честв личности, коммуникативных умений и навыков. Эффективен данный курс и во время теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, а также при прохождении студентами педагогической практики.
Список литературы
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
2. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006. — 192 с.
3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. — Минск: Белорусская наука, 1998. — 319 с.
4. Романова, Т.В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Романова. — М., 1999. — 17 с.
5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2002. — 672 с.
УДК 37.034
Н.Н. Косоухова, ассистент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
формирование духовных ценностей в процессе профессионально-педагогического образования
Новые требования к подготовке специалистов, вызванные вхождением России в международное образовательное пространство, сделали необходимым осмысление ценностей, целей, приоритетов в области профессиональной подготовки, определяя требования к выпускнику агроинженерного факультета, его духовно-нравственным качествам со стороны самой личности, государства и общества. Это определение той модели специалиста, отвечающего требованиям социального заказа и обладающего такими духовными качествами, которые имеют государственную и профессиональную значимость.
Профессионально-педагогическое образование является приоритетным направлением российского образования, которое обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности педагога профессионального обучения, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, способствует социальной стабильности и развитию общества, определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
Продуктивное выполнение любой профессиональной деятельности требует развития определенных свойств, качеств и способностей личности, которые в прежнем, традиционном содержании обучения формулируются расплывчато. А для профессионально-педагогической деятельности, связанной с межличностными взаимоотношениями и взаимодействием, личностные качества приобретают первостепенное значение.
Такие качества педагога профессионального обучения, как его общая и профессиональная культура, духовность, нравственность, общительность и эмоциональное богатство, востребованы педагогической практикой. Следовательно, в проектировании содержания профессионально-педагогического образования необходимо предусматривать возможность формирования социальных и профессиональных духовных качеств личности (нравственность, культура личности, эстетика и др.).
Значимость такой подготовки обусловлена тем, что специалист в области профессионального обучения должен не только иметь представление о сущности, особенностях производственного процесса и быть способным его организовывать, но и экстраполировать свой знаниево-деятельностный потенциал на процесс теоретического и практического обучения как в учреждениях начального и среднего профессионального образования, так и на производстве. Особенность духовных ценностей педагога профессионального обучения связана с реализацией воспитательного процесса в профессиональнопедагогической деятельности. Кроме того, сфера деятельности педагога профессионального обучения постоянно расширяется, она диктует требования к уровню и широте его профессиональноличностного развития.
Таким образом, для личностного и профессионального становления будущего педагога профессионального обучения важно иметь достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, развивать в себе профессионально важные качества. Другими словами, при подготовке
57
специалиста речь идет о двух главных составляющих: профессиональных знаниях и личностных качествах [1]. На это в свое время обращали внимание Г.Н. Александрин [2], С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, работавшие над проблемой создания модели специалиста того или иного учебного заведения.
Интерес представляет модель личностных качеств выпускника сельскохозяйственного вуза ориентирования на духовные ценности, имеющие главенствующее значение в профессиональном становлении будущего педагога профессионального обучения.
Модель строилась на понимании того, что духовные ценности — ядро структуры личности, они определяют ее направленность и являются критерием оценки всей жизни человека.
Совокупность ценностей, их иерархия определяет «жизненную философию» личности, детерминирует изнутри ее поведение и деятельность. Соглашаясь с положением Н.А. Асташова о том, что ценностные ориентации закрепляются в направленности личности и переходят в статус личностных качеств [3], автор пришел к выводу, что представленные в модели личностные качества педагога являются производными от определенной системы духовных ценностей. Отсюда, как считает автор статьи, педагогический процесс в сельскохозяйственном вузе должен быть направлен прежде всего на формирование тех духовных ценностей студентов, которые впоследствии станут мотивами их будущей профессиональной деятельности. Предварять этот процесс необходимо с определения того, какие именно ценности инициируют развитие профессионально важных личностных качеств педагога, а затем выявлять их специфику и структуру.
Принимая во внимание традиции отечественной педагогики, выступающие «фундаментом» в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов профессионального обучения, опираясь на Квалификационные требования к профессиональной подготовке выпускников сельскохозяйственного вуза, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, модель личностных качеств выпускника сельскохозяйственного вуза агроинженерного факультета можно представить следующим образом (рис. 1).
Таким образом, можно сделать вывод, что духовные ценности педагога профессионального обучения представляют собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном сочетании гносеологического, социально-нравственного, аксиологического и процессуального компонентов, которые обеспечивают сформированность профессионально-компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и социально-общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты.
Истинный профессионализм невозможен без духовности, без приведенных в систему и не противоречащих друг другу духовных ценностей, формирование которых происходит в высшем учебном заведении. «Синтез профессионального и духовного», — пишет Л.С. Зорилова, — «наполняет учебновоспитательный процесс в вузе общечеловеческим содержанием, таким образом, задача высшей школы — формировать профессиональную духовность будущего специалиста» [4], следить за тем, чтобы его становление в профессии шло неразрывно с личностным развитием [5].
Рис. 1. Модель личностных качеств выпускника сельскохозяйственного вуза
В педагогике под формированием понимается «процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера» [6]. Формирование подразумевает «некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости» [7] и «связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов» [8]. Человек не рождается с готовыми знаниями и умениями, он обретает их в процессе воспитания, образования и обучения. Как отмечает B.C. Безрукова, «На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированно-сти, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения ... человека» [8], складываются его духовные ценности.
Формирование духовных ценностей — это специально организованная деятельность педагога в ходе обучения и воспитания, реализуемая через взаимосвязь конкретных средств и методов, направленная на духовное развитие личности, становление ее духовных ценностей.
Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании процесса формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения требует обращения к моделированию исследуемого явления, применению метода педагогического эксперимента.
Модель формирования духовных ценностей призвана создавать педагогические условия целостной поддержки развития духовных ценностей лич-
ности в период профессионально-педагогического образования.
Теоретические основания модели и характеристики ее взаимосвязанных компонентов дали возможность сформулировать следующие положения относительно нее: модель формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения рассматривается как теоретический способ отображения структуры процесса развития духовных ценностей через характеристику компонентного состава и внутренних связей модели; модель является теоретическим результатом научного поиска и стратегий педагогического эксперимента и отражает логику процесса формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения (рис. 2).
Рассмотрим подробнее содержательный состав критериев, выявляющих сформированность духовных ценностей у будущих педагогов профессионального обучения. Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированности духовных ценностей. Так, когнитивный компонент в психологической структуре духовных ценностей выступает как причина (познание окружающей действительности) и зависит от уровня интеллекта, памяти, творческого мышления личности, обусловливает способность будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретенных знаний в разных ситуациях деятельности.
Рис. 2. Модель формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения ------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008--------------------------- 59
Функционирование когнитивной сферы происходит в процессах активной мыслительной деятельности личности — аналитических, синтетических и диалектических навыках познания, в рефлексивном отражении поступающей информации. В содержании когнитивной сферы в формировании духовных ценностей особую важность имеет позитивное и активное умонастроение личности, познавательная самостоятельность студентов при выработке ценностноосмысленных взглядов и убеждений. Это формирует у студентов осознанность накапливаемых теоретических знаний, развивает способность к аргументации ценностных суждений, обобщений и их конструктивному встраиванию в персональную практику, что и образует в итоге научно-теоретическую готовность будущего специалиста к сознательному и самостоятельному освоению духовных ценностей и гибкому применению их в условиях деятельности в социокультурной сфере.
Эмоционально-ценностный компонент в составе духовных ценностей — это отношение человека к себе, мера удовлетворенности своими поступками, выявляет степень личностной духовнонравственной зрелости будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу духовных ценностей и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности. Духовная наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной духовности — ее ценностное ядро, которое конкретизируется в личност-но значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Таким образом, формирование духовных ценностей будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной духовной направленности личности.
Деятельностно-практический компонент духовных ценностей определяет уровень гибкого, ответственного, творческого миропреобразования, проявляющегося в профессионально-компетентной деятельности педагога профессионального обучения в обществе. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив и задач развития избранной профессиональной сферы, а также стремление к самореализации творческих способностей в ней. Неотъемлемыми составляющими деятельно-практического компонента духовных ценностей выступают системное владение специалистом профессиональными знаниями и умениями, развитая способность проектировать и планировать свою деятельность в профессиональной сфере на основе творческого подхода в решении задач.
Таким образом, критерии духовных ценностей студентов выявляют содержательное наполнение, качественные характеристики и индивидуальный
60
уровень сформированности ее когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельно-практического компонентов.
Под педагогическими условиями понимается внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса.
Процесс формирования духовных ценностей реализует комплекс педагогических условий, которые обеспечивают формирование духовных ценностей педагога профессионального обучения, поскольку направлены на поддержку формирующихся компонентов духовности личности и организуют управление развитием будущих специалистов.
Проведенное исследование позволило выделить следующие условия:
• системное структурирование целей и задач формирования духовных ценностей;
• отбор компонентов, формирующих духовные ценности содержания образования;
• разработка и внедрение в учебный процесс факультативного курса «Социология молодежи», рассматривающего вопросы социализации;
• создание программного и учебно-методического обеспечения;
• разработка технологии, способствующей достижению целей формирования духовных ценностей;
• педагогический контроль и коррекция процесса формирования духовных ценностей;
• комплексное диагностирование и оценка формирования духовных ценностей.
Проектируя модель формирования духовных
ценностей студентов в вузе, автор использовал в содержательном плане лекционный курс «Социология молодежи». Данная дисциплина является разработанной программой курса по выбору для студентов агроинженерного факультета, ее изучают студенты 5 курса очной формы обучения. Предметное содержание «Социологии молодежи» представляет социологическое исследование молодежи. Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертом годах обучения. Он ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.
Использование педагогической эвристики направлено на освоение духовных ценностей, осмысление собственно духовного и профессионального идеала, выстраивание ценностей педагогической деятельности (метод погружения, семинары-дискуссии, обсуждения «за круглым столом») интегрированные занятия по творческому накоплению
методического инструментария (метод проектов, творческие задания, моделирования педагогических ситуаций). В результате их использования развивается потребность творческого профессионального саморазвития, духовного самосовершенствования.
Таким образом, формирование духовных ценностей в процессе профессионально-педагогического образования — это специально организованная деятельность педагога в ходе обучения и воспитания, реализуемая через взаимосвязь конкретных средств и методов, направленная на духовное развитие личности, становление ее духовных ценностей.
Список литературы
1. Чернова, Ю.К. Профессиограмма как целезадач-ник подготовки специалиста: монография / Ю.К. Чернова, О.П. Кислякова, В.И. Мылахин. — Тольятти-Сызрань, 2002. — 234 с.
2. Александрин, Г.Н. Проблемы формирования модели личности специалиста: в кн.: Г.И. Хозяинов. Формирование дидактической теории / Г.Н. Александрин, Ф.В. Шариков. — М.: Педагогика, 1984. — 151 с.
3. Асташов, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташов // Педагогика. — 2002.—№ 8.
4. Зорилова, Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: дис. ... д-ра культуролог. наук. — М., 1999. — 559 с. — С. 338-339.
5. Горбачева, А.В. Анализ динамики смысложизненных ориентаций студентов технического вуза / А.В. Горбачева, В.Н. Полищук // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. — Вып. 18. Серия «Психолого-педагогические науки».
6. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М., 1999. — С. 366.
8. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 10-11.
УДК 378.14.001.5
Н.Н. Колпакова, аспирантка
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе
Вузовское образование — одна из ступеней в системе непрерывного профессионального образования. Переход с одной ступени на другую должен быть логичным и безболезненным. Таковым он может быть только при наличии психологической готовности учащихся к продолжению обучения.
Поступив в вуз, студенты переходят на качественно новый этап обучения. Новый социальный статус определяется новыми условиями, требованиями к личности учащегося. Студент должен обладать некоторой психологической подготовленностью к самостоятельной познавательной деятельности, включающей минимум содержательной, операционной и мотивационной подготовки к учебной самостоятельной работе. Но исследования многих авторов (В.Т. Лисовский, В.А. Якунин, С.Ю. Добряк, В.В. Пустовит, А.М. Мелешина, М.Г. Гарунов и др.) отмечают, что студентам сложно запоминать и анализировать учебную информацию, самостоятельно работать на лекциях и практических занятиях. У студентов возникают сложности при конспектировании литературы, им трудно самостоятельно готовиться к практическим и семинарским занятиям, организовывать свое время и деятельность, поэтому проблема психологической готовности студентов к обучению в вузе сегодня представляется достаточно значимой.
Готовность студентов к обучению в вузе рассматривается как интегративное образование, определяющее успешность студентов в учебной деятельности и включающее следующие компоненты: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, организационная и коммуникативная готовность.
Интеллектуальная готовность студентов к обучению в вузе является основным условием успешности обучения, так как возможность освоения знаний на высшей ступени образования предполагает наличие определенного уровня развития умственных способностей, сформированости общеучебных умений и навыков, самостоятельности в процессе учебной деятельности.
Умственные способности — это свойства интеллекта, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности в процессе обучения, являясь, с одной стороны, результатом обучения, а с другой — предпосылкой к обучению. Умственные способности характеризуют достигнутый уровень развития познавательных функций (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение), творческих возможностей, умений выявлять связи, соотношения, закономерности между объектами, овладевать способами усвоения новых
61