Научная статья на тему 'Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2067
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / COMPREHENSIVE SUPPORT / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONSULTATION / INCLUSIVE EDUCATION / CORRECTIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL ROUTE / CONSULTATION OF PARENTS AND TEACHERS / THE ADAPTED MAIN EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е.В., Васильева В.С.

Введение. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов как в школах, так и в дошкольных образовательных организациях. Цель статьи: обосновать авторскую систему осуществления эффективного психолого-педагогического сопровождения через организацию деятельности консилиума в образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психологопедагогического сопровождения детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статистической обработки информации. Результаты. Разработана модель реализации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации, способствующая созданию условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказания поддержки и консультативных услуг родителям и всем участникам образовательного процесса; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описаны основные методы и подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с родителями. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации. Основные положения: описаны методические подходы реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья школьным психолого-педагогическим консилиумом; представлены работающие практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резникова Е.В., Васильева В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONSULTATION IN THE SOLUTION OF ISSUES OF COMPREHENSIVE SUPPORT OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Introduction. The problem of the organization of psychology and pedagogical escort of children with limited opportunities of health is relevant, especially in the conditions of realization of new Federal state educational standards both at schools, and in the preschool educational organizations today. Article purpose to prove and reveal the author's concept of implementation of effetivny psychology and pedagogical maintenance through the organization of activity of a consultation in the educational organization for children of preschool and younger school age. Materials and methods. The main methods of a research are the analysis of scientific literature devoted to a problem of the organization of psychology and pedagogical escort of children of different age with the limited opportunities of health (LOH), the analysis of standard legal support of the organization of psychology and pedagogical escort of children with limited opportunities of health, diagnostic the techniques including observation, a conversation, questioning, the description, methods of statistical processing of information. Results. The model of realization of inclusive education for children with limited opportunities of health in the conditions of the general education organization promoting creation of conditions for effektvny psychology and pedagogical escort of students with LOH, support and advisory services to parents and all private traders of educational process is developed; authors presented characteristic of the main components of model; osnovyny methods and approaches to the organization of psychology and pedagogical escort of children from LOH and interaction with parents are revealed and described. Discussion. It is emphasized that effectiveness of activity of a psychology and pedagogical consultation is compliance of results of training of pupils with LOH to requirements of Federal state educational standards. Conclusion. The conclusion that realization of psychology and pedagogical maintenance by experts in the conditions of inclusive school will promote the solution of issues of successful training of children with LOH, their adaptations among ordinary peers and the subsequent socialization is drawn. Highlights: described methodological approaches for the implementation of psychological and pedagogical support for children with disabilities school psychological and educational consultation; presented working practices of implementation of comprehensive support for students with disabilities in conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

а

«о 50

SJ

а сц

U

«О §

S

ж

р

йн

И5

hq

DOI: 10.25588/CSPU.2018.50..6..020

УДК 371.9:371.015 ББК 74.5:88.840

Е. В. Резникова1, В. С. Васильева2

1ORCID: № 0000-0002-4785-3559, Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID: № 0000-0003-4224-5930, Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fortune18@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Введение. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов как в школах, так и в дошкольных образовательных организациях.

Цель статьи: обосновать авторскую систему осуществления эффективного психолого-педагогического сопровождения через организацию деятельности консилиума в образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психолого-

педагогического сопровождения детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статистической обработки информации.

Результаты. Разработана модель реализации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях об- а щеобразовательной организации, способствующая созданию условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказания поддержки и консультативных услуг родителям и всем участникам образовательного процесса; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; вы-

а

явлены и описаны основные методы и подходы к организации психолого- -ее

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с родителями.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной е школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; психолого-медико-педагогическое сопровождение; комплексное сопровождение; психолого-педагогический консилиум; инклюзивное образование; коррекционно-образовательные программы; образовательный маршрут; консультирование родителей и педагогов; адаптированная основная образовательная программа.

Основные положения:

д

о

а

«о 50

SJ

а сц

U

«О §

S

ж

р

йн

И5

hq

- описаны методические подходы реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья школьным психолого-педагогическим консилиумом;

- представлены работающие практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

1. Введение (Introduction)

Современная система образования нашей страны претерпевает изменения, которые направлены на реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников образовательных учреждений, с ориентацией на индивидуальный и личностный подходы в воспитательном процессе детского сада, школы, колледжа, вуза, на реализацию инклюзивного образования. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых подходов в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, в организации комплексного подхода к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Общеобразовательная школа сегодня должна осуществлять те функции, которые характерны только для специальной школы: гарантировать физическую и социально-психологическую безопасность; обеспечивать специальными дидактическими средствами: создавать для всех детей, пришедших в школу, возможность получать образование, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; создавать условия, необходимые для их личностного роста и реализации своих возможностей.

В образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование, необходима работа психолого-педагогического консилиума для создания системы комплексного сопровождения детей с психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.

Консилиум - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющее диагностику развития,

обучения и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию имеющихся недостатков в развитии учащихся, консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса в решении задач инклюзивного образования.

Проблемы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривали А. Д. Вильшанская, А. А. Гал-лямова, Е. А. Екжанова, Т. Н. Князева, Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребе-лева, Г. В. Парамонова, О. Г. При-ходько, Е. В. Ушакова, Л. М., Хилько, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].

Сегодня существует ряд сложностей в организации инклюзивного образования в школе в ситуации отсутствия квалифицированного психолого-медико-педагогического сопровождения. Среди них выделяют: несвоевременность проведения диагностических и коррекционных мероприятий для учеников с ограниченными возможностями здоровья из-за нехватки необходимого штата квалифицированных специалистов; отсутствие специальных пе-

дагогических знаний у учителей общеобразовательных классов об особенностях школьников с ограниченными возможностями здоровья; низкий уровень заинтересованности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в организации необходимой своевременной медицинской и специальной педагогической помощи. Таким образом, организация деятельности школьного консилиума в решении проблем инклюзивного образования и реализации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ - это актуальная проблема в системе общего и специального образования [12; 13; 14].

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Для подтверждения положений, полученных в ходе теоретического анализа проблемы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинск» была организована практическая часть исследования. Имея практический опыт работы в составе школьного психолого-педагогического консилиума

о и

ол о

г

о п

е д а г о г и ч е с к и

ко н

с

ил иу

а к с р е д с т в о

ко

кс н

о г о с о п р о в о

е н и

So д

е т е

Й

о

г

р а н и ч е н н

о-

№ о

3

Ж о

с

to д

ор о в

£

So

на базе исследования более десяти лет, можно с уверенностью сказать, что в работе консилиума должны принимать участие: руководитель консилиума (человек, имеющий высшее специальное (дефектологическое) образование), врач-педиатр, врач-психиатр (на договорной основе), учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. На заседания консилиума необходимо привлекать к взаимному сотрудничеству учителей общеобразовательных классов, родителей учащихся школы (или лиц, их заменяющих), администрацию образовательного учреждения. Решая коллегиально и оперативно вопросы оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и проводя консультативную работу с родителями и педагогами, можно решить различные проблемы, возникающие в ходе реализации инклюзивного § образования.

•о

| В своей работе специалисты ком-

^ плексного сопровождения детей

^ с ограниченными возможностями

50

| здоровья используют такие методы,

£ как анализ научной и медицинской

^ литературы, изучение нормативно-

правовых документов, изучение анамнестических данных детей, изучение документации и результатов детской деятельности, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование и опрос родителей и педагогов [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].

3. Результаты (Results)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты школьного консилиума организуют и проводят скрининг - диагностику всех детей, поступивших в школу, с целью выявления потенциальной «группы риска», индивидуально изучают имеющиеся трудности в обучении каждого ребенка, участвующего в инклюзивном образовательном процессе, определяют сущность проблем ребенка с целью разработки индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья и выбора образовательного маршрута, отслеживают результативность психолого-медико-педагогического сопровождения, консультируют и просвещают родителей и педагогов по вопросам оказания специальной педагогической и психологической помощи учащимся. По данным направлениям каждый специалист (логопед,

психолог, дефектолог, социальный педагог) работает с учетом своей специализации.

Размышляя о том, сколько времени необходимо специалисту консилиума затратить на такую деятельность, мы пришли к выводу о том, что нагрузка членов школьного консилиума при реализации комплексного сопровождения может составлять от 10 до 20 часов в неделю, которые затрачиваются на общую (все специалисты) и индивидуальную диагностику (один специалист проводит профильную диагностику), коллегиальные заседания консилиума, на проведение коррек-ционной работы с детьми, консультативной деятельности, аналитической работы (оформление документации), на посещения уроков в классах и коррекционных занятий, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, на повышение своей профессиональной компетентности. Заседания консилиума проводятся один-два раза в неделю, на них члены консилиума собираются в полном составе, где обсуждаются проблемы каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получающего ин-

клюзивное образование и нуждающегося в комплексном сопровождении. Ученика на заседаниях консилиума представляет социальный педагог, который информирован о семье ребенка, о взаимоотношениях в семье и особенностях семейного воспитания. Он отлеживает успешность овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательными программами, знает результаты выполнения контрольных и самостоятельных работ. Социальный педагог тесно взаимодействует со специалистами, осуществляющими коррекционную работу (учителя-логопеды, учителя-дефектологи), с учителями общеобразовательных классов, родителями, администрацией школы [22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30].

На заседаниях школьного консилиума специалисты анализируют диагностические данные, и каждый по своему направлению планирует коррекционную работу. Все направления коррекционной работы суммируются и собираются в индивидуальную коррекционно-образова-тельную программу, составляемую на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

о к

х §

о

г о

а

л ^

а г о г к

Л

е

о *

к

Й §

ж

о §

3

а 3

е ^

о

№ о

о

№ о

ж о

г о

о о 3 о

№ о

л ж к ^ л л

Й

о г

3

а ж

к

л

л

ж ж

о-

№ о

Ж о

о

о3 о

№ £

а

50 50

О

а сц

и

сц а

50 §

а ж

Р

йн 05

рамках реализации общей адаптированной основной образовательной программы.

Все специалисты, принимающие участие в комплексном сопровождении ребенка, следят за выполнением лечебно-педагогического режима, за выполнением оздоровительных мероприятий. Они контролируют соответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям ребенка, составляют и вносят коррективы в расписание учебных и кор-рекционных занятий, отслеживают получение по возможности детьми полноценного питания, организации своевременного отдыха, сна, физической активности, своевременной витаминизации, фитотерапии, физиотерапевтического лечения, массажа, прививок, ЛФК, медикаментозного лечения.

Школьный консилиум работает по различным направлениям, поэтому тематика его заседаний различна. Обозначим основные направления деятельности специалистов консилиума и соответствующие им виды консилиумов:

1. Диагностический консилиум (проведение анализа результатов диагностического обследования ре-

бенка каждым специалистом и выработка рекомендаций по его дальнейшему сопровождению). В нача- ле, середине и конце учебного года диагностический консилиум проводится по результатам углубленного обследования ребенка и расширенным составом специалистов. Основываясь на нормативных документах, каждый специалист дает краткую характеристику каждому обследованному ребенку по своему профилю деятельности. По результатам диагностических мероприятий на консилиуме составляется коррекци-онно-образовательный маршрут по предложенному плану персонально для каждого ребенка.

2. Аналитический консилиум (посвящается анализу результативности коррекционной работы с ребенком и при необходимости корректировке образовательного маршрута и режима обучения). Регулярность проведения данного вида консилиума гарантирует полноту, системность и целенаправленность оказываемой ребенку помощи. Во время этого консилиума происходит не только обмен информацией, но и заполнение различной учетно-отчетной документации, индивидуальных карт,

анализируются контрольные и самостоятельные работы, выполненные детьми. Особое внимание уделяется сопоставительному анализу детских работ, выполненных учащимися в разных условиях обучения, в ходе групповой и индивидуальной работы, на занятиях со специалистами.

3. Проблемный консилиум (на него приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребёнка, с целью выработки рекомендаций для педагога). В ходе его проведения происходит общение всех участников образовательного процесса, испытывающих затруднения в организации учебно-воспитательной, коррекционно-развиваю-щей работы или психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка. Как показывает опыт, наиболее частыми запросами от учителей для проблемного консилиума является определение причин школьной неуспешности ребенка и оказание ему квалифицированной помощи специалистами службы сопровождения. Родителей больше беспокоят вопросы оценивания знаний детей по образовательным прог-

раммам, дозирование учебной нагрузки ребенка с психофизическими нарушениями и его каждодневное индивидуальное расписание. К специалистам консилиума родители приходят для решения конфликтных ситуаций, связанных с развитием и поведением ребенка в семье и школе, с просьбой об оказании коррекцион-ной помощи детям, не имеющим психофизических нарушений, но испытывающим трудности в обучении и др. Довольно часты обращения за помощью к специалистам службы сопровождения учителей обычных классов для получения информации по тому или иному вопросу педагогического изучения нормально развивающихся школьников. Кроме того, члены консилиума могут порекомендовать по результатам обсуждения нормально развивающемуся учащемуся необходимые коррекци-онные мероприятия или образовательные услуги специалистов службы сопровождения как в рамках данного учреждения, так и вне его.

4. Методический консилиум (нацелен на подготовку материалов для проведения консультаций, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности

о и

х

л о

г

о

е ^

а г о г и ч е о к и

Й

ко ж

о ил

3

« а к о 3 е ^ о

3 №

о ко

л

ко ж

о г о о о 3 о № о

е ж и е 3 е

Й

О

г

3

а ж и ч е ж ж

о-

№ о

Ж о

о

о3

о

а

«о 50

SJ

а сц

U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

50

S

S

ж

р

йн

И5

hq

специалистов). Его проведение необходимо, особенно если в учреждении имеется немного узких специалистов одного профиля (например, 2 учителя-дефектолога, 1 психолог, 2 учителя-логопеда). Работа этих специалистов не укладывается в рамки профессиональной деятельности методических объединений, существующих в школе (учителя начальных классов, предметники или педагоги дополнительного образования). Необходимым направлением в деятельности специалистов службы сопровождения на консилиуме данного вида является разработка мероприятий, направленных на просветительскую работу с родителями. При этом специалисты готовят как алгоритм взаимодействия с родителями, так и наглядные материалы, которые должны быть доступны и понятны для родителей и содержать конкретные рекомендации, применимые в их повседневной жизни.

5. Контрольно-корректировочный консилиум (изменение индивидуальных коррекционно-образова-тельных маршрутов и режимов). На консилиуме обсуждается, насколько успешно или проблематично проис-

ходит развитие, обучение ребенка, выясняются причины неуспешности, трудности в проведении каких-либо коррекционных мероприятий. С учетом предложений каждого специалиста происходит корректировка образовательных маршрутов: изменяется расписание занятий ученика, уточняется внеучебная нагрузка ребенка, связанная с проведением коррекционных мероприятий, предлагаются новые формы оказания педагогической и психологической помощи.

6. Итоговый консилиум (проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в конце учебного года). Заседания консилиума проходят в расширенном составе. На него приглашаются родители, педагоги и администрация образовательного учреждения. Собранные материалы, протоколы, карты, детские тетради, рисунки и творческие работы тщательно анализируются, сравниваются, обобщаются. Таким образом, подводятся итоги сопровождения детей в условиях инклюзивного образования [31, 32, 33, 34].

4. Обсуждение (Discussion)

Для реализации основного положения данного исследования, учи-

тывая мнение ученых и практически внедряя нормативно-правовые положения комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу о том, что школьный психолого-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов (врачей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с ОВЗ.

5. Заключение (Conclusion)

Общий анализ результатов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья показал, что результативность комплексного сопровождения очевидна. Приведем данные статистики. В списочном составе МАОУ СОШ №73 1754 ученика, из них обучающихся с ограниченными возможностями здоровья -123 человека. Среди этих обучающихся отсутствует второгодничество, по результатам аттестации в течение года и выполнения четвертных контрольных работ по учебным пред-

метам отсутствуют неудовлетворительные отметки, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нет академических задолженностей. Родители обучающихся высказывают свое мнение об удовлетворенности результатами психолого-педагогического сопровождения, качеством обучения своих детей, их результатами освоения образовательных программ.

Таким образом, консилиум - одно из важных условий реализации на практике инклюзивных подходов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальной модели оказания специальной коррекционно-пе-дагогической помощи в условиях инклюзивной школы. Без внедрения в образовательную деятельность школы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно на практике осуществить инклюзивные подходы к их образованию, реализовы-вать ФГОС.

Библиографический список

1. Аксенова В. И., Лобейко Ю. А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности : учеб. пособие. - М., 2001. - 36 с.

2. Арапов А. И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск : НГПУ, 2003. - 243 с.

о s

X g

о

г о

s

№ д

а г о г и ч № с к и

й §

ж

с g

3

«

а «

с

№ д

с т

в о

о

№ с

ж о

г о

с о о

в о

g № ж s

So д

S №

й

о

а ж

s

ч

ж ж

о-

№ о

Ж о

с

1« д

3

о

в

£

So

3. Вильшанская А. Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум. - Волгоград : Учитель, 2008. - 124 с.

4. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: методические рекомендации / сост. Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. -Челябинск : Образование, 2006. - 85 с.

5. Екжанова Е. А. К вопросу об итоговой оценке знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования // Равные возможности - новые перспективы: материалы городской межвузовской научно-практической конференции. Ред. колл. О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова, Е. В. Кон-такова. - М. : МПГУ, 2009. - С. 201-211.

6. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М. : Дрофа, 2008. - 286 с.

7. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань : Казанский университет, 1982. - 223 с.

8. Князев Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие для осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика. 2005. - № 1 (7). - С. 62-67.

9. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Ва-сенков, В. В. Воронкова и др. - М. : Дрофа, 2009. - 397 с.

10. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл. - М. : Политиздат, 1984. - 141 с.

11. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста // под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2003. - 240 с.

12. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. - №2. - С. 86-94.

13. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015. no. 2. рp. 13.

14. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios: Education. 2018. Vol. 39 (2). pp. 32.

15. Андрющенко Е. В., Осипова Л. Б., Ратанова Н. Я. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5-7 лет) : методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ.- Челябинск : Цицеро, 2010. - 128 с.

16. Дружинина Л. А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией : дис. ... кан. пед. наук. - М., 2000. - 160 с.

17. Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. -

U № 4. - С. 58-69.

^ 18. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого-педагогическое

сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образо-

а

50 g

s вания: учеб.-методич. пособие. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2017. - 253 с.

ж

р

йн

И5

19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. №1561/14-15 //

bj Администратор образования, № 22, ноябрь, 2017.

20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014, № 1598.

URL: Ь11р8://минобрнаукн.рф/%В0%Б4%В0%ББ%В0%ВЛ%В1%83%В0%БС%В0%Б 5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5132 (дата обращения: 09.04.18).

21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : Речь, 2006. - 350 с.

22. Бойкина М. В., Глаголева Ю. И. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Электронный ресурс] : методическое пособие. СПб. : КАРО, 2016. -128 c. - ISBN 978-5-9925-1120-8. URL: http://www.iprbookshop.ru/68605.html (дата обра- g щения: 01.06.18).

23. Будникова Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения / Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. издание. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - Т. 2 : «Наша новая школа» - образование для всех и для каждого. - С. 469-484.

24. Будникова Е. С. Разработка инструментария для организации итоговой оценки достижений учащихся с особенностями развития в рамках реализации ФГОС / ^ Психология и педагогика: актуальные вопросы и тенденции развития. Новосибирск : § СибАК, 2013. - С. 9-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, математике и чтению для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VII вида) / Е. С. Будникова [и др.]. - Челябинск : Образование. - 2008. - 105 с.

26. Крылова, О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. СПб. : КАРО, 2015. - 128 c. - ISBN 978-5-9925-1022-5. URL: http://www.iprbookshop.ru/61039.html (дата обращения: 17.06.18).

27. Лазарева Л. И., Васильчук. Г. Т. Документационное обеспечение деятельности социального педагога в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Кемерово : Кемеровский государственный институт g культуры, Научно-методический центр, 2014. - 76 с. - 978-5-98980-035-3. URL: http://www.iprbookshop.ru/55763.html (дата обращения: 19.09.18). g

28. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы : методическое пособие / Е. В. Резникова, Л. Е. Шевчук, А. М. Денисов [и др.]. - Челябинск : Цицеро,

29. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного

д

а г о г к ч №

о *

к

Kl §

ж о

л 3

Л

№ д

с

т

в о

о

2013. - 108 с. I

а ж к №

возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: моно- ж

ж

графия. - Челябинск : Издательство Южно-Урал. гос. гуман-пед. ун-та, 2017. - 266 с.

30. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / сост. Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. Челябинск : Изд-во «Букватор», 2006. - 113 с.

31. Borodina V.A., Reznikova E.V., Tsilitsky V.S. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2017, no. 12, pp. 2486-2492. о

32. Психолого-медико-педагогическая консультация: методич. рекомендации / о под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 352 с. Я

№ о

Ж о

о

33. Создание условий для реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в образовательных учреждениях: сборник методических материалов / сост. М. Н. Степина. - Челябинск : МБОУ ДПО УМЦ, 2013. - 84 с.

34. Шевчук Л. Е., Резникова Е. В. Обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 199 с.

E. V. Reznikova1, V. S. Vasileva2

1ORCID No. 0000-0002-4785-3559, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor of hern special pedagogics, psychology and subject techniques, Sout Ural state humanitarian and pedagogical university, Chelyabinsk, Russiа E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID No.0000-0003-4224-5930, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor of hern special pedagogics, psychology and subject techniques, Sout Ural state humanitarian and pedagogical university, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fortune18@mail.ru

ROLE OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONSULTATION IN THE SOLUTION OF ISSUES OF COMPREHENSIVE SUPPORT OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Abstract

Introduction. The problem of the organization of psychology and pedagogical escort of children with limited opportunities of health is relevant, especially in the conditions of realization of new Federal state educational standards both at schools, and in the pre-£ school educational organizations today. Article purpose - to prove ^ and reveal the author's concept of implementation of effetivny psy-

«

ii P

hq

chology and pedagogical maintenance through the organization of activity of a consultation in the educational organization for children of preschool and younger school age.

ft

3

c

ft

h o

Materials and methods. The main methods of a research are the analysis of scientific literature devoted to a problem of the organization of psychology and pedagogical escort of children of different age with the limited opportunities of health (LOH), the analysis of standard legal support of the organization of psychology and pedagogical e escort of children with limited opportunities of health, guarHOCTHne-ckth the techniques including observation, a conversation, questioning, the description, methods of statistical processing of information. |

Results. The model of realization of inclusive education for H

o

children with limited opportunities of health in the conditions of the c

a

general education organization promoting creation of conditions for 0

s

effektvny psychology and pedagogical escort of students with LOH, | support and advisory services to parents and all private traders of f educational process is developed; authors presented characteristic of the main components of model; osnovyny methods and approaches to the organization of psychology and pedagogical escort of children 0 from LOH and interaction with parents are revealed and described.

Discussion. It is emphasized that effectiveness of activity of a psychology and pedagogical consultation is compliance of results of training of pupils with LOH to requirements of Federal state educa- | tional standards.

Conclusion. The conclusion that realization of psychology and pedagogical maintenance by experts in the conditions of inclusive school will promote the solution of issues of successful training of a children with LOH, their adaptations among ordinary peers and the subsequent socialization is drawn.

Keywords: students with limited opportunities of health; psychology and pedagogical maintenance; comprehensive support; psychology and pedagogical consultation; inclusive education; correctional educational programs; educational route; consultation of parents and teachers; the adapted main educational program.

Highlights:

ft

5

s

c

c o

3

ft

s u

3 3

o &

ft

ft ^

o33

3

o

3 f

ft

e

ft

a

a

'5? £

fi

*s >

ii p

tti

- described methodological approaches for the implementation of psychological and pedagogical support for children with disabilities school psychological and educational consultation;

- presented working practices of implementation of comprehensive support for students with disabilities in conditions of inclusive education.

References

1. Aksenova V.I. Problemy metodologii i metody realizacii idei svobodnogo vospi-taniya lichnosti: ucheb. posobie [Problems of methodology and methods of implementation of free education ideas identity: studies. manual]. Moscow, 2001. 36 p. (In Russsian)

2. Arapov A.I. Differenciaciya obucheniya v istorii otechestvennojpedagogiki i shkoly [Differentiation of education in the history of Russian pedagogy and school]. Novosibirsk, NGPU, 2003. 243 p. (In Russsian).

3. Vilshanskaya A.D. SHkolnyjpsihologo-mediko-pedagogicheskij konsilium [School psychological-medical-pedagogical consultation ]. Volgograd, Uchitel', 2008. 124 p. (In Russsian).

4. Shevchuk L.E., Reznikova E.V Vnutrishkolnyj psihologo-mediko-pedagogicheskij konsilium v obshcheobrazovatelnoj shkole (metodicheskie rekomendacii) [Intra-school psychological, medical and pedagogical consultation in secondary school (guidelines)]. Chelyabinsk, Obrazovaniye, 2006. 85 p. (In Russsian).

5. Ekzhanova E.A. K voprosu ob itogovoj ocenke znanij obuchayushchihsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obshchego obrazovaniya [ On the question of the final assessment of knowledge of students with disabilities in general education]. In equal opportunities - new prospect. Materials of the city interuniversity scientific andpractical conference [Proceedings of the City Intercollegiate Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2009, pp. 201-211. (In Russsian).

6. Ekzhanova E.A., Reznikova E.V. Osnovy integrirovannogo obucheniya: posobie dlya vuzov [Basics of integrated learning: a manual for universities]. Moscow, Drofa, 2008. 286 p. (In Russsian).

7. Kirsanov A.A. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema [Individualization of educational activity as a pedagogical problem]. Kazan, Kazan-skiy universitet, 1982. 223p. (In Russsian).

8. Knyazev T.N. (2005) Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut rebenka kak uslovie dlya osushchestvleniya psihologo-pedagogicheskoj korrekcii mladshih shkol'nikov s umstven-noj otstalost'yu [Individual educational route of the child as a condition for the implementation of psychological and pedagogical correction of younger students with mental retardation]. Korrektsionnaya pedagogika, 1 (7), 62-67. (In Russsian).

9. Alysheva T.V., Vasenkov G.V., Voronkova V.V. Oligofrenopedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov [Oligophrenopedagogy: a textbook for universitiest]. Moscow, Drofa,

faj 2009. 397 p. (In Russsian).

10. Rezvitsky, I.I. Lichnost. Individual'nost. Obshchestvo: problemy individualizacii i ee socialno-filosofskij smysl [Personality. Individuality. Society: Problems of individualization and its social and philosophical sense]. Moscow, Politizdat, 1984. 141p. (In Russsian)

11. Shipitsyna L.M., Khilko A.A., Gallyamova YU.S., Demjanchuk, R.V., Ya- o kovleva N.N. Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkolnogo vozrasta [Comprehensive o support for children of preschool age]. St. Petersburg, Rech', 2003. 240 p. (In Russsian). e

12. Malofeev N.N., Shmatko N.D. (2008) Integraciya i specialnye obrazovatelnye uchrezhdeniya: neobhodimost peremen [Integration and special educational institutions: the need for change]. Defektologiya. 2, 86-94. (In Russsian) y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of | communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International

to p

c

ft

h o

p

ft a

Journal of Applied and Fundamental Research, 2015. no. 2. pp. 13. eg

i

14. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios: Education. 2018. o Vol. 39 (2). pp. 32. (In Venezuela). |

a

15. Andryushchenko E.V., Osipova L.B., Ratanova N.YA. Razvitie osyazaniya i melkoj motoriki ruk u detej s narusheniyami zreniya (5-7 let) (metodicheskoe posobie dlya S. tiflopedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Development of touch and fine e motor skills of hands in children with visual impairment (5-7 years) (a methodological guide u for visual impairment specialists in a preschool educational institution], Chelyabinsk, Tsitsero. n 2010. 128p. (In Russsian). i

16. Druzhinina L.A. Individual'nyj i differencirovannyj podhody pri organizacii korrekcionnoj pomoshchi detyam s kosoglaziem i ambliopiej [Individual and differentiated approaches to the organization of correctional care for children with strabismus and amblyopia (thesis)]. Moscow. 2000. 160 p. (In Russsian).

17. Druzhinina L.A.(2012) Issledovaniya v tiflopedagogike kak osnova individualizacii -mediko-psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej s narusheniem zreniya [Researches in visual impairment pedagogics as the basis of individualization of medical, psychological and pedagogical support of children with visual impairment]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4, 58-69. Available at: http://vestnik- c cspu.ru/upload/pdf/issues/2012/2012_4.pdf. (In Russsian).

18. Druzhinina L.A., Osipova L.B., Plaksina L.I. (2017) Psihologo-pedagogicheskoe § soprovozhdenie doshkol'nikov s narusheniyami zreniya v usloviyah inklyuzivnogo obra-zovaniya: ucheb.-metodich. posobie [Psychological and pedagogical support of preschool children with visual impairments in inclusive education conditions: educational and methodical manual]. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2017. 263p. (In Russsian).

19. Kontrol' i ocenka rezul'tatov obucheniya v nachal'noj shkole (pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RossijskojFederacii) ot 19.11.1998 g. No.1561/14-15. [Monitoring and evaluation of learning outcomes in primary school" (letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 11/19/1998, no. 1561 / 14-15)]. Administrator obrazovaniya, 2017, no. 22, noyabr'. (In Russsian).

5

s

c

c o

m p

e h

ft

d opp

p o

r

u

s

e

ft »

20. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta na-chal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 19.12.2014 No. 1598) [On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1598]. Available at:

https://MHHo6pHayKH.p^/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/5132 (Accessed 10.11.2018) (In Russsian).

21. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki vpsihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg, Rech', 2006. 350p. (In Russsian).

22. Boykina M.V. Kontrol i ocenka rezu'tatov obucheniya v nachalnoj shkole: metodicheskoeposobie [Monitoring and evaluation of learning outcomes in primary school]. St. Petersburg, KARO, 2016. 128 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68605.html. (Accessed: 01.06.18) (In Russsian).

23. Budnikova, E.S. Osobennosti individual'nogo podhoda v obuchenii detej mlad-shego shkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah integri-rovannogo obucheniya [Features of an individual approach in teaching children of primary school age with disabilities in the context of integrated education]. Our new school is the way to a culture of citizens and the development of society: scientific-popul. edition. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2011. no 2. pp. 469-484. (In Russsian).

24. Budnikova E.S. Razrabotka instrumentariya dlya organizacii itogovoj ocenki dos-tizhenij uchashchihsya s osobennostyami razvitiya v ramkah realizacii FGOS [Development of tools for the organization of the final assessment of the achievements of students with special needs in the framework of the implementation of the GEF]. Psychology and pedagogy: current issues and development trends. Novosibirsk,SibAK, 2013. pp. 9-14. (In Russsian).

25. Budnikova E.S., Ekzhanova E.A., Polinova S.A., Reznikova E.V., Kha-bibullina M.B., Shalamova O.A. Kontrolno-diagnosticheskij instrumentarij po russkomu yazyku, matematike i chteniyu dlya uchashchihsya nachal'noj shkoly (k programmam S(K)OU VII vida) [Control and diagnostic tools for Russian language, mathematics and reading for elementary school students (for programs S (K) for OU type VII)]. Chelyabinsk, Obrazovaniye. 2008. 105 p. (In Russsian).

26. Krylova O.N. Tekhnologiya formiruyushchego ocenivaniya v sovremennoj shkole (uchebno-metodicheskoeposobie). EHlektronnyj resurs [Technology of formative assessment in a modern school (a teaching aid). Electronic resource.]. St. Petersburg, CARO, 2015. 128

1 p. Access mode: http://www.iprbookshop.ru/61039.html. (In Russsian). Js 27. Lazareva L.I. Dokumentacionnoe obespechenie deyatel'nosti social'nogo peda-

.S goga v obshcheobrazovatel'noj shkole (uchebno-metodicheskoe posobie). EHlektronnyj , V resurs [Documentation support of the activities of a social teacher in a comprehensive ov school (a teaching aid). Electronic resource,]. Kemerovo, Kemerovskiy gosudarstvennyy | institut kul'tury, Nauchno-metodicheskiy tsentr, 2014. 76 p. (Available at:

Cf

^ http://www.iprbookshop.ru/55763.html. (Accessed: 19.09.18). (In Russsian). hq 28. Reznikova E. V., Shevchuk L. E., Denisov A. M. Psihologo-pedagogicheskaya

programma korrekcionnoj raboty: metodicheskoe posobie [Psychological and pedagogical program of correctional work: a methodical manual]. Chelyabinsk, Tsitsero, 2013. 108 p. (In Russsian).

29. Reznikova E.V., Korrekcionno-pedagogicheskaya pomoshch' uchashchimsya ^ shkol'nogo vozrasta s raznym urovnem umstvennoj nedostatochnosti v usloviyah integracii [Correctional and pedagogical assistance to school-age students with different levels of mental deficiency in the context of integration: monograph]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural. s

integrated education with internal differentiation in the general education classroom]. Chelyabinsk, Izd-vo IIUMTS "Obrazovaniye", 2010. 199 p. (In Russsian).

o

t

h

e

y

gos. guman-ped. un-ta, 2017. 266p. (In Russsian). h

o

30. Druzhinina L.A., Osipova L.B. (eds.) Soderzhanie i metodika raboty tiflopedagoga DOU: ucheb.-metod. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenijpo kursu «Vospitanie i n obuchenie detej doshkol'nogo vozrasta s narusheniem zreniya» [The contents and methods of e work for visual impairment specialists in a preschool educational institution: An educational jg and methodical manual for students of higher educational institutions on the course "Education C and training of preschool children with visual impairment"]. Chelyabinsk, Bukvator, 2006. ~

113p. (In Russsian). |

u

31. Borodina V.A., Reznikova E.V., Tsilitsky V.S. Methodological Support of the In- a novative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Jour- § nal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2017, no. 12, pp. 2486-2492.

32. Shipitsyna L.M. Psihologo-mediko-pedagogicheskaya konsul'taciya: metodich rekomendacii [Psychological, medical and pedagogical consultation: methodical. recommendations]. St. Petersburg, DETSTVO-PRESS, 2002. 352 p. (In Russsian). o

33. Stepina M.N. Sozdanie uslovij dlya realizacii individual'nyhprogramm reabilitacii detej-invalidov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah : sbornik metodicheskih materialov [Creat- | ing conditions for the implementation of individual programs for the rehabilitation of children c with disabilities in educational institutions: a collection of methodological materials]. Chelyabinsk, 2013. 84p. (In Russsian).

34. Shevchuk L.E., Reznikova E.V Obuchenie uchashchihsya s osobennostyami razvitiya po tekhnologii integrirovannogo obucheniya pri vnutrennej differenciacii v obshche-obrazovatel'nom klasse [Teaching students with developmental features in the technology of pp

o m

p

e

h

e

S

e s

u

0 t

c

c

1

ee

s

ft

d p

p o

r

u

S

e

ft

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.