Научная статья на тему 'Формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе'

Формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Н. Н.

Рассмотрены условия формирования интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе и выявлены возможности их реализации в процессе подготовки педагогов профессионального обучения. Результаты исследования показали, что проведение тренинга, направленного на формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе, способствует развитию умственных способностей, общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' intellectual readiness to high school educating process

The present article concentrates on examining conditions of development of students' intellectual readiness to high school educating process and possibilities of their implementation in the course of vocational teachers training. The research results have shown that training aimed at developing of students' intellectual readiness to training in high school promotes development of mental abilities, general learning skills and abilities as well as the abilities of independent work.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе»

методического инструментария (метод проектов, творческие задания, моделирования педагогических ситуаций). В результате их использования развивается потребность творческого профессионального саморазвития, духовного самосовершенствования.

Таким образом, формирование духовных ценностей в процессе профессионально-педагогического образования — это специально организованная деятельность педагога в ходе обучения и воспитания, реализуемая через взаимосвязь конкретных средств и методов, направленная на духовное развитие личности, становление ее духовных ценностей.

Список литературы

1. Чернова, Ю.К. Профессиограмма как целезадач-ник подготовки специалиста: монография / Ю.К. Чернова, О.П. Кислякова, В.И. Мылахин. — Тольятти-Сызрань, 2002. — 234 с.

2. Александрин, Г.Н. Проблемы формирования модели личности специалиста: в кн.: Г.И. Хозяинов. Формирование дидактической теории / Г.Н. Александрин, Ф.В. Шариков. — М.: Педагогика, 1984. — 151 с.

3. Асташов, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташов // Педагогика. — 2002.—№ 8.

4. Зорилова, Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: дис. ... д-ра культуролог. наук. — М., 1999. — 559 с. — С. 338-339.

5. Горбачева, А.В. Анализ динамики смысложизненных ориентаций студентов технического вуза / А.В. Горбачева, В.Н. Полищук // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. — Вып. 18. Серия «Психолого-педагогические науки».

6. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 1996. — 631 с.

7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М., 1999. — С. 366.

8. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 10-11.

УДК 378.14.001.5

Н.Н. Колпакова, аспирантка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе

Вузовское образование — одна из ступеней в системе непрерывного профессионального образования. Переход с одной ступени на другую должен быть логичным и безболезненным. Таковым он может быть только при наличии психологической готовности учащихся к продолжению обучения.

Поступив в вуз, студенты переходят на качественно новый этап обучения. Новый социальный статус определяется новыми условиями, требованиями к личности учащегося. Студент должен обладать некоторой психологической подготовленностью к самостоятельной познавательной деятельности, включающей минимум содержательной, операционной и мотивационной подготовки к учебной самостоятельной работе. Но исследования многих авторов (В.Т. Лисовский, В.А. Якунин, С.Ю. Добряк, В.В. Пустовит, А.М. Мелешина, М.Г. Гарунов и др.) отмечают, что студентам сложно запоминать и анализировать учебную информацию, самостоятельно работать на лекциях и практических занятиях. У студентов возникают сложности при конспектировании литературы, им трудно самостоятельно готовиться к практическим и семинарским занятиям, организовывать свое время и деятельность, поэтому проблема психологической готовности студентов к обучению в вузе сегодня представляется достаточно значимой.

Готовность студентов к обучению в вузе рассматривается как интегративное образование, определяющее успешность студентов в учебной деятельности и включающее следующие компоненты: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, организационная и коммуникативная готовность.

Интеллектуальная готовность студентов к обучению в вузе является основным условием успешности обучения, так как возможность освоения знаний на высшей ступени образования предполагает наличие определенного уровня развития умственных способностей, сформированости общеучебных умений и навыков, самостоятельности в процессе учебной деятельности.

Умственные способности — это свойства интеллекта, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности в процессе обучения, являясь, с одной стороны, результатом обучения, а с другой — предпосылкой к обучению. Умственные способности характеризуют достигнутый уровень развития познавательных функций (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение), творческих возможностей, умений выявлять связи, соотношения, закономерности между объектами, овладевать способами усвоения новых

61

знаний, приемами и стратегиями интеллектуальной деятельности.

Под самостоятельностью студентов в процессе обучения в вузе понимается самостоятельность действий и мышления. Самостоятельность лежит в основе организации самостоятельной работы, которая служит главным средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Особенностью самостоятельной работы является то, что она протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Работа может считаться самостоятельной, если она включает в себя элементы обдумывания и осмысления студентом своей деятельности.

Общеучебные умения и навыки — универсальные, интегративные способы учебной деятельности, получения и применения знаний. Характеризуясь гибкостью и способностью к переносу, общеучебные умения и навыки позволяют студентам адаптироваться к новой системе обучения. Общеучебные умения и навыки являются основой для формирования профессиональных умений и навыков.

Эффективное формирование компонентов интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе обеспечивается реализацией в учебном процессе следующих условий:

• обеспечение целостного, целенаправленного процесса формирования интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе;

• осуществление контроля над самостоятельной работой студентов;

• активизация учебно-познавательной деятельности студентов;

• учет индивидуальных особенностей будущих педагогов профессионального обучения;

• положительное влияние на динамику формирования интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе.

Представленные условия реализуются в рамках основной программы подготовки педагогов профессионального обучения, в том числе на пропедевтическом этапе. Однако целенаправленное формирование интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе может быть обеспечено только посредством специально организованных психолого-педагогических мероприятий. Эту деятельность можно осуществлять в ходе занятий по выбору, оптимальной формой ведения этих занятий является тренинг, включающий в себя специальные упражнения, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей, формированию определенных умений и навыков, созданию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности и др.

Для реализации целей формирования интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе был разработан тренинг «Развитие умст-

62

венных способностей и умений самостоятельной работы с научной литературой», предназначенный для студентов-первокурсников инженернопедагогического факультета МГАУ и содержащий техники тренировки внимания и мышления, приемы рационального запоминания, рекомендации по развитию учебных умений, способы рациональной работы с литературой.

Для оценки динамики интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе в процессе проведения тренинга был спланирован и проведен формирующий эксперимент. В исследовании приняли участие студенты первого курса инженернопедагогического факультета МГАУ. В экспериментальную группу вошло 26 студентов, а в контрольную — 28. Уровень интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе измерялся до начала тренинга и после его окончания. Для диагностики интеллектуальной готовности студентов к обучению в вузе были отобраны следующие методики:

1. Краткий отборочный тест (КОТ), позволяющий определить уровень развития умственных способностей студентов [1].

2. Опросник, составленный на основе классификации общеучебных умений и навыков, входящих в структуру учебной деятельности студентов. Структуру описала Н.В. Кузьмина [2].

3. Анкета, разработанная для изучения степени самостоятельности студентов.

С помощью практических упражнений в ходе тренинга «Развитие умственных способностей и умений самостоятельной работы с научной литературой» формируются умения студентов анализировать текст, определять главную мысль, видеть и оценивать состав слов, проводить аналитико-синтетическую переработку информации, совершенствуются навыки критической работы с текстом, развивается мышление и внимание, отрабатываются приемы рационального запоминания, способы организации и управления умственной деятельностью.

До проведения тренинга процент студентов, не владеющих общеучебными умениями и навыками, а также умениями самостоятельной работы, был выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. По окончании курса занятий процентное распределение студентов контрольной группы по уровням развития общеучебных умений и навыков со статистической точки зрения не изменилось, в то время как в экспериментальной группе уменьшилось количество студентов, владеющих общеучебными умениями и навыками, умениями самостоятельной работы на низком уровне и увеличился процент студентов с высоким уровнем сфор-мированности этих умений и навыков (рис. 1, 2).

В результате анкетирования студентов экспериментальной группы относительно их способ-

ности самостоятельно работать в процессе учебной деятельности в вузе было выявлено, что в начале тренинга 66,67 % студентов отмечали трудности при конспектировании лекций, а в конце количество таких студентов составляло 30 %. Число студентов, которым сложно работать на практических и лабораторных занятиях уменьшилось. За время проведения исследования уменьшился процент студентов, не умеющих самостоятельно работать с научной литературой. В начале тренинга 66,67 % студентов отмечали наличие этих сложностей, а по окончании — 46,67 %.

Средние значения интегрального показателя краткого отборочного теста (уровень развития умственных способностей) в начале и конце тренинга у студентов контрольной группы не изменились, а у студентов экспериментальной группы произошел значительный рост этого показателя (рис. 3).

Таким образом, в процессе подготовки педагогов профессионального обучения для формирования умственных способностей, общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы необходима систематическая, целенаправленная, специально организованная деятельность. Эту деятельность можно осуществлять

80

70

60

50

40

30

20

10

0

66

67

27

60

20

17

среднии

сентябрь

10

высокий

23

25

средний

декабрь

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 1. Уровень развития общеучебных умений и навыков в начале и конце эксперимента

с

с

X

[3 !-& к к 5

к ^

Св

Ю * К

ч

щ

а

О

25

20

15

10

18,15 20, 64 22 -,53 21, \\\ 42

ш Ш

Ш ш

Ш ш

Ш 1 ш

сентябрь

декабрь

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 2. Уровни развития умений самостоятельной работы в начале и конце эксперимента

в ходе занятий по выбору, оптимальной формой ведения этих занятий является тренинг.

Проведение тренинга «Развитие умственных способностей и умений самостоятельной работы с научной литературой» способствовало повышению уровня развития умственных способностей студентов экспериментальной группы, формированию общеучебных умений и навыков, приобретению ими умений самостоятельной работы. Все это способствует успешной адаптации студентов-первокурсников как к процессу обучения в вузе, так и дальнейшему освоению профессии педагога профессионального обучения.

□ Экспериментальная группа П Контрольная группа

Рис. 3. Результаты диагностики умственных способностей студентов в начале и конце формирующего эксперимента

Список литературы

1. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / Н.В. Кузьмина; под ред. Н.В. Кузьминой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 177 с.

2. Бузин, В.Н. Краткий отборочный тест. — 2-е изд., испр. и доп. / В.Н. Бузин. — М.: Смысл, 1998. — 15 с.

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.