Перевозчикова Нелли Григорьевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна РОЛЬ ТЬЮТОРА В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
РОЛЬ ТЬЮТОРА В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2017
Перевозчикова Нелли Григорьевна, преподаватель кафедры «Гуманитарных дисциплин» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье определено, что тьютор - это тот человек, чья деятельность помогает максимально индивидуализировать образовательный процесс. Исходя из рассмотренных определений было выведено собственное авторское понятие. Тьютор - это методист, консультант, осуществляющий текущую поддержку студента, который может оценивать задания студента, его работу на семинарах, определять точки личностного роста, давать советы и структурировать проблемы саморазвития обучающегося. Выделено несколько видов тьюторов: тьюторы-стажеры, академические тьюторы, наставники-тьюторы, чьи роли в статье раскрываются подробно. Формы тьюторской работы: индивидуальная тьюторская консультация. Студенты обсуждают с тьютором значимые вопросы, связанные с развитием и образованием каждого. Тьютор делает процесс сопровождения более целенаправленным, эффективным; групповая тьюторская консультация. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ. Проблема тьюторского сопровождения студентов связана с тем, что сами студенты не осознают своих образовательных потребностей и не готовы принимать серьезные решения в отношении своего профессионального будущего. К тому же большинство университетов не смогут позволить себе тьюторов, которые не имеют аудиторной нагрузки и ведут лишь индивидуальную работу со студентами. Выявлены отличия терминов «куратор» и «тьютор». Главное отличие состоит в том, что куратор назначается только для младших курсов обучения, для их адаптации и функции куратора не заключаются в выстраивании индивидуальной линии обучения для каждого студента. Тьютор же, напротив, на протяжении всего обучения должен сопровождать обучающихся и осуществлять помощь по всем образовательным направлениям.
Ключевые слова: тьютор, тьюторство, самостоятельная работа, студент, выпускник, специалист, методист, консультант, образовательный процесс, бакалавр, магистр, преподаватель, саморазвитие, индивидуальный учебный план, куратор, траектория обучения, консультация, государственный образовательный стандарт.
THE ROLE OF THE TUUTOR IN THE MANAGEMENT OF THE SELF-WORK OF THE TRAININGS
© 2017
Perevozchikova Nelly Grigoryevna, lecturer of the Department of Humanitarian Disciplines Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article specifies that the tutor is the person whose activity helps to maximize the individualization of the educational process. Proceeding from the considered definitions the author's concept was deduced. Tutor is a methodologist, a consultant who provides ongoing support to the student, who can evaluate the student's tasks, his work at seminars, determine points of personal growth, give advice and structure problems of the student's self-development. There are several types of tutors: tutors-trainees, academic tutors, mentors-tutors, whose roles are described in detail in the article. Forms of tutoring: individual tutorial consultation. Students discuss with the tutor important issues related to the development and education of each. The tutor makes the escort process more focused, effective; group tutorial consultation. Within the framework of such group sessions (as well as individual tutorial consultations), the tutor simultaneously performs several types of work. The problem of tutoring students is related to the fact that the students themselves are not aware of their educational needs and are not ready to make serious decisions about their professional future. In addition, most universities cannot afford tutors who do not have an audience load and only conduct individual work with students. The differences between the terms "curator" and "tutor" are revealed. The main difference is that the curator is appointed only for junior courses of study, for their adaptation and the functions of the curator they do not consist in building an individual line of instruction for each student. The tutor, on the contrary, throughout the whole training should accompany the students and provide assistance in all educational areas.
Keywords: Tutor, tutoring, independent work, student, graduate, specialist, methodologist, consultant, educational process, bachelor, master, teacher, self-development, individual curriculum, curator, trajectory, consultation, state educational standard.
В современном высшем образовании постоянно происходят изменения. И они касаются не только методов и средств преподавания, но и должностей. Вводятся новые профессии и педагогические специальности. На сегодняшний день образовательный процесс стремится к индивидуализации образования. Реакцией на эту тенденцию стало возникновение тьюторства. Эта роль для российских преподавателей является достаточно новой и поэтому сущность и функции этой профессии раскрыты не до конца, что определяет актуальность рассматриваемой темы.
Нельзя сказать, что в настоящий момент тьютор-ство — это нечто новое для российского образовательного процесса. Такая особая педагогическая позиция существует в нашей стране уже более двадцати лет. В 2007 году была создана «Межрегиональная Тьюторская
Ассоциация», в которой в настоящий момент насчитывается более двадцати российских и несколько украинских регионов [1]. Но наиболее активно явление тьюторства развивается в сфере среднего образования. Любой из существующих информационных ресурсов даст множество определений слова «тьютор» и понятия «функции тьютора» [2]. Если объединить их смысловые оттенки и вычленить главное для высшей школы, мы получим, что тьютор — это особый педагог, который сопровождает построение студентом индивидуальной образовательной программы [3].
Тьютор - это как раз тот человек, чья деятельность помогает максимально индивидуализировать образовательный процесс [4].
Проблемы тьюторства рассматривались такими учеными как Т.В. Громова, Н.В. Рыбалкина, П.Н. Осипова,
182
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Перевозчикова Нелли Григорьевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна РОЛЬ ТЬЮТОРА В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ...
Г.П. Щедровицкий.
Функционально тьюторство считается только поддержкой обучающегося. Возникло тьюторство в XII веке в Англии в Оксворде и Кембридже по причине отсутствия в это время образовательных стандартов, которые могли бы диктовать условия подготовки студентов. Эти условия как раз устанавливали тьюторы, то есть их роль на тот период времени была достаточно велика. Сейчас же эта деятельность приобрела новые формы и носит сопровождающий характер [5].
В переводе с английского, тьютор означает наставник, репетитор. Рассмотрим несколько определений этого понятия.
- тьютор - это поддержка, педагогическая деятельность, нацеленная на формирование самостоятельности и независимости в решении педагогических задач;
- тьюторство как сопровождение является помощью, направленной на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ и исследовательской деятельности;
- тьюторство - помощь для профессионального, культурного и личностного самоопределения студента [6].
«Тьютор - это отдельная официальная штатная единица, это помощник, консультант, организатор учебной деятельности и среды, в которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию обучения» [7]. Личностное взаимодействие студента и наставника в таком ракурсе приобретает вид сотрудничества, здесь не должно быть места так полюбившемуся отечественным преподавателям авторитарного стиля взаимодействия.
Тьюторство широко распространено в системе образования стран Западной Европы и США и является разветвленным социально-образовательным институтом [8].
Исходя из вышеуказанных определений, тьютор -это методист, консультант, осуществляющий текущую поддержку студента, который может оценивать задания студента, его работу на семинарах, определять точки личностного роста, давать советы и структурировать проблемы саморазвития обучающегося.
Российская модель тьютора заимствована у западных коллег.
Они распространены и в Российской Федерации. И хотя Министерство образования и науки РФ не предусматривает такую должность для организаций высшего образования, некоторые федеральные государственные образовательные стандарты упоминают и раскрывают его должностные обязанности. В высших школах России функции тьютора берут на себя сами студенты, активы студенческого самоуправления, преподаватели. Проблема тьюторского сопровождения студентов связана с тем, что сами студенты не осознают своих образовательных потребностей и не готовы принимать серьезные решения в отношении своего профессионального будущего [9].
Встречаются следующие виды тьюторов:
- тьюторы-стажеры. Это студенты старших курсов, активисты студенческого самоуправления, которые помогают студентам младших курсов адаптироваться к учебному процессу путем вовлечения их во внеучебную деятельность. В России их часто называют кураторами;
- академические тьюторы. Это магистры, которые имеют обязательную тьюторскую подготовку. Они занимаются разработкой индивидуального учебного плана;
- тьюторы-наставники. Они являются выпускниками вуза, которые прошли курсы тьюторской подготовки и осуществляют сопровождение студентов в учебной деятельности для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущих бакалавров [10].
Тьюторская система традиционно включает в себя
три элемента:
- управление процессом обучения. Тьютор регулирует соотношение учебной нагрузки и самостоятельной работы студента;
- полное сопровождение студента на протяжении всего периода обучения;
- обучение студента по индивидуальной траектории на протяжении семестра или всего учебного года [11].
Понятия куратор и тьютор нередко отождествляют. Так эти термины не разделяются по своему смысловому значению и даются в тесной связке, отделяемые лишь скобками - «куратор (тьютор)». При этом функции куратора реализуются по направлениям - информативное, организационное, коммуникационное, контролирующее и творческое.
Рассмотрим отличия терминов куратор и тьютор. Куратор является представителем и «выразителем интересов» деканата. При этом отношения куратора со студентом строятся «по вертикали», основные задачи, стоящие перед куратором, носят административный управленческий характер. Будучи преподавателем одной из кафедр и узким специалистом, куратор вряд ли сможет помочь студенту полноценно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, помочь определиться с выбором тематики курсовых работ, научного исследования, конкретной базы практики для развития профессиональной компетентности. К тому же кураторская работа является дополнительной нагрузкой преподавателя к его основной деятельности, что тоже не позволяет полностью реализовывать поставленные цели [12].
В Нижегородском государственном педагогическом университете, к примеру, куратор назначается только для первых двух лет обучения в вузе. Тьютор же, в первую очередь, выражает интересы студента и, следовательно, отношения у студента и тьютора должны выстраиваться «по горизонтали» на основе позиционного равенства. Поэтому тьютором должен выступать отдельный человек, отдельная штатная единица, а не преподаватель, выполняющий нагрузку тьютора.
Если реально представить себе штат тьюторов в российских вузах, то придется задуматься и об организационной и финансовой сторонах вопроса. Большинство университетов не смогут позволить себе тьюторов, которые не имеют аудиторной нагрузки и ведут лишь индивидуальную работу со студентами. Подготовка самого тьютора также пока оставляет желать лучшего [13].
Самостоятельность в системе современного высшего образования является приоритетным направлением развития. В настоящее время постоянно снижается количество аудиторной нагрузки и увеличивается число часов на самостоятельную подготовку. Уже на младших курсах доля самоподготовки велика, но к требованиям для выпускников присоединяется и необходимость применения полученных знаний (во время выполнения курсовых и дипломных работ, а также при прохождении практик различного рода).
Формы тьюторской работы:
- индивидуальная тьюторская консультация. Студенты обсуждают с тьютором значимые вопросы, связанные с развитием и образованием каждого. Тьютор делает процесс сопровождения более целенаправленным, эффективным;
- групповая тьюторская консультация. При групповой работе, так же как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или преподавателем, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьютор-ских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную [14].
Тьюторская деятельность включает в себя четыре
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
183
Перевозчикова Нелли Григорьевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
РОЛЬ ТЬЮТОРА В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ... sciences
этапа:
- подготовка. На данном этапе он занимается диагностикой интересов, потребностей, способностей студентов и разработкой учебно-методического обеспечения.
- начальный этап. Студенты под руководством тьютора получают интересующую профессиональную информацию;
- основной этап. Консультативно-практическая деятельность для профессионального самоопределения и разработки индивидуальной образовательной траектории;
- этап рефлексии. Студенты занимаются самооценкой своей работы в вузе, обсуждают образовательные цели и перспективы [15].
Отметим, что именно преподаватель-консультант (тьютор) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей практической деятельности [16].
Перенять у Англии тьюторскую модель сопровождения российским вузам, конечно, не удастся. Осуществление индивидуального подхода к каждому студенту и составление траектории обучения, в соответствии с его интересами и целями, требует больших сил, временных затрат и ответственности у обеих сторон образовательного процесса [17]. Чтобы этого добиться, нужно не просто копировать западную модель образования, но и учитывать имеющиеся возможности и способности тех людей, на кого планируется возлагать такую ответственность. Пока на данный момент роль тьютора частично возлагают на себя преподаватели, которые стараются помочь студентам в их профессиональной подготовке. А студенты не готовы брать на себя ответственность за выбор собственной образовательной траектории, поскольку эта готовность должна вырабатываться еще в школе. Но вузы требуют самостоятельного, креативного и инициативного специалиста, поэтому развитие института тьюторства, на наш взгляд, все таки, сможет помочь в разрешении этого вопроса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
2. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
3. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по направлению подготовки «технология продукции и организация общественного питания»/Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 1. С. 160-163.
4. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
5. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Костылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 66-69.
6. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
7. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Тру-танова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в 184
подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
8. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
9. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
10. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
11. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
12. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Костылева Е.А. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 2016. № 1. С. 367-371.
13. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
14. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.
15. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
16. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
17. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
Статья поступила в редакцию 30.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)