ж S
DOI: 10.25588/CSPU.2018.77..5..004
УДК 376.112.4 ББК 74.100.55
И. Г. Галянт
ORCID № 0000-0002-5850-4717, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы инклюзивного образования детей в контексте требований ФГОС дошкольного образования; рассматривается арт-терапия как средство психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую методику творческого развития детей средствами арт-терапии, способствующую адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также метод интеграции искусств и различных видов творческой деятельности детей.
Результаты. Представлены дидактические практики по реализации арт-терапии средствами музыкотерапии, ритмотерапии, танцетерапии, сказкотерапии, бусотерапии, способствующие процессу адаптации, социализации, творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; автором выявлены и описаны эффективные методы и приёмы работы с детьми с особенностями развития, которые могут иметь практическое применение в условиях дошкольной образовательной организации, специализированных коррекционных дошкольных организациях и в условиях домашнего бучения.
Обсуждения. Акцентируется внимание на арт-терапевтические возможности искусства, как средства коррекции и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Метод интеграции искусства и видов творческой деятельности детей способствует использованию арт-терапии как средства психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие индивидуальности каждого ребёнка и многообразия детства, удовлетворение особых потребнос-
тей каждого ребенка должно стать целью российской образовательной системы.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, психолого-педагогическое сопровождение, средства арт-терапии, ситуация успеха, творчество, импровизация.
Основные положения:
- определены основные проблемы инклюзивного дошкольного образования на современном этапе развития;
- определены особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребёнка и выстраивания индивидуального маршрута развития;
- разработаны дидактические практики по реализации арт-терапии. способствующие процессу адаптации, социализации, творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Введение (Introduction)
Проблема оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится особо востребованной в современном мире и актуализирует переоценку ценностей и философии образования [1, 14]. Одним из эффективных и адекватных методов, используемых на этапе дошкольного детства является арт-терапия как средство психолого-педагогического сопровождения «особых» детей. В условиях инклюзивного образования требуют рассмотрения вопросы, связанные с тьюторской поддержкой и коррекционным сопровождением в массовых детских садах, где при
бывают «особые» дети [2].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования актуализируется задача по обеспечению равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (в том числе ограниченных возможностей здо-ровья)1.
Сегодня можно констатировать о наличии проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых следую щие: социальная адаптация, ориентация в пространстве, нарушение координации, скованность движений, отсутствие или задержка речевого развития, трудности в вы-
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155-П. - Опубл. на сайте КонсультантПлюс 22.11.2013.
кй
а а
So *
а *
ж о
№ §
g о
О
о ^
So 5
ж
S
з 5 №
ж о
г о
д о
I
о* ж
о
г о
о р
з о
№
а ж
5 So
ж
полнении заданий. Ситуация обостряется тем, что недостаточная компетентность педагогов массовых групп оказывает негативное влияние на «особых» детей. Дисциплинарные модели: «так нельзя», «не кричи», «не бегай», «посиди, ты наказан» действуют не во благо детей. «Особые» дети испытывают постоянное давление от установленных норм и правил. Любые внутренние зажимы, вызванные «воспитательными» процессами приводят ребёнка к задержке в развитии, к несвободе, которая подавляет его сущность и блокирует центры головного мозга. Свобода движений ребенка ограничена, так как взрослые объясняют детям, что «можно» и «нельзя», «правильно и «неправильно», «красиво» и «некрасиво». Ребёнок, подчиняясь воле педагога вынужден делать то, что требует педагог. Система подготовки детей к школе подчиняется программным требованиям и директивам во имя процесса развития и образования. Педагог вынужден выполнять программные требования, требования заведующего, проверяющих инстанций, системы управления образованием. К примеру, ни один утренник в детском саду или творческий показ с участием детей не
предусматривает импровизацион-ность как фактор. Феномен детского творчества рассматривается с позиции подготовленности и имитации по показу педагога. Вместо свободы самовыражения ребёнок контролирует себя: правильно ли я делаю? не будет меня ругать воспитатель? не будут надо мной смеяться дети?
В связи с вышесказанным следует отметить проблему неготовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Вопрос о значимости арт-терапии в развитии детей вызывает интерес учёных во всем мире от 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу до Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина, Н. Н. Мало-феева, Е. Н. Кутеповой, М. Л. Лазарева и др. [18, 20, 17, 15, 13, 8, 14, 11, 12]. В связи с этим рассмотрим понятийное поле исследуемого понятия. Так, М. И. Буянов считает что «особые» дети имеют значительные отклонения от нормального психического и физического развития. В связи с этим дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания [3].
О. В. Солодянкина в своих исследованиях заключает, что каждый ребенок с нарушениями в раз-
витии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития. В работе с детьми требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа [4].
Мы определяем детей с особенностями развития как уникальный феномен неповторимости и естественности, выраженный особым восприятием мира и бытия в мире по законам любви и благодарности. Инклюзивная педагогика -это воспитание чувства толерантности, милосердия и духовности. Практика работы и экспериментальные исследования показывают, что большинство «особых» детей дошкольного возраста имеют схожие показатели: действуют спонтанно, интуитивно и чувственно, не контролируют и не планируют свою деятельность, не выделяют задачу, не предвидят результат деятельности, и, соответственно, не оценивают свою деятельность. Детей привлекает сам процесс деятельности. Принимая во внимание феномен восприятия «особых» детей, психолого-педагогическое сопровождение не должно противоречить естественности и уникальности периода дошкольного детства. Задача педагога состоит в том, чтобы принять на себя роль посредника между ре-
бёнком и миром, протянуть руку помощи, не нарушая законов детской природы и особенностей развития ребёнка. Создание ситуации успешности и полного доверия обеспечивают естественное развитие детей и возможность перехода к новым достижениям [5, 6].
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Следует обратить внимание, что ФГОС ДО обеспечивает свободу выбора родителями дошкольной образовательной организации. При этом в группе с «нормой» может находиться ребёнок с особенностями развития. Опыт последних лет работы с «особыми» детьми выявил необходимость поиска новых путей взаимодействия и коммуникации педагога и ребёнка, ребёнка и ребёнка. Так, в основе программы Ю. Г. Ширяевой обращение к эстетическому отношению окружающей действительности реализуется через интеграцию искусств и детского творчества [19]. Л. Н.Мещанинова предлагает использовать в коррекцион-ной работе с детьми музыкотера-пию и кинезитерапию [16]. Восприятие в творческих видах совместной деятельности формирует способность к сопереживанию. Эту способность современные лю-
кй
а а
So *
а *
ж о
№ §
g о
О
о ^
So 5
ж
5 5
№ ж
о ^ о д о
§
о* ж
о ^ о о
а
8 о
№ а
ж 5
So
ж
ди почти забыли, отучились сопереживать, сочувствовать, сказать доброе слово. С внедрением новых форм обучения в виде тестирования, ЕГЭ минимум словесности приводит к дефициту общения и как следствие отсутствию понимания. Если человек отличается от других какими-то особенностями, то общество отказывается принимать его в свою касту. Дети ненавидят и отталкивают детей с ограниченными возможностями здоровья, а их родители пишут жалобы на руководителей образовательных учреждений, чтобы их детей оградили от неполноценных детей. Такая реальная правда заставляет задуматься о скорейшей реабилитации ценностей и духовности человечества, и надо начинать этот процесс с самого детства. Вопреки духовности, ценности в обществе меняются, и акценты переносятся на новые приоритеты, такие, как: прогресс, знания, продвижение, успех, карьера, благосостояние, соответствие и т.д.
Помогая сверстникам с ограниченными возможностями, обычные дети незаметно для себя получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсут-
ствия различий между людьми и способствует искренней заботе и дружбе [2].
Мы обращаемся к арт-терапии как новой философии образования, новой концепции психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [7, 8, 9, 10]. На наш взгляд, арт-терапевтические возможности искусства оказывают положительное влияние на процессы адаптации, социализации и творческого развития детей. Культивирование ситуации успеха в творческом процессе способствует гармоничному развитию ребёнка и переживанию удовольствия как счастья в рамках гуманистической педагогики. На занятиях, где отсутствует критика и оценка, дети намного лучше справляются с творческими задачами и не испытывают стресс. В процессе организации творческой деятельности педагог должен найти возможность для похвалы и поощрения детей. Характерной чертой педагогического взаимодействия является отсутствие отрицательной оценки результатов творческой деятельности детей и критических замечаний. Правило для педагога при создании ситуации успеха - не навязывать детям свой темп игры, дать им возможность просто пребывать
в стихии игры и собственной фантазии. Главным является включение ребенка в творческий процесс, результат которой - удовольствие, получаемое ребенком от взаимодействия с другими и реализации своих особых возможностей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребёнка и может влиять на восстановление нарушенных биоритмов. Спокойный метр и ритм способны оказывать успокаивающее действие для возбуждённых и гиперактивных детей, и соответственно моторные возможности музыкального ритма способны организовать, скоординировать и растормозить медлительных детей. Такие средства арт-терапии, как слово, музыка, движение, относятся к динамическим ритмам, к которым относятся и жизненные процессы: биение сердца, дыхание и ходьба. Чувство ритма - это врождённое свойство человека и в связи с этим положением задача педагога состоит в том, чтобы сделать ритм слышимым и ощущаемым. Звучащие жесты (хлоп, топ, шлёп, щёлк) позволяют осуществить этот процесс. Включение трёх основных модальностей: визуальной, ауди-альной и кинестетической в процесс обработки информации поз-
воляют получить информацию более адекватной для детских психофизических особенностей. Учёными доказано, что чем больше рецепторов задействовано при восприятии информации, тем информация будет доступнее и понятнее детским сознанием.
3. Результаты (Results)
Мы делаем акцент на арт-те-рапевтической практике в связи с тем, что ситуация сегодняшнего дня требует новой концепции и универсального основания для работы с «особыми» детьми. В связи с этим нами были разработаны дидактические упражнения средствами танцетерапии, ритмотера-пии, музыкотерапии, бусотерапии в работе с «особыми» детьми. На наш взгляд, использование арт-те-рапевтической практики в работе с детьми создаёт оптимальные условия для адаптации и социализации детей, а также для развития их творческих способностей. При помощи художественных средств (музыка, слово, движение, пантомима, изобразительное творчество) ребёнок может выразить то, что затрудняется сказать словами. Образы из бессознательного открывают внутренний мир ребёнка, который можно не только понять, но и принять. Рисунок, движения
кй а
а 5
So *
а * ж о № § g о
О о
^ 5
So 5
ж
5 5
№ ж о ^ о д о
§
о* ж
о ^ о о
а
8 о
№ а ж 5
So
ж
S
S
под музыку с предметом, игра на музыкальном инструменте могут рассказать о ребёнке намного больше, чем беседа или наблюдения. Художественные выразительные средства способны раскодировать и расшифровать речь ребёнка, а детали, отраженные в творческой деятельности, раскрыть всю гармонию чувств и эмоций.
4. Обсуждение (Discussion) Учитывая точки зрения учёных, мы считаем, что принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей способст вует использованию всех средств арт-терапии в едином творческом процессе. Акцентируется внимание на арт-терапевтические возможности искусства как средства коррекции и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Заключение (Conclusion)
Резюмируя сказанное,
можно заключить, что использование метода арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует процессу адаптации и социализации детей, позволяет гармонизовать личность ребёнка с окружающим миром, людьми и с самим самой собой. Принятие индивидуальности каждого ребёнка и многообразия детства, удовлетворение особых потребностей каждого ребенка должно стать целью российской образовательной системы. Именно такие цели и ставит современное образование перед педагогами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Библиографический список
1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практич. конф., 2022 июня 2011. М. : МГППУ, 2011 С.7-8.
2. Галянт И. Г. Организация жизненного пространства детей в условиях инклюзивного образования // «Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований» : сб. материалов XIV международной науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во Челябинского гос.пед.ун-та, 2016. - С.116-121.
3. Буянов М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам. М. : Педагогика, 1971. - 349 с.
4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здо-
ровья в семье. М. : АРКТИ, 2007. - 80 с.
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005, - 272 с.
6. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. -160 с.
8. Копытин A. M., Сеитовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. : Коги-то-Центр, 2007. - 260 с.
9. Крамер Э. Арт-терапия с детьми: Пер. с англ. Э. Крамер. Вступ. ст. и послесловие Е. Макаровой. М. : Генезис, 2013. - 320 с.
10. Кобозева И. С. Современные проблемы музыкального образования и воспитания // Интеграция образования. 2002, № 2/3. С.178-182. DOI: 10.15507/19919468.089.021.201704.765-1.
11. Кутепова Е. Н. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании. Сборник научных статей / отв.ред. С. В.Алёхина. М. : ГБОУ МГПИ, 2014. - 156 с.
12. Лазарев М. Л. Музыкальный интеллект как основа модели гармонизация развития ребёнка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст // Вестник МГУКИ, 2012, № 4. С.158-164.
13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
14. Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века // Специальное образование. 2005. - № 5. - С. 8-13.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2013. - 352 с.
16. Мещанова Л. Н., Шмидт А. О. Социальная реабилитация ребёнка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности // Наука. Искусство. Культура. 2014, № 4. - С.128-142.
17. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию Становление человека. М. : ЭКСМО-пресс, «Универс», 2001, 416 с.
18. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. Алетейя, 2000, - 296
с.
19. Ширяева Ю. Г. Программа формирования гуманистической направленности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра // Интеграция образования. 2009, №1. С.83-85. (Skopus).
20. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Феномен одарённости. М. : АСТ: КАНОН+, 2001,- 400 с.
I. G. Galyant
A t
h
л
I
a
s
a
л
I h
I
s"
0
r
1
s
s о h o o <—1
л
о
о a
t o
s
R
O tí
ORCID No. 0000-0002-5850-4717, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of theory, methods and management of preschool education, South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
ART THERAPY AS A NEW PHILOSOPHY OF INCLUSIVE PRESCHOOL EDUCATION
Abstract
Introduction. The article substantiates the urgency of the problem of inclusive education of children in the context of the requirements of GEF preschool education; is considered art therapy as a means of psychological and pedagogical support for children with disabilities. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's method of creative development of children using art therapy, which contributes to the adaptation, socialization of children with disabilities.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the study of the developmental features of preschool children with disabilities; as well as the method of integrating arts and various types of creative activity of children. Results. Presents didactic practices for the implementation of art therapy by means of music therapy, remoterepo, tantseterapiya, fairy tale therapy, bucatarii contributing to the process of adaptation, socialization, and creative development of children with disabilities; the author identifies and describes effective methods and techniques of working with children with special needs who may have practical application in the conditions of preschool educational institutions, specialized preschool institutions and in home Buchan.
Discussions. Attention is focused on the art-therapeutic possibilities of art as a means of correction and psychological support for children with disabilities.
Conclusion. The method of integrating art and the types of creative activity of children promotes the use of art therapy as a means of psychological and pedagogical support for children with disabilities. Adopting the individuality of each child and the diversity of childhood-meeting the special needs of each child should be the goal of the Russian educational system.
Keywords: limited opportunities for health of preschool children, psychological and pedagogical support, means of art therapy, situation of success, creativity, improvisation.
Highlights:
- the main problems of inclusive preschool education at the present stage of development are identified;
- specifics of the development of children with disabilities;
- didactic practices on the implementation of art therapy have been developed. contributing to the process of adaptation, socialization, creative development of children with disabilities.
References
1. Akimov O. I. (2011) Inclusive education as a modern model of education of persons with disabilities. [Inclusive education: methodology, practice, technology: materials of international scientific practice. Conf., 20-22.06.2011]. Moscow: MGPPU. 7-8. (in Russian).
2. GALANT I. G. (2016) organization of children's living space in the conditions of inclusive education [Proceedings of the XIV international scientific.- prakt. Conf.]. Chelyabinsk : publishing House of Chelyabinsk state ped.un-ta. 116-121(in Russian).
3.Buyanov, M. I. (1971) On the key issues of the organization of psychotherapeutic assistance to children and adolescents. Moscow : Pedagogy. 349 (in Russian).
4. Solodyankina O. V. (2007) Education of a child with disabilities in the family. M. : ARKTI. 80 p. (in Russian).
5. Ekzhanova E. A. (2005) Correctional and developing training and education. Preschool educational institutions program compensating for children with intellectual disabilities M. : Education, 272 p. (in Russian).
6. Volosovets T. V., Kutepova E. N. (2011) Inclusive practice in preschool education : manual for teachers of preschool education. Institutions. M. : Mosaic-Synthesis. 144 p. (in Russian).
7. Kiseleva M. V (2006) Art therapy in working with children: a guide for child psychologists, teachers, doctors and professionals working with children. SPb. : Speech. 160 p. (in Russian).
8. Kopytin M. (2007) Art therapy of children and adolescents. M. : Kogi the Centre. 260 p. (in Russian).
9. Kramer E. (2013) Art therapy with children: Per. with English. [Text] E. Kramer. Intro. V. and the afterword by E. Makarova. M. : Genesis. 320 p. (in Russian).
10. Kobozeva I. S. (2002) Modern problems of music education and upbringing. Integration of education. 2/3, 178-182. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.765-1(in Russian).
11. Kutepova E. N. (2014) Psychological and pedagogical support in inclusive education. Collection of scientific articles [Resp.ed. S. V. Alekhina]. M. : GBOUMGPI. 156 p. (in Russian).
12. Lazarev M. L. (2012) Musical intelligence as the basis of the model of harmonization of child development at different stages of child ontogenesis, including prenatal age. Vest-nikMGUKI. 4, 158-164. (in Russian).
13. Lebedeva L. D. (2003) practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of classes. SPb. : Speech. 256 p. (in Russian).
14. Malofeev N. N. (2005) Integrated learning: the situation of Russia in the XXI century Special education. 5, 8-13. (in Russian).
15. Maslow A. (2013) Motivation and personality. SPb. : Peter. 352 p. (in Russian).
16. Mamanova L. N., Schmidt A. (2014) Social rehabilitation of children with disabilities in terms of the integrative theatre and choral activities. Science. Art. Culture. 4, 128-142.
A t
h
e
P
y
a
s
a
s e
P h
h y
i s
c <—1 u i
1 p
s
c
h o
0
<—1 e
c
c
a
1 o
s
(in Russian).
17. Rogers K. R. (2001) A Look at psychotherapy Becoming human. Moscow: EKSMO-press, "Univers". 416 p. (in Russian).
18. Freud Z. (2000) Psychoanalysis and culture. Leonardo da Vinci. Aleteya. 296 p. (in Russian).
19. Shiryaev Yu. G. (2009) The Program of formation of the humanistic orientation of senior preschool children on the material of the art of the animalistic genre. Integration of education.1, 83-85. (Skopus) (in Russian).
20. Jung, K. G. (2001) The Psychology of the unconscious. The phenomenon of gift-edness. M.: AST: CANON+. 400 p. (in Russian).
s a
cB ci