орехово-Зуево «Уроки милосердия и доброты»;

- помощь в уборке территорий, прилегающих к храмам Орехово-Зуевского благочиния;

- организация и проведение творческих мероприятий с воспитанниками церковно-приходской школы и детьми прихожан храмов Орехово-Зуевского благочиния;

- участие в деятельности организации «Красный крест», посещение больных и пожилых людей в больницах совместно с прихожанами храмов;

- организация волонтерами концертных программ и мероприятий в рамках проведения религиозных праздников и общегородских просветительских мероприятий «Рождественские чтения»; «Дни славянской письменности и культуры» и др.

- просветительские мероприятия по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Это далеко не полный перечень нравственных действий, добрых дел и душевных откликов, предопределяющих формирование нравственных ценностей будущего педагога.

Студенты 1-5 курсов участвуют в социальных проектах и акциях для детей-сирот, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый студент, участвуя в волонтерских акциях, не только приобретает новый социальный, эмоциональный, жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с различными категориями населения, но и растет в нравственном отношении.

Вовлечённый в различные виды социально-значимой деятельности, в том числе гражданско-патриотической, досугово-развивающей, профессионально-ориентированной, будущий педагог принимает как ценное гражданственность и человечность, уважительное отношение к нравственным качествам другого человека, к его индивидуальности, осознаёт социальную значимость коллектива, общества, усваивает нормы нравственно-значимого поведения - поведения под контролем совести.

Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

Выводы. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для любого человека, тем более для педагога, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Только формируясь как духовная личность, будущий педагог способен относится к педагогической деятельности не как к заработку, а как к особой миссии - Служения себе, семье, близким, детям, окружающим людям, Отечеству. Идея служения питала живительными силами многие поколения россиян и была мощным созидательным мотивом. Именно её следует вновь призвать на службу России.

Отсюда бесспорно, будущее нашей страны в значительной степени зависит от качественной подготовки будущих педагогов. Поэтому высшее педагогическое образование должно быть направлено на подготовку не только компетентного профессионала, но и духовно развитой личности, человека высокой культуры, творца и гражданина, который чувствует свою духовно-моральную ответственность «за мир и себя в мире» [5].

Литература:

1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -www.vestnik.edu.ru/proect.html

2. Скударёва Г.Н. Современные родители как субъекты формирования социального заказа и эксперты качества образования.Семейное воспитание в отечественном образовании: монография. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. 148 с. С. 100 -114.

3. Скударёва Г.Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общественно - активной школы. Учебно - методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого - педагогическое образование», педагогов - слушателей факультета повышения квалификации / Москва, 2015.

4. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: философский и социокультурный аспекты. Современное общественно-ориентированное образование: диалог концепций: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 6 -24.

5. Скударёва Г.Н., Осинина Т.Н. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57-1.Ч. 1. С. 200-209.

6. Скударёва Г.Н., Павлова О.Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа // Современные здоровьесберегающие технологии. №4. 2017. С. 150-157.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Майя Ивановна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Лисецкая Ирина Анатольевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО

ЯЗЫКА СОТРУДНИКАМИ ОВД РОССИИ

Аннотация. В статье определены наиболее эффективные формы организации самостоятельной работы при освоении программ по изучению русского жестового языка в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России. Описываются виды самостоятельной работы, наиболее адекватные для формирования комплекса теоретических знаний о дактилологии, жестовом языке и развития практических навыков и умений их использования в профессиональной деятельности сотрудниками ОВД России.

Ключевые слова: жестовый язык, профессиональное обучение, сотрудники ОВД, самостоятельная работа, формы организации самостоятельной работы.

Annotation. The article defines the most effective forms of organization of independent work in mastering the programs for the study of the Russian sign language within the framework of professional training of officers of Interior Agencies in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It describes the types of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.