Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / дети с ограниченными возможностями здоровья / социально значимые качества личности / сказкотерапия / песочница. / inclusive education / children with disabilities / socially significant personality traits / fairy tale therapy / sandbox

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Лобанова, О.Б. Сапожникова

Анализируется проблема формирования социально значимых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дефицита общения с взрослыми в семье и в образовательных организациях. Рассматривается возможность компенсации дефицита личностного общения с помощью использования в воспитательном и образовательном процессе инновационных техник: сказкотерапии, песочницы и других арт-терапевтических техник. Авторы делают вывод о том, что использование инновационных технологий, включающих разнообразные арт-терапевтические техники, даёт возможность не только диагностировать эмоциональное состояние ребёнка, но и корректировать его, снимать острые реакции, трансформировать в более стабильные состояния. В этом процессе дети приобретают ценный опыт позитивных изменений, кроме этого происходит самопознание, личностный рост. Необычайно привлекательным является отсутствие любых оценочных действий и характеристик. Это создаёт ситуацию успеха, необходимую для гармонизации развития ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USING OF INNOVATIVE TECHNIQUES IN THE FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES.

The problem of developing socially significant personality traits in children with disabilities in conditions of a deficit of communication with adults in the family and in educational organizations is analyzed. The paper observes the possibility of compensating for the deficit of personal communication through the use of innovative techniques in the upbringing and educational process: fairy tale therapy, sandbox and other art therapeutic techniques. The authors conclude that the use of innovative technologies, including a variety of art-therapeutic techniques, makes it possible not only to diagnose the emotional state of the child, but also to correct it, to remove acute reactions, to transform into more stable states. In this process, children gain valuable experience of positive changes, in addition, there is self-knowledge, personal growth. The lack of any appraisal actions and characteristics is extremely attractive. This creates the situation of success necessary for harmonizing the development of the child.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

пятиться назад - горизонталь не является вектором движения (боком никто не ходит) [1]. Поэтому композиции, разворачивающиеся по горизонтали, достаточно статичны. Если даже мимо зрителя по горизонтальному вектору проходит толпа, ее движение, как правило, замедленно. На горизонтали построены работы Д. Ве-ласкеса «Кузница Вулкана и Сурбарана «Натюрморт с апельсинами». В картине Веласкеса античный бог Аполлон в сияющем ореоле сообщает о любовных похождениях жены Вулкана - Венеры и бога войны Марса. Герои картины застыли в недоумении и растерянности [4].

С горизонтальным вектором связаны понятия «право - лево». Оказывается, от того, в какой части пространства картины находится предмет (слева или справа), меняется его восприятие. В самом деле, для всех людей общими являются понятия «верх - низ»: для двигающихся в одном направлении или стремящихся к одной цели - «вперед - назад», но для двух людей, стоящих лицом друг к другу понятия «лево - право», будут различны.

С горизонтальным вектором связаны понятия «симметрия - асимметрия», а также сравнения и сопоставления на первый взгляд равных предметов. Симметричные предметы и композиции отличаются устойчивостью и монументальностью, асимметричные - более динамичны и легки.

Каждому с детства ясно, что из стоящих в ряд по горизонтали предметов гораздо легче выбрать и взять нужный, чем из предметов, поставленных друг на друга (по вертикали), или предметов расставленных друг перед другом (по сагиттали). В первом случае легко снять лишь то, что лежит сверху, во втором то, что находится ближе. Считают, что творческий процесс связан именно с горизонталью, т.е. со способностью отбора.

Наш первый взгляд на картину обычно направлен вправо, далее против часовой стрелки он движется влево. Так же и в театре: после того как поднялся занавес, зритель, глядя на пустую сцену, сначала бросает беглый взгляд вправо, потом незаметно для себя совершает обзор против часовой стрелки останавливается на левой стороне сцены, ожидая оттуда выхода актеров, эту закономерность установил еще замечательный режиссер В.Э. Мейерхольд.

Глядя на человека, стоящего напротив нас, мы осознаем, что там, где для нас право - для него - лево. Мы привыкли к тому, что стоящий перед нами собеседник более активно пользуется правой рукой, которая от нас находится слева. Таким образом, мы воспринимаем все, что находится левее нас более активным, чем то, что располагается правее. Слева мы ждем активности другого - это основная горизонтальная ассоциация. Поэтому наиболее значимые объекты в картине обычно находятся слева от зрителя. Движение по горизонтали всегда воспринимается мимо зрителя: слева направо или справа налево. Какую роль все это сможет сыграть в образовании? Оказывается, самую непосредственную - речь человека пространственно координирована. «Это, - по мнению А.Я. Бродецкого, - означает, что мышление (внутренняя речь) или диалог (внешняя речь) существуют как бы в подсознательном поле зрения, в котором мы постоянно координируем свое тело даже относительно таких, казалось бы, абстрактных и лишенных внешнего облика объектов, как математика, карьера, престиж и т.п. Замечено, что вербальный язык отражает важнейшие этапы формирования ассоциаций координат внутреннего, психологического пространства.

Таким образом, семантика учебного процесса включает диалог, который строится:

• на содержательном уровне - между наукой и искусством, между теорией и практикой;

Библиографический список

• на семантическом уровне - между оппозиционными парами внутри психологического пространства, воспринимающего; между идеей и образом; между мыслью и чувством.

• на коммуникативном - между используемыми языками и знаковыми системами представления информации; между участниками учебного процесса.

В моделировании учебного процесса имеет значение координация движения по всем осям трехмерного пространства.

Вертикаль в образовании - это система непрерывного образования, педагогическая поддержка: коучинг; социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; инклюзивное образование; «Математическая вертикаль» (московский проект) и др. В условиях сложности и непредсказуемости мира: в ситуациях неожиданных и стремительных изменений; кризиса как нормы жизни, особое значение приобретает сагиттальный вектор, который позволяет реализовать требования к качествам будущего профессионала: гибкость, открытость новому, готовность к коллоборативной работе, быстрая обучаемость, умение мыслить тактически и определять стратегию.

Сагитталь в образовании:

• «проникновение» в объект внимания как акт эмпатического слияния субъекта и объекта в единое целое» (А.Я. Бродецкий);

• опора на жизненный и эмоциональный опыт ребенка и на его актуальные знания. «Перед всяким сильным движением вперед отклоняйтесь назад -это своего рода разбег» (С.М. Волконский). Пластический отказ сходен со стрельбой из лука, когда перед тем как выстрелить (вперед), надо натянуть тетиву (В.Э. Мейерхольд.)

Горизонталь в образовании:

• творческий процесс связан с горизонталью, т.е. со способностью отбора;

• расположение предметов по горизонтали дает возможность сравнить их по собственным качествами не то мере значимости или удаленности от зрителя.

Рис. 1. Пространственная модель учебного процесса

Таким образом, семантика учебного процесса выстраивается по всем трем координетам(рис.1), при том,рто вертикальрыможем ассоциировоть со знаниевым вектором (содержание), горизонталь - с практическим (способы деетмльоостиСсигитталь - е сситмлогилеским векооррм(восириятве: оВсаиыр ассоциации) [5].

1. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Москва, 2000.

2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Об искусстве. Санкт-Петербург, 1998.

3. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсартру).Санкт-Петербург, 1913.

4. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Москва, 2009.

5. Kashekova Irina E., Kononova Ekaterina A. Cognitive Factors of "Art+" Cross-Cultural Pedagogical Technology. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). 2019; Vol. 9, Issue 1.

References

1. Brodeckij A.Ya. Vnerechevoe obschenie v zhizni i v iskusstve. Moskva, 2000.

2. Lotman Yu.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. Ob iskusstve. Sankt-Peterburg, 1998.

3. Volkonskij S.M. Vyrazitel'nyj chelovek. Scenicheskoe vospitanie zhesta (po Del'sartru). Sankt-Peterburg, 1913.

4. Kashekova I.'E. Izobrazitel'noe iskusstvo. Moskva, 2009.

5. Kashekova Irina E., Kononova Ekaterina A. Cognitive Factors of "Art+" Cross-Cultural Pedagogical Technology. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). 2019; Vol. 9, Issue 1.

Статья поступила в редакцию 23.11.20

УДК 371

Lobanova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian New University (Moscow, Russia), E-mail: lobanova@rosnou.ru Sapozhnikova O.B., postgraduate, Russian Federation Teacher of the Moscow State Pedagogical University, Russian NewUniversity(Moscow, Russia), E-mail: dubki4@mail.ru

THE USING OF INNOVATIVE TECHNIQUES IN THE FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES.

The problem of developing socially significant personality traits in children with disabilities in conditions of a deficit of communication with adults in the family and in educational organizations is analyzed. The paper observes the possibility of compensating for the deficit of personal communication through the use of innovative

techniques in the upbringing and educational process: fairy tale therapy, sandbox and other art therapeutic techniques. The authors conclude that the use of innovative technologies, including a variety of art-therapeutic techniques, makes it possible not only to diagnose the emotional state of the child, but also to correct it, to remove acute reactions, to transform into more stable states. In this process, children gain valuable experience of positive changes, in addition, there is self-knowledge, personal growth. The lack of any appraisal actions and characteristics is extremely attractive. This creates the situation of success necessary for harmonizing the development of the child.

Key words: inclusive education, children with disabilities, socially significant personality traits, fairy tale therapy, sandbox.

Е.В. Лобанова, д-р пед. наук, проф., АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, Е-mail: lobanova@rosnou.ru

О.Б. Сапожникова, аспирант, АНО ВО Российский новый университет, г. Москва, E-mail: dubki4@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Анализируется проблема формирования социально значимых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дефицита общения с взрослыми в семье и в образовательных организациях. Рассматривается возможность компенсации дефицита личностного общения с помощью использования в воспитательном и образовательном процессе инновационных техник: сказкотерапии, песочницы и других арт-терапевтических техник. Авторы делают вывод о том, что использование инновационных технологий, включающих разнообразные арт-терапевтические техники, даёт возможность не только диагностировать эмоциональное состояние ребёнка, но и корректировать его, снимать острые реакции, трансформировать в более стабильные состояния. В этом процессе дети приобретают ценный опыт позитивных изменений, кроме этого происходит самопознание, личностный рост Необычайно привлекательным является отсутствие любых оценочных действий и характеристик. Это создаёт ситуацию успеха, необходимую для гармонизации развития ребёнка.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социально значимые качества личности, сказ-котерапия, песочница.

Изменения социально-экономической ситуации в стране привели к изменениям во всех сферах жизни. В настоящей статье нам важно рассмотреть изменения в социальном укладе общества, семьи, в системе образования, их роль, а также новаторские идеи в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По заявленному тренду изменений мы должны прийти к обществу, открытому для детей с ограниченными возможностями здоровья, сформировать комфортную образовательную среду, воспитать у нормально развивающихся детей принятие сверстников, испытывающих трудности в интеграции и адаптации в социуме. В системе образования самым узнаваемым и обсуждаемым нововведением можно назвать «инклюзивное образование» (англ. Inclusion - включение, включающее образование, совместное обучение). Данное нововведение дает возможность каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, посещать и учиться в образовательных организациях для нормально развивающихся детей. Но при этом для детей с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться специальные условия, например, перепланировка помещений, специальные методики воспитания и обучения, адаптированные образовательные программы и т.д. [1; 2].

Зачастую мы сталкиваемся с тем, что из дошкольных и школьных учреждений различного (специализированного) типа дети с ограниченными возможностями здоровья переводятся к сверстникам, обучающимся по нормативным программам, и к педагогам, не имеющим специальной подготовки. Инклюзию при этом путают с таким понятием, как интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной. Такая «инклюзивная практика» приносит больше проблем, чем пользы для детей с ограниченными возможностями здоровья, да и для их нормально развивающихся сверстников. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует знаний и умений коррекционной направленности, необходима специальная подготовка педагога, который работает с таким ребенком, в том числе необходимо дополнительное время для достижения целей и задач воспитательно-образовательного процесса. Учитывая степень распространенности указанной подмены понятий «инклюзия - интеграция», стоит обратить внимание на явную недостаточность использования в образовательных организациях специальных приемов, методик, технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и, самое главное, недостаточность времени для общения с детьми. Однако можно констатировать, что безусловным преимуществом образовательных нововведений является поворот к личности, к каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, раскрытию его творческого потенциала, возможности его самореализации. При этом, как мы указали, в образовательном и воспитательном процессе доминантную роль играют прежние отработанные формы и технологии воспитания и обучения, и нет возможности уделить должного внимания и времени работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим еще одно значимое изменение, повлиявшее на воспитание, образование и в целом социальный уклад детей с ограниченными возможностями здоровья. Во все времена огромная роль отводилась влиянию общения на становление, развитие личности, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья и, прежде всего, в семье. Мы говорим в большей степени о возрастной группе от 3 до 10 лет, это дошкольное и начальное школьное образование, когда

должно быть характерно личное взаимодействие, обучение через семейные ценности нормам социального бытия, нормам эмоциональных реакций и контактов. Эти важные умения и навыки формируются при беседах, чтении сказок, прого-варивании ситуаций, в совместной игровой деятельности, то есть в том, чему трудно уделить достаточное время в образовательных организациях, дошкольных и школьных.

Таким образом, специфика проблемной воспитательно-образовательной ситуации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время, когда родители, бабушки и дедушки работают и, зачастую, не нормировано, заключается в том, что все чаще и громче ставится вопрос о дефиците личностного общения не только в образовательной организации, но и в семье. Мы получаем дефицит эмоционального контакта, дефицит условий формирования социально значимых качеств личности. Замещением дефицита личностного общения выступают телевидение, средства масс-медиа и цифровые технологии, разрушающе воздействуя на психику ребенка, предлагая детскому вниманию формализованные, порой изощрённые формы сказок и игр, информации в целом. В результате меняется и сам ребёнок. Поток информации, специфическое замещение дефицита общения и стремление родителей включить детей, с ограниченными возможностями здоровья в том числе, в образовательное пространство как можно раньше, дало не самые позитивные результаты. Детям стали свойственны недостаточность развития воображения, эмоциональная лабильность, неспособность поиска компромиссов в общении, отсутствие эмпатии к людям. Особенно заметны такие изменения у детей с ограниченными возможностями здоровья, которым тяжелее справиться с формированием социально значимых качеств личности без личного участия педагога или родителя.

Все вышеперечисленные факторы ставят перед педагогическим сообществом вопрос о поиске новых форм и приёмов работы. Нужны такие инновационные приемы, методики, техники развития социально значимых качеств личности, которые легко реализовать, они должны быть понятны, соответствовать возрастным и иным особенностям детей. Кроме всего, инновационные техники должны позволить в рамках использования решать задачи не только формирования социально значимых качеств, но и развития познавательной активности, нравственных установок и т.д.

На первый план выходит необходимость развития у детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации для обучения и развития. Это и раньше было проблемой [3], но теперь практически все педагоги-дефектологи во всех видах образовательных учреждений отмечают спад познавательной активности, вызванный несформированностью умений концентрироваться, «погружаться» в процесс. Важно формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально значимых качеств личности, которые помогают в образовательной деятельности. Получается, что в наш век повальной компьютеризации и цифровых технологий более чем всегда в образовательном процессе важную роль играет педагог, способный сформировать необходимые для развития и обучения психические процессы. Педагог, способный осуществлять целенаправленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через различные педагогические, коррекционные, в том числе и инновационные, технологии, учитывая и компенсируя дефицит общения.

В данной статье мы представляем некоторые инновационные техники, овладение которыми может помочь реализации задач формирования социально

значимых качеств личности в образовательном процессе. Они могут выступить как дополнение, как новая форма, новая площадка коррекционно-педагогическо-го взаимодействия с ребёнком. Отметим, что инновационными техниками они считаются в нашей стране, в зарубежной же практике накоплен значительный практический опыт их применения в различных воспитательных, корректирующих и развивающих целях (КП Юнг К. Роджерса, К. Уэлсби, Ж.-Э. Далькроза, М. Монтессори и др.). Найти упоминание о вышеперечисленных техниках кор-рекционного воздействия можно и у советских исследователей: Л.С. Выготского, Б.П Ананьева, Б.М. Теплова; активно применяют данные технологии в своей работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Прабенко.

В рамках особо значимой техники коррекционного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья выделяется использование сказки, которая берёт своё начало в народной педагогике. Сказка выступает неким собранием обобщённого народного опыта, выполняя медитативную, корректирующую и развивающую функции. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - писал А.С. Пушкин. Эту фразу мы можем считать сжатым изложением сути сказкотерапии. Современная сказкотерапия предоставляет довольно много возможностей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Уместно вспомнить также и о том, что использование сказки относится к одному из самых древних приёмов психотерапии, изначально применялась в виде сказаний и легенд, мифов и притч, в основном по отношению к взрослым. Сказко-терапия - направление практической психологии и педагогики, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности [4]. К особенностям сказки, определяющим ее использование в коррекционной работе с детьми, можно отнести следующие характеристики:

- через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений,

- в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом,

- отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий,

- события сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, и ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире,

- в сказке сюжет изложен понятным для детей языком, часто в виде простых фраз и речевых оборотов.

Использование сказки в рамках коррекционно-образовательного процесса направлено на формирование и коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. Коррекционно-формирующие сказкотерапевтические занятия позволяют решать задачи расширения представлений детей об эмоциональных явлениях, снижения уровня тревожности, развития коммуникативной и когнитивной сферы. Конечно, вместе с развитием сенсорно-перцептивной и психомоторной сферы будет происходить и вербальное развитие [4]. Когда мы используем в ходе занятия сказку, то погружаем ребёнка в комфортную атмосферу, расслабляем его, даём возможность активизировать скрытые знания, доставать из глубин памяти некогда услышанные слова и обороты речи. Использование сказки благотворно влияет на речевое развитие в целом. В сказке всегда имеется диалогическая речь, которая по своей структуре значительно легче речи монологической, что также способствует речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Лексика в сказке, как правило, эмоционально окрашена, что стимулирует мнестические процессы, способствует лучшему запоминанию. Сказочные тексты развивают орфоэпическое чувство языка, показывают новые или недоступные ранее грани слова, расширяют возможности применения и использования языка. Например, можно предложить выделить сказочные, грустные, красивые слова. Сочинить смешное или сказочное слово самостоятельно, задать вопрос персонажу [5].

Таким образом, мы, используя сказку, во многом работаем и над речевым развитием, которое опять же непосредственно влияет на формирование социально значимых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, больше комму-ницируют.

Ещё одной инновацией, позволяющей раскрывать потенциал развития ребёнка, в том числе и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, является использование песочницы. Последователи К.П Юнга Дора Калф и Маргарет Ловенфельд впервые использовали песочницу и поднос с игрушками в коррекционной работе с детьми. Если посмотреть не в глубину веков, а в каждый двор, то мы обязательно увидим песочницу для детских забав. Песок уникальный материал: он мобилен, природно чист, кардинально меняет свои свойства под воздействием воды и легко трансформируется. Даже если не упоминать о развитии мелкой моторики ведущей руки, о работе по развитию взаимодействия двух рук, то использование песочницы и песка открывает широкие возможности в развитии социально значимых качеств личности и речи детей. Уникальность этого приёма в том, что использование песочницы сразу же вызывает фразовую речь, связанную с переживаемым сюжетом. Об этом же писал в своём знаменитом труде «Речь и мышление ребёнка» Ж. Пиаже. Создавая некую, может быть, сказочную ситуацию у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сни-

мается проблема не только первичного, но и вторичного нарушения мотивации. Мы говорим о вторичности нарушения мотивации при недостатке речевого развития, мешающего коммуникации и, как следствие, влияющего на формирование социально значимых качеств личности. Речь, пусть скудная лексически, тем не менее выражается в виде фразы, с тенденцией к её расширению. Здесь можно использовать задания типа «Сделай сказку», «Кто живёт в лесу» и многие другие. Уточняющие вопросы воспитателя или педагога дают возможность ненавязчиво активизировать лексику детей.

Сочетание песочных техник с пересказом открывает широкие возможности для формирования и развития у детей социально значимых качеств личности. Так, в методическом пособии «Песочная терапия в развитии дошкольников» [6] приведен пример организованной образовательной деятельности «Учимся хорошим поступкам». Детям предлагается для ознакомления рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». А после прочтения предлагается разыграть его в песочнице. В ходе обсуждения зачастую обнаруживаются дети, которые не находят в поступке Дениски ничего предосудительного. Именно таким детям мы и предлагаем исполнить роль мужчины в шляпе. Дети вербализируют свои действия, и всегда интересно наблюдать за тем, как ребята стараются проходить мимо окна, из которого вывалится «каша», быстрее или медленнее, даже пытаются увернуться. Мудрая черепашка-ведущая всегда удивляется, отчего же ребята не хотят, чтобы на них упало нечто, раз они считали, что ничего плохого в этом нет?! Во второй части ООД инсценируется рассказ Л. Толстого «Лгун» и еще ряд сюжетов, желательно приближенных к реальным ситуациям в группе, номинируемых ребятами (взяли игрушку и сломали ее, случаи агрессии, буллинга и проч.). Ситуации называются и проигрываются детьми с обязательным обсуждением. Одни дети получают возможность назвать психотравмирующую ситуацию, проиграть её, и если не справиться, то смягчить её. Другая же часть ставится ведущим в ситуацию обижаемых, они получают возможность испить полную чашу неприятных эмоций и чувств.

Обращает на себя внимание и возможность коллективной работы в песочнице. Без коллективного взаимодействия невозможно достичь оптимальных результатов в формировании социально значимых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья. В коллективной деятельности сразу выявятся лидеры, прекрасно видны дети с креативным мышлением, проявляются негативные личностные черты. При взаимодействии в ограниченном пространстве дети учатся договариваться, приспосабливаться к мгновенно изменяющемуся пространству. Прекрасно разрешается при использовании песочницы вопрос регулирования поведения. Для этого разрабатывается ритуал входа, когда присутствует некий персонаж, декларирующий правила поведения и осуществляющий контроль за их выполнением. Это может быть реальный житель пустыни, наиболее любимый персонаж, игрушка, да что или кто угодно. Для поддержания интереса или в интересах темы ритуальная фигурка ведущего может меняться. Как указывалось выше, ведущий знакомит с правилами поведения в «Песочной стране». Их немного, и предпочтительнее высказывать их в виде пожеланий, а не приказов, императивный тон которых, как правило, не нравится никому. Например, для дошкольного возраста мы сформулировали следующие обязательные правила:

1. Беречь песок. Здесь имеются в виду все запреты, связанные с разбрасыванием, рассыпанием, манипулированием песком.

2. Песочная страна для дружбы. Мы закладываем регулирование поведением, декларируем отсутствие и мирное разрешение конфликтных ситуаций.

3. За каждый подход к столу можно брать только один предмет. В условиях работы с подгруппой детей важно обеспечить развитие социальных компетенций. Мы учим детей делать выбор и нести за него ответственность. В ходе выбора происходит стимулирование внимания и восприятия.

4. За собой нужно убрать. Элемент трудового воспитания ставит некую точку в каждом занятии или непосредственно образовательной деятельности, позволяет научить ценить время игры или работы в песочнице.

Правил может быть больше. Так, в ходе закрепления пространственных представлений можно ввести правило своего места. Или предложить для совершенствования счётных операций брать определенное количество предметов, а не один. Следует отметить, что повторение правил включается в ритуал входа. Это позволяет зафиксировать момент принятия правила. Часто можно услышать возражения, которые касаются регламентации детской жизни, в частности введения правил. Конечно, можно предложить самостоятельное знакомство с таким новым материалом, как песок, можно предложить «свободную» игру. Стоит, однако, помнить, что первым этапом овладения игровыми действиями являются действия разрушительные, зачастую приводящие к хаосу. Поэтому мы считаем, что необходимо вооружить детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья, некоторыми знаниями, способами и приёмами взаимодействия с материалами. Этот же персонаж завершает сеанс работы с песком. Этот ритуал выхода очень важен, так как даёт перспективный стимул, поощряет за корректное поведение, сдержанность, которая даётся детям наиболее тяжело, за творчество, активность. Важным дополнением можно считать отделение пространства песочницы от игрушек. Поиск и необходимость доставить предмет побуждает ребёнка двигаться, решать задачи, причём делать это довольно быстро. Это позволяет решить проблему двигательной активности в первую очередь и стимулирует мыслительные процессы.

Ещё одна техника, которая активно применяется в настоящее время, - это использование художественных средств воздействия (изобразительной деятельности, художественного слова, драмы, музыки, танца и т.д.). В первую очередь речь идёт об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности [7]. Использование арт-терапии в образовании - это системная инновация, которая характеризуется комплексом новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; способностью к интеграции, трансформации и др. Возможности использования данной инновации в коррекции и развитии эмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья ограничиваются только воображением педагога.

Использование инновационных технологий, включающих разнообразные арт-терапевтические техники, даёт возможность не только диагностировать эмо-

Библиографический список

циональное состояние ребёнка, но и корректировать его, снимать острые реакции, трансформировать в более стабильные состояния. В этом процессе дети приобретают ценный опыт позитивных изменений, происходит самопознание, личностный рост. Необычайно привлекательным является отсутствие любых оценочных действий и характеристик. Это создаёт ситуацию успеха, необходимую для гармонизации развития ребёнка. Конечно, нельзя рассматривать ни один из перечисленных приёмов как исчерпывающий или чудодейственный. Однако они создают положительный настрой у детей, привлекают их своей оригинальностью, позволяют оторваться от телевизионных программ и гаджетов, расширить горизонты обучения и развития. Они помогают наладить конструктивно-эмоциональный диалог ребёнка с воспитателем и педагогом, послужить удачной моделью замещения дефицита общения.

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Москва, 2013.

2. Ахматова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Казань: Познание, 2013.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Санкт- Петербург, Лань, 2003.

4. Вачков И.А. Сказкстгерапия в работе детского психолога. Современное дошкольное образование. 2008; № 4.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2002.

6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. Москва, Сфера, 2014.

7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапиии. Санкт-Петербург, 2002.

References

1. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva, 2013.

2. Ahmetova D.Z., Nigmatov Z.G., Chelnokova T.A. Pedagogika ipsihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Kazan': Poznanie, 2013.

3. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. Sankt- Peterburg, Lan', 2003.

4. Vachkov I.A. Skazkoterapiya v rabote detskogo psihologa. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2008; № 4.

5. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikumpo skazkoterapii. Sankt-Peterburg, 2002.

6. Sapozhnikova O.B., Garnova E.V. Pesochnaya terapiya v razvitii doshkol'nikov. Moskva, Sfera, 2014.

7. Kopytin A.I. Teoriya ipraktika art-terapiii. Sankt-Peterburg, 2002.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 371

Shapka I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Pedagogical Institute

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Shapka S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Pedagogical Institute

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

THE ROLE OF NATIONAL GAMES IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS AND THEIR PLACE IN THE STRUCTURE OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL SYSTEM OF BASIC GENERAL EDUCATION. The article substantiates the importance of national outdoor games and original physical exercises for the development of motor activity of growing generation, as well as their socio-cultural significance in the education of young people. The national means of physical training and education have been systematized in accordance with pedagogical requirements, and their place in the structure of the Federal state standard of basic general education has been determined. The authors conclude that the use of national games and sports in the process of teaching the subject of "Physical Education" as well as extracurricular activities is the most productive area of physical and ethnocultural education. The introduction of elements of national games and sports is recommended to use in the performance of watches a variation of the main programs of physical education lessons approved in educational organizations.

Key words: physical education, national culture, national outdoor games, physical exercises, physical training, health.

И.С. Шапка, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

Е-mail: valida.tarieva@mail.ru

С.Н. Шапка, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

Е-mail: valida.tarieva@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновано значение национальных подвижных игр и самобытных физических упражнений для развития двигательной активности подрастающего поколения, а также их социокультурное значение в воспитании молодежи. Систематизированы в соответствии с педагогическими требованиями народные средства физического воспитания, определено их место в структуре Федерального государственного стандарта основного общего образования. Авторы делают вывод о том, что применение национальных игр и видов спорта в процессе преподавания учетного предмета «Физическая культура», а также внеурочной деятельности является наиболее продуктивным направлением физического и этнокультурного воспитания. Внедрение элементов национальных игр и видов спорта рекомендуется использовать при исполнении часов вариативной части от основных программ уроков физкультуры, утвержденных в образовательных организациях.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, народные подвижные игры, физические упражнения, физическая подготовка, здоровье.

Физическую культуру многие исследователи рассматривают как часть культуры общества. Уровень развития физической культуры граждан во многом определяет уровень жизнеспособности населения. Наиболее эффективно формировать навыки физической культуры, начиная со школьного возраста.

В этой связи основной целью учебного предмета «Физическая культура» является создание условий для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Приоритетной задачей, стоящей перед преподавателями физического воспитания, является поиск эффективных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.