МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСОУХОВА Н.Н.
В статье рассматривается модель формирования духовных ценностей будущего педагога профессионального обучения. В данной модели раскрываются компоненты личностных качеств выпускника сельскохозяйственного вуза агроинженерного факультета, выделены компоненты для выявления сформированности духовных ценностей у будущих педагогов профессионально обучения и рассматривается комплекс педагогических условий способствующих формированию духовных ценностей.
Проблемы духовного возрождения являются на сегодняшний день одними из существенных в социально-экономическом развитии общества, и понимание необходимости духовно-нравственного оздоровления социальной жизни становится характерным для массового общественного сознания. Решение этой проблемы, в первую очередь, зависит от педагога, так как именно духовные ценности педагога, его нравственный потенциал в значительной степени влияют на формирующееся мировоззрение, нравственные ценности, установки и принципы подрастающего поколения.
В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется проблема в формировании духовных ценностей личности студентов будущих педагогов профессионального обучения.
Формирование духовных ценностей - это специально организованная деятельность педагога в ходе обучения и воспитания, реализуемая через взаимосвязь конкретных средств и методов, направленная на духовное развитие личности, становление ее духовных ценностей.
Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании процесса формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения требует обращения к моделированию исследуемого явления, применению метода педагогического эксперимента.
Модель формирования духовных ценностей призвана создавать педагогические условия целостной поддержки развития духовных ценностей личности в период профессионально-педагогического образования.
Еще в XVII в. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц ввел в употребление понятие «модель», рассматривая ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Такая трактовка остается востребованной и в настоящее время во многих областях науки и техники.
В общепринятой трактовке модель - это схема, изображение или описание, какого-либо явления или процесса в природе или в обществе. Более кратко моделью (от лат. modulus - мера, образ) можно назвать объект или систему, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте-оригинале или прототипе модели.
Итак, под моделью мы понимаем изображение, схему, описание какого-либо объекта или их системы, которая упрощает структуру оригинала. Понятие модели используется как базовое для определения профессиональных качеств и свойств педагога профессионального обучения и призвано, на наш взгляд, усилить «выход» этих качеств на формирование духовных ценностей личности.
Анализ и обобщение современной психолого-педагогической литературы по проблеме развития личности, педагогическому моделированию, собственные наблюдении и исследования позволили нам создать следующую модель формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения
Исходя из схемы рассмотрим содержательный состав компонентов модели формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения.
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволил установить, что духовные ценности педагога характеризует специалиста-профессионала в плане персональной социальноосмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности.
Принимая во внимание традиции отечественной педагогики, выступающие, своего рода, фундаментом в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов профессионального обучения, опираясь на Квалификационные требования к профессиональной подготовке выпускников сельскохозяйственного
The model of cultural wealth formation for the future teachers of vocational training is considered in the article. In the given model components of personal qualities of the graduates of agricultural high school agroengineering faculty are revealed, components for revealing of cultural wealth formation for the future teachers of vocational training are allocated and the complex of pedagogical conditions promoting of cultural wealth formation is considered.
вуза, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, мы выделили следующие компоненты личностных качеств выпускника сельскохозяйственного вуза агроинженерного факультета:
1. Гносеологический компонент - мировоззренческая позиция, система взглядов, представлений на окружающий мир, общество, и отношения людей в нем.
2. Социально-нравственный - содержание и уровень мотивации, направленность личности, социальные установки, рефлексия, личностные качества.
3. Аксиологический - духовные ценности, уровень духовных потребностей, духовно-нравственные устремления, потребность в самосовершенстввании и саморазвии, профессионально-нравственная активность.
4. Процессуальный - сформированнось профессиональных умений, готовность к духовнонравственному развитию учащихся, линия поведения.
Для выявления сформированности духовных ценностей у будущих педагогов профессионально обучения мы выделили следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно практический. Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированности духовных ценностей. Так, когнитивный компонент в психологической структуре духовных ценностей выступает как причина (познание окружающей действительности) и зависит от уровня интеллекта, памяти, творческого мышления личности, обусловливает способность будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в разных ситуациях деятельности.
Эмоционально-ценностный компонент в составе духовных ценностей - это отношение человека к себе, мера удовлетворенности своими поступками, выявляет степень личностной духовно-нравственной зрелости будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу духовных ценностей и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности. Духовная наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной духовности - её ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Деятельностно-практический компонент духовных ценностей определяет уровень гибкого, ответственного, творческого миропреобразования, проявляющегося в профессионально-компетентной деятельности педагога профессионального обучения в обществе. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив и задач развития избранной профессиональной сферы, а также стремление к самореализации творческих способностей в ней.
І________________
Условия формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения
- системное структурирование целей и задач формирования духовных ценностей.;
- отбор формирующего духовные ценности содержания образования;
- разработка и внедрение в учебный процесс факультативного курса «Социология молодежи», рассматривающего вопросы социализации;
- создание программного и учебнометодического обеспечения;
- разработка технологии, способствующей достижению целей формирования духовных ценностей;
- педагогический контроль и коррекция процесса формирования духовных ценностей;
- комплексное диагностирование и оценка формирования духовных ценностей.
*
Результат
Высокий уровень духовных ценностей педагога профессионального обучения
Рис. Модель формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения
Опираясь на методологические и научно-теоретические положения о сущности категории «условие», «педагогические условия», а, также ориентируясь на исследовательские подходы используемые в работах по изучению различного рода педагогических условий (Михайлов М.С.) мы определили, что педагогические условия -это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса.
В процессе формирования духовных ценностей педагога профессионального обучения реализуется разработанный комплекс педагогических условий в составе: системное структурирование целей и задач формирования духовных ценностей, где в качестве основной цели модели формирования духовных ценностей выделяется повышение уровня духовных ценностей педагога профессионального обучения в условиях социально направленной и учебно-профессиональной активной деятельности в процессе обучения; отбор формирующего духовные ценности содержание образования; разработка и внедрение в учебный процесс факультативного курса «Социология молодежи», рассматривающего вопросы социализации, целью преподавания курса является изучение социально-психологических особенностей молодежи, особенностей ее социализации, роли и месте в современном обществе, задачей - освоение студентами предмета социологии молодежи: место и роль молодежи в социальной структуре; процесс социализации и формирования личности молодого человека; ценностные ориентации молодежи; воспроизводство духовной жизни; профессиональная ориентация, проблемы безработицы и трудоустройства среди молодежи; создание программного и учебно-методического обеспечения; разработка технологии, способствующей достижению целей формирования духовных ценностей, и способствующей достижению целей формирования духовных ценностей и состоящий из 3-х этапов; а) ценностно-ориентационного; б) содержательно-моделирующего; в) рефлексивно-творческого; педагогический контроль и коррекция процесса формирования духовных ценностей; комплексное диагностирование и оценка формирования духовных ценностей.
Компоненты процесса формирования духовных ценностей
Когнитивный
Эмоционально-ценностный Деятельностно практический
Таким образом, данная модель представляет собой целостную систему элементов, реализация которых способствует успешному формированию духовных ценностей будущего педагога профессионального обучения.